Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:11, курсовая работа
Целью дипломного исследования является комплексный анализ института совершенствования программ социально-экономического развития муниципального образования и выявление теоретико-методических основ и разработке инструментария оценки управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Нерюнгринский район».
Введение
1 Теоретико-правовые основы социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации
1.1Сущность и организация местного самоуправления
1.2 Правовая основа разработки программ социально-экономического развития муниципального образованияв России:проблемы и перспективы
1.3Особенности разработки программ социально-экономическогоразвития муниципального образования
2 Анализ программ социально-экономического развитиямуниципального образования «Нерюнгринский район».
2.1Общая характеристика муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.2Оценка социально-экономического состояния и развития муниципального образования «Нерюнгринский район»
2.3Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2013-2016 годы
3 Совершенствование процесса разработки и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.1 Социологическая оценка эффективности реализации принятых программ СЭР муниципального образования «Нерюнгринский район».
3.2 Проблемы реализации программ СЭР Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы
Среднегодовой индекс потребительских цен к 2014 году прогнозируется на уровне 105,5 %. На прогнозируемый период 2013-2016 годы в Российской Федерации предполагается некоторое понижение курса рубля с 30,0 рублей в 2013 году до 27,9 рублей за 1 доллар в 2013 году.
В области развития реального сектора экономики и потребительского рынка:В 2013 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий составит 41,5 млрд. рублей, к 2014 году прогнозируется рост на 34,1 %, объем достигнет 55,7 млрд. руб.
Добыча угля.
В настоящее время предприятия угледобывающей промышленности Нерюнгринского района восстанавливают объемы добычи угля до кризисного уровня, также налаживается сбыт продукции за пределы республики, в том числе на экспорт.
Объем добычи угля в 2013 году составит 10465,1 тыс. тонн с увеличением на 68,3 % к 2012 году в связи со значительным увеличением объема добычи на разрезе «Нерюнгринский» ОАО ХК «Якутуголь» (8609 тыс. тонн против 5053 тыс. тонн в 2011 году). До 2014 года рост объемов добычи угля в целом по району (до 16830 тыс. тонн) будет обеспечиваться за счет добычи угля с Эльгинского месторождения, также планируется выход на проектную мощность шахты «Дежневская» (1000 тыс. тонн).
У всех угледобывающих предприятий Нерюнгринского района наблюдаются стабильные объемы добычи в течение прогнозируемого периода. Наращивание объемов до 15000 тыс. тонн ожидается у ОАО ХК «Якутуголь» в связи с увеличением объемов по Эльгинскому месторождению с 2013-2016 гг.
Добыча золота.
Добыча золота к 2014 году прогнозируется со снижением объемов до 910 кг., что к уровню 2012 года составит всего 53,8 %. С отработкой россыпных месторождений на территории Нерюнгринского района прекращается деятельность артели старателей «Новая», снижаются объемы добычи в артели старателей «Пламя». Снижение добычи золота из россыпей, обусловленное истощением минерально-сырьевой базы.
Сельское хозяйство.
Развитие агрокомплекса Республики Саха (Якутия) в том числе и Нерюнгринского района в 2013-2016 годах будет осуществляться на принципиально новых подходах в аграрной политике и регулировании агропромышленного комплекса.
Финансовое обеспечение мероприятий будет ориентировано на повышение уровня товарности и модернизацию сельскохозяйственного производства.
Выпуск продукции сельского хозяйства прогнозируется с ростом на 17,5 % к 2014 году, против ожидаемого в 2013 году.
Прогнозируется, что в 2013 году объем производства скота и птицы в живом весе останется на уровне 2012 года (4223 тонны), производство яиц вырастет на 2,2 % и составит 40965 тыс. штук. Прогнозируется также рост поголовья оленей на 5,1 % (с 6800 голов до 7150), свиней – на 4,2 % (с 3550 голов до 3700), коров – на 7,7 % (с 65 голов до 70). Поголовье птицы в 2013 году прогнозируется со снижением на 2,3 % (с442720 голов до 432596).
Потребительский рынок.
Основными задачами потребительского рынка района на прогнозируемый период являются – совершенствование технологического процесса, расширение ассортимента и улучшение качества продукции, выявление и использование внутренних резервов, комплексное решение проблем рационализации производства и управления, совершенствование организационно – экономических отношений, применение ресурсосберегающих технологий.
Прогнозируется, что в 2013 году производство потребительских товаров вырастет на 23,6 % по сравнению с 2012 годом и составит 802 млн. руб.
Производство хлебобулочных изделий на весь прогнозный период прогнозируется на уровне 2012 года в количестве 3100 тонн. Основной производитель хлеба ООО «Хлеб» не планирует увеличение выпуска хлеба и хлебобулочных изделий, в связи с уменьшением потребления данного вида продукции.
К 2014 году планируется увеличение производства колбасных изделий на 33,3 %. Это будет возможно в связи с открытием на территории Нерюнгринского района нового колбасного цеха предприятием МПЦ «Скиф», а также в связи с расширением производства действующего колбасного модуля «Айгуль», за счет внедрения новейших технологий.
Развитию производства товаров внутреннего рынка будут способствовать становление благоприятного предпринимательского климата в районе в связи с принятием муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2013 - 2016 годы».
В 2013-2016 годах продолжится поддержка развития предприниматель-
ства путем расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам, содействию роста конкурентоспособности и продвижению продукции, организации новых производств, подготовки кадров для малого бизнеса.
Позитивный рост благосостояния и реальных денежных доходов населения обеспечат ежегодный прирост розничного товарооборота на 6% до 2014 года. Прогнозируется к 2014 году увеличение оборота розничной торговли до 10,5 млрд. рублей, что на 19,1 % выше ожидаемого в 2013 году. Торговые сети района показывают относительно устойчивые показатели деятельности благодаря стабильному спросу на продукты питания, а также за счет гибкости в отношении ассортиментной и ценовой политики. Удержание стабильного спроса и стимулирование продаж – один из основных факторов роста оборота розничной торговли.
В 2013 году объем платных услуг населению прогнозируется в сумме 6826,7 млн. руб., что на 33,2 % больше ожидаемого в 2012 году.
В связи с ростом цен и тарифов на услуги ЖКХ, связи в 2013 году доля «обязательных услуг» в общем объеме платных услуг населению вырастет до 74,6%. Данная тенденция на рынке платных услуг сохранится до 2014 года.
Начиная с 2013 года рынок платных услуг социальной сферы (культура, образование и здравоохранение) претерпит существенные изменения в связи с реализацией программы реформирования муниципальных финансов и повышения эффективности бюджетных расходов для стимулирования системных преобразований учреждений социальной сферы. Переход муниципальных учреждений образования на хозрасчетную систему будет способствовать укреплению их материально-технической базы и росту объема платных услуг образования.
Функционирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) и в том числе Нерюнгринского района в 2013-2016 годах будет осуществляться в соответствии с государственной целевой программой «Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2013-2016 годы и основные направления до 2025 года», а также муниципальными адресными программами.
В соответствии с Концепцией тарифной политики Республики Саха (Якутия) предусмотрен опережающий рост тарифов для населения над тарифами для предприятий, что обеспечивает рост установленной окупаемости жилищно-коммунальных услуг с 48,1% в 2013 году до 48,87% в 2013 году по первому варианту и 52,58% по второму варианту.
В прогнозный период особое внимание будет обращено вопросам адресной поддержки уязвимых групп населения. С этой целью будет проводиться разъяснительная работа по порядку предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, усилена работа по оформлению технических паспортов на жилые дома.
Для недопущения роста задолженности за коммунальные услуги, которая по состоянию на 1 сентября 2012 года достигла 80,5 млн. рублей и создает угрозу дестабилизации деятельности жилищно-коммунального комплекса, будет усилена работа с должниками вплоть до исполнения судебных решений.
Одним из важнейших элементов жилищно-коммунальной реформы является энергосбережение в ЖКХ.
Организация достоверного учета путем установки счетчиков холодной и горячей воды, тепловой энергии на вводах в жилые здания позволит выявить фактические потери в магистральных сетях, уменьшить дотации бюджета и в меньшей степени увеличить расходы населения на оплату коммунальных услуг.
Инвестиционная деятельность.
По прогнозным данным инвестиции за счет всех источников финансирования по Нерюнгринскому району в 2013 году составят 1,4 млрд. рублей, что на 29 % ниже, чем в 2012 году.
Предусмотрена реализация комплексного инвестиционного проекта с использованием механизма государственно-частного партнерства:
- инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Проект утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2012 года № 302-р;
- в прогнозном периоде завершилось строительство железной дороги Улак-Эльга, освоение Эльгинского каменноугольного месторождения (ОАО «Мечел»).
Финансовый результат деятельности организаций в 2013 году прогнозируется в размере 18761,5 млн. руб. (прибыли). Это на 32 % больше, чем в 2012 году. Значительный рост планируется в основном за счет прибыли предприятий по добыче полезных ископаемых, которые в 2013 году будут формировать более 80% балансовой прибыли.
Из них наибольший рост балансовой прибыли в сравнении с уровнем 2012 года ожидается получить по предприятиям угледобывающей отрасли (в 6 раз от уровня 2010 года) за счет значительного увеличения объемов добычи угля разреза «Нерюнгринский» ОАО ХК «Якутуголь, также высокий рост балансовой прибыли ожидается по ОАО «Нерюнгрибанк» (в 2 раза).
Налоговые доходы по всем уровням в 2013 году вырастут до 2923,2 млн. руб., что на 14,3 % выше ожидаемого в 2012 году. Налоговые доходы местного бюджета вырастут на 21,7 % и составят 958,5 млн. руб. Прогнозируется, что расходы местного бюджета в 2013 году вырастут на 9,0 % к 2014 году и составят 3291,0 млн. руб. Дотации в местном бюджете будут составлять 68,5 % против 65,0 % в 2013 году.
Социальное развитие и уровень жизни населения.
В 2013-2016 годах продолжится тенденция снижения численности населения района, которая по прогнозным данным составит в 2013 году 80,4 тыс. чел. против 84,7 в 2012 году. Снижение численности населения происходит за счет отрицательного сальдо миграции.
Основными задачами демографической политики в Республике Саха (Якутия) и в том числе в Муниципальном образовании «Нерюнгринский район» являются укрепление роли семьи в обществе, улучшение демографической ситуации и положения детей.
Численность безработных граждан к 2013 году снизится незначительно (на 3,4 %) по отношению к 2012 году и составит 850 человек. Основная цель государственной политики занятости на прогнозируемый период – принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в районе.
Несмотря на уменьшение возможностей для трудоустройства граждан, связанное с сокращением количества введённых рабочих мест в организациях, напряжённость на рынке труда в 2013-2016 годах будет ниже, чем в предыдущем году. Это обусловлено принятием мер по обеспечению граждан временными рабочими местами, прежде всего, в ходе реализации Программы дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда на 2013 год, а также уменьшением интенсивности увольнений в связи с ликвидацией организаций или сокращением штатной численности работников.
Программа дополнительных мер направлена на создание временных рабочих мест для проведения общественных работ, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников предприятий специальностям, востребованным на рынке труда, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных, организацию стажировки выпускников учреждений профессионального образования, содействие трудоустройству инвалидов, переезд в другую местность для замещения рабочих мест.
Кроме того, в рамках реализации дополнительных мероприятий по содействию занятости населения (сверх Программы дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда на 2013 год) в целях организации общественных работ на территории поселений МО в 2012 году утвержден дополнительный Перечень общественных работ на территории поселений.
В целях недопущения негативных социально-экономических последствий увольнения работников и уменьшения безработицы в области занятости населения предстоит организовать работу по следующим направлениям:
- принятие действенных
мер по снижению возникающей
локальной напряжённости на
- поддержка системообразующих предприятий в целях сохранения их кадрового потенциала;
- содействие занятости населения в монопрофильных населённых пунктах;
- планомерное усиление
финансовой и организационной
поддержки малых предприятий
в целях вовлечения граждан
в предпринимательскую
- содействие созданию
организаций малого и среднего
бизнеса в зоне протяжения
железнодорожной линии
- дальнейшее сокращение
квоты на привлечение
- трудоустройство выпускников
учреждений профессионального
- стимулирование внутренней
трудовой миграции, включая привлечение
местных квалифицированных
Численность занятого населения Нерюнгринского района в отраслях экономики на 2013 год прогнозируется на уровне 43,6 тыс. человек (на уровне 2012 года), из них 29,2 тыс. человек будет занято на предприятиях и организациях всех форм собственности. Структура занятости существенно не изменится: доля занятых в производственных отраслях составит около 63 %, в непроизводственной сфере – 37 %.