Разработка мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Новый завод ЖБК», на материалах которого выполнена данная работа.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- дать общую характеристику ЗАО «Новый завод ЖБК»;
- проанализировать основные технико - экономические показатели предприятия за 2009 - 2011 гг.;
- проанализировать финансовые показатели предприятия;
-разработать мероприятия по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Новый завод ЖБК».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия………………………………………………………………………….7
1.1 Планирование производственной деятельности предприятия…………..7
1.2 Показатели эффективности деятельности предприятия…………………13
1.3 Факторы, влияющие на экономическую эффективность работы предприятия…………………………………………………………………….17
2 Анализ экономической эффективности деятельности предприятия на основе обобщающих финансово-экономических показателей………………………….20
2.1 Краткая характеристика и производственная структура управления ЗАО «Новый завод ЖБК»……………………………………………………..20

2.2 Анализ структуры баланса………………………………………………...26
2.2.1 Анализ актива Баланса………………………………………………26
2.6.2Анализ пассива баланса……………………………………………...30
2.3 Исследование ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия…………………………………………….…….32
2.4 Оценка прибыли и рентабельности…………………………………….46
3. Организация работ по повышению эффективности хозяйственной деятельности на предприятии……………………………………………………..52
3.1 Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Новый завод ЖБК»…………………………………………………………...52
3.2 Оценка вероятности банкротства…………………………………………64
3.3 Основные направления по повышению эффективности деятельности предприятия…………………………………………………………………….69
Заключение…………………………………………………………………………73
Список использованной литературы……………………………………………..75

Файлы: 1 файл

диплом в работе.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от содержания, целей  и задач можно выделить следующие формы планирования в зависимости от длительности планового периода:

  1. перспективное;
  2. среднесрочное;
  3. текущее планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например 10, 15, 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляться на период от 1 года до 5 лет. На некоторых  предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана.

Текущее планирование охватывает период до одного года и включает полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное), суточное планирование.

Формы планирования в  зависимости от содержания плановых решений показаны на рисунке 1.

Рисунок 1 -  Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Суть стратегического  планирования – в разработке и  принятии перспективных решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), реализация которых обеспечит эффективность функционирования предприятия в долгосрочной перспективе, его быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. В процессе стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить свой бизнес, какие усилия следует предпринимать для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать и т. д.

Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных планов, в которых конкретизируются стратегия развития предприятия, методы и формы ее реализации. Результатом тактического планирования является план экономического и социального развития предприятия, представляющий собой комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия на соответствующий период.

Оперативно-календарное  планирование включает составление  краткосрочных планов, в которых  содержится детальная разработка инструментов воздействия на производственный процесс. На этапе оперативного планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия для корректировки процесса производства и др.

К основным методам планирования относятся:

  1. балансовый,
  2. опытно-статистический,
  3. нормативный,
  4. экономико-математический.

Каждый из этих методов  включает десятки, а то и сотни  разновидностей, приемов и способов расчетов.

Балансовый метод планирования характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой - направления их использования. Правильное определение ресурсов будет означать обоснованное направление их использования согласно имеющимся потребностям. В планировании часто применяются такие балансы, как:

а) натуральный (материальный),

б) стоимостной, в) трудовой,

г) межотраслевой и другие.

Так, например, план товарооборота  фирмы обязательно требует расчета  плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством  балансового метода, а баланс денежных доходов и расходов населения  региона - определения источников получения ими средств и направлений их расходования, что также выполняется посредством балансового метода.

Опытно-статистический метод  планирования характеризуется ориентацией  на фактически достигнутые в прошлом  результаты, по экстраполяции которых  определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом.

Нормативный метод планирования (или метод технико-экономических  расчетов) использует нормативы и  нормы. В экономике различают  понятия «норматив» и «норма».

Норматив - это научно обоснованная величина затрат, разработанная  в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства.

Норма - это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой. Считается, что более обоснованными  являются нормативы, применение которых  повышает точность и объективность  планового показателя. Однако они не всегда учитывают особенности конкретного региона или фирмы. В планировании часто используют следующие нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, труда, удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, естественной убыли, тарифов на электроэнергию, физиологические и рациональные нормативы потребления товаров, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспеченности населения больничными койками, классной площади на ученика, количества зрительских мест на 1000 жителей.

Группа экономико-математических методов планирования характеризуется  возможностями оптимизации плановых решений. Сущность этих методов состоит  в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. Так можно определить оптимальную зависимость между:

а) партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение;

б) объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли;

в) объемом капиталовложений и прибылью.

По сути, любой показатель может быть запланирован посредством  экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обязательной экспертной оценки полученных данных.

В планировании своей  деятельности участвуют все службы предприятия.

Так, производственно-диспетчерский  отдел на основе плановых заданий  разрабатывает номенклатурные, производственные задания цехам и производственным участкам, устанавливает сроки и контролирует ход выполнения этих заданий.

Отдел маркетинга занимается исследованием рынка, планированием  основных товарных групп (линий), сбыта, продвижения и распределения  продукции.

В компетенцию отдела цен входит планирование ценовой политики предприятия.

Отдел сбыта планирует  конкретные направления сбыта продукции, а также новые формы обслуживания и торговли.

Финансовые службы ведают планированием издержек и конечных показателей финансовой деятельности предприятия.

Отдел кадров ведет планирование использования трудовых ресурсов.

Производственно-технические  службы (планово-диспетчерские бюро подразделений предприятия) отвечают за планирование работы отдельных подразделений  предприятия, планирование по сменам, контролируют качество сырья, комплектующих изделий и готовой продукции.

На небольших предприятиях планово-экономический отдел может  отсутствовать, тогда его функции  передаются отделу маркетинга или же относятся к непосредственному  ведению одного из заместителей директора. 

1.2 Показатели эффективности деятельности предприятия

 

Рыночные отношения  представляют собой главную форму  связи между товаропроизводителями  и покупателями, т. е. механизм согласования их действий. В процессе этих отношений выявляется эффективность всех сфер экономики, каждого предприятия.


Оценка деятельности предприятий осуществляется по определенному  критерию. В качестве такого критерия используется принцип эффективности. Этот принцип представляет собой  выражение более общего принципа рациональности. Сущность его выражается в том, чтобы с помощью имеющихся ограниченных средств (ресурсов) обеспечить оптимальный результат при достижении поставленных целей. Однако оценка результата хозяйствования должна включать не только констатацию достижения поставленных целей посредством хозяйственной деятельности, но и степень достижения цели с точки зрения оптимальности выбранных решений. Способы действия (альтернативы) по распределению средств только тогда могут быть признаны оптимальными, если они способствуют достижению максимального результата на основе имеющихся (заданных) средств (принцип максимизации) или достижению определенного результата с использованием минимальных средств (принцип минимизации).[14]

Важным звеном рыночного  механизма является конкуренция. Это ключевое понятие, которое выражает сущность рыночных отношений. Конкуренция между производителями представляет собой тип взаимоотношений по поводу установления цен и объемов производства на рынке. Опыт западных стран свидетельствует, что конкуренция выступает как важный фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции, снижения издержек и стабилизации экономического роста.

В России созданы предпосылки  для проведения всеобъемлющей, последовательной и действенной политики по поддержке и развитию конкуренции. Выравнивание условий конкуренции является важным рычагом повышения эффективности использования ресурсов и повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.


Каждое предприятие принимает решение по большой совокупности вопросов: определение номенклатуры выпускаемой и реализуемой продукции; на какой рынок или его сегмент выходить с этим товаром; какие технологии использовать для производства и реализации товаров; какая структура ресурсов необходима и как распределять трудовые, материальные и финансовые ресурсы; каких показателей должно достичь предприятие за определенный период, особенно по качеству и техническим характеристикам товара, по эффективности производства и сбыта и т. д.

Обеспечение прибыльной работы предприятия является первоочередной среди многих целей, это не означает, что остальные малозначительны. Достижение каждой цели должно быть просчитано и предусмотрено решение соответствующих  задач в ближайшее время и в долгосрочной перспективе. При этом необходимо помнить, что другие задачи (цели развития) будут решены (достигнуты), если предприятие обеспечит получение прибыли от хозяйственной деятельности. Именно за счет прибыли, в основном, формируются средства для развития предприятия.

Эффективность хозяйственной  деятельности предприятия определяется полученными результатами (в процессе этой деятельности), которые отражают достижение целей развития (повышение  доли на рынке в виде достигнутого объема реализованной продукции или получение прибыли как эффекта и т. п.). И конкурентным успехом на рынке (выражаемом в качестве продукции и цене, по которой стала возможна реализация), представленным в виде объема реализованной продукции или эффекта и соотнесенным с величиной совокупных, примененных и потребленных ресурсов.[12]

Эффективность использования  отдельных видов ресурсов характеризуется соотношением объема выпуска продукции или прибыли от хозяйственно-финансовой деятельности с соответствующей величиной ресурсов (отдельных видов или отдельными видами затрат, связанными с рабочей силой, с использованием основных фондов или оборотных средств).

Эффективность является сложной категорией, которая складывается на предприятии под влиянием множества  внутренних и внешних факторов: экономических, правовых, социальных и др. Это обстоятельство является причиной использования для ее количественной оценки множества показателей. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Их упорядоченность, расположение, например, в порядке от обобщающих показателей эффективности к частным, образует определенную систему показателей, и каждое предприятие самостоятельно определяет эту систему.

К системе показателей  эффективности предъявляются следующие  требования:

  1. показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
  2. показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе анализа деятельности предприятия;
  3. показатели должны опираться на важнейшие показатели конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
  4. важнейшие показатели должны быть выражены  абсолютными, относительными и удельными величинами (например, прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);
  5. показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;
  6. показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности предприятия (доходы, расходы, налоги и др.).

Соотношение показателей  можно исчислять различными способами. При определении показателя эффективности как отношение-результата в виде объема выпуска (реализации) продукции или эффекта (прибыли) к ресурсам или затратам необходимо ориентироваться на его максимизацию. При использовании обратных показателей в виде отношения ресурсов или затрат к объему выпуска (реализации) продукции или эффекту (прибыли) важно добиваться их минимизации.

Информация о работе Разработка мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности