Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:00, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Новый завод ЖБК», на материалах которого выполнена данная работа.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- дать общую характеристику ЗАО «Новый завод ЖБК»;
- проанализировать основные технико - экономические показатели предприятия за 2009 - 2011 гг.;
- проанализировать финансовые показатели предприятия;
-разработать мероприятия по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Новый завод ЖБК».
Введение…………………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия………………………………………………………………………….7
1.1 Планирование производственной деятельности предприятия…………..7
1.2 Показатели эффективности деятельности предприятия…………………13
1.3 Факторы, влияющие на экономическую эффективность работы предприятия…………………………………………………………………….17
2 Анализ экономической эффективности деятельности предприятия на основе обобщающих финансово-экономических показателей………………………….20
2.1 Краткая характеристика и производственная структура управления ЗАО «Новый завод ЖБК»……………………………………………………..20
2.2 Анализ структуры баланса………………………………………………...26
2.2.1 Анализ актива Баланса………………………………………………26
2.6.2Анализ пассива баланса……………………………………………...30
2.3 Исследование ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия…………………………………………….…….32
2.4 Оценка прибыли и рентабельности…………………………………….46
3. Организация работ по повышению эффективности хозяйственной деятельности на предприятии……………………………………………………..52
3.1 Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Новый завод ЖБК»…………………………………………………………...52
3.2 Оценка вероятности банкротства…………………………………………64
3.3 Основные направления по повышению эффективности деятельности предприятия…………………………………………………………………….69
Заключение…………………………………………………………………………73
Список использованной литературы……………………………………………..75
Предприятие не обеспечено собственными источниками финансирования, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности СОС за весь период исследования имеет отрицательные значения (-1,00 , -0,63 и -0,69 соответственно), но в 2010 г. и 2011 г. наблюдается тенденция к увеличению данного коэффициента. Предприятие ограничено в проведении независимой финансовой политики. Запасы не обеспечены собственными оборотными средствами (-3,55, -2,45 и -1,00 соответственно). Поэтому предприятие привлекает заемные средства. ЗАО "Новый завод ЖБК" не имеет возможности пополнить оборотные средства за счет собственных источников. Коэффициент маневренности имеет отрицательные значения (-2,70, -2,32 и -2,21 соответственно). Проанализировав эту группу коэффициентов, представляется возможным сделать вывод о необеспеченности оборотных средств собственными источниками финансирования.
Основные средства и другие внеоборотные активы превышают источники собственных средств в 3,7, 3,32 и 3,21 раз соответственно. В 2009 году доля оборотных средств, приходящихся на 1 руб. внеоборотных активов, составила 0,72, в 2010 году доля оборотных средств повышается и составляет 1,1, а в 2011 году 0,99. Такая динамика свидетельствует об увеличении оборотных активов в отчетном году. Коэффициент имущества производственного назначения значительно превышает нормативные значения и составляет 0,69 в 2009 году, 0,61 в 2010 году и 0,85 в 2011 году, т. е. доля внеоборотных активов и запасов в общих активах предприятия соответствуют нормативным стандартам. Изучив вторую группу коэффициентов, допустимы выводы о недостатке внеоборотных активов и достаточных запасов для деятельности предприятия.
В рассматриваемом периоде коэффициент автономии не достигает нормативного значения и равен соответственно 0,16 в 2009 и 2011 годах, 0,15 в 2010 году. Другими словами в 2011 году доля владельцев предприятия в общей сумме средств, вложенных в него, составила 15 %. Увеличивается риск финансовых затруднений в будущем. Такая тенденция снижает гарантии погашения предприятием своих обязательств. Заемные источники значительно превышают собственные. Таким образом, снижается финансовая устойчивость предприятия.
Неустойчивое финансовое состояние, характеризуется нарушением платежеспособности предприятия, когда восстановление равновесия возможно за счет пополнения источников собственных средств и ускорения оборачиваемости запасов.
2.4 Анализ прибыли и рентабельности
Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Реализация этой цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство. Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений и активов. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится, если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость.
Убытки по результатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротства.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности хозяйствования.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.
Данные для оценки динамики и структуры финансовых результатов деятельности предприятия представлены в таблице 11.
Таблица 11 - Анализ прибыли ЗАО «Новый завод ЖБК» за 2010 - 2011 гг.
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
Отклоне-ние (+,-) |
Темп спада, % |
Уровень в % к выручке в 2011г. |
Уровень в % к выручке в 2010г. |
Отклоне-ние уровня, % |
Выручка от продажи товаров, продукции |
1 092 048 |
979 928 |
-112 120 |
89,70 |
100 |
100 |
- |
Себестоимость проданных товаров, продукции |
815 478 |
766 834 |
- 48 644 |
94,03 |
78,254 |
74,674 |
3,158 |
Валовая прибыль |
276 570 |
213 094 |
63 476 |
77,05 |
21,745 |
25,325 |
-3,580 |
Коммерческие расходы |
125 432 |
101 393 |
-24 039 |
80,83 |
10,346 |
11,486 |
-1,140 |
Управленческие расходы |
47 940 |
50 632 |
2 692 |
105,62 |
5,167 |
4,389 |
0,778 |
Прибыль от продаж |
103 198 |
61 069 |
-42 129 |
59,18 |
6,232 |
9,449 |
-3,217 |
Проценты к получению |
513 |
1489 |
976 |
290,25 |
0,152 |
0,047 |
0,105 |
Проценты к уплате |
8987 |
2146 |
-6 841 |
23,88 |
0,219 |
0,823 |
-0,604 |
Прочие доходы |
78 081 |
90 545 |
12 464 |
115,96 |
9,240 |
7,150 |
2,090 |
Прочие расходы |
32 401 |
43 508 |
11 107 |
134,28 |
4,440 |
2,967 |
1,473 |
Прибыль до налогообложения |
140 404 |
107 449 |
-32 955 |
76,53 |
10,965 |
12,857 |
-1,892 |
Отложенные налоговые активы |
6 344 |
4 350 |
-1 994 |
68,57 |
0,444 |
0,581 |
-0,137 |
Отложенные налоговые обязательства |
15 146 |
7 349 |
-7 797 |
48,52 |
0,750 |
1,387 |
-0,636 |
Текущий налог на прибыль |
28 080 |
21 489 |
-6591 |
76,52 |
2,193 |
2,572 |
-0,379 |
Чистая прибыль |
112 324 |
85 960 |
-26 364 |
76,53 |
8,772 |
10,286 |
-1,514 |
Всего доходов |
1 185 788 |
1 076 312 |
-109 476 |
- |
- |
- |
- |
Всего расходов |
1 073 464 |
990 352 |
-83 112 |
- |
- |
- |
- |
Коэффициент соотношения доходов и расходов |
1,104 |
1,086 |
-0,018 |
- |
- |
- |
- |
В 2011 году выручка от продаж составила 979 928 тыс. руб., что на 112 120 тыс. руб. меньше, чем в 2010 году. Это можно объяснить понижением спроса на продукцию ЗАО «Новый завод ЖБК», и как следствие, уменьшением продаж предприятия в натуральном выражении.
Себестоимость в 2011 году стала меньше по сравнению с 2010 годом на 48 644 тыс. руб.
Коммерческие расходы в 2011 году снизились на 24 039 тыс. руб., или на 19,17 %. Вероятнее всего ЗАО «Новый завод ЖБК» снизило активность в маркетинговой политике и затраты на рекламу. Управленческие расходы за отчетный период увеличились на 2 692 тыс. руб., или на 5,62 %.
Коммерческие и управленческие расходы в 2010 году составили 173 372 тыс. руб. (125 432 + 47 940), а в 2011 году – 152 025 тыс. руб. (101 393 + 50 632). Таким образом, уменьшение коммерческих и управленческих расходов составило 12,31 % (152 025/173 372). При этом доля коммерческих и управленческих расходов в 2011 году, выраженная в процентах от выручки практически осталась на том же уровне; в 2010 году – 15,87 % от выручки, в 2011 году – 15,51 % от выручки, т.е. наблюдается уменьшение доли управленческих и коммерческих расходов на 0,36 %.
Прибыль от продаж в отчетном периоде уменьшилась на 42 129 тыс. руб. или на 40,82 % по отношению к 2010 году. Это обусловлено падением спроса на продукцию ЗАО «Новый завод ЖБК» .
В 2011 году наблюдается значительное увеличение процентов к получению на 976 тыс. руб., или на 290,25 %.
Увеличение прочих доходов в 2011 году составило 15,96 %, увеличение прочих расходов на 34,28 %.
Увеличение отрицательного сальдо от прочей деятельности повлияло на снижение прибыли до налогообложения в отчетном периоде на 32 955 тыс. руб., или на 23,47 %.
Чистая прибыль ЗАО «Новый завод ЖБК» составила в 2011 году 112 324 тыс. руб., снизившись на 23,47 % по сравнению с 2010 годом. Выраженная в виде процента от объема продаж чистая прибыль в 2011 году составила 8,772 % по сравнению с 2010 годом – 10,286 %.
Коэффициент соотношения доходов и расходов должен быть больше 1. Тогда деятельность предприятия является эффективной. В противном случае - неэффективном.
Если коэффициент равен 1, то предприятие не получило ни прибыли, ни убытка, что также не может считаться эффективной работой. В нашем случае коэффициент соотношения больше 1, это свидетельствует о эффективной деятельности предприятия.
Важная роль в системе
экономических показателей
Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность от продаж, необходимо осуществить следующие расчеты:
Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность от продаж, необходимо осуществить следующие расчеты:
1. Влияние изменения
выручки от продажи на
ΔRП(B) = ((979 928 - 815 478 - 125 432 - 47 940) / 979 928) – ((1 092 048 -
- 815 478 - 125 432 - 47 940) / 1 092 048) · 100 % = (-0,01 - 0,09) · 100% = - 10 %
2. Влияние изменения себестоимости от продаж на (RП):
ΔRП(C) = ((979 928 - 766 834 - 125 432 - 47 940) / 979 928 ) – ((979 928 - 815 478- 125 432 - 47 940) / 979 928 ) · 100 % = (0,04 – (- 0,01)) · 100% = 5 %
3. Влияние изменения коммерческих расходов на (RП):
ΔRП(Рк) = ((979 928 - 766 834 - 101 393- 47 940) / 979 928) – ((979 928- 766 834 - 125 432 - 47 940) / 979 928) · 100 % = (0,06 - 0,04) · 100% = 2 %
4. Влияние изменения управленческих расходов на (RП):
ΔRП(Рупр) = ((979 928 - 766 834 - 101 393 - 50 632) / 979 928) – ((979 928 - 766 834 - 101 393 - 47 940) / 979 928) · 100 % = (0,06 - 0,06) · 100% = 0 %
5. Совокупное влияние факторов составляет:
RП = - 10 + 5 + 2 + 0 = - 3 %
Рентабельность продаж отчетного периода уменьшилась по сравнению с рентабельностью продаж предыдущего года на 3%.
Для расчета влияния основных факторов на изменение рентабельности затрат проведем следующие расчеты:
1. Влияние изменения объема продажи продукции на (RС):
ΔRС(B) = (((979 928 - 815 478) / 815 478) - ((1 092 048 - 815 478) / 815 478)) ∙100% = (0,20 – 0,34) · 100 % = - 14 %
2. Влияние изменения затрат на (Rc):
ΔRС(З) = (((979 928 - 766 834) / 766 834) - ((979 928 - 815 478) / 815 478)) ·100% = (0,28 – 0,20) · 100 % = + 8 %
3. Совокупное влияние факторов:
RС = –14 + 8 = – 6 %
Рентабельность затрат отчетного года уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 6 %.
Еще одним основным показателем
работы предприятия является рентабельность
активов, моделирование которой
позволяет утверждать, что рентабельность
использования средств
Рентабельность активов рассчитывается делением чистой прибыли (как правило, за год) на величину всех активов (т.е сальдо баланса организации):
Рентабельность активов = Чистая прибыль / Активы
В результате расчета получается величина чистой прибыли с каждого рубля вложенного в активы организации. Часто, чтобы получить более наглядное, процентное соотношение в формуле используют умножение на 100. В этом случае показатель также можно интерпретировать как "сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в активы организации".
Расчет влияния факторов на величину рентабельности активов представим в таблице 12.
Таблица 12 - Двухфакторная модель рентабельности активов ЗАО «Новый Завод ЖБК» за 2010 - 2011 гг.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение, (+.-) |
Отклонение за счет факторов |
1. Рентабельность активов, % |
12,21 |
10,16 |
-2,05 |
-2,05 |
1.1. Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
10,28 |
8,77 |
-1,51 |
-1,79 |
1.2. Коэффициент оборачиваемости активов КобА |
1,19 |
1,15 |
-0,04 |
-0,35 |
1. Расчет влияния изменения
коэффициента оборачиваемости
ΔРА(Рп) = -1,51 · 1,19 = -1,79
2. Расчет влияния изменения
рентабельности продаж по
ΔРА(КобА)= 8,77 · -0,04 = -0,35
На основе проведенного факторного анализа можно сделать следующие выводы:
- наибольшее влияние
на снижение рентабельности
- рентабельность продаж в 2011 году сократилась на 0,35 %.
Произведённые выше расчёты свидетельствуют о падении показателей прибыли и рентабельности в 2011 году.
Прибыль от продаж в отчетном периоде уменьшилась на 42 129 тыс. руб. или на 40,82 % по отношению к 2010 году.
Рентабельность продаж отчетного периода уменьшилась по сравнению с рентабельностью продаж предыдущего года на 3%.
Рентабельность затрат отчетного года уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 6 %.
Необходимо рассмотреть
пути повышения прибыли и
Одним из методов повышения прибыльности и рентабельности компании является снижение расходов, связанных с производством продукции, но при этом качество изготавливаемой продукции должно остаться прежним, либо улучшиться.
Еще одним из путей повышения прибыли и рентабельности компании является кадровая политика предприятия. Необходимо нанимать высококвалифицированных специалистов, которые могут работать на нескольких должностях, кроме того, применять все более совершенные методы стимулирования труда, а также направлять своих работников на курсы переподготовки.
Информация о работе Разработка мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности