Разработка стратегии развития предприятия ООО «КраМЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ. Фактически стратегия – это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .. 12
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ .. 13
1.1. Виды стратегического управления их характеристика .. 13
1.2. Стратегии предприятия, их характеристика и
классификация 17
1.3. Сущность стратегии развития предприятия, стратегический анализ предприятия 24
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
2.1. Стратегическая характеристика деятельности предприятия 32
2.2. Видение, миссия и стратегические цели предприятия 33
2.3. Стратегический анализ внешней среды предприятия 35
2.3.1. Анализ макроокружения предприятия 35
2.3.2. Анализ микроокружения предприятия 39
2.4. Стратегический анализ внутренней среды предприятия 43
2.5. Комплексный стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия 48
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КраМЗ» 57
3.1. Формирование стратегических альтернатив предприятия 57
3.2. Разработка стратегии развития предприятия 60
3.3. Разработка мероприятий по реализации стратегии развития предприятия 63
3.4. Оценка эффективности и контроль за реализацией
стратегии развития предприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79

Файлы: 1 файл

здесь должно быть что выдернуть на 3 часть.docx

— 312.94 Кб (Скачать файл)
Сильные и слабые стороны организации

Изучение внутренней среды  направлено на уяснение  того, какими сильными и слабыми сторонами  обладает организация. Сильные стороны  служат базой, на которую организация  опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны  – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое  должно делать все возможное, чтобы  избавиться от них.

  Внутренняя среда исследуемого предприятия характеризуется следующими моментами:

  • Кадровое обеспечение и заработная плата

Работники имеют возможность  пройти обучение, приобрести профессию  или повысить свою квалификацию непосредственно  на заводе. Образовательная лицензия позволяет осуществлять подготовку персонала практически по всем рабочим  профессиям. На заводе создана «Школа мастеров», ежегодно проводятся профессиональные конкурсы «Лучший молодой рабочий», «Золотой резерв мастера», «Профессионалы КраМЗа».  
Начиная с 1999 года, 25 молодых руководителей прошли обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров. Для вновь принятых рабочих и специалистов действует программа, позволяющая быстрее и комфортнее пройти период адаптации на новом рабочем месте.  
Ежегодно «КраМЗ» принимает на производственную практику студентов ВУЗов и колледжей, многие из которых после окончания учебного заведения устраиваются на завод.

  • Забота о здоровье сотрудников

«КраМЗ» обеспечивает своим  сотрудникам качественное медицинское  обслуживание. На заводе действует  система добровольного медицинского страхования. В распоряжении работников есть поликлиника МСЧ-9, в которой  можно не только пройти ежегодный  медицинский осмотр, но и обратиться за консультацией и помощью к  узким специалистам.  
Предприятие организует для работников отдых и оздоровление в санаториях и профилакториях. Дети работников завода имеют возможность отдохнуть и укрепить здоровье в детских лагерях.  

  • Организация общего управления

На предприятии четко  распределены права и обязанности  работников. Надо отметить, что в целом данная структура достаточно эффективна, но я бы немного изменил схему отдела сбыта.

В отделе сбыта как показала практика, не хватает специалистов, а имеющиеся работники незаменимы и при неожиданном выбытия  работника в случае болезни, командировки, отпуска страдает  сбыт предприятия. Существующая структура отдела сбыта  изображена. На предприятии существует практика снижения управленческих издержек. Высшее руководство имеет достаточно высокую квалификацию и имеют определенный опыт работы в данном направлении.

  • Производство

Предприятие имеет выгодное месторасположение по отношению  к природным ресурсам. Технология предприятия отвечают конкурентным требованиям сегодняшнего дня. Контроль качества продукции осуществляется силами собственной лаборатории. Контроль за процессом изготовления осуществляется  регулярно.

Вместе с тем качество продукции предприятия ООО «КраМЗ» оставляет желать лучшего. В менеджменте существует высказывание: «качество продукции не надо повышать, им надо управлять». Однако качество продукции ООО «КраМЗ» как раз надо повышать. Анализ качества продукции плавильного цеха ООО «КРАМЗ» показал,  что основными видами  брака в плавильном  цехе  являются: канавка и надиры  -33,78%,  рванины-16,89%,  трещины-22,31%  ,  хим.состав-9,15%,  макродефекты-6,26 %, кривизна- 4,01%, неслитины- 2,82%, немерность- 2,04%, раковины-2,04%, механическая обработка 0,69%. По данным диаграммы Парето такие виды брака, как канавки и надиры, трещины и рванины -  составляют  более 70%  от  общего  числа брака (72,99%).  Диаграмма причин  и результатов показала,  что основной  фактор,  влияющий  на  выбранный вид брака – газовые неметаллические включения,  присутствующие    в расплаве.  Для очистки сплава от неметаллических газовых включений применяется рафинирование расплава. В металлургии широкое применение нашли адсорбционные методы рафинирования, а именно флюсовая обработка расплава.  В качестве  основного рафинирующего реагента  используются  дисперсные  частицы тугоплавких оксидов алюминия и кремния, которые вводятся в состав флюса.  Предлагается  применять флюсовой  препарат марки  «ЭКОРАФ»,разработанный Московским институтом Стали и Сплавов. Препарат резко снижает затраты на рафинирование алюминиевых сплавов

Маркетинг

На предприятии имеется отдел  маркетинга во главе с начальником  отдела маркетинга. Отдел маркетинга занимается изучением рынка, маркетинговыми исследованиями. Доля рынка предприятия составляет около 20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие ООО «КраМЗ» является ценовым последователем. Ценовым лидером на рынке является все же Самарский металлургический завод.

 

Финансы и учет

Предприятие имеет возможности  привлечение долгосрочного и  краткосрочного капитала. Оно осуществляет разумную налоговую политику – задолженности  по налогам практически не имеет.

Предприятие использует две  системы оплаты за продукцию. В основном  это предоплата. Но   для постоянных клиентов существует отсрочка платежа.

С 2001 года на предприятии  внедрена система жесткого бюджетирования. То есть на месяц составляются все  доходы и расходы предприятия, проводится планирование поступления и выбытия  денежных средств.

Слабым местом финансового  состояния предприятия является то, что кредиторская задолженность  превышает дебиторскую.

 

Организационная культура

Наряду с изучением  различных аспектов внутренней среды  организации очень большое значение имеет также анализ организационной  культуры. Она пронизывает любую организацию насквозь, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабевает организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной культуры состоит в том, что она определяет не только отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

Так как организационная  культура не имеет явного проявления, то ее сложно изучать. Однако тем не менее есть несколько устойчивых признаков, которые помогают оценить  те слабые и сильные стороны, которые  организационная культура порождает  в организации. Информацию об организационной  культуре можно получить из различных  публикаций, в которых организация  представляет себя. Организации с  сильной организационной культурой  стремятся подчеркнуть важность людей, работающих в ней, уделяют  большое внимание разъяснению своей  философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций  со слабой организационной культурой  характерно стремление в публикациях  говорить о формальных организационных  и количественных аспектах своей  деятельности.

Представление об организационной  культуре дает и то, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, чему отдают предпочтение в разговорах. Для понимания организационной  культуры важно знать, как построена  система карьеры в организации  и какие критерии служат для продвижения  работников. В случае если в организации  работников продвигают быстро и по результатам индивидуальных достижений, то можно предположить, что существует слабая организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет  долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные  признаки сильной организационной  культуры.

Пониманию организационной  культуры способствует изучение того, существует ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои  и т.п. и насколько об этом осведомлены  все сотрудники организации, насколько  серьезно они относятся ко всему  этому. Если сотрудники хорошо осведомлены  об истории организации, серьезно и  с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам, то можно уверенно предположить, что  организация обладает сильной организационной  культурой.

  На исследуемом предприятии оргкультура является сильным местом. Для руководства работники – это ценность, а не ресурс организации, это не просто исполнители отдельных работ. Из этого видно, что на предприятии преобладает стратегическое, а не оперативное управление.

2.5. Комплексный стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия 

Никакая организация не может  успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко  определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она  стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.

В первую очередь целевое  начало в деятельности организации  возникает потому, что организация  – это объединение людей, преследующих определенные цели.

Люди создают организации  для того, чтобы с их помощью  решать свои проблемы. Это значит, что  с самого начала организация имеет  определенную целевую ориентацию. Далее, люди входят в организации для  того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И  это также придает организации  определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и  т.п.), преследуя свои собственные  цели при взаимодействии с организацией, так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в ней, придают ее существованию  определенную направленность и тем  самым развивают целевое начало в ее деятельности.

Управлением, в том числе  и разработкой основных направлений  стратегии финансовой деятельности ООО «КраМЗ» занимается финансовая служба завода, в состав которой входят: экономический отдел, финансовый отдел, отдел перспективного развития и бюро управления расчетами. Экономический отдел осуществляет текущее технико-экономическое планирование, организует внутризаводской хозрасчет, ведет оперативно-статистический учет выполнения планов цехами, проводит анализ производственно-хозяйственной деятельности цехов и предприятия в целом. В его функции также входит разработка перспективных планов. Финансовый отдел осуществляет планирование финансовой деятельности, связь с банками, ведет оперативную финансовую работу по обеспечению предприятия денежными средствами, отвечает за своевременную оплату счетов поставщиков и выплату зарплаты работникам предприятия.

Стратегические возможности  и обеспечение устойчивого развития ООО «КраМЗ» в условиях жесткой конкуренции требуют от работников предприятия стремления к рациональным новшествам и риску, восприятия и готовности к переменам, способности на высоком профессиональном уровне проводить стратегические изменения. Для эффективного стратегического управления предприятие должно иметь ясно сформулированные цели, задачи и принципы деятельности организации.

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Для анализа конкурентной позиции ООО«КраМЗ», был проведен SWOT – анализ. SWOT анализ проводился на основе представленной ниже методике. Методику можно условно разбить на следующие шаги:

  1. Формулирование сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз.
  2. Оценка экспертами.
  3. Обработка полученных оценок.
  4. Анализ полученных результатов.

SWOT – анализ позволит оценить сильные и слабые стороны предприятия, а также благоприятные возможности и угрозы действия на него внешней среды. При проведении SWOT анализа первым пунктом необходимо определить сильные и слабые стороны, а также благоприятные возможности и угрозы для компании, это делалось с помощью экспертных оценок. Было опрошено 5 экспертов и определено 6 сильных и 4 слабых сторон, и по 4 благоприятных возможностей и угроз.

При анализе предприятия  ООО«КраМЗ» был определен следующий  перечень сильных сторон:

  • Хорошая репутация предприятия у потребителей. ООО«КраМЗ» за свою многолетнюю историю развития смог зарекомендовать себя не только как производитель качественного товара, но и как общественно ответственная организация.
  • Стабильное положение на внутреннем и внешнем рынке. Предприятие имеет отлаженные связи с поставщиками сырья и потребителями.
  • Удобное географическое положение предприятия. Размещение завода в городе Красноярске обеспечивает близость сырьевых и топливных ресурсов, рабочей силы.
  • Наличие необходимых финансовых ресурсов. Завод обладает достаточным объемом финансовых ресурсов, которые образуются за счет чистой прибыли предприятия и привлеченных средств.
  • Высокий уровень корпоративной культуры, наличие единой цели. Каждый работник ООО «КраМЗ» причастен к достижению поставленных перед организацией целей.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия ООО «КраМЗ»