Роль кластерного подхода в развитии регионального туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:10, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования. Несмотря на то, что к началу XXI столетия туризм стал одним из важнейших видов экономической деятельности в мировом масштабе и многие государства рассматривают его как важный инструмент достижения устойчивого развития и диверсификации периферийных экономик, для российских регионов и для российской экономики в целом вопрос недостаточного уровня конкурентоспособности туризма имеет актуальность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Вопросы развития туристского потенциала регионов РФ…………..7
Глава 2. Теория и практика образования туристских кластеров…………… 16
2.1. Понятие «кластерный подход» в развитии туризма……………… 16
2.2. Основные цели и условия формирования туристских
кластеров в РФ………………………………………………………..22
2.3. Деятельность по созданию туристского кластера на
Северном Кавказе……………………………………………………28
Глава 3. Кластерная концепция развития туризма как важное
направление государственной политики повышения
конкурентоспособности в сфере туризма Дагестана…………… 42
2.1. Состояние, перспективы и проблемы развития туризма
в Дагестане……………………………………………………………42
2.2. Создание туристского кластера в Республике Дагестан……….. 56
Заключение……………………………………………………………………… 69
Список литературы…………………………………………………………… 75
Приложение…………………………………………………………………… 79

Файлы: 1 файл

РОЛЬ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА.docx

— 145.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года №132-Ф3 ( в редакции от 3.05.2012 года № 47-ФЗ).

  1. Закон РД «О туристской деятельности в Республике Дагестан».

  1. Закон РД «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Республики Дагестан».

  1. Закон РД «Об утверждении Республиканской целевой программы «Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2013 – 2017 годы» от 29.12.2012 г. № 105.

  1. Постановление Правительства РД «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации». от 21 января 2010 г. № 13.

  1. Постановление Правительства РД «Об утверждении порядка определения формы и размеров платы за пользование территориями курортов республиканского и местного значения, находящихся в Республике Дагестан» от 11октября 2012 г. №338.  

  1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». - Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 г. № 644.

  1. Александрова А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма, 2011. № 1.— С. 51—61.

  1. Войнаренко М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине // Экономическое возрождение России, 2011.— № 4.

  1. Грановеттер М. Успех инновационного кластера основан на открытости, гибкости и свободе // The New Times, 2010, 6 апреля.

  1. Дурович А. П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. - Минск.: Экономпресс, 2012.

  1.  Кетова Н. П. Роль территориально-отраслевых кластеров в модернизации экономики региона. Черкесск: Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, 2007.

  1.  Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории //Наука — Образование — Инновации. 2011. №7.

  1. Ковалев Ю.П. Кластерный подход к изучению туристской сферы России // Теория социально-экономической географии: синтез современных знаний: Смоленск. 2009. С.101.

  1. Мальсагов А.И..Кластерный подход в региональной политике. Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона», 2012. -  № 2.

  1. Милославский И.С. Применение кластерного подхода в качестве перспективного направления развития туризма в России// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2012. – №1.

  1. Милославский И.С. Особенности применения кластерного подхода к регулированию развития туризма: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.
  1. Недосвитий Н. В. Формирование стратегического развития туристической отрасли в регионе на основе кластерного подхода /Н. В. Недосвитий: автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- Чебоксары: ФГОУ ВПО «Чебоксарский государственный университет им. И. Н. Ульянова», 2010.

  1. Отчёт Комитета по туризму РД о развитии индустрии туризма Республики Дагестан за 2012 год.

  1. Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс», 2003.

  1. Пелевина Н. А. Кластерный подход к обеспечению развития туристско-рекреационной сферы региона // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — СПб, 2010. — № 12(86).

  1. Поликанин Е.В. Особенности кластерной формы организации экономического пространства региона//Бизнес в законе. – М. – 2010. - № 4.

  1. Поликанин Е.В. Анализ зарубежных моделей и российского опыта  формирования кластерной политики//Научный вестник КБНЦ РАН. - Нальчик: изд-во КБНЦ РАН. - 2010. – № 5(37). 

  1. Стратегия развития туризма и рекреации в регионах. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: Махачкалинский филиал Московского государственного университета сервиса, 2007. С.17.

  1. Жидких В.А. О развитии туристского потенциала  регионов Российской Федерации. - Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ – 2013. - № 25 (468).

  1. Эдилерская А.А. Кластерно-сетевые принципы организации современного предпринимательства //Актуальные проблемы развития общества, экономики и права / Сб. науч. трудов аспирантов, 2011.

Электронные источники

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

  1. Сайт Деловой газеты RBCdaily http://www.rbcdaily.ru /2012/11/29/ focus/562949982160400.

  1.  Сайт РИА «Новости» //http://pravitelstvori.ru/news/ detail.php? ID=2687\

  1.  Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации  http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20120127_016.

  1.  Сайт ЗАО Стратегия Центр http://www.strategy-center.ru/page.php? vrub=inf&vid=2270.

  1. Сайт РИА «Новости» // http://www.pravitelstvori.ru/pda/detail.php? ID=4367.  17:10, 10 февраля 2012 года

  1. Travel & Tourism Competitiveness Report 2012. (http://gcr.weforum. org/ttci 2012/).

  1. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеев Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развития кластеров. <http://politanaliz.ru/articles_695.html>

  1. Ли С. Кластеры — новые формы организации инновационного процесса // <http:www. naukakaz.kz>.<http://www. gazeta.kz>.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

                                                               Приложение 1.

 

Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в России

(в основе  которых лежат принципы кластерной  организации):

 

    1. Куршская коса» (Калининградская область),

    1. Гранд Спа Юца» (Ставропольский край),

    1. «Остров Русский» в Приморском крае,

    1. «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край),

    1. «Алтайская долина» (Республика Алтай),

    1. ««Ворота Байкала» (Иркутская область),

    1. «Байкальская гавань» (Республика Бурятия)

                         ( Решение о создании принято  в 2007 г)

 

 

   Приложение 2.

 

Сущность особого режима осуществления предпринимательской

деятельности, действующего на территории ОЭЗ

 

- инвесторы получают созданную  за счет средств государственного  бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;

- благодаря режиму свободной  таможенной зоны резиденты получают  значительные таможенные льготы;

- предоставляется ряд налоговых  преференций;

- система администрирования «одно  окно» позволяет упростить взаимодействие  с государственными регулирующими органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Приложение 3.

 

                Определение «туристско-рекреационный  кластер»

 

     Это совокупность имущественных  комплексов – объектов туристско-рекреационного  назначения с земельными участками, а также сосредоточение на  данных территориях предприятий  и организаций (в том числе  собственников имущественных комплексов), занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического  продукта.

 

 

    Приложение 4.

 

Базовый алгоритм формирования туристского кластера

 

  • Оценка туристского потенциала региона

- Результат  – схема размещения туризма  и рекреации в СТП региона,

комплексная региональная программа развития туризма

  • Мастер-планирование кластера, маркетинговый и экономический анализ

- Результат  – инвестиционная концепция развития  кластера (бизнес-план)

  • Разработка (корректировка) документов территориального планирования,

документации по планировке территории, проектно-сметной документации

      - Результат - пакет обосновывающих  документов для включения проекта  в ФЦП

 

 

 

        Приложение 5.

 

Основные задачи, которые способен решить современный туристский кластер

 

-  обеспечение  более легкого доступа участников  кластера к стратегическим ресурсам; рациональное использование имеющегося  природного потенциала региона;

- приоритетное  развитие внутреннего и въездного  туризма на территории;

-  формирование  условий для эффективного регионального  маркетинга и  создание благоприятного  имиджа региона как туристического  региона, что возможно только при наличии интегрированной и скоординированной системы взаимодействия всех участников;

- привлечение  внебюджетных источников для  реконструкции и нового строительства  туристских объектов;

- создание  современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации  туристских кадров 

- сокращение  рисков и неопределенностей посредством  создания совместной платформы  для развития технических компетенций, маркетинговых исследований, а также  человеческих и финансовых ресурсов;

- достижение  экономии от масштаба через  организацию совместной деятельности  по ряду направлений. Совместные  закупки, бронирование, продажи и  т. д. ведут к более низкой цене  за единицу товара (услуги), что, в  свою очередь, ведет к росту  операционной эффективности. Это  обеспечивает больше возможностей при переговорах с посредниками;

- обеспечение  развития специализации. Благодаря  развитию взаимодействия и некоторому ослаблению внутренней конкуренции появляется больше пространства для работы в различных рыночных сегментах;

- достижение  более высокой степени контроля  на рынке. Компании, объединенные  партнерскими отношениями, могут  выходить на более широкие  рынки;

- достижение  роста числа технологических  и организационных ноу-хау в  силу того, что циркуляция знаний  повышает уровень распространения  технологий;

- повышение  узнаваемости бренда турпродукции  для потребителей и поставщиков  как на уровне компаний, так  и на региональном уровне;

- повышение  качества туруслуг и уровня  операционной эффективности. Взаимодействие  создает здоровую конкуренцию  среди компаний, желающих повысить  как качество продукции, так и  управленческие навыки;

- достижение  синергетического эффекта. Партнерство  и распределение деятельности  ведут к созданию инновационных  продуктов, обновлению производственного  процесса и возникновению новых навыков;

Информация о работе Роль кластерного подхода в развитии регионального туризма