Роль кластерного подхода в развитии регионального туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:10, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования. Несмотря на то, что к началу XXI столетия туризм стал одним из важнейших видов экономической деятельности в мировом масштабе и многие государства рассматривают его как важный инструмент достижения устойчивого развития и диверсификации периферийных экономик, для российских регионов и для российской экономики в целом вопрос недостаточного уровня конкурентоспособности туризма имеет актуальность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Вопросы развития туристского потенциала регионов РФ…………..7
Глава 2. Теория и практика образования туристских кластеров…………… 16
2.1. Понятие «кластерный подход» в развитии туризма……………… 16
2.2. Основные цели и условия формирования туристских
кластеров в РФ………………………………………………………..22
2.3. Деятельность по созданию туристского кластера на
Северном Кавказе……………………………………………………28
Глава 3. Кластерная концепция развития туризма как важное
направление государственной политики повышения
конкурентоспособности в сфере туризма Дагестана…………… 42
2.1. Состояние, перспективы и проблемы развития туризма
в Дагестане……………………………………………………………42
2.2. Создание туристского кластера в Республике Дагестан……….. 56
Заключение……………………………………………………………………… 69
Список литературы…………………………………………………………… 75
Приложение…………………………………………………………………… 79

Файлы: 1 файл

РОЛЬ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА.docx

— 145.01 Кб (Скачать файл)

В настоящее время компанией «Курорты Северного Кавказа» заключено соглашение о сотрудничестве по созданию каспийского прибрежного кластера с компанией «Нафта Москва»,  которая выступает якорным инвестором и  планирует инвестировать в проект свыше 43 миллиардов рублей. Уже ведётся строительство объектов спортивной инфраструктуры, а затем начнётся строительство  и необходимых объектов гостиничного плана.

В течение 2012 года с участием ОАО «КСК», министерств и ведомств республики, соответствующих федеральных структур, действующих в республике, проведено обследование территории в границах, определенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 марта 2012 г. № 91 «О первоочередных мерах по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Республики Дагестан». В результате обследования выявлены и представлены для принятия решения земельные участки общей площадью 25851 га, не обремененные правами третьих лиц: по Карабудахкентскому району - 1877 га; по Каякентскому району -              5719 га; по Дербентскому району - 5178 га; по Магарамкентскому району -  3077 га.

Ведутся работы по корректировке  схем территориального планирования Республики Дагестан и схем территориального планирования приморских районов, с учетом согласованных границ Каспийского прибрежного кластера.

  Корпорацией  «Курорты Северного Кавказа»  определен  подрядчик ООО «Аэрокосмические  технологии», который в декабре 2012 года приступил к  выполнению  комплекса землеустроительных и  кадастровых работ на территории  Каспийского прибрежного кластера.

Однако без помощи государства возродить туристическую индустрию Каспийского побережья нереально. Каспийский прибрежный кластер обладает на сегодняшний день необходимой транспортной инфраструктурой, значительными запасами лечебных грязей, минеральных вод и, кроме того, обширными неосвоенными прибрежными полосами. На территории Дагестана возможно строительство специальных курортных городов по типу Турции, Эмиратов или Египта, что даст в соответствии с новыми градостроительными требованиями безопасные, современные и доступные по стоимости курорты42.

Реализация этого проекта требует ряда серьёзных решений. Так, на весь Дагестан сейчас существует только один аэропорт в Махачкале, аэропорт «Уйташ», который также в соответствии с концепцией должен стать одним из трёх хабов на Северном Кавказе.  Но помимо этого аэропорта нужно строить ещё два, это в Дербенте и в Матласе.

Кластерный подход нужно использовать и в исторических городах, таких как древний Дербент, перспективных для привлечения туристов. Дербентский регион со временем должен превратиться в новый центр градостроительной политики, где основной туристический потенциал и будет сосредоточен. Это предполагает формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития города в целом.

Оценивая возможности создания такого кластера в Дагестане, отметим, что  наличие уникальных рекреационно-туристических ресурсов и их частичное освоение представляют собой необходимые, но недостаточные предпосылки для формирования туристско-рекреационного кластера Дагестана. Необходимо наличие продуманной, тщательно выверенной стратегии формирования сетевых взаимодействий кластера, создание адекватного механизма управления социально-экономическим развитием региона, включая его организационно-управленческие и финансово- экономические составляющие, а также эффективную политику органов государственной власти.

Создание туристско-рекреационного кластера позволит реализовать сценарий развития Дагестана на основе туризма, причем туристско-рекреационный кластер может стать источником непрерывного системного роста экономики республики. И самое главное — позволит задействовать механизм привлечения крупных инвестиций на основе частного государственного партнерства.

В наиболее общем виде проект создания туристско-рекреационного кластера на территории Республики Дагестан может быть разделен на четыре периода ( см. таблицу ).

Этапы создания и функционирования туристско-рекреационного          кластера в Республике Дагестан

                     Этапы создания туристско-рекреационного кластера

Прединвестиционный период

Первый этап: проведения предварительных маркетинговых, экономико-географических, экономико-финансовых и исследовательских работ. Выяснение концепции туристско-рекреационного кластера  в  регионе,   выбор  размера,  типа, рекреационной специализации, месторасположения кластера.

Второй этап: расчет  эффективности   капиталовложений. Определение общего размера инвестиций с распределением их   в общую и туристскую инфраструктуру. Установление источников капиталовложений

Инвестиционный

      период

Переговорный этап: достижение договоренности с местными властями и центром об участии в финансировании, режиме кластера, степени участия властей в реализации проекта.   Разработка технического проекта создания туристской инфраструктуры.

Этап привлечения инвесторов: создание и модернизация общих инфраструктурных объектов: энерго- и теплоснабжения, аэропорта, сетей коммуникаций, дорог и т. п.

Осуществление рекламной и маркетинговой компании по привлечению потенциальных  инвесторов

                 Функционирования туристско-рекреационного типа

Операционный

период                                             

      Стартовый этап: решение   правовых  вопросов  использования природных  ресурсов. Мотивация  инвесторов  предоставлением льгот, финансовых  преимуществ, широкого сектора услуг и  возможностей для ведения туристской    деятельности.

     Этап саморазвития: привлечение  инвесторов  

хорошо развитой туристской нфраструктурой, позволяющей развивать все смежные производства 

Период развития                          

 

     Диверсификация туристской деятельности в          

регионе, развитие смежных отраслей экономики и хозяйства.


 

 

Создание на территории Дагестана туристско-рекреационного кластера - это один из мощных механизмом управления его стратегическим развитием. Но максимальный эффект может быть достигнут только при наличии механизма управления проектом жизненного цикла туристско-рекреационного кластера и обоснованной оценки стратегических перспектив развития территории.

Управление проектом жизненного цикла туристско-рекреационного кластера может быть успешно применено, как правило, для выполнения одноразового задания, определяемого условиями единственного, определенного конечным результатом и большим размером и комплексностью по сравнению с теми задачами, которые производители туристских продуктов и услуг раньше, то есть до создания туристско-рекреационного кластера, выполняли.

При реализации проекта создания туристско-рекреационной особой  экономической зоны республика должна следовать трем главным правилам:

1.Определение цели:

  • определение намерений резидентов туристско-рекреационного кластера и производителей туристских продуктов и услуг;

  • определение масштабов проекта;

  • описание конечного результата.

2. Организация осуществления проекта:

  • назначение опытного менеджера;

  • определение ответственности управляющего проектом;

  • ограничение команды, работающей над проектом;

  • сохранение равновесия власти.

3. Контроль над проектом:

  • контроль времени;

  • контроль над затратами;

  • контроль качества.

Для реализации проекта создания туристско-рекреационного кластера в Республике Дагестан с целью выведения ее на принципиально новый уровень в отношении удовлетворения потребностей туристов необходимо решить следующий комплекс задач:

  1. улучшение инфраструктуры инвестиционных площадок, входящих в туристско-рекреационного кластера;

  1. строительство гостиниц высокого класса и реконструкция уже существующих;

  1. развитие транспорта;

  1. предоставление банковских услуг;

  1. создание портового центра по организации круизов43.

При определении промежуточных результатов необходимо использовать концепцию жизненного цикла. Концепция жизненною цикла туристско-рекреационного кластера возникает из того факта, что объем продаж туристского продукта соответствует типичной модели четырехфазового цикла. Начальная фаза - рождение (задумка и создание коммуникативной площадки) туристско-рекреационного кластера, когда туристский продукт продается в малом объеме. Во время периода роста объем продаж увеличивается.  В период зрелости объем продаж стабилизируется, прибыли начинают снижаться. В период стагнации, объем и прибыль резко уменьшаются.

Классическая концепция жизненного цикла должна быть, главным образом, определена позицией турпродукта в самом цикле, но поскольку, как видно по отдельны фактам, критические факторы влияют на изменение прибыльности во всех четырех фазах - от роста до стагнации. В начальной фазе разработка и развитие продукта считаются критическими. Для туристского предложения, где потребности покупателей меняются от устоявшейся традиции, технологического совершенства и суммы затрат, существует необходимость знания данных факторов, чтобы турпродукт успешно вышел на рынок. Для туристского предложения готовность вкладывать в будущий объем также может быть критической и сопряжена с большими рыночными ходами.

Во время периода роста знание точных потребностей покупателя считается необходимым, чтобы обеспечить успех большинству туристских предложений, а также удовлетворить требования к набору услуг и программ туризма.

На  стадии зрелости необходимо четкое определение руководством всеобщей эффективности рынка для туристского оператора (компании). Рыночное мастерство проявляется различными средствами, например: прирост прибыли за счет снижения цены, тем самым привлекается больше покупателей; поиск и продвижение новых способов использования туристского продукта; расширение каналов сбыта для достижения наибольшей эффективности на первичном рынке.

Но время периода стагнации ключевым фактором становится контроль за общей прибылью. Производители и распространители продуктов с низкой стоимостью часто наслаждаются невысокой прибылью периода стагнации даже спустя продолжительное время после того, как их конкуренты исчезают со сцены.

Поэтому они имеют силу только в своих ограниченных рамках, а традиционное обобщение управленческих решений и жизненного цикла продукта не практикуется повсеместно.

Таким образом, необходимо предусмотреть мониторинг всех видов ресурсов и управляющих воздействий, которые необходимы для всего жизненного цикла туристско-рекреационного кластера.

Разработанный механизм управления проектом жизненного цикла туристско-рекреационного кластера позволит оптимизировать выполнение запланированных мероприятий и в ограниченные сроки освоить значительные объемы капитальных вложений в создание инфраструктуры туристско-рекреационного кластера, что, в свою очередь, окажет стимулирующее воздействие на такие секторы экономики Дагестана, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство и производство товаров народного потребления, создаст широкие возможности для развития мелкого и среднего предпринимательства.

Следовательно,  к числу направлений региональной кластерной политики в Дагестане, по нашему мнению, следует отнести:

- выявление  и мониторинг ситуации формирования  и развития регионального кластера, в том числе выявление структуры  кластера, финансирование аналитических  исследований условий и факторов  развития кластера как на внутреннем, так и на внешнем рынке, оценка  влияния кластера на экономику  и социальную сферу региона;

- поддержка  кластерных инициатив, направленных  на достижение результативной  кооперации организаций — поставщиков  оборудования, комплектующих, специализированных  производственных и сервисных  услуг, научно-исследовательских и  образовательных организаций в  рамках проектируемого кластера;

- формирование  коммуникационных площадок для  потенциальных участников территориальных  кластеров соседних регионов (прежде  всего, Ставрополья), в том числе  за счет их интеграции в  процесс разработки и обсуждения  стратегий макрорегионального развития, содействие обмену опытом между  соседними регионами ЮФО по  реализации кластерной политики;

- формирование  институциональной среды для  развития макрорегионального туристического  кластера;

- способствование  консолидации участников кластера, реализация программ содействия  выходу предприятий кластера  на внешние рынки, проведение  совместных маркетинговых исследований  и рекламных кампаний, реализация  образовательной политики согласованной  с основными представителями  кластера, обеспечение возможности  коммуникации и кооперации предприятий, научно-исследовательских и образовательных  учреждений;

- развитие  единой информационно-коммуникационной  и рыночной инфраструктуры региона, а также развитие инженерной  инфраструктуры республики.

Информация о работе Роль кластерного подхода в развитии регионального туризма