Роль кластерного подхода в развитии регионального туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:10, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования. Несмотря на то, что к началу XXI столетия туризм стал одним из важнейших видов экономической деятельности в мировом масштабе и многие государства рассматривают его как важный инструмент достижения устойчивого развития и диверсификации периферийных экономик, для российских регионов и для российской экономики в целом вопрос недостаточного уровня конкурентоспособности туризма имеет актуальность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Вопросы развития туристского потенциала регионов РФ…………..7
Глава 2. Теория и практика образования туристских кластеров…………… 16
2.1. Понятие «кластерный подход» в развитии туризма……………… 16
2.2. Основные цели и условия формирования туристских
кластеров в РФ………………………………………………………..22
2.3. Деятельность по созданию туристского кластера на
Северном Кавказе……………………………………………………28
Глава 3. Кластерная концепция развития туризма как важное
направление государственной политики повышения
конкурентоспособности в сфере туризма Дагестана…………… 42
2.1. Состояние, перспективы и проблемы развития туризма
в Дагестане……………………………………………………………42
2.2. Создание туристского кластера в Республике Дагестан……….. 56
Заключение……………………………………………………………………… 69
Список литературы…………………………………………………………… 75
Приложение…………………………………………………………………… 79

Файлы: 1 файл

РОЛЬ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА.docx

— 145.01 Кб (Скачать файл)

         В целях совершенствованииия нормативно-правового регулирования отрасли  в последние годы в республике приняты и действуют:  Закон РД «О туристской деятельности в Республике Дагестан», Закон РД «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Республики Дагестан» (2010г) и Постановление Правительства РД «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации» (2010г), Постановление Правительства РД об утверждении порядка определения формы и размеров платы за пользование территориями курортов республиканского и местного значения, находящихся в Республике Дагестан (2012г.).

Изучение туристского рынка показывает, что специализация туристских фирм, создание им режима благоприятствования, повышение уровня сервисного обслуживания, постоянное развитие инфраструктуры, активная рекламно-информационная деятельность обеспечит создание современной туристской отрасли. Это позволит увеличивать ежегодно приток туристов на 15-20 тыс. человек, По оценкам специалистов, потенциальные возможности республики позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать более 600 тыс. туристов уже в 2015 году,  что даст возможность довести услуги курортно-туристского комплекса до 6,0 млрд. рублей в год. Это в свою очередь поможет развить инфраструктуру республики, создать новые рабочие места.

При определенном потоке туристов туристская отрасль может быть одной из первой по созданию рабочих мест в Дагестане и одним из источников пополнения республиканского бюджета.

Кроме того, колоссальную роль внутренний и въездной туризм сыграют в сохранении и развитии культурно-исторического потенциала Дагестана. Для большинства музеев, архитектурных ансамблей и памятников поступления от приезжающих туристов являются, пожалуй, единственным источником доходов.

Туризм является также эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления подрастающего поколения. Каждый школьник, каждый студент должен иметь возможность побывать в туристских походах, познакомиться и изучить достопримечательности родного края. Так, разработанный Комитетом по туризм у РД туристский маршрут по окрестности сел Кубачи и Кала-Корейш нашел поддержку у Администрации Дахадаевского района, который взял на себя расходы по благоустройству территории. Много внимания по сохранению туристских объектов показа уделяется и администрацией города Дербента.

Практика работы Комитета показывает, что эффективной формой организации туристско-краеведческой деятельности являются полевые туристские лагеря, которые требуют минимальных экономических затрат и дают высокий педагогический и оздоровительный эффект. Такие лагеря способствуют не только сохранению состава детских объединений, но и решению вопросов продолжения учебного процесса, подготовки детского туристско-краеведческого актива, обмену опытом работы педагогов, повышению их квалификации.

  Таким образом, активизация государственной политики в области развития туризма в РД привела к тому, что сегодня уже можно говорить о социально-экономической значимости туристской отрасли и начавшейся реализации ее потенциала.  

Надлежащему использованию культурно-исторических, естественных лечебных и рекреационных ресурсов Дагестана, в целом  туристского ресурса республики препятствует помимо факторов общей и экономической нестабильности в республике,  также ряд специфических проблем. Это в частности:

  • существующий негативный фон в центральных СМИ в отношении  республики;

  • слабое развитие сферы услуг и сервисного обслуживания в местах отдыха и на туристских маршрутах;

  • отсутствие достаточного уровня взаимодействия и поддержки туриндустрии со стороны муниципальных образований и органов местного самоуправления;

  • отсутствие должного внимания к подготовке кадров среднего звена для туротрасли;

  • высокая стоимость транспортной составляющей;

  • чрезмерная ориентированность субъектов турбизнеса на выездной туризм;

  • отсутствие достаточного количества  современных гостиниц и других средств  размещения на основных туристских маршрутах;

  • слабая рекламно-информационная деятельность субъектов турбизнеса;

  • неудовлетворительное санитарное состояние территорий  объектов         показа.

На решение вышеперечисленных проблем и направлена деятельность Комитета по туризму Республики Дагестан совместно с Правительством Республики Дагестан.

Вместе с тем, надо чётко осознать, что  проблему развития рекреационно-туристского хозяйства Дагестана необходимо решать в общем контексте социально-экономического развития республики в целом. Необходимость такого подхода обусловлена следующими причинами:

во-первых, рекреационно-туристские предприятия являются неотъемлемой частью хозяйственной и социальной системы республики и на развитие этой отрасли оказывает влияние уровень развития других отраслей территории;

во-вторых, развитие рекреационно-туристского хозяйства связано с необходимостью концентрации значительных финансовых ресурсов и предполагает наличие большого количества участников как на стадии формирования инвестиционного портфеля, строительства, реконструкции, так и на стадии функционирования  всего рекреационно-туристского комплекса региона;

в-третьих, как показывает практика, наиболее эффективными в плане быстрой окупаемости вложенного капитала являются проекты, позволяющие формировать конкурентоспособный туристский продукт.

Сегодня Республике Дагестан нужна глубоко продуманная и научно обоснованная долгосрочная стратегия комплексного и сбалансированного социально-экономического развития с четким определением краткосрочных и долгосрочных целей, приоритетов и этапов. А также необходим соответствующий механизм вывода экономики из кризиса, преодоления деградации отраслей материального производства и социальной сферы.

На наш взгляд, в экономической стратегии надо ставить задачу достижения экономической самодостаточности Дагестана за счет полного и эффективного использования собственного производственного, природного и трудового потенциала, поиска финансовых ресурсов для своего развития.

 Эта  стратегия может быть ориентирована  на рекреационную территориальную специализацию республики. На реализацию такой стратегии должна быть ориентирована промышленная и аграрная, бюджетная и финансово-кредитная, инвестиционная, научно-техническая, налоговая, ценовая политика и т.д.

 Для  определения экономической эффективности  рекреационно-туристского хозяйства  целесообразно использовать систему мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и сопутствующие эффекты развития рекреационно-туристского хозяйства. К ним можно отнести:

- мультипликатор  дохода, показывающий дополнительный  доход (заработную, плату, ренту, прибыль  и т.п.), полученный в результате увеличения расходов рекреантов;

- мультипликатор  продаж, измеряющий дополнительные  обороты (валовую выручку) рекреационных  и обслуживающих предприятий  в результате увеличения расходов  рекреантов;

- мультипликатор  занятости, который определяется  как общее количество дополнительных рабочих мест, созданных за счет увеличения потока рекреантов;

- мультипликатор  инвестиций, который определяется  как воздействие капиталовложений на суммарный доход.

Устойчивая тенденция ухудшения общей экологической ситуации в республике под воздействием объективных и субъективных причин, в том числе в связи с отсутствием обоснованной государственной политики в сфере природопользования и восстановления биоресурсов, обостряет имеющиеся межотраслевые конфликты интересов и потенциально способна уменьшить активность инвесторов.

Важно учесть, что природа Дагестана уникальна, является основным рекреационным ресурсом региона и требует охраны и бережного отношения. Необходимо экологическое обоснование и проведение экологической экспертизы, что станет началом устойчивого развития туризма в области.

Общая схема экологической оценки намечаемых программ и мероприятий должна включать в себя следующие этапы:

- анализ  воздействия рекреационно-туристских  предприятий на окружающую среду (потребность в земельных участках, водных ресурсах, объемы производимых  отходов и масштабы загрязнения;

-  изменение  состава флоры и фауны; эрозия  почв и т.д.);

-выявление  ареала воздействия рекреационно-туристских  предприятий на окружающую среду  и оценка состояния природных  ресурсов в этом ареале;

- прогноз  изменений природной системы  в результате развития рекреационно-туристского хозяйства;

- стоимостная  оценка экологических последствий (расчет ущерба, причиняемого невосполнимой  утратой определенных свойств  окружающей среды; подсчет затрат, необходимых для реализации мероприятий, способных предотвратить ухудшение  состояния среды);

- прогноз социальных последствий, обусловленных изменениями природной среды.

Социальный эффект развития рекреационно-туристского хозяйства должен включать учёт степени воздействия туризма на состояние системы образования, здравоохранения, криминальную ситуацию и миграционные процессы в регионе. Сюда же включается оценка нагрузки на инфраструктуру (автомобильные дороги, сети электроснабжения, системы утилизации отходов, системы водоснабжение), поскольку их дополнительное использование может создавать проблемы для местного населения.

В настоящее время перед республикой стоит ряд актуальных задач, без решения которых полноценное развитие туризма невозможно:

- повышение  имиджа Дагестана на национальном и международном туристских рынках;

- усиление  безопасности туристов, демонстрация того, что в республике отдыхать комфортно, безопасно и недорого;

- проведение  работы по информационном позиционированию  Дагестана путем подготовки информационно-справочных материалов, каталогов, путеводителей;

- создание  новой и модернизация сложившейся инфраструктуры туризма в республике;

- проведение  оценки имеющегося туристского потенциала в регионе с целью подготовки кадастра туристских ресурсов республики;

- проведение  проектирования и разметки спортивных, экологических, экскурсионных, самодеятельных, пешеходных, велосипедных, водных маршрутов, а также горнолыжных трасс  различной степени сложности;

- определение  приоритетных направлений развития  туризма с выработкой мероприятий  по их позиционированию и развитию;

- проведение  дальнейших гидрогеологических изысканий с целью разведки запасов природных лечебных ресурсов, их последующей добычи и использования в целях развития лечебного и оздоровительного туризма.

Таким образом, вывод туристского комплекса из состояния кризиса, становление и развитие  туризма в республике требует разработки долгосрочной стратегии, предусматривающей проведение соответствующей социально-экономической политики. И при этом поведение субъектов туристской отрасли  должна определяться главенствующей ролью государства.

 

 

3.2. Возможности и условия  создания

туристско-рекреационного кластера в Республике Дагестан

 

Республика Дагестан обладает всеми необходимыми предпосылками для конкурентного развития сектора рекреации и реализации стратегии формирования туристско-рекреационного кластера и прежде всего макрорегиональные и региональные (внутренние) факторы, создающие необходимые конкурентные детерминанты, способствующие формированию туристско-рекреационного кластера в Республике Дагестан.

В настоящее время  идут работы по созданию  горнолыжного курорта «Матлас» на территории Хунзахского района Дагестана: полностью зарезервирована территория площадью в  10 тысяч гектаров,  идёт корректировка схемы территориального планирования, оформление земельных отношений, инвентаризация земельного фонда и также планируется строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

  В  настоящее время на территории  МО «Хунзахский район» выполнен  комплекс землеустроительных и  кадастровых работ в границах  инвестиционной площадки туристско-рекреационной  особой экономической зоны «Матлас».   Для формирования первой очереди  туристско-рекреационной ОЭЗ в  Хунзахском районе Республики  Дагестан, определены земельные  участки 6-и сельских поселений: «село  Гацалух», «село Орота», «сельсовет  Ободинский», «сельсовет Сиухский», «сельсовет Хунзахский», «сельсовет  Тлайлухский», которые предоставили  доверенности подтверждающие полномочия  главы администрации муниципального  образования «Хунзахский район»  Республики Дагестан, осуществлять  деятельность от их интересов. Представлены также передаточный  акт о передаче в управление  и распоряжение Министерству  экономического развития Российской  Федерации земельных участков.

В целях развития летних видов отдыха Правительством Российской Федерации принято решение о включении в туристический кластер каспийских прибрежных территорий, на которых предусматривается развитие пляжных видов отдыха. Подготовлена детальная концепция создания Каспийского прибрежного кластера, эта концепция принята Минэкономразвития, в декабря 2011 года Каспийское побережье вошло в состав экономических зон КСК. Каспийское побережье может стать достойным дополнением к имеющимся в стране курортам (курорты Краснодарского края, Чёрного моря). В сочетании с прибрежным кластером проект создания горнолыжного кластера может стать гораздо более привлекательным, универсальным и экономически эффективным. 

Информация о работе Роль кластерного подхода в развитии регионального туризма