Роль кластерного подхода в развитии регионального туризма
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:10, дипломная работа
Описание работы
Актуальность темы дипломного исследования. Несмотря на то, что к началу XXI столетия туризм стал одним из важнейших видов экономической деятельности в мировом масштабе и многие государства рассматривают его как важный инструмент достижения устойчивого развития и диверсификации периферийных экономик, для российских регионов и для российской экономики в целом вопрос недостаточного уровня конкурентоспособности туризма имеет актуальность.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Вопросы развития туристского потенциала регионов РФ…………..7 Глава 2. Теория и практика образования туристских кластеров…………… 16 2.1. Понятие «кластерный подход» в развитии туризма……………… 16 2.2. Основные цели и условия формирования туристских кластеров в РФ………………………………………………………..22 2.3. Деятельность по созданию туристского кластера на Северном Кавказе……………………………………………………28 Глава 3. Кластерная концепция развития туризма как важное направление государственной политики повышения конкурентоспособности в сфере туризма Дагестана…………… 42 2.1. Состояние, перспективы и проблемы развития туризма в Дагестане……………………………………………………………42 2.2. Создание туристского кластера в Республике Дагестан……….. 56 Заключение……………………………………………………………………… 69 Список литературы…………………………………………………………… 75 Приложение…………………………………………………………………… 79
Анализ
состояния туристского рынка России показывает,
что гостиничное хозяйство стало тормозом
развития туристских кластеров Москвы,
Санкт-Петербурга, регионов «Золотого
Кольца», Байкальского региона. Туроператоры
данных кластеров не могут качественно
обслужить туристов из-за плохого состояния
гостиниц, а во время высокого спроса вынуждены
отказывать в приеме группам туристов
из-за нехватки средств размещения. В результате
все предприятия кластера несут реальные
потери.
Общее количество
гостиниц, пригодных для размещения туристов,
в России составляет примерно 3000. Доля
средств размещения России составляет
приблизительно 2% от общемировых показателей
и около 4% от общеевропейских. При этом
средний коэффициент износа гостиничной
базы составляет 69,4%. Коэффициент использования
номерного фонда в среднем по России показывает,
что существующие на сегодняшний день
российские гостиницы загружены едва
на одну треть22.
Лишь 22%
(или 168) гостиниц соответствует мировым
стандартам, то есть могут претендовать
на размещение иностранных туристов. При
среднем количестве номеров в одной гостинице
250-300, гостиничный фонд, пригодный для
нормального размещения туристов, может
быть оценен в 42-50 тыс. номеров по всей
России. В то же время, по оценкам экспертов,
только Санкт-Петербургу необходимо 30
тыс. номеров. Всего же суммарная общероссийская
потребность оценивается в 500-600 тыс. номеров,
или около 2 тыс. гостиниц. Если же учесть,
что возведение современной пятиэтажной
гостиницы обходится в среднем в 5-10 млн.
долл., то требуемый объем инвестиций составляет
от 10 до 20 млрд. долл. К условно высокому
уровню состояния гостиничного фонда
относятся Калининград и Кавказские Минеральные
Воды. К среднему – Золотое Кольцо, Карелия
и Поволжье. Состояние гостиничного фонда
в остальных регионах России плохое. В
большинстве из них до 30% номеров – без
удобств, что вообще противоречит современным
требованиям к гостиничному бизнесу23.
Не соответствуют
уровню развития российских кластеров
сфера развлечений. Основные проблемы
предприятий сферы аттракции:
реализация
проектов нетуристской направленности,
без учета национальных особенностей региона;
недостаточное
финансирование культурно-развлекательных,
спортивных учреждений, исторических объектов,
находящихся на балансе государства или
муниципальных органов власти;
недостаточная
гибкость и невысокая приспособляемость
государственных и муниципальных предприятий к нуждам
кластера;
российские
туристские кластеры, развивая сферу развлечений,
копируют западные образцы, создают объекты
без учета национального колорита. Такая
стратегия приемлема для кластеров, ориентированных
на внутренний спрос и недопустима для
кластеров с внешней ориентацией.
Другим
важным фактором для развития туристского
кластера – совершенствование и развитие
транспортной инфраструктуры: дорог, наземной
инфраструктуры авиации, флота, железнодорожного
транспорта. Развитие транспортной инфраструктуры
требует больших капиталовложений со
стороны государства и частично – коммерческих
организаций.
В России
неразвитость транспортной инфраструктуры
тормозит развитие всех туристских кластеров.
Отмечается недостаток и плохое состояние
автодорог, недостаточная пропускная
способность вокзалов и терминалов, несоответствие
инфраструктуры международным стандартам.
Необходимо
также отметить, что наибольшую эффективность
и результативность демонстрируют территории,
имеющие некую «скрепляющую основу» для
обеспечения необходимого взаимодействия
всех участников. Отсутствие такой «основы»
в регионе, обладающем самыми развитыми
факторными условиями, при одновременном
недостатке лидерства для определения
направления движения и акцента на кластерное
развитие посредством стимулирования
сетевого взаимодействия участников кластера
приводит к самым слабым результатам.
Таким образом,
Россия вслед за многими другими странами
мира идет по пути создания туристских
кластеров, кластеры могут сыграть
важную роль в превращении территорий
в привлекательные туристские центры
и повышении их конкурентоспособности.
Российская практика образования туристских
кластеров обогащает мировой опыт развития
туризма.
2.3.
Деятельность по созданию туристского
кластера
на
Северном Кавказе
Очевидно,
в стратегической перспективе региональная
политика в сфере туризма становится по
актуальности в один ряд с политикой федеральной
в силу следующих обстоятельств. Во-первых,
принятая в 2008 г. «Стратегия развития туризма
в Российской Федерации» (далее Стратегия)
в принципе не в состоянии учесть специфику
российских регионов, которые отличаются
чрезвычайным разнообразием территорий,
природно-ландшафтными, климатическими
характеристиками, традициями, этническим
составом населения, ремеслами, промыслами,
составляющими уникальность и самобытность
конкретной республики (области, края)
и района.
Во-вторых,
необходимость разработки собственной
политики в области туризма региона определяется
возможностями данной отрасли решить
широкий круг социально- экономических
проблем. Мировой опыт свидетельствует,
что с помощью туризма можно преодолеть
неравномерность развития отдельных территорий
региона, оживить региональную экономику
за счет привлечения инвестиций, дополнительных
поступлений доходов в местный бюджет;
улучшить инфраструктуру; обеспечить
занятость населения и предотвратить
внешнюю миграцию трудоспособного населения;
поддержать предпринимательство и местную
промышленность, обеспечив спрос на товары
местных товаропроизводителей; улучшить
экологическую обстановку за счет дополнительного
финансирования природоохранных программ.
В-третьих,
грядущий передел всего мирового экономического
пространства несет в себе возможности
для занятия российскими туристическими
компаниями и целыми регионами (с их уникальным
туристическим и рекреационным потенциалом)
новых конкурентных позиций. Применительно
к туристическому комплексу России это
предполагает эволюцию в области законодательства,
развитие региональной инфраструктуры,
внедрение разнообразных технологий,
включая информационные, рекреационные
и транспортные, развитие объектов и географии
турцентров, создание сетевого взаимодействия
всех участников туристического сектора
региона, внедрение новых технологий управления.
Мировой
опыт показывает, что кластерный подход
предполагает развитие различных форм
частно-государственного партнерства,
реализацию программно-целевых методов
управления, что требует мобильности и
экономической эффективности системы
регионального управления. Пока такие
подходы не нашли широкого распространения
в системе государственного управления
России, а потому государственный менеджмент
не в состоянии ни создать условия для
привлечения существенных частных инвестиций
в туристстско-рекреационные объекты,
ни обеспечить эффективное функционирование
местных туристических компаний, ни повысить
конкурентоспособность локальных экономик,
принимающих туристов. Именно в силу отсутствия
в регионах России зрелых конкурентных
туристско-рекреационных кластеров наша
страна, имеющая высокий туристско-рекреационный
потенциал, на сегодняшний день занимает
на мировом рынке далеко не лидирующее
место. Создание полноценных туристско-рекреационных
кластеров возможно и на Северном Кавказе,
в том числе и в Республике Дагестан.
В числе
кластеров, необходимых положить в
основу комплексной стратегии социально-экономического
развития Северо-Кавказского федерального
округа, Полномочный представитель Президента
РФ в СКФО А. Хлопонин назвал и туристско-рекреационный
кластер. Выбор этого направления обусловлен
природным высоким туристическо-рекреационным
и оздоровительным потенциалом, который
существует в виде туристических баз,
санаториев, лечебных профилакториев
и др..
В этой связи
особый интерес для развития туризма на
Северном Кавказе представляют задачи,
которые поставлены Президентом России
по развитию внутреннего и въездного туризма
на совещаниях в Угличе (2008 г.) и Краснодаре
11 марта 2012 года. В частности Президент
России обратил внимание на важность создания
туристского кластера* в Северо-Кавказском федеральном округе.
Кластерная зона касается создания туристско-рекреационного
потенциала, а также курортов и здравниц
Кавказа24. При этом вице-премьер
Правительства РФ, полпред СКФО А. Хлопонин
подчеркнул, что в этом вопросе нужно гнаться
не за количеством, а за качеством. "Пусть
будет 5-10 полноценных курортов, которые
необходимо развивать, и государство должно
максимально вложиться в эту инфраструктуру".
Границы
кластеров, выделенных полпредом в СКФО,
совпадают и с административными границами
территории, и с их экономическими характеристиками25.
Создание
северокавказского туристического кластера
началось с 2010 года. Его изюминкой является
горноклиматический туризм, горнолыжные
возможности. К 2020 году на Северном Кавказе
будут построены пять новых горнолыжных
курортов европейского класса общей стоимостью
более 450 млрд рублей. По плану объекты
должны быть построены в Матласе (Дагестан),
Мамисоне (Северная Осетия), Архызе (Карачаево-Черкесия),
Лаго-Наки (Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария).
В
конце 2011 года постановлением Правительства
РФ к прежним пяти инвестиционным
«площадкам» туристического кластера
добавилось еще две – в Ингушетии
(Джейрахский и Сунженский районы,
где строятся курорты Армхи
и Цори)26 и Дагестане
(Каспийское взморье). Строительство всесезонных
горно-туристических центров «Цори» и
«Армхи» позволят развивать такие виды
туризма, как горные лыжи и сноубординг,
рафтинг дельтапланеризм и другие. Соглашение
предусматривает создание бальнеологических
и реабилитационных центров для людей
с ограниченными физическими возможностями.
Финансирование
проекта осуществляется на принципах
государственно-частного партнерства
через ОАО «Курорты Северного Кавказа».
Для строительства объектов туристическо-рекреационной
инфраструктуры планируется получить
272 млрд руб от институциональных инвесторов,
около 120 млрд - в качестве частных инвестиций
и кредитов банков. Кроме того, государством
будет потрачено около 60 млрд руб. на создание
транспортной инфраструктуры и инженерных
сетей.
Результатом
данной работы должно стать строительство
свыше 1100 километров горнолыжных трасс
с 227 подъёмниками, а также гостиничных
комплексов различного уровня комфортности,
рассчитанных более чем на 102 тысячи мест,
создание более 330 тысяч новых рабочих
мест и привлечение в регион до 10 миллионов
туристов в год27.
На сегодняшний
день разработан механизм государственной
поддержки проекта, внесены изменения
в Федеральный закон об особых экономических
зонах в Российской Федерации, причём
этот закон позволяет сегодня решать самые
сложные задачи. Для резидентов экономических
зон туристско-рекреационного типа на
Северном Кавказе предусмотрены налоговые
и таможенные льготы.
Для управления
особыми экономическими зонами создана
специальная компания «Курорты Северного
Кавказа» с уставным капиталом в 5,35 миллиарда
рублей, в 2012 году в бюджете была предусмотрена
докапитализация уставного капитала на
сумму 12 миллиардов рублей, а в целом же
в соответствии с планом докапитализация
должна дойти до 60 миллиардов рублей.
В целях
создания дополнительных условий по привлечению
инвестиций в создание туристического
кластера в ноябре 2011 года были внесены
изменения в Федеральный закон «Об особых
экономических зонах», предусматривающие
предоставление дополнительных налоговых
преференций резидентам особых экономических
зон, это упрощение миграционного режима
для иностранных граждан, привлекаемых
для работ по созданию курортов, и другие
меры.
Также
в настоящий момент ведётся
работа над инициативой по
замене льгот по страховым
взносам в государственные внебюджетные
фонды на субсидированные процентные
ставки по кредитам. Также с 2011 года принято
решение о предоставлении специальных
государственных гарантий Российской
Федерации по кредитам, привлекаемым на
реализацию инвестиционных проектов в
Северо-Кавказском федеральном округе
в объёме до 70 процентов от суммы кредита.
Практика порядка реализации таких гарантий
показала, что есть необходимость их совершенствования.
Соответствующие изменения уже внесены,
но тем не менее, было бы правильным, чтобы
данная практика предоставления соответствующих
гарантий была распределена на все виды
инвестиционных проектов, включая и те
проекты, которые непосредственно будут
реализовываться в наших особых экономических
зонах, для инвесторов, которые будут,
соответственно, являться резидентами
этих особых экономических зон. Потому
что сегодня государственные гарантии
по этому порядку не распространяются,
скажем, на инвестиционные проекты туристического
кластера28.
В феврале
2012 года создано совместное российско-французское
предприятие – госкомпания «Курорты Северного
Кавказа» объединилась с французским
государственным холдингом Caisse des Depots
et Consignations. Объем инвестиций – свыше 1 млрд.
евро, при этом 51% – доля российского капитала,
49% – доля французских компаний. В Совет
директоров компании вошли по четыре представителя
от каждой из сторон, возглавил его представитель
российской стороны, а генеральным директором
СП стал представитель Франции.
Совместное
предприятие будет выполнять международную
координирующую роль в развитии Северо-Кавказского
туристического кластера. Предполагается
сформировать единую сеть продаж объектов
для инвестирования, унифицировать бизнес-планы
внутри кластера и привлекать зарубежных
инвесторов. Для комплексной оценки инвестиционных
проектов в СП будет создан Технический
совет, в который войдут ведущие эксперты
со стороны России и Франции для комплексной
экспертизы всех готовящихся к реализации
проектов, приведения их к международным
стандартам качества по всем параметрам
— экономическим, экологическим, техническим,
социальным, инфраструктурным, архитектурным
и т.п. Французская сторона полагает, что
такой комплексный подход позволит привлечь
до 15-20 млрд. евро иностранных инвестиций
в туристическо-рекреационный и сопряжённые
с ним кластеры на территории СКФО.