Привлечение
крупных иностранных инвестиций в развитие
туристическо-рекреационного кластера
СКФО обусловлено государственной поддержкой
на самом высоком уровне. Инициатива по
совместной работе на Северном Кавказе
принадлежит президентам России и Франции,
которые выступили 26 мая 2011 года в Довиле
с заявлением, в котором совместное развитие
Северо-Кавказских курортов было обозначено
в качестве стратегического приоритета
франко-российского стратегического партнерства.
Вслед за этим 17 июня 2011 года ОАО «Курорты
Северного Кавказа» и Caisse des Depots et Consignations
заключили Рамочный договор о сотрудничестве,
в сентябре 2011 года — предакционерное
соглашение, а 9 декабря 2011 года в Брюсселе
было подписано Акционерное соглашение
о создании СП, официально зарегистрированного
в Нидерландах.
По мнению
А. Хлопонина, основой развития туризма
на Северном Кавказе должен стать этнический
фактор. «Нам здесь не нужно второй Швейцарии
или Франции. У нас на Северном Кавказе
такие обычаи, такая история, такая культура,
что весь туризм надо строить исключительно
на этническом факторе – именно это привлечёт
сюда людей и заставит их приезжать к нам
снова и снова»29.
В СКФО создан
Общественный совет, курирующий вопросы
экологии и природопользования. Совет
выделяет ряд проблем, возникающих в ходе
реализации проектов по развитию туристическо-рекреационного
кластера, среди которых ухудшение экологической
обстановки, отсутствие должной инфраструктуры
и кадров. Особого внимания требует экологический
аспект проблемы. В Стратегии социально-экономического
развития СКФО подчеркивается богатство
и уникальность природных ресурсов региона,
и одна из ключевых задач Стратегии –
выстроить эффективную экономику туристическо-рекреационного
кластера и не нарушить экологический
баланс территории30.
В линейке
объектов Северо-Кавказского туристского
кластера особое место занимает "Архыз",
которая является стартовой площадкой
данного кластера. На примере "Архыза"
отрабатывается новая формула государственно-частного
партнерства. Федеральный центр и республика
взяли на себя затраты на сооружение подводящей
коммунальной инфраструктуры: электричество,
газ, вода, канализация, дороги. Параллельно
группа "Синара" совместно с "Курортами
Северного Кавказа" строят внутрипоселковую
горнолыжную инфраструктуру.
Существуют
известные принципы инвестиционной политики:
стимулирование собственных предприятий,
привлечение в регион крупных федеральных
компаний, сотрудничество с иностранными
инвесторами. В Карачаево-Черкесии работают
по каждому направлению. Создан механизм
государственных гарантий правительства
РФ инвесторам, которые идут на Кавказ.
В
субъектах СКФО предпринимаются
попытки развития как ранее
существовавших туристско-рекреационных
объектов, так и создания новых
туристических продуктов. Принимаются
законы, концепции и программы
развития отрасли. В качестве
примера можно привести Концепцию
развития туристско-рекреационного
комплекса Кабардино-Балкарской
Республики, принятую в 2008 году, Концепцию
Развития горно-туристических комплексов
в Республике Ингушетия, Краевую
целевую программу «Развитие
курортов и туризма в Ставропольском
крае на 2012–2016 годы. Политика развития
наталкивается на проблемы, существенно
сдерживающие развитие отрасли.
Эксперты,
привлеченные комиссией по охране окружающей
среды, выделили следующие трудности:
проблемы привлечения инвестиций в развитие
туристской инфраструктуры, недостаточность
кадрового обеспечения отрасли, несовершенная
система рекламно-информационного обеспечения
и продвижения регионального туристического
продукта на внутреннем и внешнем рынках,
проблемы в области обращения с отходами.
Но самая серьезная проблема, нерешенность
которой в недалеком будущем может привести
к экологической катастрофе – нерациональное
природопользование, игнорирование требований
экологической безопасности при размещении
производственных объектов, отсутствие
должной реакции надзорных органов на
нарушения природоохранного законодательства.
Для ее урегулирования А. Хлопонин предложил
увеличить размер административных штрафов
за нарушение экологического законодательства,
а также законодательно закрепить ответственность
хозяйствующих субъектов за содержание
прилегающей территории.
Важной проблемой является обеспечение
курортов современной инфраструктурой,
в том числе и их транспортная доступность.
Строительство автомобильных и железных
дорог, аэропортов мирового уровня – это
важнейшие условия привлечения туристов
на Северный Кавказ и на Каспий.
В настоящее
время полностью реконструирован международный
аэропорт «Минеральные Воды», построена
новая взлётно-посадочная полоса, которая
в состоянии принимать сегодня все типы
воздушных судов, включая грузовые, что
позволило привлечь уже на территорию
данного аэропорта крупнейших российских
авиаперевозчиков: «Аэрофлот», «S-7», «UTair»,
«Трансаэро». Цены на билеты снизились
на 50–60 процентов, что, в свою очередь,
позволило увеличить пассажиропоток.
Если в 2010 году пассажиропоток составлял
около 800 тысяч пассажиров в год, то уже
за 2012 год пассажиропоток составил более
1 миллиона пассажиров. То есть практически
на 20 процентов увеличился пассажиропоток
на территории данного региона31.
В рамках
целевой программы развития транспортной
системы России предусматривается реконструкция
сети федеральных автодорог и модернизация
аэропортов Северного Кавказа. В частности,
в 2012–2014 годах предусмотрена реконструкция
аэропорта «Махачкала», в 2013–2015 годах
– реконструкция аэропорта «Владикавказ».
В дальнейшем с учётом развития туристического
кластера необходимо предусмотреть реконструкцию
четырёх аэропортов городов Краснодар,
Майкоп, Нальчик и Беслан. В этой связи
представляется целесообразным проработать
вопросы транспортной логистики для обеспечения
доставки туристов на курорты Северного
Кавказа всеми видами транспорта.
Необходимо
определиться также с тем, какие аэропорты
будут так называемыми хабами (то есть
пунктами, где происходит основная перевалка
пассажиропотока и грузопотока), при том
что пропускная способность действующих
аэропортов Северного Кавказа – около
20 тысяч человек в сутки. Для реализации
этого большого проекта горнотуристического
кластера пассажиропоток должен быть
увеличен минимум в пять раз, то есть как
минимум 100 тысяч человек в сутки необходимо
пропускать через аэропорты Северного
Кавказа.
И ещё одно
важное преимущество кластерного подхода
в развитии туризма на Северном Кавказе:
рекреационный потенциал в регионе большой,
но он очень серьёзно связан с проблемой
обеспечения безопасности. Поэтому вполне
возможно осуществлять точечное развитие
небольших охраняемых кластеров в регионе.
В целях
обеспечения безопасности объектов туристического
кластера в 2012 году на базе Северо-Кавказского
регионального центра МЧС (в Пятигорске)
создаётся единый центр мониторинга за
состоянием и обеспечением правопорядка
на объектах туристического кластера.
Ведётся работа по созданию аналогичных
региональных систем мониторинга.
В настоящее
время в 15 городах Северо-Кавказского
округа (Краснодарского края и Республики
Адыгея) развёрнуты сегменты аппаратно-программного
комплекса «Безопасный город». Уже установлено
свыше 2800 камер видеонаблюдения, из них
около 1900 камер в местах массового пребывания
наших граждан.
Существует
ещё одна очевидная проблема, связанная
с управлением туристскими кластерами,
объединяющими объекты, расположенные
на территории нескольких субъектов Российской
Федерации. Стратегию развития своих территорий
и управление расположенными на ней инфраструктурными
объектами реализуют региональные власти.
При этом действия органов управления
разных регионов, в пределах которых находятся
объединяемые в кластеры объекты, далеко
не всегда согласовываются и подчиняются
общей идее. Поэтому, очевидно, что необходимо
иметь программы развития для отдельных
частей выделяемых кластеров, реализуемые
в границах соответствующих регионов.
В идеале эти программы должны быть четко
скоординированы между собой. Однако отсутствие
такой координации не должно препятствовать
самостоятельному развитию отдельных
объектов.
Создать
эффективные туристско-рекреационные
кластеры с учетом развивающегося экономического
кризиса отдельным регионам–субъектам
СКФО будет исключительно сложно даже
в стратегической перспективе. В этой
связи предлагается идея создания мощного
макрорегионального туристско-рекреационного
кластера «Северный Кавказ».
Стратегическую
конкурентоспособность потенциального
кластера предопределяют уникальные по
мировым меркам природные достопримечательности
горной системы Большого Кавказа в границах
России:
- горные
вершины как альпийского типа,
так и с острыми вершинами (высота
кавказских гор колеблется от
2000 до 5500 м над уровнем моря — это горы
Дыхтау, Шхара, Коштантантау, Джангитау,
Казбек, а также высочайшая вершина Кавказа
Эльбрус (5642 м);
- живописные
ущелья и протяженные реки (неглубокие,
но очень бурные и порожистые)
— это Терек с притоками
Сулак, Андийское и Аварское Койсу,
Самур и Кубань с притоками
Лаба, Уруп, Белая;
- водопады
и озера в основном ледникового
происхождения — это озера
Теберды, Архыза, Кавказского заповедника,
Чхалтинского и Кодорского хребтов.
Здесь расположены
несколько природных заповедников: Большой
Кавказский (Зубровый парк), Тебердинский,
Кабардино-Балкарский и Северо-Осетинский.
Действующая туристско-рекреационная
сеть макрорегиона характеризуется сочетанием
спортивно-туристских и лечебно-оздоровительных
учреждений. К первым можно отнести несколько
десятков турбаз, гостиниц и альпинистских
лагерей. В советское время здесь сформировалось
несколько всемирно известных центров
горного туризма. Наиболее крупные из
них расположены в Карачаево-Черкессии.
Это высокогорные курорты «Джамбалайская
поляна», «Архыз», «Теберда», туркомплекс
«Домбай». Другой крупный центр образовался
в Кабардино-Балкарии, где популярным
местом горного туризма, альпинизма и
горно-лыжного спорта является Приэльбрусье.
Здесь следует отметить такие комплексы,
как «Азау», «Башиль», «Иткол», «Приют
11», «Чегем», «Чегет», «Эльбрус-Юсеньги».
На востоке, в Северной Осетии, в районе
Скалистого и Лесистого хребтов, в Цейском
и Дигорском ущельях расположен третий
центр. Сюда относятся турбазы «Дзинога»,
«Кахтисар», «Урсдон», туркомплекс «Цей» 32.
Предполагаемый
кластер может иметь следующую структуру:
горнолыжный кластер (сеть туркомплексов
предгорья Северо-Кавказского горного
хребта), курортный кластер (климато-бальнео-грязевые
курорты Кавказских Минеральных Вод —
Пятигорск, Железноводск, Кисловодск,
Ессентуки, других районов Ставропольского
края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии;
горноклиматические курорты в Карачаево-
Черкессии, Кабардино-Балкарии и Северной
Осетии), кластер нетрадиционной и геронтологической
медицины (лечебно-диагностические и медицинские
центры Кавказских Минеральных Вод, Кабардино-Балкарии,
Северной Осетии), а также иные кластерные
структуры33.
Наиболее
успешные кластеры формируются там, где
осуществляется создание нового конкурентоспособного
продукта и применяются инновационные
технологии с последующим выходом на новые
«рыночные ниши»34. Условием эффективной
трансформации идей и ноу-хау в инновации,
а инноваций в конкурентные преимущества
в предлагаемом к проектированию кластере
будет укрепление и дальнейшее развитие
неформальных устойчивых связей между
всеми участниками кластера. Именно интеграция
взаимодополняющих компаний в рамках
Северо-Кавказского туристско-рекреационного
кластера может способствовать формированию
мощной системы распространения новых
знаний и технологий. Однако для этого
необходимы институциональные условия,
поэтому кластерные стратегии субъектов
СКФО должны быть согласованы и интегрированы
в единую стратегию инновационного развития
туризма и рекреации юга России35.
Реализация
кластерной модели развития туристическо-рекреационного
Северо-Кавказского федерального округа
показала, что в России нет единой государственной
программы развития туристической отрасли,
нет государственного органа, который
бы координировал работу и лоббировал
интересы отрасли. Источником движения
является субъективное решение высокопоставленных
государственных руководителей – Президента
или его Полномочного представителя. Функции
и полномочия рассредоточены между Министерством
по спорту и туризму, подведомственным
ему Ростуризмом и множеством других госструктур.
Целесообразно их распыленные функции
передать одной структуре, будь это Министерство
по туризму, отраслевая госкорпорация
или специально созданная компания, управляющая
кластером.
Россия
вступила в ВТО и процесс вхождения России
в глобальный рынок выездного туризма
и рекреации набирает силу. Для российских
компаний это означает появление новых
конкурентов, количество которых на каждом
этапе будет последовательно возрастать.
Российские региональные туристические
и рекреационные рынки будут стремительно
терять свою изолированность, постепенно
становясь частью общероссийского, макрорегионального
и глобального рынков. Главными характеристиками
глобального рынка являются: наличие крупных
транспортных компаний и международных
туроператоров, транснациональная система
каналов сбыта туристических и рекреационных
продуктов, развитая инфраструктура обслуживания,
эффективный менеджмент, обеспечивающий
высокую доходность на вложенный капитал,
высокая ценовая и содержательная дифференциация
туристических продуктов и услуг. Конкурировать
малоэффективным, плохо структурированным
локальным туристско-рекреационным комплексам
дотационных регионов в будущем будет
все сложнее. Именно поэтому о кластерном
подходе на юге России сегодня говорить
следует в макрорегиональном контексте.
Таким образом, создание туристских
кластеров на Северном Кавказе позволит
сформировать современный эффективный
конкурентоспособный туристский рынок,
обеспечивающий широкие возможности для
удовлетворения потребностей российских
и иностранных граждан в туристских услугах,
повышение занятости и уровня доходов
населения региона.
Глава 3. Кластерная концепция развития
туризма
как важное направление государственной
политики повышения
конкурентоспособности в сфере туризма
Дагестана
3.1.
Состояние, перспективы и проблемы
развития туризма
в Республике Дагестан
По своим культурно-историческим
особенностям и наличию богатых естественных
лечебных и рекреационных ресурсов Дагестан
является одним из перспективных регионов
России для развития туризма и отдыха.