Роль кластерного подхода в развитии регионального туризма
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:10, дипломная работа
Описание работы
Актуальность темы дипломного исследования. Несмотря на то, что к началу XXI столетия туризм стал одним из важнейших видов экономической деятельности в мировом масштабе и многие государства рассматривают его как важный инструмент достижения устойчивого развития и диверсификации периферийных экономик, для российских регионов и для российской экономики в целом вопрос недостаточного уровня конкурентоспособности туризма имеет актуальность.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Вопросы развития туристского потенциала регионов РФ…………..7 Глава 2. Теория и практика образования туристских кластеров…………… 16 2.1. Понятие «кластерный подход» в развитии туризма……………… 16 2.2. Основные цели и условия формирования туристских кластеров в РФ………………………………………………………..22 2.3. Деятельность по созданию туристского кластера на Северном Кавказе……………………………………………………28 Глава 3. Кластерная концепция развития туризма как важное направление государственной политики повышения конкурентоспособности в сфере туризма Дагестана…………… 42 2.1. Состояние, перспективы и проблемы развития туризма в Дагестане……………………………………………………………42 2.2. Создание туристского кластера в Республике Дагестан……….. 56 Заключение……………………………………………………………………… 69 Список литературы…………………………………………………………… 75 Приложение…………………………………………………………………… 79
В конечном счёте, создание
на территории республики
туристско-рекреационного кластера
позволит:
1. Создать благоприятный
инвестиционный и предпринимательский
климат в республике.
2. Создать условия для
реконструкции общей и туристской
инфраструктуры при помощи государственного
и инвестиционного финансирования, что
позволит развивать всю сферу туризма
в регионе.
3. Развивать такие виды
туризма, как событийный, спортивный,
этнографический, археологический, экологический, санаторно-курортный,
научный, деловой и конгрессный и другие.
4. Развивать на территории Республики
Дагестан туристскую инфраструктуру с
научно обоснованной схемой размещения
объектов туристской индустрии, с учетом
способности окружающей среды выдерживать
антропогенные нагрузки.
Решить
вопросы нормативно-правового регулирования
туристской деятельности и вывести турпредприятия
из теневого оборота, что, безусловно, приведет
к увеличению налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней.
Экономически
развивать республику, формировать
новый социально-культурный облик республики,
содействовать повышению жизненного уровня
населения.
Осуществление
функции государственного управления,
координации и контроля в сфере туризма,
отдыха и курортного дела в республике
на период действия кластерной политики
необходимо возложить на республиканский
комитет по делам туризма.
Исследование
опыта повышения конкурентоспособности
регионального туризма на основе развития
рекреационных территорий, а также национальных
особенностей функционирования туристско-рекреационных
кластеров требует развития кластерной
методологии управления развитием регионального
туризма по следующим направлениям:
а) обосновать
общие закономерности и причины глобального
кластерного развития туризма и рекреации;
б) систематизировать
факторы воздействия туристических кластеров
на региональное развитие;
в)выявить
направления трансформации европейской
модели управления туристическим бизнесом;
г) уточнить
классификации туристических кластеров,
их внутренней и внешней структур, моделей
государственной кластерной политики;
д) рассмотреть
трактовку туристско-рекреационного кластера
региона как группы географически локализованных
взаимосвязанных компаний, поставщиков
специализированных услуг, инфраструктуры,
образовательных центров органов государственной
власти и других организаций, взаимодополняющих
друг друга и ориентированных на достижение
двуединой цели: удовлетворение общественных
потребностей в путешествиях, отдыхе,
лечении и других формах рекреации средствами
туристско-рекреационной деятельности,
а также формирование конкурентоспособного
сектора экономики, способствующего росту
качества жизни населения и социально-экономическому
развитию региона.
В конечном счёте, создание
на территории республики
туристско-рекреационного кластера
позволит:
- Создать благоприятный
инвестиционный и предпринимательский
климат в республике.
- Создать условия для
реконструкции общей и туристской
инфраструктуры при помощи государственного
и инвестиционного финансирования, что
позволит развивать всю сферу туризма
в регионе.
- Развивать такие виды
туризма, как событийный, спортивный,
этнографический, археологический, экологический, санаторно-курортный,
научный, деловой и конгрессный и другие.
- Развивать на территории Республики
Дагестан туристскую инфраструктуру с
научно обоснованной схемой размещения
объектов туристской индустрии, с учетом
способности окружающей среды выдерживать
антропогенные нагрузки.
- Решить вопросы нормативно-правового
регулирования туристской деятельности
и вывести турпредприятия из теневого
оборота, что, безусловно, приведет к увеличению налоговых
поступлений в бюджеты всех уровней.
- Экономически развивать
республику, формировать новый
социально-культурный облик республики,
содействовать повышению жизненного уровня
населения.
Таким образом,
успешное развитие рекреационно-туристского
хозяйства Дагестана в рамках кластера
- это сложный процесс, включающий в себя
не только процедуру определения стратегии
социально-экономического развития, но
и разработки республиканской туристской
политики, обоснование целей, задач, основных
направлений, выбор инструментов и методов
ее проведения.
Необходимо
решение конкретных организационных задач:
законодательное регулирование, программно-целевое
развитие, определение форм
поддержки рыночной инфраструктуры
рекреационно-туристского комплекса,
разграничение функций и полномочий между
ведомствами, анализ факторов роста рекреационных
услуг в регионе, определение методов
мониторинга и контроля развития рекреационно-туристского
хозяйства, эффективное использование
туристского потенциала региона.
В число
первоочередных экономических задач необходимо
включить: оценку экономической целесообразности
программно-целевых мероприятий, оценку
ресурсов и затрат на поддержание инфраструктуры
рекреационно-туристского комплекса,
упорядочивание отношений собственности
в сфере рекреации, создание условий для
развития туризма, стимулирование конкуренции,
реализацию финансовых механизмов поддержки
туристского бизнеса.
Вместе
с тем, следует обратить внимание и на
другой сценарий развития туризма в республике:
представляется, что идея формирования
локального (регионального) туристического
кластера обречена на провал по причинам
высокой изношенности материально-технической
базы туристско-рекреационного комплекса
региона, неразвитости цепочек системы
накопления стоимости44, хронического
недофинансирования крупных инфраструктурных
проектов на территории РД, высокой
дотационности бюджета региона (не менее
60% за последние 5 лет).
Аналогичная
ситуация наблюдается в большинстве субъектов
ЮФО. Конкурировать малоэффективным, плохо
структурированным локальным туристско-рекреационным
комплексам дотационных регионов в будущем
будет все сложнее. Создать эффективные
туристско-рекреационные кластеры с учетом
вхождения российского туризма и рекреации
в глобальный рынок и развивающегося экономического
кризиса отдельным регионам-субъектам
ЮФО будет исключительно сложно даже в
стратегической перспективе.
Именно
поэтому о кластерном подходе на юге России
сегодня говорить следует в макрорегиональном
контексте. И в этой связи предлагается
проект
создания мощного
макрорегионального туристско-рекреационного
кластера «Северный Кавказ» (см. с.37-39 настоящей
работы). Это позволит сформировать
современный эффективный конкурентоспособный
туристский рынок, обеспечивающий широкие
возможности для удовлетворения потребностей
российских и иностранных граждан в туристских
услугах, повышение занятости и уровня
доходов населения региона.
- достижение
синергетического эффекта. Партнерство
и распределение деятельности
ведут к созданию инновационных
продуктов, обновлению производственного
процесса и возникновению новых
навыков;
- обеспечение
позитивного воздействия на экономику
территории в целом. Сильная взаимозависимость
туризма и экономической деятельности
повышает распределение полученных выгод
на всю территорию.
3. С учетом
развивающегося экономического
кризиса создать эффективные
туристско-рекреационные кластеры
отдельным регионам–субъектам СКФО
будет исключительно сложно даже
в стратегической перспективе. В
этой связи предлагается идея
создания мощного макрорегионального
туристско-рекреационного кластера
«Северный Кавказ».
Предполагаемый
кластер может иметь следующую структуру:
горнолыжный кластер (сеть туркомплексов
предгорья Северо-Кавказского горного
хребта), курортный кластер (климато-бальнео-грязевые
курорты Кавказских Минеральных Вод —
Пятигорск, Железноводск, Кисловодск,
Ессентуки, других районов СКФО), кластер
нетрадиционной и геронтологической медицины
(лечебно-диагностические и медицинские
центры Кавказских Минеральных Вод, Кабардино-Балкарии,
Северной Осетии, Дагестана), а также иные
кластерные структуры.
4. Уникальный природно-рекреационный и историко-культурный
потенциал Республики Дагестан позволяет
успешно развивать все виды рекреационной
деятельности и многие виды туризма. Дагестан
способен стать крупнейшим регионом туризма,
санаторного лечения и массового отдыха
в России. Однако в настоящее время рекреационно-туристская
деятельность в Республике Дагестан далека
еще от уровня развития, адекватного
своим потенциальным возможностям.
5. Особенности
функционирования рекреационно-туристской
отрасли в республике выражаются
в следующем:
- нестабильная
политическая обстановка в СКФО
в последние годы способствовала
резкому снижению потока рекреантов
в Дагестан;
- рекреационные
предприятия республики работают сезонно
и большую часть года пустуют;
- рекреационно-туристское
хозяйство представлено отдельными
учреждениями санаторно-курортного
лечения, оздоровительного отдыха
и туризма разбросанными по
всей территории республики;
- основной
вид рекреационной деятельности в республике
- смешанный, а основная категория туристов,
приезжающих в Дагестан, - это туристы,
путешествующие по маршрутам, сочетающие
отдых с познавательными и спортивно-оздоровительными
путешествиями;
- материальная
база существующих рекреационно-туристских
предприятий характеризуется низким
уровнем комфорта, практическим отсутствием
рекреационной инфраструктуры. В республике не доведены
до оптимального состояния даже базовые
инфраструктуры (транспортные: аэропорт,
вокзал; размещения: гостиницы; коммуникации:
бизнес и конгресс-центры; торговли: торговые
центры и т.д.), не говоря уже о капиллярной
дорожной сети и специальных инфраструктурных
объектах (аквапарки, парки развлечений
и отдыха, пляжи, центры гостеприимства,
этнографические деревни и т.д.).
- несовершенны механизмы государственного
регулирования на различных уровнях власти,
отсутствуют условия для частных инвестиций
в эту сферу и др.
6. Реальное
решение проблем развития рекреационно-туристского
хозяйства в Дагестане в современных
условиях нам видится при условии
выделения этой отрасли в качестве одной
из приоритетных отраслей экономики республики
и обеспечения комплексного подхода к
решению организационных, социальных,
экономических, экологических проблем
туризма и совершенствования территориального
управления этой отраслью.
Для успешного
решения проблем развития этой отрасли
необходимо создать определенные условия.
Важнейшим из них является развитие социально-экономического
потенциала всей территории, поскольку
рекреационно-туристское хозяйство тесно
связано практически со всеми отраслями
хозяйственного комплекса.
7. Современная
социально-экономическая ситуация
в Дагестане выдвигает задачу
проведения активной государственной
политики, нацеленной на экономический
рост, развитие всех составляющих социально-экономического
потенциала (повышение качества трудовых
ресурсов, развитие экономической активности
населения, улучшение условий жизни, повышение
эффективности производства, развитие
транспортной, рыночной инфраструктуры
и др.).
8. Сегодня
Республике Дагестан нужна глубоко
продуманная и научно обоснованная
долгосрочная стратегия комплексного
и сбалансированного социально-экономического
развития с четким определением
краткосрочных и долгосрочных целей,
приоритетов и этапов. А также необходим
соответствующий механизм вывода экономики
из кризиса, преодоления деградации отраслей
материального производства и социальной
сферы.
На наш взгляд,
в экономической стратегии надо ставить
задачу достижения экономической самодостаточности
Дагестана за счет полного и эффективного
использования собственного производственного,
природного и трудового потенциала, поиска
финансовых ресурсов для своего развития.
Эта
стратегия может быть ориентирована
на рекреационную территориальную
специализацию республики. На реализацию
такой стратегии должна быть ориентирована
промышленная и аграрная, бюджетная и
финансово-кредитная, инвестиционная,
научно-техническая, налоговая, ценовая
политика и т.д.
9. Эффективность
политики развития рекреационно-туристского
хозяйства должна оцениваться
по критериям не только экономической
эффективности, но и по критериям
экологической и социальной эффективности.
При создании на территории Дагестана
туристского кластера важно учесть, что
природа Дагестана уникальна, является
основным рекреационным ресурсом региона
и требует охраны и бережного отношения.
Необходимо экологическое обоснование
и проведение экологической экспертизы,
что станет началом устойчивого развития
туризма в республике.
10. Социальный
эффект развития рекреационно-туристского
хозяйства должен включать учёт
степени воздействия туризма
на состояние системы образования,
здравоохранения, криминальную ситуацию
и миграционные процессы в
регионе. Сюда же включается оценка нагрузки
на инфраструктуру (автомобильные дороги,
сети электроснабжения, системы утилизации
отходов, системы водоснабжение), поскольку
их дополнительное использование может
создавать проблемы для местного населения.
11. Осуществление
функции государственного управления,
координации и контроля в сфере туризма,
отдыха и курортного дела в республике
на период действия кластерной политики
необходимо возложить на республиканский
комитет по делам туризма.
Таким образом, создание туристско-рекреационного
кластера позволит реализовать сценарий
развития Дагестана на основе туризма,
причем туристско-рекреационный комплекс
может стать источником непрерывного
системного роста экономики республики.
И самое главное — позволит задействовать
механизм привлечения крупных инвестиций
на основе частного и государственного
партнерства.