Роль кластерного подхода в развитии регионального туризма
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:10, дипломная работа
Описание работы
Актуальность темы дипломного исследования. Несмотря на то, что к началу XXI столетия туризм стал одним из важнейших видов экономической деятельности в мировом масштабе и многие государства рассматривают его как важный инструмент достижения устойчивого развития и диверсификации периферийных экономик, для российских регионов и для российской экономики в целом вопрос недостаточного уровня конкурентоспособности туризма имеет актуальность.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Вопросы развития туристского потенциала регионов РФ…………..7 Глава 2. Теория и практика образования туристских кластеров…………… 16 2.1. Понятие «кластерный подход» в развитии туризма……………… 16 2.2. Основные цели и условия формирования туристских кластеров в РФ………………………………………………………..22 2.3. Деятельность по созданию туристского кластера на Северном Кавказе……………………………………………………28 Глава 3. Кластерная концепция развития туризма как важное направление государственной политики повышения конкурентоспособности в сфере туризма Дагестана…………… 42 2.1. Состояние, перспективы и проблемы развития туризма в Дагестане……………………………………………………………42 2.2. Создание туристского кластера в Республике Дагестан……….. 56 Заключение……………………………………………………………………… 69 Список литературы…………………………………………………………… 75 Приложение…………………………………………………………………… 79
Кластеры
влияют на конкурентную борьбу тремя способами:
во-первых, посредством повышения производительности
входящих в них фирм и отраслей; во-вторых,
посредством повышения способности к
инновациям и таким образом, к повышению
производительности; в-третьих, посредством
стимулирования новых бизнесов, поддерживающих
инновации и расширяющих границы кластера15. В более широком
смысле кластеры представляют новый, обеспечивающий
дополнительные возможности, способ структурирования
и понимания экономики, организации теории
и практики экономического развития, а
также установления государственной политики.
Кластеры делают конкурентоспособность
более мощной, а конкуренцию действенной.
Кластеры
создают механизм для объединения компаний,
правительства и местных институтов для
ведения конструктивного диалога по вопросам
совершенствования, а также предлагают
новый механизм для сотрудничества предпринимательских
структур и правительства.
Кластерный
подход объясняет, что формирование конкурентоспособных
товаров и услуг осуществляется не в рамках
отдельных отраслей, а в рамках кластеров.
Высокий уровень развития кластера, подразумевающий
наличие всех необходимых его элементов
и высокую степень их взаимодействия,
обеспечивает устойчивую конкурентоспособность
производимых товаров. Практическое применение
кластерной концепции выражается в реализации
кластерной политики на уровне групп компаний,
отдельных регионов, стран или даже объединений
нескольких государств.
Реализация
кластерного подхода имеет ряд существенных
отличий от других подходов к управлению
развитием компаний, отраслей и территорий.
Кластерные
инициативы отличаются ориентацией на
активное вовлечение представителей общественного
и частного секторов в ходе всего процесса
реализации, начиная от определения кластера
до разработки и дальнейшей реализации
стратегии экономического развития. Кроме
того, кластерный подход способствует
развитию институционального капитала
(т. е. доверию и сотрудничеству) в целях
изменения ментальности как представителей
общественного сектора, так и представителей
бизнеса. Кластерный подход перенаправляет
русло диалога компаний и государственных
органов с позиции, основанной на конфронтации
и недостижимых требованиях, на позиции
сотрудничества и совместных действий
для повышения конкурентоспособности.
Кластерные
объединения не должны рассматриваться
в качестве группы лоббистов или в качестве
еще одного варианта отраслевой ассоциации.
Их роль заключается в определении проблем
участников кластеров, развитии основного
направления движения и плана действий,
которые позволят кластеру стать более
конкурентоспособным. В этой связи все
элементы в рамках кластера работают в
сотрудничестве для достижения целей.
Кластерный
подход не должен восприниматься как протекционистская
отраслевая политика, направленная на
развитие выбранных местных отраслей,
через субсидии, тарифные и нетарифные
барьеры, ограничение иностранных инвестиций.
Он направлен на создание конкурентной
бизнес-среды и формирование кластерных
инициативных групп для стимулирования
сотрудничества между компаниями и поддерживающими
организациями для повышения производительности
и максимизации рыночных возможностей.
Кластеры
являются открытыми системами, которые
стимулируют конкуренцию. Их целью не
является фиксация цен или ограничение
конкуренции. Взаимный обмен информацией,
совместные научные исследования или
экспортное продвижение направлены на
развитие конкурентоспособности фирм
без ограничения конкуренции.
Межотраслевой характер туризма и его
территориальная локализация обусловливает
необходимость рассмотрения туристской
деятельности с позиций кластерного подхода.
Таким образом, необходимость использования
кластерного подхода для развития туризма
объясняется, с одной стороны, уникальными
характеристиками туризма и туристского
продукта, а с другой – преимуществами,
возникающими вследствие реализации кластерных
проектов.
Право собственности
на ресурсы, используемые для создания
туристского продукта, распределено между
большим количеством участников как на
территории туристского региона, так и
за его пределами. Конфликты интересов
могут затруднить развитие необходимого
для эффективной туристской деятельности
взаимодействия, поскольку цели различных
компаний могут существенным образом
отличаться. Эта особенность предопределяет
актуальность целенаправленных и активных
действий по устранению потенциальных
конфликтов и формированию основы эффективного
взаимодействия, что и является одной
из составляющих содержания кластерных
инициатив.
Представленная
особенность современного туризма имеет
два аспекта, определяющих необходимость
скоординированной деятельности в рамках
кластерных инициатив. С одной стороны,
это большое количество участников туристского
кластера. При этом абсолютно очевидно,
что чем больше количество участников,
тем сложнее естественная координация
между ними. С другой стороны, потребность
туристов в сформированном специально
для них туристском пакете, представляющем
комплексный уникальный продукт, ведет
к острой необходимости постоянного взаимодействия
всех производителей в рамках соответствующей
цепочки ценности.
Изменения
в поведении потребителей туристского
продукта привели к усилению конкуренции
на глобальном туристском рынке и формированию
более сегментированного, специализированного
и сложного рынка, нацеленного на предоставление
уникальных услуг на территориях, посещаемых
туристами. Это сформировало основу для
конкуренции на основе уникальных стратегий,
что требует более сложной комбинации
цепочек ценности различных компаний
для достижения и сохранения более устойчивого
конкурентного преимущества.
Центральным
понятием кластера являются туристские
ресурсы, именно им принадлежит решающая
роль в развитии туризма, так как они в
большей степени являются основным мотивом
и причиной участия людей в туристских
поездках. Идентификация туристских ресурсов
дает возможность для определения необходимых
элементов кластера. При этом уникальность
туристских ресурсов, местные традиции
и культура отдыха оказывают влияние на
выбор специфики туристского кластера,
на процесс его формирования и определения
основных туристских продуктов.
Во время
путешествия турист потребляет разные
услуги – общие, специфические туристские
и сопутствующие. Но, прежде всего, он нуждается
в услугах по поддержанию своей жизнедеятельности
– жилье, питании, транспорте, досуге.
Именно поэтому основными из элементов
кластера являются поставщики специализированных
туристских услуг. Составляющие данного
элемента отражают особенность туристского
потребления и при этом вызывают производный
мультипликативный эффект.
Устойчивое
развитие обслуживающих отраслей и их
активное взаимодействие с туристскими
организациями – это залог успешного
функционирования всего кластера.
При формировании
туристского кластера необходимо идентифицировать
его географические границы и учитывать
климатические факторы, которые относятся
к природным условиям. Географические
границы во многом создают транспортные
коммуникации (состояние автомобильных
дорог, развитие малой авиации, водного
транспорта), которые соединяют между
собой основные центры притяжения туристов.
Географические границы кластера зависят
и от специфики туристских ресурсов, исторических
особенностей развития территории, включая
климатические условия и рельеф местности.
К экономическим
условиям относится инвестиционный климат
на территории кластера, который способен
обеспечить развитие основных элементов
кластера. Количество и качество трудовых
ресурсов являются также значимыми при
функционировании кластера. Все организации
– участники кластера – нуждаются в профессионалах
туристского бизнеса.
Важно учитывать
традиции и культуру местного населения
– социо-культурные условия, которые непосредственно
влияют на индустрию гостеприимства.
Большое
значение имеет политическая ситуация
на территории кластера. Политика властей
в области развития туристской деятельности,
её поддержка, проведение научных исследований,
постоянный мониторинг являются важнейшим
условием формирования кластера.
Особое
внимание при формировании туристского
кластера необходимо уделять взаимосвязям
между его элементами. Данная связь основывается
не только на экономической выгоде участников,
но и ориентирована на создание и реализацию
качественных туристских услуг, удовлетворяющих
потребности как туристов, так и территории.
Это выражается во взаимосвязи («транспорт
– средства размещения – питание») как
основных услуг кластера.
Таким образом,
формирование туристского кластера способствует
созданию современного конкурентоспособного
туристского комплекса. Его функционирование
обеспечивает широкие возможности для
обеспечения занятости местного населения
и удовлетворения потребностей российских
и иностранных граждан в туристских услугах.
Внесение значительного вклада в развитие
экономики осуществляется за счет налоговых
поступлений в бюджет, притока иностранной
валюты, увеличения количества рабочих
мест, сохранения и рационального использования
культурного и природного потенциала.
2.2. Основные цели и
условия формирования туристских
кластеров в РФ
Кластерная
концепция развития туризма может
стать одним из важных направлений
государственной политики повышения
региональной конкурентоспособности
в сфере туризма16.
Современный
туристский кластер способен решить ряд
важных задач, среди которых:
- рациональное
использование имеющегося природного
потенциала региона;
- приоритетное
развитие внутреннего и въездного
туризма на территории;
- создание
и развитие высокоэффективного
и конкурентоспособного туристического
комплекса на территории региона;
- демонстрация
исторического, культурного и духовного
наследия народов России;
- поддержка
развития различных видов предпринимательства
(среднего и малого) в туристской
сфере;
- разработка
маркетинговой стратегии продвижения
туристических продуктов и создание благоприятного
имиджа региона как туристического региона;
- привлечение
внебюджетных источников для
реконструкции и нового строительства
туристских объектов;
- создание
современной системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
туристских кадров17.
М. П. Войнаренко
отмечает, что процесс формирования туристического
кластера начинается, прежде всего, с появления
инициативы разных субъектов региона.
Инициатива создания кластера может принадлежать
как правительству, так и бизнесу. Усилия
правительства обычно направляются не
на поддержку отдельных предприятий и
отраслей, сколько не был бы значительным
их вклад в экономику, а на создание условий
для развития кластера и развития взаимоотношений
внутри него18.
Преимущества
кластерного подхода для органов власти
состоят в том, что он позволяет комплексно,
системным образом рассматривать ситуацию
в группе взаимосвязанных предприятий,
относящихся к туристической сфере экономики
региона. Кроме того, кластерный подход
позволяет использовать в качестве «стержня»
стратегии развития кластера инициативы,
выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса,
которые таким образом, гарантированно
будут успешно реализованы19.
В России
первые туристские кластеры начали создаваться
в начале 2000-х гг. (Новгородская область,
Республика Карелия), однако они не имели
четко определенного правового статуса.
В 2005 г. был принят Федеральный закон Российской
Федерации от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ Об особых
экономических зонах в Российской Федерации».
Согласно закону, особые экономические
зоны (ОЭЗ) - это территории, которые государство
наделяет особым юридическим статусом
и экономическими льготами для привлечения
российских и зарубежных инвесторов в
приоритетные для России отрасли. Цели
создания особых экономических зон - развитие
высокотехнологичных отраслей экономики,
импортозамещающих производств, туризма
и санаторно-курортной сферы; разработка
и производство новых видов продукции;
расширение транспортно-логистической
системы20.
На территории
ОЭЗ действует особый режим осуществления
предпринимательской деятельности, заключающийся
в том, что:
- инвесторы
получают созданную за счет
средств государственного бюджета
инфраструктуру для развития бизнеса,
что позволяет снизить издержки на создание
нового производства;
- благодаря
режиму свободной таможенной
зоны резиденты получают значительные
таможенные льготы;
- предоставляется
ряд налоговых преференций;
- система
администрирования «одно окно»
позволяет упростить взаимодействие
с государственными регулирующими
органами.
Таким образом,
по своему идейному содержанию особые
экономические зоны представляют собой
ничто иное, как классические кластеры.
В 2007 г. в
России было создано семь особых экономических
зон туристско-рекреационного типа: Куршская
коса» (Калининградская область), Гранд
Спа Юца» (Ставропольский край), «Остров
Русский» в Приморском крае, «Бирюзовая
Катунь» (Алтайский край), «Алтайская долина»
(Республика Алтай), ««Ворота Байкала»
(Иркутская область), «Байкальская гавань»
(Республика Бурятия), в основе которых
лежат принципы кластерной организации21.
Тема выделения
и формирования отраслевых и региональных
кластеров и кластерной политики с некоторых
пор нашла отражение и в правительственных
документах. Например, в «Концепции долгосрочного
развития социально-экономического развития
РФ до 2020г.» кластерная политика признана
«новым институтом развития, способствующим
снятию барьеров в развитии экономических
связей».
Для российских
туристских кластеров характерно неравномерное
развитие структуры и каркаса кластера.
Это в свою очередь приводит к появлению
«узких мест», которые значительно осложняют
работу туроператоров и тормозят развитие
всего кластера. Наиболее часто «узкими»
местами российских кластеров становятся:
гостиничный сектор (нехватка номеров
в периоды высокого спроса), транспортные
предприятия (отсутствие в достаточном
количестве современных транспортных
средств) и транспортная инфраструктура
(пропускная возможность вокзалов и терминалов;
транспортная доступность населенных
пунктов, входящих в кластер).