- обеспечение
позитивного воздействия на экономику
территории в целом. Сильная взаимозависимость
туризма и экономической деятельности
повышает распределение полученных выгод
на всю территорию.
Приложение 6.
Северокавказский
туристический кластер
Мамисон
(Северная Осетия),
Архыз
(Карачаево-Черкесия),
Эльбрус
(Кабардино-Балкария).
Каспийское взморье
(Дагестан.
(Решение
о создании принято в 2010 г.)
Приложение 7.
Основные направления кластерной политики
в Дагестане:
-
выявление и мониторинг ситуации
формирования и развития кластера,
в том числе выявление структуры
кластера, финансирование аналитических
исследований условий и факторов
развития кластера как на внутреннем,
так и на внешнем рынке, оценка
влияния кластера на экономику
и социальную сферу республики;
-
поддержка кластерных инициатив,
направленных на достижение результативной
кооперации организаций — поставщиков
оборудования, комплектующих, специализированных
производственных и сервисных
услуг, научно-исследовательских и
образовательных организаций в
рамках проектируемого кластера;
-
формирование коммуникационных
площадок для потенциальных участников
территориальных кластеров соседних
регионов (прежде всего, Ставрополья),
в том числе за счет их
интеграции в процесс разработки
и обсуждения стратегий макрорегионального
развития, содействие обмену опытом
между соседними регионами СКФО
и ЮФО по реализации кластерной
политики;
-
формирование институциональной
среды для развития макрорегионального
туристического кластера;
-
способствование консолидации участников
кластера, реализация программ содействия
выходу предприятий кластера
на внешние рынки, проведение
совместных маркетинговых исследований
и рекламных кампаний, реализация
образовательной политики согласованной
с основными представителями
кластера, обеспечение возможности
коммуникации и кооперации предприятий,
научно-исследовательских и образовательных
учреждений;
-
развитие единой информационно-коммуникационной
и рыночной инфраструктуры Дагестана,
а также развитие инженерной
инфраструктуры республики.
Приложение 8.
Создание
на территории Республики
Дагестан
туристско-рекреационного
кластера позволит:
1. Создать
благоприятный инвестиционный и
предпринимательский климат в республике.
2. Создать
условия для реконструкции общей
и туристской инфраструктуры при
помощи государственного и инвестиционного
финансирования, что позволит развивать
всю сферу туризма в республике.
3. Развивать
такие виды туризма, как событийный,
спортивный, этнографический, археологический,
экологический, санаторно-курортный, научный,
деловой и конгрессный и другие.
4.
Развивать на территории Республики Дагестан
туристскую инфраструктуру с научно
обоснованной схемой размещения объектов
туристской индустрии, с учетом способности
окружающей среды выдерживать антропогенные нагрузки.
Решить
вопросы нормативно-правового регулирования
туристской деятельности и вывести турпредприятия
из теневого оборота, что, безусловно, приведет
к увеличению налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней.
Экономически развивать республику, формировать новый социально-культурный облик республики, содействовать
повышению жизненного уровня населения.
Приложение 9.
Элементы рекреационного
потенциала Республики Дагестан
(значение
элемента указывается цифрой
по мере убывания 1 - наиболее значимые,
2-7 - менее значимые.)
Элементы рекреационного потенциала
|
Для
российских туристов
|
Для
иностранных туристов
|
1 .Природа: флора и фауна
|
1 |
3 |
2. Музеи и исторические памятники
|
3 |
2 |
3. Культурные центры / фольклор
|
2 |
2 |
4. Фестивали, конкурсы,
соревнования, культурные мероприятия
|
3 |
5 |
5. Монастыри и места паломничества
|
6 |
4 |
6. Товары ремесленников / сувениры
|
4 |
1 |
7.Термальные воды и источники,
другие курортные центры
|
2 |
7 |
8. Охота и рыбалка |
5 |
7 |
9. Пешие и конные маршруты и
прочие маршруты спортивного
туризма |
2 |
6 |
10. Местные промысла и ремёсла
|
3 |
3 |
11 .Ярмарки, выставки и др. объекты
делового туризма |
6 |
7 |
Таблица
составлена на основе данных Министерства
культуры и Комитета по туризму РД.
Приложение 10.
Особенности
функционирования рекреационно-туристской
отрасли
в Дагестане:
-
нестабильная политическая обстановка
в СКФО в последние годы
способствовала резкому снижению
потока рекреантов в Дагестан;
-
рекреационные предприятия республики
работают сезонно и большую часть года
пустуют;
-
рекреационно-туристское хозяйство
представлено отдельными учреждениями
санаторно-курортного лечения, оздоровительного
отдыха и туризма разбросанными
по всей территории республики;
-
основной вид рекреационной деятельности
в республике - смешанный, а основная категория
туристов, приезжающих в Дагестан, - это
туристы, путешествующие по маршрутам,
сочетающие отдых с познавательными и
спортивно-оздоровительными путешествиями;
-
материальная база существующих
рекреационно-туристских предприятий
характеризуется низким уровнем
комфорта, практическим отсутствием рекреационной
инфраструктуры. В республике не доведены до оптимального
состояния даже базовые инфраструктуры
(транспортные: аэропорт, вокзал; размещения:
гостиницы; коммуникации: бизнес и конгресс-центры;
торговли: торговые центры и т.д.), не говоря
уже о капиллярной дорожной сети и специальных
инфраструктурных объектах (аквапарки,
парки развлечений и отдыха, пляжи, центры
гостеприимства, этнографические деревни
и т.д.).
Приложение 11.
Основные факторы,
препятствующие надлежащему использованию
туристского ресурса Дагестана
Общая и экономическая
нестабильность в республике;
существующий
негативный фон в центральных СМИ в отношении
республики;
слабое развитие
сферы услуг и сервисного обслуживания
в местах отдыха и на туристских маршрутах;
отсутствие
достаточного уровня взаимодействия и
поддержки туриндустрии со стороны муниципальных
образований и органов местного самоуправления;
отсутствие
должного внимания к подготовке кадров
среднего звена для туротрасли;
высокая
стоимость транспортной составляющей;
чрезмерная
ориентированность субъектов турбизнеса
на выездной туризм;
отсутствие
достаточного количества современных
гостиниц и других средств размещения
на основных туристских маршрутах;
слабая
рекламно-информационная деятельность
субъектов турбизнеса;
неудовлетворительное
санитарное состояние территорий объектов
показа.
1.Туристско-рекреационный кластер - совокупность
имущественных комплексов – объектов
туристско-рекреационного назначения
с земельными участками, а также сосредоточение
на данных территориях предприятий и организаций
(в том числе собственников имущественных
комплексов), занимающихся разработкой,
производством, продвижением и продажей
туристического продукта. Данное определение
характеризует туристский кластер как
с точки зрения объектов, составляющих
кластер, так и с точки зрения субъектов
экономических отношений, осуществляемых
в рамках формирования и функционирования
кластера.
2 Основоположником
кластерного подхода в экономике является
Майкл Портер, изложивший главные идеи
кластерного анализа в книге «Конкуренция».
3
Данные Росстата за 2012 год..
4
Указом президента РФ «О структуре федеральных
органов исполнительной власти» от 21 мая
2012 года функции по координации туристской
деятельности переданы в ведение Минкультуры
России, что создает условия для более
активного взаимодействия двух смежных
сфер – туризма и культуры. Это позволяет
полнее и эффективнее использовать объекты
историко-культурного наследия в туристских
целях, привлекать большее количество
туристов на такого рода всероссийские
и региональные мероприятия.
5 Из Отчета Комитета
по туризму РД о развитии туристской
индустрии в РД за 2012 год
6
Из выступления В.В. Путина на заседании
Президиума Правительства РФ (28.07.2011 ).
7 Travel & Tourism
Competitiveness Report 2011 (http://gcr.weforum.org/ttci2011/).
8 Список отелей
и принимающих компаний, допустивших нарушения
прав и законных интересов российских
туристов, совершавших путешествия по
линиикомпании «Ланта-Тур вояж»в период
с 27 января по 13 февраля 2012 года, опубликован
на сайте Ростуризма: ttp://www.russiatourism.ru/news/-33558731/
9 Среди них:
«Капитал тур» (ноябрь 2010 года, более 8000
пострадавших туристов, ущерб 1576 млн. рублей);
«Сизонс» (май 2011 года); «Лужники Трэвэл»,
«Скайтур» (август 2011 года); «Альфа Вояж»
(октябрь 2011 года); «Магазин хороших путевок»,
«Аврора Интур», «CTS Travel» (декабрь 2011 года);
«Ланта-тур вояж» (январь 2012 года, около
4000 пострадавших туристов, ущерб по предварительным
оценкам 100 млн. рублей).
10 Федеральный закон Российской Федерации
«Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации» от 24 ноября 1996
года №132-Ф3 ( в редакции от 3.05.2012 года №
47-ФЗ).
11 Федеральная
целевая программа «Развитие внутреннего
и въездного туризма в Российской Федерации
(2011-2018 годы)». - Утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от
02.08.2011 г. № 644.
12 По данным ОАО
«Особые экономические зоны» http://www.oaoez.ru/special_economic_zones/tourism_
recreation_zones/
13
Сам термин «кластер» (от англ. cluster – пучок,
рой, скопление) заимствован из естественных
наук, где им описывается группа близко
расположенных, тесно связанных друг с
другом атомов, молекул, ионов.
14
Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005.
15
Ковалев Ю.П. Кластерный подход к изучению
туристской сферы России // Теория социально-экономической
географии: синтез современных знаний:
Смоленск. 2009. С.101.
16 Пелевина Н. А.
Кластерный подход к обеспечению развития
туристско-рекреационной сферы региона
// Известия Российского государственного
педагогического университета имени А. И. Герцена.
— СПб, 2010. — № 12(86). — С. 340.
17 Недосвитий Н. В.
Формирование стратегического развития
туристической отрасли в регионе на основе
кластерного подхода /Н. В. Недосвитий: автореферат
на соискание ученой степени кандидата
экономических наук.- Чебоксары: ФГОУ ВПО
«Чебоксарский государственный университет
им. И. Н. Ульянова», 2010.— С. 3.
18 Войнаренко М. П.
Кластерные модели объединения предприятий
в Украине // Экономическое возрождение
России, 2011.— № 4 (14).
19 Кетова Н. П.
Роль территориально-отраслевых кластеров
в модернизации экономики региона // Материалы
Ш Всероссийской научной конференции
(«Домбайские чтения») «Модернизация экономики
Юга России и новые стратегии региональной
экономической политики», пос. Домбай
КЧР, 12-16 апреля 2007 г. — г. Черкесск: Карачаево-Черкесская
государственная технологическая академия,
2007.— С. 61.
20
Федеральный закон Российской Федерации
от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических
зонах в Российской Федерации
21 Особые экономические
зоны: официальный сайт. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.oao-oez.ru/
22
«Статус туризма в России повысился»,
Туринфо, №1(751), 16-30 января 2012г.
23
Отельеры обсудили главные проблемы отрасли.
– RATA news. Ежедневная электронная газета
Российского союза туриндустрии. – http://www.ratanews.ru/hotels/hotels_6072010.stm
* Отметим, что понятие «туристического
кластера» до сих пор не встречалось ни
на российском туристическом рынке, ни
в туристическом законодательстве. Зато
в ходу другое понятие – «Особая экономическая
зона» (ОЭЗ) - ограниченная территория
с особым юридическим статусом. Часть
ОЭЗ имеют туристическую направленность
и называются Туристско-рекреационными
зонами (ТРЗ) - территория, на которой ведется
туристско-рекреационная деятельность.
Самая известная на сегодняшний момент
ТРЗ - «Бирюзовая Катунь», которая разместилась
на левом берегу реки Катунь в районе горы
Красный Камень в Алтайском крае.