Роль кластерного подхода в развитии регионального туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:10, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования. Несмотря на то, что к началу XXI столетия туризм стал одним из важнейших видов экономической деятельности в мировом масштабе и многие государства рассматривают его как важный инструмент достижения устойчивого развития и диверсификации периферийных экономик, для российских регионов и для российской экономики в целом вопрос недостаточного уровня конкурентоспособности туризма имеет актуальность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Вопросы развития туристского потенциала регионов РФ…………..7
Глава 2. Теория и практика образования туристских кластеров…………… 16
2.1. Понятие «кластерный подход» в развитии туризма……………… 16
2.2. Основные цели и условия формирования туристских
кластеров в РФ………………………………………………………..22
2.3. Деятельность по созданию туристского кластера на
Северном Кавказе……………………………………………………28
Глава 3. Кластерная концепция развития туризма как важное
направление государственной политики повышения
конкурентоспособности в сфере туризма Дагестана…………… 42
2.1. Состояние, перспективы и проблемы развития туризма
в Дагестане……………………………………………………………42
2.2. Создание туристского кластера в Республике Дагестан……….. 56
Заключение……………………………………………………………………… 69
Список литературы…………………………………………………………… 75
Приложение…………………………………………………………………… 79

Файлы: 1 файл

РОЛЬ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА.docx

— 145.01 Кб (Скачать файл)

Россия имеет большое число базовых предпосылок для роста потока туристов, но, вместе с тем, на сегодняшний день данный потенциал в достаточных масштабах не реализован.  По оценке Всемирной туристической организации, Россия может ежегодно принимать не менее 70 млн. российских и зарубежных туристов. По словам В.В. Путина, «в российских городах, имеющих всемирно известные культурно-исторические памятники и природные объекты, туристическая жизнь развивается пока, к сожалению, крайне медленно. Потенциал нашей страны используется всего на 30%»6.

Так, в международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном специалистами Всемирного экономического форума в 2011 году, Россия заняла лишь 59 место из 139 стран. При этом природные богатства нашей страны находятся на 4-ом месте, а объекты всемирного культурного наследия - на 13-ом7.

Причины такого отставания, в общем, понятны. Это в частности и низкий уровень развития туристской инфраструктуры, и недостаточный уровень транспортной доступности многих туристских центров, и невысокое качество обслуживания в индустрии туризма, и наличие визовых барьеров для туристов из зарубежных стран, и отсутствие обязательной классификации гостиниц. Часть этих вопросов может быть достаточно быстро решена; часть, конечно, требует очень масштабных вложений.

В частности, требуют быстрейшего решения вопросы  законодательного обеспечения сферы туризма, которые в настоящее время стали особенно актуальными в связи с банкротствами турифирм. Так, в  2012 году, в связи с приостановкой деятельности «Ланта-тур вояж», были случаи удержания российских туристов в отелях и препятствования их возвращению в Россию. Некоторые зарубежные отели и принимающие турфирмы требовали внести повторную оплату за проживание, пытаясь таким образом обеспечить оплату задолженности компании8.

Только за последние полтора года обанкротилось порядка 10 крупных турфирм, пострадали тысячи туристов9. Последние события, связанные с финансовой несостоятельностью таких известных компаний, как «Капитал тур» и «Ланта-тур вояж», продемонстрировали несовершенство отечественного законодательства в данной сфере. Возникла необходимость комплексного подхода к регулированию рынка туристских услуг, системной проработки всех вопросов, касающихся социальной ответственности бизнеса и социальных последствий деятельности бизнеса, которые имеют серьезное влияние на широкие слои населения, и подготовить предложения по усилению законодательного регулирования этой сферы.

В настоящее время формируется в Российской Федерации компенсационный фонд защиты прав туристов, предназначенный для оплаты экстренного вывоза туристов из страны временного пребывания и гостиничных услуг по проживанию.

Изменения, внесённые в Федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»10,  также способствуют развитию въездного туризма в России, пересматривая существующие требования к размеру финансового обеспечения туроператора, определяемому договором страхования ответственности туроператора или банковской гарантией. Законом снижается до 500 тысяч рублей размер финансового обеспечения туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма. Это позволит уменьшить финансовое давление на организации, развивающие одно из приоритетных направлений туризма, а также учесть интересы «малых туроператоров», работающих на данном направлении.

В настоящее время развитие индустрии российского туризма невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов, без реальной поддержки со стороны государства и формирования системы государственно-частного партнерства. Такое партнерство предусматривает эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации инновационно значимых проектов и программ.

Решение существующих проблем на региональном уровне ограничивается дотационным характером бюджетов большинства субъектов Российской Федерации. Привлечение инвестиций для финансирования туристских проектов сдерживается несовершенством нормативно-правовой базы, отсутствием готовых инвестиционных площадок, наличием местных административных барьеров, невыгодными условиями аренды земли и другими причинами.

Анализ ситуации свидетельствует о необходимости государственного комплексного подхода к решению накопившихся проблем в сфере внутреннего и въездного туризма. Основными проблемами, сдерживающими рост внутреннего и въездного туристских потоков, являются:

- несовершенство  нормативно-правового регулирования  туристской отрасли;

- отсутствие  регионального стимулирования развития  материально-технической базы туристско-рекреационного  сектора, наличие излишних административных  барьеров и необходимость совершенствования  земельных и имущественных отношений;

- недостаточно  развитая, а в ряде регионов  отсутствующая инженерная инфраструктура (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения  и т. д.), что является препятствием  для привлечения частных инвестиций  в туристскую сферу;

- отсутствие  мероприятий по обустройству  и реконструкции заповедных и  природоохранных зон туристско-рекреационного  типа;

- низкий  уровень развития туристской  инфраструктуры (недостаточность, а  в ряде регионов отсутствие  средств размещения туристского  класса и объектов досуга);

- невысокое  качество обслуживания во всех  секторах туристской индустрии  из-за низкого уровня подготовки  кадров. Проблема качественного  сервиса недостаточно эффективно  решается в рамках подготовки  не только работников гостиничного  и туристского бизнеса, но и  специалистов смежных отраслей, обслуживающих туристов;

- несоответствие  качества оказываемых туристских  услуг их стоимости;

- несовершенство  механизмов поддержки социального  туризма;

- слабое  имиджевое продвижение России  как привлекательного туристского  направления;

- действующий  порядок выдачи российских виз  гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не способствующий росту въездного  туризма;

- несовершенство  системы государственного статистического  учета данных о состоянии, развитии  туризма и его вкладе в ВВП  страны.

Эксперты отмечают, что для решения проблем в сфере внутреннего и въездного туризма наиболее эффективным является использование программно-целевого метода, при котором, наряду с действующими региональными программами туристской направленности, формируется федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма.

Реализация данного сценария предполагает выделение, на основе государственно-частного партнерства, федеральных, региональных и муниципальных бюджетных средств, а также привлечение частных инвестиций, обеспечение участия общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию перспективных туристско-рекреационных кластеров, создание новых рабочих мест, наращивание внутреннего спроса и развитие территорий.

Безусловно, мощным толчком к развитию туристского потенциала регионов должна стать принятая в 2011 году федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»11. Основной принцип реализации мероприятий программы основан именно на механизмах государственного и частного партнерства.

Общий объем финансирования программы составляет 332 млрд. рублей. Финансирование программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета в размере 96 млрд. рублей, средств от бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в размере 25 млрд. рублей и средств внебюджетных источников - в размере 211 млрд. рублей.

Программой установлено, что первый этап (2011-2014 годы) предусматривает проведение работ по созданию первоочередных туристских объектов, которые станут точками роста современных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в нескольких субъектах Российской Федерации. Также планируется осуществить частичную поддержку ряда перспективных проектов создания региональных туристских кластеров за счет вовлечения бизнес-сообщества отдельных регионов в процессы формирования государственно-частного партнерства.

В 2011 году стартовали первые шесть пилотных проектов в Ивановской, Рязанской, Ростовской, Псковской, Ярославской областях и Алтайском крае. Все проекты предусматривают создание туристско-рекреационных кластеров с участием государственных инвестиций в инженерную и обеспечивающую инфраструктуру. Внебюджетные средства направляются непосредственно в туристские объекты, гостиницы, спортивные сооружения и оздоровительные комплексы.

Кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

Успешные технологии развития, отработанные в нескольких пилотных туристско-рекреационных кластерах, предполагается распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма регионы страны, тем самым обеспечивая оптимизацию возврата как государственных, так и частных инвестиций.

Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий разных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.

Нельзя забывать также о роли в развитии регионов, которую выполняют туристско-рекреационные особые экономические зоны (далее - ТР ОЭЗ) Российской Федерации. В настоящее время в России создано 14 особых экономических зон туристско-рекреационного типа12.

К специфическим целям создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон.

Концентрация ресурсов в туристской сфере позволит стимулировать социально-экономическое развитие регионов, сохранить и эффективно использовать весь туристско-рекреационный потенциал России, тем самым, повысив ее конкурентоспособность на мировом туристском рынке.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теория и практика  образования туристских кластеров

2.1. Понятие «кластерный подход»  в развитии туризма

 

В развитых странах экономическая политика последнего десятилетия как один из основополагающих элементов использует концепцию кластеров и кластерного подхода. Политика, предполагающая развитие на основе кластеров, может быть представлена как целенаправленная система мер, так и в виде отдельных мероприятий, таких как стратегии регионального развития или мероприятия по поддержке локальных сфер производства13.

Главный тезис М. Портера, одного из основоположников учения о кластерном подходе в экономике, заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. По его мнению, на первом этапе территориальной организации хозяйства (формирования кластера), необходимо улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, что под силу лишь государственным органам управления и при государственном финансировании. Однако впоследствии роль государственного регулирования в функционировании кластера должна сводиться лишь к устранению факторов, лимитирующих развитие инноваций. Критерием для выделения базовой отрасли кластера является ее способность производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Создание конкурентоспособного туристского кластера приводит к созданию и продвижению бренда туристского района14.

Выделяют пять типологических признаков кластеров: географические размеры; глубина кластеризации – степень вертикальной интеграции фирм в кластере; ширина кластеризации – степень горизонтальной интеграции кластерных фирм; присутствие НИИ и вузов в кластере; структура владения фирм в кластере – соотношение местных малых и средних предприятий филиалов и дочерних компаний ТНК, крупных местных фирм.     

При всем различии трактовок кластера большинство ученых сходятся в том, что кластер представляет собой систему, которая характеризуется рядом признаков, варьирующихся по своим размерам, широте охвата и уровню развития. Некоторые кластеры состоят в основном из малых и средних предприятий, а другие кластеры, в свою очередь, включают как крупные, так и малые фирмы. Кластер представляет собой значительно более сложное явление, чем просто объединение фирм для совместной деятельности. Фирмы не только кооперируют внутри кластера, но и продолжают конкурировать друг с другом избирательно в отдельных областях, что является движущей силой постоянных продуктовых и технологических обновлений, направленных на рост производительности всех факторов производства, и обеспечивает быстрое распространение новшеств.

Информация о работе Роль кластерного подхода в развитии регионального туризма