Роль научной организации труда в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:07, лекция

Описание работы

Цель лекции: выявить роль научной организации труда для развития предприятия и экономики.
Основные вопросы:
1.1.Сущность научной организации труда.
1.2.Основные элементы и задачи организации труда. Принципы научной организации труда.
1.3.Научная организация труда в зарубежной экономической науке

Файлы: 1 файл

Оплата-труда.doc

— 530.50 Кб (Скачать файл)

 В области тарифной политики  Стороны исходят из необходимости  соблюдения баланса интересов  между производителями услуг  и потребителями. При изменении  тарифов на услуги естественных  монополий придерживаться показателей  социально-экономического развития Республики Казахстан в 2009-2011 годах.

Необходимо способствовать повышению производительности труда в отраслях экономики и, соответственно, увеличению в 2009-2011 годах доли заработной платы в ВВП страны.  Не увеличивать число официально привлекаемых мигрантов, в целях защиты внутреннего рынка труда, определить квоту на 2009 год не выше уровня 2008 года.

 В качестве основного противодействия  глобальному кризису принимать  меры по укреплению реального  сектора экономики и финансовых  стабилизаторов, реализации плана мероприятий по совершенствованию системы занятости, созданию рабочих мест, росту заработной платы, доходу домашних хозяйств; активизировать работу по обязательному страхованию от потери работы, дополнить пакет антикризисных мер мероприятиями, направленными на защиту рабочих мест, предоставление гарантий в трудовой и социальной сфере. 

Правительство Республики Казахстан принимает на себя обязательства:

1. Осуществлять своевременные меры  по оздоровлению, интенсивному развитию  экономики, сглаживанию воздействия инфляции и сохранению социального благополучия. Не допускать условий способствующих росту инфляционных процессов вследствие резкого увеличения государственных расходов, перегрева экономики страны сверхвысокими поступлениями денежных средств от кредитования. Добиваться уменьшения процентной ставки кредитования и общей доступности этого вида финансовых услуг.

2. Рассмотреть в установленном  законодательством порядке вопрос  разработки законопроекта по  определению механизма индексации  минимального размера заработной платы, в котором, предусматривалась бы необходимость его увеличения опережающими инфляцию темпами.

3. Представлять раз в полугодие  в Республиканскую трехстороннюю  комиссию по социальному партнерству  и регулированию социальных и  трудовых отношений (далее - РТК) информацию о социально-экономической ситуации в Республике Казахстан.

4. Привлекать представителей республиканских  объединений работников и республиканских  объединений работодателей к  участию в работе межведомственных  комиссий, а также в составе рабочих групп Правительства по подготовке и рассмотрению проектов законодательных актов, связанных с трудовыми отношениями и социально-экономическими вопросами. Практиковать их рассмотрение на заседаниях РТК.

5. Приглашать руководителей республиканских объединений работников и республиканских объединений работодателей на заседания Правительства Республики Казахстан, на которых решаются вопросы формирования и реализации социально-экономической политики государства.

6. При изменении тарифов на услуги естественных монополий необходимо придерживаться показателей социально-экономического развития Республики Казахстан в 2009-2011 годах, а также в пределах совокупного вклада параметров предельных ростов тарифов на регулируемые услуги в инфляцию, одобренных Правительством Республики Казахстан.

7. Осуществлять мероприятия по:

регулированию тарифов (цен, ставок сборов) методами, направленными на стимулирование субъектов естественных монополий  к росту производства, снижению нормативных  технических потерь и производственных затрат, а также на формирование экономически обоснованных цен;

стимулированию экспорта товаров  и услуг, установлению эффективных  мер защиты и укрепления положения  отечественных товаропроизводителей на внешних рынках;

созданию условий для развития финансовой аренды (лизинга), особенно в сфере малого и среднего предпринимательства.

7. Совершенствовать тарифную политику  для обеспечения предсказуемости  и стабильности уровней тарифов  субъектов естественных монополий,  поощрять развитие конкуренции.

На уровне отрасли  заключаются отраслевые тарифные соглашения. Они определяют направления социально-экономического развития отрасли. Участниками соглашений могут являться соответствующие  профсоюзы (иные уполномоченные органы), работодатели (объединения работодателей), Министерство труда и социальной защиты Республики Казахстан.

Отраслевые соглашения ориентируются  на интересы работников и работодателей  данной отрасли, но с учетом решения  социально-экономических проблем  в межотраслевом аспекте. Это  необходимо для определения места отрасли в единой экономической системе и обеспечения социальной защиты ее работников. Отраслевые соглашения могут включать в себя:

– отраслевой уровень  минимальной заработной платы, соотношение  ее размеров по квалификационным группам ( или конкретные размеры ставок и окладов);

– гарантированные  размеры доплат и надбавок компенсационного характера, пособий;

– порядок регулирования заработной платы, минимальные гарантии, связанные  с ростом цен, уровнем инфляции, повышением стоимости жизни;

– правила найма  и увольнения, условий и охраны труда, режимов труда и отдыха;

 – положения  о содействии занятости, переквалификации  работников, о мероприятиях по  социальной защите работников  отдельных групп (инвалидов, пожилых  людей, молодежи, женщин);

– гарантии обеспечения  экологической безопасности и охраны здоровья;

– мероприятия по соблюдению интересов работников при  приватизации государственных предприятий, ведомственного жилья;

– процедуру заключения отраслевых соглашений, методы контроля их действия и порядок разрешения трудовых споров [6].

В региональном соглашении могут фиксироваться  размеры тарифных ставок 1-го разряда основной профессии базовой отрасли с учетом межотраслевых соотношений, определенных Генеральным соглашением; единые тарифные ставки для оплаты труда рабочих сквозных профессий, порядок индексации тарифных ставок и окладов с учетом роста потребительских цен. Тарифные ставки 1-го разряда по другим отраслям предлагается устанавливать в отраслевых соглашениях с учетом прожиточного минимума.

Тарифные ставки, предусмотренные  в региональном и отраслевых соглашениях  должны использоваться в качестве минимальных  норм оплаты труда при заключении коллективных договоров. Каждый работодатель, независимо от того, заключен коллективный договор или нет, обязан ориентироваться на данные соглашения.

Отраслевые соглашения построены  довольно типично. В отраслевом соглашении железнодорожников, например, и транспортных строителей предусмотрено использование  специально разработанных отраслевых тарифных ставок и окладов, согласованных с отраслевым профсоюзом. В нем отражены практически все вопросы оплаты труда:  конкретные величины тарифных коэффициентов ЕТС и перечень должностей работников, относящихся к тому или иному разряду, единые размеры выплат за выслугу лет в зависимости от стажа работы, порядок установления компенсационных выплат за работу в ночное время, сверхурочные часы,  показатели и размеры стимулирующих выплат.

1.2.Содержание коллективного  договора, его основные функции.

На уровне предприятий условия оплаты труда регулируются коллективным договором – документом, служащим средством согласования интересов собственника и трудового коллектива.

Заключение коллективного  договора является жизненной необходимостью для наемных работников предприятий любой формы собственности. Это связано с тем, что централизованное регулирование трудовых и социально-экономических отношений предусматривает теперь лишь минимально гарантированный государством уровень прав и гарантий. Более детальное рассмотрение трудовых отношений переносится на уровень самих предприятий, т.к. только в коллективном договоре можно учесть все особенности деятельности предприятия и использовать имеющиеся возможности в интересах работников.

Коллективный договор – правовой акт, оформленный в виде письменного договора, подписанного одним или несколькими работодателями (их представителями) и одним или несколькими профессиональными союзами либо работниками, не являющимися членами профессионального союза, образовавшими свою организацию для ведения переговоров /3 /.

В коллективном договоре заключаются  обязательства собственника по решению трудовых и социально-экономических вопросов членов трудового коллектива, а также – трудового коллектива по обеспечению прав и интересов собственника. Принципами, на которых строится трудовой договор, являются:

– партнерство, взаимное доверие и  уважение, разграничение прав и обязанностей;

– широкое участие членов коллектива в создании условий договора;

– учет реальных возможностей сторон;

– контроль и ответственность сторон за выполнение обязанностей.

Коллективный договор определяет систему организации и оплаты труда, размеры минимальных тарифных ставок и должностных окладов, порядок и размеры компенсации, условия страхования, меры защиты администрацией на время приостановки производства, условия выплаты пособий по безработице, предоставлении дополнительных льгот и оказание помощи; условия труда и быта, медицинское страхование, вопросы развития производства. Кроме того, особое внимание должно уделяться тщательному анализу направлений социально - экономического развития предприятия:

– перспективам развития;

– направлениям и объемам вложений в новые технологии;

– уровня рентабельности производства;

– сокращения и перемещения работников в связи со структурными сдвигами;

– направлений использования прибыли.

Коллективный договор заключается  сроком на один год и более и  предусматривает условия его  действия в результате реорганизации предприятия.

Основными функциями коллективного  договора являются:

1) защита интересов обеих сторон трудовых отношений и обеспечение их сбалансированности;

2) организация трудовых отношений  и их развитие в тесной взаимосвязи  с результатами экономической  деятельности предприятия;

3) разрешение возникающих противоречий  наиболее приемлемыми средствами [8].

В соответствии с первой функцией коллективный договор призван защищать работников, – более уязвимых субъектов  трудовых отношений – от предпринимателей, использующих преимущества своего экономического положения в своих интересах, с одной стороны, и с другой стороны, работодателей – от необоснованных требований работников, удовлетворение которых может нарушить ритм производства или нанести экономический ущерб.

Вторая организующая функция коллективно-договорных отношений также направлена на обеспечение заинтересованности обеих сторон этих отношений. Зафиксированные в соглашении условия труда (размер заработной платы, продолжительность отпусков, условия оплаты, дополнительные социальные льготы) позволяют работодателю заранее планировать издержки производства и предполагаемую прибыль. Для работника они являются определенными гарантиями удовлетворения собственных интересов.

Все это создает предпосылки  взаимного согласия, что влияет на социальную атмосферу в коллективе. В свою очередь, рост эффективности экономической деятельности предприятия создает предпосылки повышения социальных гарантий.

Третья функция направлена на установление и поддержание стабильности трудовых отношений. Эта сторона, конечно, не может полностью устранить конфликты  во взаимоотношениях субъектов рынка труда, поскольку у каждого свои интересы, цели, требования. Однако осуществление этой функции предполагает установление процедур согласования интересов, рассмотрения проблем с обеих сторон, в ходе которых вырабатываются наиболее приемлемые решения. Создается гарантия стабильности.

Таким образом, заключение коллективного  договора представляет собой творческий процесс, направленный на согласование интересов обеих сторон и разрешение конфликтов. Наконец, важным преимуществом  коллективно-договорного регулирования является многовариантность и гибкость принятия решений. Это особенно существенно в нынешних условиях экономической нестабильности. В зависимости от обстановки приходится корректировать принятые положения. В то же время любые изменения допустимы при условии согласия обеих сторон. Также коллективно-договорная система предполагает проведение регулярных встреч и консультаций социальных партнеров, осуществление мониторинга за действием договора. Все это позволяет превратить такое регулирование в механизм удовлетворения взаимных интересов.

1.3.Трудовой договор:  порядок составления, содержание.

 

Процесс переговоров по заключению коллективного договора обычно проходит следующие стадии:

 Определение сферы действия  коллективного договора и взаимное признание сторон полноправными партнерами;

 Подготовка и предоставление  требований работников;

 Непосредственно процесс переговоров;

4. Заключение, ратификация и регистрация  коллективного договора.

Несмотря на некоторые явные  недостатки, трудовые коллективы набирают опыт по разработке и работе на основе трудовых соглашений.

Информация о работе Роль научной организации труда в развитии экономики