Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:07, лекция
Цель лекции: выявить роль научной организации труда для развития предприятия и экономики.
Основные вопросы:
1.1.Сущность научной организации труда.
1.2.Основные элементы и задачи организации труда. Принципы научной организации труда.
1.3.Научная организация труда в зарубежной экономической науке
1.3. Разработка заводских тарифных сеток.
1.1.Сущность и элементы
тарифной системы: тарифный
Тарифная система – совокупность различных нормативных материалов, с помощью которых устанавливается уровень заработной платы работников в зависимости от квалификации, условий труда, географического расположения.
Элементами тарифной системы являются тарифная сетка, тарифная ставка, тарифный разряд.
Тарифная сетка – шкала тарифных ставок и коэффициентов.
Тарифная ставка – абсолютный размер заработной платы в единицу времени.
Тарифный разряд – показатель сложности работы, уровня квалификации рабочего.
Тарифный коэффициент – определяет, во сколько раз ставка данного разряда превышает ставку первого разряда.
При всех формах оплаты труда при установлении тарифных ставок и должностных окладов используются минимальный размер заработной платы и Единая тарифная сетка для оплаты работников бюджетной сферы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан № 170 от 6 февраля 1997 года “О совершенствовании организации оплаты труда в Республике Казахстан” (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Казахстан № 293 от 24 февраля 2000 г.), которую мы рассмотрим во второй главе.
Районное регулирование осуществляется через районные коэффициенты, надбавки за непрерывный стаж работы в пустынной, безводной зоне, а также высокогорной местности. С помощью районного регулирования государство устанавливает определенные различия в уровнях зарплаты работников отдельных регионов с целью обеспечения равных условий воспроизводства рабочей силы во всех областях республики и создания материальных стимулов для привлечения и закрепления кадров в регионах с неблагоприятными условиями жизни, недостаточно освоенных и обжитых, развитие которых имеет важное значение для всего Казахстана.
1.2.Тарификация работников,
тарифно-квалификационные
Тарифно-квалификационные справочники- это элемент тарифной системы, представляющий собой специальный справочник, содержащий характеристику основных профессий и квалификационные признаки данной профессии. Отнесение работника к тому или иному разряду должно происходить на основе сложности выполняемых работ.
Сложность труда – такое его объективное свойство, которое отражает содержание выполняемых работ и проявляется в требованиях к квалификации работника.
Это означает, что более сложный труд создает большую стоимость, чем простой. Данный вывод поддерживается и западными экономистами, называющими его разницей в способностях и уровне подготовки различных групп работников.
1.3. Разработка заводских тарифных сеток.
В условиях рыночных
Квалификация работника –
С целью измерения
Ксл
= Тср : Тнорм,
где:
Тср – средневзвешенная по численности длительность подготовки работников соответствующей должности;
Тнорм – условно принятый нормативный срок подготовки работника простого труда, включающий школьное образование и краткосрочную подготовку для занятия низших должностей служащих.
Ранжирование должностей по коэффициентам сложности труда подтвердило, в основном, существование тесной зависимости между сложностью труда и квалификацией работника, и показатель квалификации был использован для уточнения тарификации должностей руководителей, специалистов и служащих.
Ранжирование позволило сформировать 17 блоков. Диапазон тарификации служащих занял со 2 по 21 разряды, в т.ч. служащих производственных отраслей – со 2 по 15. Был определен условный “вес” одного разряда в долях сложности. Он рассчитан применительно к тарификации служащих производственных отраслей.
Вопросы для самоконтроля
1.Назовите элементы тарифной системы?
2.Дайте определение тарифной ставки?
3.Что показывает тарифный
4. Что показывает тарифный
Рекомендуемая литература
1.Кенжалина Ж.Ш. Оплата труда на промышленных предприятиях Алматы, изд. «Экономика», 2002г.
Тема 11. Премирование работников
Цель лекции: Выявить роль материального поощрения работников предприятий
Основные вопросы:
1.1.Сущность, цели и принципы премирования работников. Разработка положения о премировании и его основные элементы. Показатели, условия премиальной системы.
1.2.Единовременные поощрения.
1.3. Система участия в прибыли
и их основные формы.
1.1.Сущность, цели и
принципы премирования
Система премирования – система,
увязывающая основную оплату труда с уровнем
выполнения и перевыполнения определенных
количественных и качеств показателей.
Шкала премирования – определяет зависимость между уровнем выполнения показателей премирования и размером премий.
Размер премирования – определяет величину поощрения за улучшение результатов работы.
Условия премирования – определяют количественные и качественные критерии, без которых премирование недопустимо.
Круг премируемых – состав работников, на которых распространяется система премирования.
Периодичность премирования – промежуток времени, на который распространяются условия премирования.
Показатели премирования – определяют направления приложения трудовых усилий работников, включенных в круг премируемых. Показатели премирования должны соответствовать задачам производства в подразделении, реально зависеть от трудовых усилий работника. Например, при включении показателя соблюдения договорных обязательств по поставкам продукции нужно учитывать, что за его выполнение в первую очередь отвечают руководители предприятия и выпускающих цехов, а также службы заводоуправления. Поэтому данный показатель целесообразно предусмотреть для этих категорий работников. Эффективность системы премирования предполагает определение достигнутого уровня выполнения показателей премирования в период оценки эффективности (Пок.отч.), сравнение его с уровнем выполнения показателей в базисном периоде (Пок. баз.), а также определение эффекта в денежном выражении (Э) и сравнение экономического эффекта с соответствующей премиальной оплатой.
Под абсолютной эффективностью системы премирования (АЭ) понимается разница между эффектом от изменения уровня показателей премирования в рассматриваемом периоде (Э) и соответствующей этому изменению величиной премий (П) с учетом выплат на социальное страхование. В общем виде расчет абсолютной эффективности можно представить следующим образом:
АЭ = Э - П (19)
Под относительной эффективностью (ОЭ) понимается отношение экономического эффекта от изменения уровня показателей премирования к сумме премии:
1.2.Единовременные поощрения.
Помимо премий используются единовременные поощрения работников для стимулирования их. Это могут быть единовременные небольшие денежные выплаты, поощрительные билеты в театр, на концерт, билеты на поездку на выходные и т. д.
Можно использовать системы премиального вознаграждения, применяемые за рубежом. Основная идея таких систем заключается в выплате нормативной повременной расценки и дополнительной оплате за сэкономленное время по сравнению с допустимой нормой. Примером такой оплаты являются системы Хэлси и Роуана.
План Хэлси
Работник получает 50% сэкономленного времени:
П = ( Вдоп – Вфакт) : 2 х Р, (21)
где:
П – премия;
Вдоп – допустимое время;
Вфакт – затраченное время;
Р – расценка за час.
План Роуана
Размер премии определяется отношением затраченного времени к допустимому:
П = (Вфакт : Вдоп) х Вэ х Р, (22)
где:
П – премия;
Вдоп – допустимое время;
Вфакт – затраченное время;
Р – расценка за час.
Вэ – сэкономленное время.
Данные системы премиальных вознаграждений в действительности предназначены только для квалифицированных мастеров. На непрерывном же производстве производительность отдельного работника во многом определяется скоростью производственной линии. В этом случае эти премиальные системы могут применяться для отдельных работ, установка радиоприемника, например, конвейерная сборка автомобиля.
Премия Браво Зулу (морской сигнал, означающий “отлично сделано”) была внедрена, чтобы дать менеджерам возможность немедленно вознаграждать работников за выдающиеся достижения, выходящие за пределы их нормальных обязанностей. Данные премии могут иметь денежную форму в виде чека или бесплатный обед.
1.3. Система участия
в прибыли и их основные
формы. Поощрение работников
Пример расчета размеров премий по основным показателям премирования специалистов и служащих подразделений предприятия:
По плану на год подразделению предусмотрено: рост производительности труда –7%, снижение себестоимости продукции –0,75 пункта, фонд заработной платы специалистов и служащих по должностным окладам – 28,8 млн. тг, средства на текущее премирование – 9,6 млн. тг. (табл. 12).
Чтобы нацелить рабочих на выполнение поставок, лучше использовать такие показатели, как выпуск продукции по номенклатуре, ритмичность производства и выполнение графика сдачи изделий на склад. Число показателей премирования должно быть не более двух – трех, причем они не должны противоречить друг другу.
12. Расчет премии по показателям премирования
Основные показатели премирования |
Заплан-ированный рост, сниж. |
ФОТ, млн. тг |
Запланировано на текущее премирование |
Размер премии к должностному окладу, % | |
1.Выполнение плана |
100 |
|
50 |
4,8 |
За выполнение плана на 100% 4,8х100/28,8= 16,7 |
2.Рост производительности |
7 |
30 |
2,9 |
За 1% роста 2,9х100/28,8= 10,1 | |
3.Снижение себестоимости |
0,75 |
20 |
1,9 |
За 0,1 пункта снижения 1,9х100/28,8х0,75=8,8 | |
Итого |
28,8 |
100 |
9,6 |
Информация о работе Роль научной организации труда в развитии экономики