Россия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Италия — наследница великого государства древности Римской империи.
Это государство возникло на земле современной Италии, а город, который был у
колыбели империи - Рим, - теперь тоже столица. Но Италия, конечно, уже другая
страна. Достойна ли она своих предков?
Италия - средиземноморская страна,
Итальянский «сапожок» (так выглядит на географической карте Аппенинский
полуостров, на котором находится большая часть Италии) со всех сторон окружен
теплым Средиземным морем. Мягкий климат и великолепные пляжи, обилие курортов,
виноград и оливки — вот что делает Италию южным приморским раем. Но Средиземное
море — это еще и удобные морские пути, которые связывают Италию с Западной
Европой, Северной Африкой и странами Восточного Средиземноморья. Италия
находится в центре Южной Европы, на перекрестке средиземноморских путей, поэтому
еще в древности многие города Аппенинского полуострова процветали, занимаясь
международной торговлей.

Содержание работы

ведение 3
Глава 1. Место России в мировой экономике 5
1.1.Внешнеэкономические связи России 5
1.2. Динамика, внешняя и товарная структура внешней торговли России 13
1.3.Экономика России в январе-феврале 2011 г. 20
Глава 2. Проблемы и перспективы участия России в мировой торговле 26
2.1. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле 26
2.2 Модель отношений России и ЕС 28
2.3 Присоединение России к ВТО 31
Глава 3. Перспектива развития России 34
3.1. Прогноз экономического развития России 34
3.2. Варианты экономической политики России на перспективу 35
Заключение 40
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Италия в мировой экономике 2011-1.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Италия — наследница великого государства древности Римской империи.
Это государство возникло на земле современной Италии, а город, который был у
колыбели империи - Рим, - теперь тоже столица. Но Италия, конечно, уже другая
страна. Достойна ли она своих предков?

Италия - средиземноморская страна,
Итальянский «сапожок» (так выглядит на географической карте Аппенинский
полуостров, на котором находится большая часть Италии) со всех сторон окружен
теплым Средиземным морем. Мягкий климат и великолепные пляжи, обилие курортов,
виноград и оливки — вот что делает Италию южным приморским раем. Но Средиземное
море — это еще и удобные морские пути, которые связывают Италию с Западной
Европой, Северной Африкой и странами Восточного Средиземноморья. Италия
находится в центре Южной Европы, на перекрестке средиземноморских путей, поэтому
еще в древности многие города Аппенинского полуострова процветали, занимаясь
международной торговлей.

Многие города Италии еще в эпоху Средневековья
завоевали славу международных торговых центров. Это были города-республики,
которые имели большое количество военных и торговых кораблей и соперничали между
собой за господство на морских путях. Самыми крупными из них были Венеция и
Генуя, создавшие свои торговые империи. Они основывали купеческие фактории
(места, где жили и торговали их купцы во время путешествий) и даже захватывали
колонии: генуэзцы владели колониями на Крымском полуострове, а венецианцы -
островом Крит. Через итальянских купцов попадали в средневековую Европу с
Востока самые ценные товары того времени - пряности и шелка. Но Великие
географические открытия в XV-XVI вв. привели к упадку морских республик Италии.
Главные морские пути Европы переместились в Атлантический океан, и итальянские
купцы оказались не у дел.

Италия занимает по уровню экономического развития
шестое место в мире. Ее ближайший конкурент Великобритания, которую Италия в
1994 г. даже сумела опередить по показателю совокупного ВВП.

Италия бедна
полезными ископаемыми. Здесь есть только месторождения бурого угля, серного
колчедана, боксита, цинка, свинца. Зато страна располагает отличными
климатическими условиями для развития сельского хозяйства и туризма (здесь
сохранилось многочисленное культурное наследие в виде памятников архитектуры,
знаменитые театры, морские и горнолыжные курорты).

Отсутствие в Италии
сколько-нибудь значимых полезных ископаемых, слабая производственная база,
отсталость в развитии от передовых стран Западной Европы и Северной Америки,
медленное накопление капитала предопределило особенности развития Италии.
Главной особенностью развития национальной экономики стало усиление роли
государства и государственной собственности в хозяйстве страны.

Неслучайно, что
Италия располагает, пожалуй, крупнейшим из всех развитых стран государственным
сектором. Вплоть до настоящего времени до 50% экономики и 70% банковской системы
находились под контролем государства. Результатом такого расширения
государственного сектора явился гигантский бюджетный дефицит и весьма
значительный уровень государственного долга, чрезвычайно неэффективный,
раздутый, коррумпированный государственный сектор, высокий уровень инфляции и
безработицы.

На первый взгляд кажется, что Италия отстает в своем экономическом
развитии от Франции, Германии, Великобритании. Но это далеко не так. Италии
удалось достичь весьма значительных успехов в своем развитии. В течение
последних нескольких лет страна справилась с инфляцией, стала сокращаться
безработица, создаются новые предприятия, растет занятость среди молодежи,
растут инвестиции.

Уникальна итальянская модель соотношения малого, среднего и
крупного бизнеса. В 1950 - 1970 гг. экономический рост привел к популярности
массового производства и преобладания роли больших компаний. Регионом
базирования крупных компаний стал Северо-Запад страны, особенно много подобных
предприятий, в так называемом "промышленном треугольнике" Турин - Милан - Генуя.
Период 1980-90-х годов стал настоящим бумом развития малых и средних
предприятий. Развитие малого и среднего бизнеса помогло скомпенсировать
отрицательные последствия кризиса массового производства для итальянской
экономики.

В настоящее время на базе предприятий малого и среднего бизнеса
возникла "третья Италия" регион страны, охватывающий Центр и Восток. Здесь
сконцентрировано наибольшее число небольших компаний, производящих текстиль,
одежду, обувь, мебель, керамику. Кроме того, есть современные высокоэффективные
производства в таких отраслях как машиностроение и механика. Урбанизированные
районы сосредоточения малых и средних предприятий создают целые зоны, кластеры
отраслей легкого промышленности и машиностроения. Малое и среднее
предпринимательство в настоящее время стимулирует экономический рост в Центре и
на Северо-Востоке страны, в то время как промышленный Север и аграрный Юг
находятся в состоянии экономического спада. Возглавляет экономическое развитие
Италии в настоящее время область Венеция, где наблюдается наибольшая
концентрация малых и средних предприятий.

Именно успешное развитие малого и
среднего бизнеса позволило Италии благополучно пережить и кризис государства, и
кризис крупных компаний. Оживление экономики страны в конце 1990-х годов,
усиление процесса европейской интеграции, введение в обращение евро служат
огромным стимулом дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса, возникают так
называемые кластеры - специализированные производственные зоны.

Не все так
благополучно в итальянской модели развития. По-прежнему актуальны такие
проблемы, как сохранение единства страны за счет экономического разрыва между
Севером, Центром и Югом, организованная преступность и коррупция, неадекватная
инфраструктура.

Целью настоящей дипломной работы является изучение роли Италии
в мировом хозяйстве.

Для достижения цели работы необходимо решить ряд
задач:

•              характеристика экономики Италии;

•              выявление роли Италии в мировом
хозяйстве;

•              прогноз развития экономических связей между Россией и Италией.

 


 

 

Глава 1. Характеристика экономики Италии

 

1.1. Структура экономики
Италии

 

Италия — высокоразвитая страна, входящая в «семёрку» лидеров
современного мира. В 2006 г. удельный вес её ВВП в мировом производстве был
равен 3,1%, экспорте товаров и услуг — 4,0%, численности населения — 0,9% (в
совокупном производстве, экспорте и населении промышленных стран —
соответственно 5,6; 4,0; 5,3). В 2007 г. итальянский ВВП с учётом покупательной
стоимости валют составлял 1438 млрд долл., в расчёте на душу населения — 25 тыс.
долл. (28-е место в мировом рейтинге). По конкурентоспособности она находилась
на 39-м месте, уступая всем странам ЕС (оценка Всемирного экономического
форума).

Италия входит в ведущую европейскую четвёрку производителей стали и
ферросплавов, электроэнергии, цемента и других основных видов продукции тяжёлой
индустрии. Она является одним из мировых лидеров автомобилестроения (более 1 млн
легковых автомобилей в год). Сильные экспортные позиции Италия занимает в
производстве электробытовых товаров длительного пользования, конторского
оборудования и вычислительной техники, машин и оборудования для обработки
пластмасс, текстильной, обувной, пищевой и полиграфической промышленности. В то
же время это один из ведущих мировых поставщиков продукции лёгкой
промышленности: текстильных и швейных изделий, обуви, керамики и т.д. По выпуску
обуви (более 400 млн пар в год) она уступает только США. Многие итальянские
компании доминируют на мировых рынках готовой одежды. Важной экспортной отраслью
является дизайн, приносящий стране около 10 млрд долл. в год.

Энергосырьевая
база промышленности обеспечивается преимущественно за счёт импорта. Ввозится
около 90% нефти, практически весь коксующийся уголь, более 90% железной руды,
2/3 марганцевой руды, а также руды легирующих металлов. В структуре производства
электроэнергии 78% приходится на ТЭС, 20,2% — на ГЭС, 1,6% — на геотермальные
источники, 0,4% — на использование энергии ветра; 16% электроэнергии
импортируется. Север располагает 71,2% установленной мощности ГЭС и 44,4% — ТЭС
.

Малое и среднее предпринимательство образует основу промышленных округов
(кластеров) — типичных для Севера и Центра территориально-производственных
комплексов, функционирующих на основе специализации и кооперирования в секторах
производства, составляющих международную специализацию Италии. В округах,
которых насчитывается около 200, сосредоточено почти 45% занятых в
промышленности; на них приходится более 40% национального экспорта. Многие
округа отправляют за рубеж от 1/3 до 2/3 продукции, а некоторые и больше.
Например, округ Прато (85 тыс. предприятий с 44 тыс. занятых) экспортирует 66%
своего производства текстиля и готовой одежды; он один обеспечивает 10—11% этой
статьи национального вывоза. Округ Монтебеллуна (416 предприятий с 8,8 тыс.
занятых) экспортирует 73% своего производства спортивной обуви. Активная роль
МСП в продвижении национальной продукции на внешние рынки является особенностью
итальянской экономики. Имеются и округа, специализирующиеся на туризме, которых
насчитывается около 300 .

В округах благодаря сосредоточению технического
опыта, информации, кадров, финансовых ресурсов (местные сбережения и малые
банки) и производственных мощностей идёт непрерывный («возрастающий») процесс
обновления и диверсификации выпускаемой продукции. Согласно проведённому в 2007
г. исследованию Комиссии ЕС, Италия лидирует по интенсивности этого процесса
(новая продукция составляла 13,5% годового оборота продаж против 6,5% в среднем
для ЕС). Благодаря специфике своей инновационной модели Италии удаётся сохранять
статус мирового поставщика не только многих видов потребительской продукции, но
и современного промышленного оборудования среднего технологического уровня .

В
структуре сельскохозяйственного производства на продукцию земледелия приходится
95,4%, лесного хозяйства — 1,2%, рыболовства — 3,4%. Италия является одним из
мировых лидеров по производству «средиземноморских» видов продукции — оливкового
масла, вина, субтропических фруктов и овощей. Зерновое хозяйство и
животноводство развиты слабее. Высокопродуктивное аграрное производство
сосредоточено на Севере, где используются современная техника и земледелие на
орошаемых площадях. В остальных районах ирригация недостаточна, местами
наблюдается эрозия почв .

Пригодная для использования площадь — 20,2 млн га,
реально используется 74,4%, посевы занимают 41,6%. На производстве зерновых
специализируется 16,4% хозяйств, а вместе с другими видами посевов — 26,0%. На
орошаемых землях Паданской равнины выращивается рис, по урожайности которого
Италия входит в число мировых лидеров. Сбор зерновых в 2007 г. составил 20,6 млн
т, в т.ч. пшеницы — 7,5 млн т. Производством «средиземноморских» культур занято
47,4% хозяйств, главным образом на Юге. На молочном животноводстве
специализируется 2,3% хозяйств, мясном — 1,0% (оба направления характерны для
Севера), на разведении овец и коз — 4,9% (Юг). Смешанную специализацию имеет
10,2% хозяйств .

Италия располагает плотной сетью железных дорог стандартной
колеи общей протяжённостью 19,8 тыс. км, из которых 60% электрифицировано, и 1,0
тыс. км узкоколеек. Сеть шоссейных дорог с твёрдым покрытием имеет протяжённость
668,7 тыс. км, в т.ч. 6,5 тыс. км скоростных магистралей. Автопарк насчитывает
40 млн единиц (свыше 32 млн — легковые). Небольшая сеть внутренних водных путей
обслуживает товарные перевозки. Трубопроводы обеспечивают транспортировку
природного газа (протяжённость — 19,4 тыс.км), нефтепродуктов (2,2 тыс. км) и
сырой нефти (1,7 тыс.км). Воздушный транспорт располагает 135 аэропортами, в
т.ч. международными — в Риме, Милане, Неаполе, Болонье, Генуе, Пизе, Турине и
Венеции. Торговый флот насчитывает 467 крупных судов общим тоннажем 8499,3 тыс.
т, из которых 62 — иностранные под итальянским флагом. На нефтеналивные суда
приходится 40% тоннажа.

В 2007 г. по железной дороге было перевезено 82,2 млн т
грузов и 431,5 млн пассажиров. Грузооборот составил 23,8 млн ткм и 431,5 млн
пасс./км. Морским транспортом было перевезено: под итальянским флагом — 154,6
млн т грузов и 79,8 млн пассажиров, под иностранным флагом — 308,5 млн т грузов
и 5,7 млн пассажиров.

Авиатранспорт осуществил перевозку 90,0 млн пассажиров.
Национальные аэропорты приняли 605,4 тыс рейсов, пропустили транзитом 45,0 млн
пассажиров, выгрузили 2454,0 тыс.т грузов и 511,1 тыс.т почты, отправили 3060,1
тыс.т грузов и 512,8 тыс.т почты.

Телефонная сеть обслуживается тремя
спутниками связи и 21 линиями подводного кабеля. Телевизионное вещание ведут 358
станций. В сети Интернет работает 93 провайдера, число пользователей составляет
39,2 млн чел.

В отраслевой структуре сферы услуг на первом месте находится
статья «торговля, ремесло и предложение товаров бытового назначения». Вклад
этого сектора в ВВП 14,8%, доля в общей занятости 15,2%. На долю торговли
(оптовой, комиссионной, розничной) в 2007 г. приходилось около 40% общего числа
занятых сферы услуг, около 55% оборота продаж этого сектора и 1/3 добавленной
стоимости. Соотношение оптовой (вместе с комиссионной) и розничной торговли по
объёму продаж равнялось 1,5:1. Сеть розничной торговли насчитывала в 2007 г.
636,5 тыс. точек, из которых 39,8% на Севере, 20,6% в Центре и 30,6% на Юге.
Преобладают предприятия традиционного, «семейного» или индивидуального типа,
специализированные на продаже определенного вида товаров.

В среднем на 1 тыс.
населения приходится 8 специализированных и 0,04 неспециализированной торговой
точки. Средняя численность персонала на предприятии розничной торговли — 2,4
чел. В 2007 г. в стране имелось 6,2 тыс. супермаркетов и 301 гипермаркет
.

Информация о работе Россия в мировой экономике