Рынок ценных бумаг в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:34, дипломная работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового рынка любой страны, где действуют принципы рыночных отношений. В развитых странах компании обращаются к этому рынку с целью добывания средств, необходимых для финансирования строительства заводов, фабрик, административных зданий, самолётов, поездов, судов, телефонных линий и других объектов, проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок и поддержания множества других важных видов корпоративной деятельности.

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг в КР.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

В Японии, например, фондовый рынок вообще вырос в недрах финансового рынка, знаменитые "дзайбацу" - это своеобразные холдинги, состоящие из промышленного предприятия и банка, кредитующего производство и представляющего интересы компании еще на рынке ценных бумаг. Постоянное и быстрое перераспределение активов до недавнего

времени позволяло  им крепко стоять «на ногах». Однако специализация неизбежно ведет  к разрушению и сегодня каждый из сегментов "занят своим делом". Но на этапе становления доступность  денежных ресурсов для промышленных компаний была решающим фактором прогресса, а прозрачность движения активов для банков - надежным способом контроля за возвратностью средств, тем самым "сращивание секторов" имело большое значение.

« Брокерам невыгодно  иметь сильного и обладающего  значительными денежными ресурсами конкурента на фондовом рынке.

В результате инициативы Кыргызской фондовой биржи  в привлечении банков к активному  сотрудничеству - оно состоялось, но не с биржей, а с брокерскими  компаниями, которые заполучили очень  крупных клиентов (АОЗТ "Сенти", АЛЗТ " Раазег", АФОКБ "Аалам"). А Биржевый Совет как состоял только из профессионалов фондового рынка, так и состоит.

Есть, конечно, надежда, что банки будут лично  участвовать в торгах. Поверив  в перспективы, будем надеяться, что коммерческие банки скоро пополнят ряды активных игроков фондового рынка. Национальной комиссией по рынку ценных бумаг подготовлен проект. Комплексной Программы (КП) развития рынка ценных бумаг. Разработка этой программы, в которой обобщены основные цели, выявлены приоритеты развития рынка ценных бумаг, являющаяся очевидной необходимостью.

Настоящая программа охватывает много проблем, что обязывает ее разработчиков очень тщательно продумывать отдаленную перспективу, фондового рынка. Работая над перспективой развития рынка, выявлено, что одним из основных задач можно считать "идеологию выживания". Одним из способов является концентрация финансовых инструментов на Кыргызской фондовой бирже.

Все профессиональные участники глубоко заинтересованы в концентрации. Исключение могут составить отдельные регистрационные компании, которых устраивает сегодняшнее положение дел.

Во-первых, концентрация целесообразна - содержание такой дорогостоящей  торговой системы как Фондовая биржа  требует значительных затрат. Но если у участников рынка есть желание организовать

»

альтернативную  площадку - это только надо приветствовать.

Конечно, вероятны сомнения в части соблюдения антимонопольного законодательства. Проблема доступа  к рынку должна решаться не через  создание множества торговых площадок, а через создание равноправных условий доступа всех желающих к уже существующей. Теперь двери площадки открыты для всех серьезных финансовых компаний, и проблема монополизации отпадает сама собой.

Отдельная тема Программы - создание единого государственного реестра ценных бумаг. Понятно, желание государства сделать движение ценных бумаг и охрану имущественных и неимущественных прав акционеров прозрачными и контролируемыми. Но такие устремления государства встречают логичное возражение регистраторов, роль и функции которых претерпевает значительные изменения.

Можно локализовать через соответствующую законодательную  базу, что необходимо заложить в  программу. Например, разработать меры ответственности госслужащих за раскрытие конфиденциальной информации.

Комплексная программа поддерживается большинством

профессиональных  участников, поскольку основная ее идея - концентрация рынка - служит развитию национального рынка капиталов. Более того, предусмотренная в проекте прямая поддержка развития только Кыргызской фондовой биржи, являющейся частной структурой, противоречит принципам Концепции, изложенным в пункте, который провозглашает свободную конкуренцию между профессиональными участниками, обеспечение их равных прав и свобод в т.ч. обеспечение принципа равного поля на фондовом рынке.

Также в проекте  прослеживается попытка односторонней  трактовки Указа Президента "О  мерах по дальнейшему развитию рынка  ценных бумаг" Республики - наиболее привлекательные акции предприятий, переданные ему безвозмездно, в размере 8% будут реализовываться на фондовой площадке. Кроме того, достаточно оценив перспективный совместный проект Кыргызской фондовой биржи и Государственной налоговой инспекции о реструктуризации задолженностей путем передачи акций и дальнейшего их предложения на фондовом рынке. Социальный фонд, очевидно, опередит Государственную налоговую инспекцию в реализации этой уникальной возможности взыскания долгов с предприятий республики.

Предполагается, что в перспективе будут активизировать свою деятельность коммерческие банки. Не воспользовавшись льготным режимом для вступления в члены Кыргызской фондовой биржи - они не смогут получить значительную экономию средств при размещении акций и получить возможность влияния на решения Биржевого Совета.

Фондовая  площадка фокусирует внимание внутренних и внешних инвесторов на потенциальных возможностях рынка капитала республики, тем, что именно здесь пересекаются интересы людей, желающих получить прибыль на вложенные деньги и людей умеющих организовать получение этой прибыли. Еще одним ключевым вопросом данной Комплексной Программы является скорейшее начало приватизации госдоли предприятий через КФБ, это будет способствовать ускорении приватизации стратегических объектов Кыргызстана.

Ключевыми факторам успеха в достижении намеченных перспектив Кыргызская фондовая биржа считает:

• увеличение  количества компаний,  включенных в листинг Кыргызской 
фондовой биржи

• внедрение в торговлю новых видов ценных бумаг

• прием  новых членов фондовой биржи и повышение качества работы 
существующих

•анализ рынка капиталов

  • совершенствование инфраструктуры фондового рынка
  • поиск и налаживание связей с фондовыми биржами других государств

Большое внимание уделяется вопросу о создании единой базы данных для сбора информации. Разрабатывается программа с  международной компанией Интернет Секьюритиз по обмену информации о биржевой торговле, что представляет возможность предприятиям Кыргызстана заявить о себе международному инвестиционному сообществу и, безусловно, расширит возможность привлечения капитала из-за рубежа. Особо необходимо обратить внимание на международное сотрудничество и интеграцию рынка капиталов республики в международную систему.

В заключении необходимо отметить важнейшие меры по развитию рынка ценных бумаг:

Необходимо  сформировать полноценную законодательную базу рынка ценных бумаг, которая включает вопросы защиты прав инвесторов.

. Обеспечить  продажу неконтролируемых пакетов  акций компаний (до 30%) от их общей  стоимости через лицензированных  организаторов торговли. Эта мера  обеспечит прозрачность для инвесторов при продаже ценных бумаг, существенно стимулировав этим формирование организованного рынка ценных бумаг. Реализация этих мер позволит не только увеличить активность на организацию рынка ценных бумаг, но и даст толчок к формированию полноценной клиентской сети по всему Кыргызстану. Тем самым обеспечится доступ широких слоев населения к рынку капиталов.

Разработать Программу " Голубые фишки Кыргызстана", в целях активизации торговли ценными бумагами и размещения части  госпакетов акций крупнейших АО среди портфельных инвесторов.

Разработать механизм реструктуризации и долгов АО перед республиканским бюджетом и Социальным фондом посредством  исполнения

механизма применения в качестве залога контрольного пакета акций АО. При отсутствии возможности осуществления платежа, контрольный пакет акций должен быть продан другому собственнику через фондовую биржу  или торговую систему.

 

           

                 3.2. Совершенствование  управления рынком ценных бумаг

В странах  с переходной экономикой рынки капитала развиваются вследствие широкомасштабной приватизации предприятий. Поскольку в ходе приватизации на первичном рынке находят применение многие новые методы, операции с акциями приватизированных предприятий на вторичном рынке имеют ряд уникальных особенностей. У основных субъектов, действующих на рынке, имеются цели, отличающиеся от таковых на рынках капитала в развитых странах, поэтому и поведение таких субъектов отличается от общепринятого.

Насколько отличаются рынки стран с переходной экономикой от таковых в развитых странах, в значительной степени зависит от того, насколько важны эти рынки для финансирования потребностей приватизированных предприятий. Чем более важным оказывается новый источник финансирования, тем больше участники рынка начинают вести себя аналогично участникам рынка развитых стран.

В приватизационных программах различных стран находили применение различные методы приватизации, однако в целом существует два  основных подхода: постепенная приватизация отдельных предприятий и массовая приватизация. Первоначальные условия развития фондовых рынков, суть операций с акциями на вторичном рынке, а также приоритеты весьма отличаются друг от друга в зависимости от того, какой был использован общий подход к приватизации.

В      нашей      республике      был      принят      метод      приватизации

предусматривающий массовое участие населения.  Первичными

акционерами стали не только отдельные лица, а также учреждения, которые 

в состоянии  позволю себе держать часть своего финансовых средств в ценных бумагах, но также и временные инвесторы, созданные искусственно в результате распределения акций посредством приватизационных купонов. Инвесторы, оплачивающие наличными за приобретение акций в ходе приватизации ведут себя предсказуемым способом. Их, в основном интересует финансовое владение ценными бумагами, а не осуществление стратегического управления компаниями. Доминирующей характерной чертой программ массовой приватизации является создание большого числа временных акционеров, желающих продать свои акции при первой же удобной возможности. На вторичном рынке в течение длительного времени количество продающих превышает число покупателей. Превышение предложения над спросом на вторичном рынке оказывает сильное отрицательное воздействие и на первичный рынок. После окончания массовой приватизации операции с акциями, в основном, осуществляются для консолидации собственности, необходимой для улучшения корпоративного управления и оказания поддержки реструктуризации приватизированных компаний.

В условиях окончания массовой приватизации необходимыми приоритетами для создания прозрачного и справедливого рынка должны  стать:

-защита прав  акционеров в приватизированных  компаниях и приватизационных  фондах. Это является абсолютно  необходимым, если доминирующую  роль в массовой приватизации ж раки инсайдеры, имеющие мотивы для того, чтобы помешать аутсайдерам воспользоваться своими правами на одинаковых условиях;

-защита мелких  акционеров в ходе процесса  консолидации собственности после  завершения массовой приватизации;

-защита прав  инвесторов, осуществляющих торговлю  акциями компаний

открытого типа на публичных рынках;

В условиях массовой приватизации, в которой главенствующую роль играют инсайдеры, последние имеют  более благоприятные условия  для использования своих права акционеров по сравнению аутсайдерами. Законодательство предусматривает, что все акционеры пользуются одинаковыми правами, однако практика показывает, что акционеры находятся в далеко неодинаковых условиях. Распыленная собственность, являющаяся результатом массовой приватизации, не обеспечивает ни эффективности стратегического управления компаниями, ни достаточной поддержки реструктуризации предприятий. Концентрация собственности посредством вторичных операций и превращения многих компаний из открытых в закрытые являются необходимыми предпосылками начала широкомасштабной послеприватизационной реструктуризации. Задержка консолидации собственности могла бы означать, что весь процесс приватизации ограничится административным распределением акции, последствием чего было бы лишь скромное воздействие на эффективность работы приватизированных компаний. Чем более искусственным было первоначальное распределение акций, тем более широкие изменения структуры собственности потребуется совершить путем операций на вторичном рынке с целью повышения эффективности деятельности компаний,  то  есть  для  достижения  основной  цели  экономических

преобразований. В процессе консолидации собственности  приобретение многих акций осуществляется ради конечной цели сосредоточить контроль над корпорацией в руках стратегического собственника.

С экономической  точки зрения существуют рынки акций  и рынки компаний. Покупая и  продавая на рынке акций, инвесторы  в основном руководствуются финансовыми  мотивами, тогда как на рынке компаний многие мелкие акционеры продают акции активным собственникам, желающим получить контроль над компанией. Правила, действующие на этих двух рынках отличаются друг от друга и хорошо известны в развитых странах. Акции компаний открытого типа обращаются на публичном рынке акций, в то время как акции компаний закрытого типа на нем не обращаются.

Как показывает мировая практика наиболее сложно регулировать деятельность в компаниях, где главенствующую роль играют инсайдеры, но в которых  имеется также много и внешних  собственников. Ключевым является вопрос о том, представляет ли собой собственность инсайдеров в данной компании постоянное или временное явление. Ответ на это вопрос зависит от того, кто осуществляет контроль над компанией после приватизации, а также от того, имеется ли потребность и реальная возможность финансировать деятельность компании посредством публичного размещения ценных бумаг.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в КР