Рынок ценных бумаг в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:34, дипломная работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового рынка любой страны, где действуют принципы рыночных отношений. В развитых странах компании обращаются к этому рынку с целью добывания средств, необходимых для финансирования строительства заводов, фабрик, административных зданий, самолётов, поездов, судов, телефонных линий и других объектов, проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок и поддержания множества других важных видов корпоративной деятельности.

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг в КР.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

В тех компаниях, которые контролируются инсайдерами, не желающими привлекать денежные средства на рынке ценных бумаг, следует поощрять их преобразования в компании закрытого типа. Акционерам - инсайдерам, желающим сохранить собственность трудового коллектива в качестве постоянной характеристики структуры собственности компании, следует организовать структуру по типу ESOP (employee stock ownership plan), в которой отсутствует торговля акциями, но существует четкий порядок принятия новых членов и уход их структуры. Нет необходимости создавать организованную вторичную торговлю акциями этих компаний, поскольку продавцы и покупатели находятся непосредственно в компаниях,

Осуществляя регулирование процесса слияний и поглощений необходимо иметь в виду, что приобретение компании может осуществляться в различной форме: в виде предусмотренного уставом слияния, покупки активов или покупки акций. Если правила осуществления слияний оказываются слишком жесткими, покупатели и продавцы используют менее дорогостоящие и прозрачные приемы. Общий вывод заключается в том, что жесткие правила, регулирующие процесс приобретения компаний небольшой группой собственников, не в состоянии помещать процессу консолидации собственности.

Для экономического стимулирования развития рынка необходимо обеспечить направления частных  сбережений в продуктивные инвестиции. Чрезвычайно важно обеспечить, чтобы  органы регулирования не ограничили развитие рынка его зарегулированное™. Они должны четко проводить линию, согласно которой инвестиционный риск несут инвесторы. Важной целью регуляторов является поддержание стабильности финансовой системы в целом и снижение риска в данном секторе экономики. Известными проблемами чрезмерного регулирования является создание монополий, высокие издержки регулирования, ограничение новаций и развития рынка.

Современные требования к техническому уровню рынка  ценных бумаг предполагают наличие  возможности для каждого инвестора совершать покупку необходимых ему ценных бумаг любого эмитента независимо от его местонахождения. Это возможно в результате использования вычислительной техники и технологии, которые позволят посредством применения телекоммуникационных технологий соединить региональные рынки ценных бумаг в единую централизованную (в технологическом смысле) информационно-торговую систему. Это даст возможность реально координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом,

эффективно осуществлять контроль за соблюдением законодательства при проведении операций с ценными бумагами, выполнять единые правила регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, существенно облегчит и ускорит процесс совершения сделок.

Совершенствуемая модель рынка ценных бумаг должна строиться с учетом мировых достижений в сфере развития технологических, программных и алгоритмических средств, которые будут использоваться для создания информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг. Она играет первостепенную роль в деятельности фондового рынка создавая информационную и обслуживающую среду.  Информационно-торговая система, служащая такой средой и являющаяся технологическим ядром рынка ценных бумаг республики должна формироваться на базе известных и широко применяемых в мире технических решениях в области передачи и обработки данных, уже апробированных и хорошо зарекомендовавших себя в финансовых торговых технологиях. Создание информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг потребует внедрения современных технологий, создания баз данных, разветвленных и защищенных телекоммуникационных сетей, интегрированных с банковскими системами. Преобразование существующей системы пенсионного обеспечения, финансируемой за счет текущих взносов в финансовую систему, частично обеспеченную собственными средствами, представляет возможность усилить спрос на рынке ценных бумаг. Пока ни одной стране с переходной экономикой не удалось обеспечить столь важное взаимодействие между приватизацией и реформой социального обеспечения. Реформа социального обеспечения может оказаться даже более сложной задачей, чем приватизация, поскольку она непосредственно затрагивает интересы каждого гражданина республики. Частичная передача гражданам обязательств государства по социальному обеспечению соответствует общим целям экономических преобразований. В развитых странах одними из важных участников являются частные и поддерживаемые государством пенсионные и страховые компании, и что необходимо развивать у нас Кыргызстане.

В настоящее  время идут процессы качественных изменений на уровне мирового фондового рынка, который требует адекватной реакции регулирующих органов. Эти изменения идут в двух направлениях. Прежде всего идет «глобализация» рынков ценных бумаг, то есть становление всемирного рынка, частями которого становятся все национальные рынки. Современный этап характеризуется усиливающимся преодолением национальных границ биржевых операций, одновременным обращением на национальных рынках ценных бумаг выраженных в разных валютах, появлением новых ценных бумаг - американских и мировых депозитарных расписок, еврооблигаций и евроакций. Экспансия эмиссии ценных бумаг транснациональными корпорациями заставляет регулирующие органы всех стран следить за изменениями, происходящими в соответствующем законодательстве стран- партнеров, сверять с ними свои законы и регулирования.

Второе направление  изменений - это видоизменение инструментов, форм деятельности, а также субъектов  рынка ценных бумаг. Существующая законодательная  и институциональная система регулирования должна поспевать отслеживать новые явления и своевременно на них реагировать. Расширение операций во Всемирной паутине - Интернет, ускоренное развитие автоматизированных систем торговли ценными бумагами, игрового механизма спекуляции производными ценными бумагами, к которым относятся математически формализованные финансовые активы (опционы, фьючерсы и т.д.) не укладываются законодательную трактовку и традиционное понимание ценных бумаг. Требуется согласование новых явлений с установившимися юридическими нормами, теоретическое осмысление понятий и быстрое определение их «законности».

Происходящий  на рынке процесс не имеет единой трактовки. Если одни считают, что рост автоматизации рынка ценных бумаг – это совершенствование рынка, защита инвесторов от многих рисков, способ сглаживания колебаний рынка, то другие уверены, что одновременное применение старых и новых технологий рынка таит в себе угрозу стабильности этого рынка в мировом масштабе. В странах развитыми рынками в законы о ценных бумагах, их обращении и биржах в последние годы внесены соответствующие дополнения.

 

Заключение.

 

Рынок ценных бумаг является новым сектором экономики  Кыргызской Республики, который призван  выполнять задачу мобилизации капитала для производства, а также обеспечивать перелив инвестиций в сектор эффективных предприятий.

За годы создания и развития рынка ценных бумаг  была сформирована нормативно-правовая база, регулирующая деятельность на фондовом рынке. В настоящее время действуют  следующие законы: Закон КР «О рынке ценных бумаг», Закон КР «Об инвестиционных фондах», Закон КР «Об акционерных обществах». Но, несмотря на это, законодательная база является несовершенной, требующей принятия новых законов, внесения изменения в действующие. Жизненно важным является принятие Закона КР «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг», который должен способствовать усилению защиты прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и формированию благоприятного инвестиционного климата в республике.

К сожалению  сложившийся  в Кыргызстане рынок ценных бумаг практически не выполняет свою основную функцию по аккумуляции сбережений и превращению их в инвестиции. Рынок ценных бумаг имеет низкую ёмкость, отличается высоким уровнем инвестиционного риска. Рынок корпоративных ценных бумаг характеризуется низким уровнем ликвидности. Набор финансовых инструментов на отечественном рынке ценных бумаг очень узок, не имеют обращения такие виды финансовых инструментов, как ипотечные ценные бумаги, жилищные сертификаты, производные ценные бумаги, а рынок корпоративных облигаций, можно сказать, только зарождается. Поэтому расширение спектра финансовых инструментов, дифференцированных по степени риска и доходности, является одним из наиболее актуальных направлений развития кыргызского рынка ценных бумаг.

Задача привлечения  и аккумулирования средств в  реальный сектор экономики средств  населения традиционно считается  одной из важнейшей для растущей экономики. Вовлечение средств в  хозяйственную жизнь страны обеспечивает не только вливание существенных ресурсов в экономику, но и повышает трудовую мотивацию населения, экономическую активность частных лиц, снижает социальную напряжённость в стране.

Следует констатировать, что рынок частных инвестиций в Кыргызстане на сегодняшний  день остаётся в зачаточном состоянии. Основными факторами, препятствующими активному привлечению средств индивидуальных инвесторов на рынок ценных бумаг, являются:

  • отсутствие на рынке инфраструктуры, ориентированной на потребности частного инвестора (существующая технология инвестирования в ценные бумаги сложна и неудобна для населения);
  • отсутствие механизмов страхования рисков инвестора на рынке ценных бумаг (компенсационных или страховых фондов);
  • отсутствие механизмов стимулирования интереса частного инвестора к рынку ценных бумаг (налоговых и иных льгот);
  • низкий уровень инвестиционной грамотности населения.

В связи с  вышеизложенным представляется необходимым, во-первых, стимулировать развитие существующих инвестиционных механизмов для населения – институтов коллективного  инвестирования. Во-вторых, создать условия для появления для появления дополнительных инвестиционных механизмов, ориентированных на потребности частных инвесторов (индивидуальных инвестиционных схем).

Институты коллективного  инвестирования традиционно считаются  наиболее привлекательными для мелких инвесторов (преимущественно населения), которые не могут непосредственно участвовать в инвестиционных процессах как по причине недостаточности средств, так и знаний. К таким институтам относят инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании. В данное время отечественные инвестиционные фонды, образовавшиеся в период «купонной» приватизации, переживают глубокий кризис. Основной причиной этого является состояние экономики в целом, а также «отсутствие лишних денег» у инвесторов, главным образом мелких.

Не получили должного развития консультационные организации, обслуживающие финансовый рынок, это  рейтинговые агентства. Внедрение  системы рейтингов на фондовом рынке  позволит обеспечить должную рыночную прозрачность о деятельности различных типов эмитентов, а также приблизить непосвящённых инвесторов к возможностям рынка ценных бумаг. Рейтинговая оценка также важна для государства, т.к. кредитный рейтинг страны является оценкой текущей платежеспособности государственного бюджета и, соответственно, финансовой состоятельности правительства, успешности проводимых реформ.

Кыргызский  рынок ценных бумаг невелик по своему объёму, тем не менее, мы должны чётко представлять, что он должен иметь все необходимые атрибуты современного фондового рынка и быть адаптированным к мировой системе рынков капитала.

Отечественный фондовый рынок должен представлять собой оптимальную модель, суть которой  заключалась бы в простом управлении рынком со стороны государства,  его компактной инфраструктуре и, самое главное, он должен быть абсолютно прозрачен.

Необходимо  предусмотреть комплексное развитие различных аспектов инфраструктуры, которые обслуживают такой специфический  и новый сектор экономики республики как рынок ценных бумаг. Без динамичного  развития данного сектора невозможно качественное и динамичное развитие реального сектора экономики Кыргызстана. Без развитого фондового рынка прямые инвестиции, особенно иностранные, будут больше носить случайный или единичный характер, чем закономерный, массовый, сформированные в единые финансовые потоки.

Эффективное использование потенциала рынка  ценных бумаг – это не дань времени, и не только один из способов в деле по стабилизации экономики, - это фундаментальная, мощнейшая основа для инвестирования средств в реальный сектор.

С дальнейшим развитием рынка ценных бумаг, я  думаю, будет всё острее ощущаться  необходимость маркетинговых исследований, как для компаний, так и для  различных групп инвесторов. Такие  исследования будут проводиться  и самими предприятиями, и консалтинговыми фирмами, и рейтинговыми агентствами. И маркетинговая деятельность займёт достойное место среди других видов деятельности на рынке ценных бумаг.

 

 

Литература:

 

1. Абдынасыров  У.К. «Рынок ценных бумаг Кыргызской  Республики и совершенствование государственного регулирования». Бишкек – 2005г.

2. «Биржевое  дело» под. Редакцией В.А. Галанова, А.И. Басова, М., «Финансы и кредит», 2001г.

3. А.Б. Крутик, Е.Г. Никольская «Инвестиции и  экономический рост предпринимательства». С-Петербург, «Лань», 2000г.

  1. Л. Гитман, М. Джонк «Основы инвестирования». М., Изд-во «Дело», 1997г.
  2. К.М. Мечукаева «Ценные бумаги и фондовая биржа». И.Д. «Наука и образование», Бишкек – 2001г.
  3. «Маркетинг» пол редакцией А.Н. Романова. М., И.О. «ЮНИТИ», 1996г.
  4. «Управление инвестициями» под ред. В.В. Шеремета. М., «Высшая Школа», 1998г.
  5. «Очерк экономики США», выпущено Государственным департаментом США. 2000г.
  6. Отчёт КФБ за 2005г.
  7. Закон КР «О рынке ценных бумаг» (от 21 июля 1998г).
  8. Закон КР «Об акционерных обществах» (от 27 марта 2003г.).
  9. «Рынок капиталов» // № 1-2002г.
  10. «Рынок капиталов» // № 3-2004г.
  11. «Рынок капиталов» // № 4-2005г.
  12. «Рынок капиталов» // №7-8-2006г.
  13. «Реформа» // № 1-2003г.
  14. «Банковский вестник» // № 1-2005г.
  15. «Банковский вестник» // № 2-2005г.
  16. «Банковский вестник» // № 4-2005г.
  17. «Финансовое содружество» // №2-2005г.
  18. «Бюллетень НБКР» // №3-2005г.
  19. «Корпоративный вестник» // № 24-2005г.
  20. «Корпоративный вестник» // № 32-2006г.
  21. «Общественный рейтинг» // №18 (140), 8-14мая 2006г.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в КР