Рынок ценных бумаг в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:34, дипломная работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового рынка любой страны, где действуют принципы рыночных отношений. В развитых странах компании обращаются к этому рынку с целью добывания средств, необходимых для финансирования строительства заводов, фабрик, административных зданий, самолётов, поездов, судов, телефонных линий и других объектов, проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок и поддержания множества других важных видов корпоративной деятельности.

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг в КР.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

Для решения  возникших вопросов в 1998 году был  принят Закон Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг», в котором  детально расписаны и регулируются взаимоотношения на рынке ценных бумаг, а также порядок осуществления государственного регулирования и надзора.

Другими основными  законами, регулирующими функционирование фондового рынка, деятельность участников рынка, являются Закон Кыргызской Республики «Об инвестиционных фондах», принятый в 1999 году, и новый закон – Закон «Об акционерных обществах», принятый в марте 2003 года, а также «Гражданский Кодекс Кыргызской Республики».

Я особо хочу остановиться на недавно принятом Законе «Об акционерных обществах», которого с нетерпением ждали в корпоративных структурах республики. Данный документ, как отмечают многие участники , специалисты рынка ценных бумаг значительно прогрессивнее своего предшественника – Закона Кыргызской Республики «О хозяйственных товариществах и обществах» (от 15 ноября 1996г.) в части, касающейся деятельности акционерных обществ.

Рассмотрим  основные нововведения данного закона. Прежде всего, меняется понятие уставного  капитала: теперь это означает первоначальный учредительный капитал акционерного общества, который в дальнейшем не должен меняться. Вместо увеличения или уменьшения уставного капитала речь будет идти об увеличении или уменьшении количества акций в обращении. Появляется новое понятие – капитал общества, которое является более рыночной характеристикой общества, чем старый уставный капитал. Надо отметить, что капитал общества определяется текущей стоимостью его активов за вычетом обязательств. При этом рыночная стоимость этого капитала определяется как совокупная рыночная стоимость акций общества на основе сложившейся на рынке цены по этим ценным бумагам.

Теперь все  открытые акционерные общества обязаны  передать ведение своих реестров акционеров независимому регистратору. Эта норма должна повысить качество учёта акционеров в компаниях, а  Государственной комиссии по рынку ценных бумаг намного проще будет работать с независимыми регистраторами, чем с эмитентами, самостоятельно ведущими реестр.

Также новый  закон установил: депутаты Жогорку  Кенеша и госслужащие, независимо от ранга, статуса, не могут быть членами органов управления акционерного общества, даже с государственной долей. До сих пор дело обстояло так: в АО с госдолей интересы государства представляли госслужащие самых разных уровней. И анализ их деятельности в качестве управленцев обозначил наличие целого ряда причин, мешающих эффективному управлению.

Во-первых, объективно возникает конфликт интересов: член органа управления АО, являющийся одновременно руководителем или ответственным работником государственного органа, часто может оказаться перед необходимостью выбора между интересами АО и интересами государства. Что для него будет предпочтительней? Трудно предположить однозначный ответ, поскольку получается так, что на одном человеке замкнуты диаметрально противоположные задачи.

Во-вторых, управление АО является делом, в котором (даже после специализированного обучения) лишь небольшая часть менеджеров добивается успеха. Очевидно, что министр (замминистра, сотрудник министерства или ведомства и т.д.), являющийся членом органа управления АО номинально, не может быть таковым в полном смысле слова в силу своей занятости и отсутствия специальных знаний и навыков.

Кроме того, низкая эффективность работы таких управленцев  обуславливается невозможностью получения  ими вознаграждения за свою работу, что лишает их всяких стимулов для полноценного исполнения  функций члена органа управления АО.

Следующим достаточно прогрессивным шагом в законе является то, что существенно расширены  и конкретизированы права акционеров. Отдельными статьями прописаны права акционеров-владельцев простых акций и акционеров-владельцев привилегированных акций. Теперь при решении некоторых вопросов, касающихся прав владельцев привилегированных акций, они получили право голоса. Кроме этого, отдельной статьёй законодательно закрепляется обеспечение преимущественных прав акционеров на приобретение публично размещаемых акций и иных ценных бумаг АО, конвертируемые в акции.

Учитывая, что  для инвесторов в ценные бумаги, в частности в акции, важным является получение дохода в виде дивиденда, хочу отметить, что выплата дивидендов акционерам теперь осуществляется не по усмотрению акционерного общества, как было раньше, а в течение трёх месяцев, то есть не ранее месяца (30 дней) и не позднее четырёх месяцев (120дней) после принятия решения об их выплате. На выплату дивидендов акционерное общество обязано направлять не менее 25 процентов от чистой прибыли. Например, в акционерном обществе «Тянь-Шань –Лада» распределение прибыли за 2006 год было осуществлено следующим образом: 5% - в резервный фонд, 25% - на выплату дивидендов, а оставшаяся прибыль была направлена в фонд накопления (75%) и в фонд потребления (25%).

В новом Законе «Об акционерных обществах» есть другие позитивные моменты такие, как  усиление роли совета директоров, требования к порядку заключения крупных сделок общества, дано определение заинтересованности в сделках и понятие аффилированности и др.

С учётом вышеизложенного  можно сказать, что законодательная  база, регулирующая отношения субъектов  на рынке ценных бумаг, имеет сегодня достаточно развитый характер. Вместе с тем, следует отметить, что на сегодня существуют вопросы, которые не охвачены законодательством или не регулируются в достаточной  степени. К таким вопросам относятся: системы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг, порядок обращения ценных бумаг иностранных эмитентов, особенности деятельности на рынке инвестиционных институтов, являющимися иностранными лицами, и отечественных компаний по ценным бумагам на зарубежных рынках; трастовые и иные финансовые компании, формирующие смешанные портфели активов и не подпадающие под критерии, предъявляемые к инвестиционным институтам и др.

С развитием  рынка ценных бумаг, её нормативной  базы  в Кыргызской Республике развивается  система функционирования профессиональных участников рынка ценных бумаг. Создание устойчивой системы профессиональных участников содействует развитию условий для эффективного и надёжного использования сбережений населения, привлечению инвестиционного капитала, обеспечению защиты прав инвесторов и повышению инвестиционной привлекательности Кыргызстана.

К  началу 2005 года на рынке ценных бумаг работало 65 юридических и 1 физическое лицо. При этом юридические лица могут иметь несколько лицензий на совмещаемые виды деятельности. На сегодняшний день действуют 105 лицензий по следующим видам:

  • ведение реестра владельцев ценных бумаг – 14;
  • депозитарная деятельность – 2;
  • инвестиционные фонды – 11;
  • организаторы торговли на рынке ценных бумаг – 2;
  • брокерская деятельность – 18;
  • дилерская деятельность – 17;
  • по доверительному управлению ценными бумагами – 24;
  • инвестиционный консультант – 8;
  • управление инвестиционным фондом – 11.

В настоящее  время одним из важнейших институтов рынка ценных бумаг является Кыргызская фондовая биржа (КФБ) – главная торговая площадка профессиональных участников рынка ценных бумаг. В задачи фондовой биржи входит решение вопросов, связанных с обеспечением эффективного, безопасного и прозрачного обращения ценных бумаг на фондовом рынке. Фондовая биржа традиционно является местом сосредоточения продавцов и покупателей инвестиционных ресурсов. Совершение операций через организованную торговую площадку даёт возможность быстрого совершения сделок с ценными бумагами. Фондовая биржа одновременно является своеобразным барометром деловой активности на рынке и позволяет определять реальную стоимость того или иного предприятия, той или иной ценной бумаги, что является весьма важным для объективной оценки экономического комплекса в целом.

Кыргызская  фондовая биржа была открыта 25 мая 1995 года. До 25 мая 2000 года она являлась частной некоммерческой организацией, главной функцией которой являлось обеспечение справедливого и прозрачного механизма при осуществлении торговли  ценными бумагами, а затем она была преобразована в закрытое акционерное общество «Кыргызская фондовая биржа», приоритетом работы которой стала защита прав и интересов инвесторов.

С момента  открытия Кыргызской фондовой биржи  на ней прошли процедуру листинга 68 компании. На протяжении шести лет  число листинговых компаний варьировалось  от 10 до 68, имея тенденции к постоянному росту. Однако с течением времени в нормативную базу, регулирующую процедуру листинга, были внесены изменения, которые ужесточили требования к листинговым компаниям и проведению мониторинга, что в итоге резко сократили общее количество листинговых компаний, но позволило выявить наиболее перспективных эмитентов ценных бумаг. В их числе АО «Кыргызтелеком», АО «Кыргызпромстройбанк», АКБ «Экобанк», АО «Чуйинвест».

Следует отметить, что наибольшую долю в общем числе  листинговых компаний занимают банки – 36%. В Котировальном листе также присутствуют инвестиционные фонды, предприятия добывающей промышленности, машиностроения, коммунальных услуг, приборостроения, лёгкой промышленности и сельское хозяйство.

Таблица 3.

Динамика  количества листинговых компаний.

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Включено  в Котировальный лист

10

18

17

15

14

7

1

1

Делистинговано

   

8

2

2

1

45

3

Всего в Котировальном  листе

10

28

37

50

62

68

24

22


 

 

Следует отметить, что до 2003 года в республике активно развивался неучтённый, теневой рынок ценных бумаг. 10 мая 2003 года в целях обеспечения прозрачности по сделкам с ценными бумагами Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по дальнейшему развитию организованного рынка ценных бумаг» была отменена внебиржевая торговля. Отныне только профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие соответствующую лицензию, получили право осуществлять сделки по купле-продаже и размещению ценных бумаг акционерных обществ открытого типа с обязательной регистрацией в едином реестре перехода прав собственности и на основе документов, подтверждающих совершение сделки через Кыргызскую Фондовую биржу.

В результате упорядочения операций с ценными  бумагами, уже в 2003 году объём торгов на КФБ – увеличился в 5,2 раза и составил 246,5 млн. сом.

Таблица 4.

Годы

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Объём торгов

608,5

6041

16983,5

45964,9

246545

1089399

902519,6

1130950




 

Объём торгов на КФБ (тыс. сом). Диаграмма 4.

 

 

 

В структуре первичного и вторичного рынков прослеживается тенденция роста доли последнего. Если в 2004 году он составил 86%, в 2005 году – 59%, то по итогам 2006 года доля первичного рынка в общем объёме торгов – 31,5%

Таблица 5.

Динамика  структуры объёма торгов (2003 – 2006)

 

 

2003

2004

2005

2006

Первичный рынок

192

933

372

757

Вторичный рынок

55

156

531

347


 

Диаграмма 5.

 

Следует отметить, что также изменилось долевое  соотношение акций и облигаций  в общем объёме торгов. По итогам 2006 года  увеличился объём с корпоративными облигациями и доля данного сектора составила 8,5% против 6% в 2005 году

Таблица 6.

Динамика  структуры объёма торгов.

 

2005

2006

 

сумма, млн.

  сом

%

сумма, млн. сом

%

Акции

848,52

94

1009,96

91,5

Корпоративные облигации

54

6

93,99

8,5

Общий объём торгов

902,52

100

1103,95

100


 

Диаграмма 6.

 

 

По приведённой  таблице мы видим, что сделки с  акциями по результатам торгов в 2006 году уменьшились на 2,5%, однако абсолютный показатель возрос на 19%.

По данным КФБ наибольшая доля в общем объёме сделок в 2006 году приходится на банки (36%), следует также отметить большие объёмы сделок с акциями пищевой промышленности, тяжёлой промышленности и энергетики. Особо крупные сделки, объёмом превышающие 100 млн. сомов, в 2006 году прошли с акциями АО «Кантский цементно-шиферный комбинат» и АО «Майлуу-Суйский электроламповый завод», обе сделки прошли в декабре 2006 года.

Объём торгов с акциями на первичном рынке в 2006 году составил 263780463,33 сом, что составляет 23,89% от общего объёма торгов на КФБ. По данным КФБ 80% от общей суммы размещённых эмиссий акций в 2006 году составляют эмиссии банков, 13% приходится на компании строительной отрасли, 4% - сельское хозяйство, 2% - пищевая промышленность, среди прочих есть предприятия тяжёлой промышленности и торговли.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в КР