Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 15:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
61. Предприятие (бизнес) как о.-о. Цели оценки ст-ти п/п-я (бизнеса).
В соответствии со ст. 132 ГК РФ, "п/п как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. П/п в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью, т. е. оно или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав п/п как имущественного комплекса входят все виды им-ва, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором".
Оценка стоимости п/п (бизнеса) – это расчет и обоснование стоимости п/п на определенную дату. Оценка ст-ти бизнеса, как и любого другого объекта собствен-ти, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины ст-ти объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
Оценка бизнеса – это определение стоимости компании как имущественного комплекса, способного приносит прибыль его владельцу. При проведении оценки определяется стоимость всех активов компании: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов. Кроме того, отдельно оценивается эффективность работы компании, ее прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами. На основании такого комплексного анализа определяется реальная оценка бизнеса как имущественного комплекса, способного приносить прибыль.
Оценка бизнеса производится в следующих случаях:
– для интенсификации инвестиционного финансирования и залогового кредитования;
– для оценки имущества приватизируемого предприятия;
для реструктуризации компании;
– для купли-продажи акций и иных ценных бумаг с ограниченным или отсутствующим рынком;
– для предпродажной оценки и подготовки санируемых компаний (оказание консультационной помощи конкурсным управляющим);
– при конвертации акций и иных ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ;
– при выкупе обществом акций по требованию акционеров;
– для расчета эф-ти дополнительной эмиссии акций;
– при оптимизации стоимостной структуры имущественного комплекса;
– при разрешении имущественных споров;
– для определения рыночной ст-ти инвестиционного проекта;
– для оценки рыночной стоимости уставного капитала вновь учреждаемой компании;
– для оценки надежности трендов в изменении рыночных котировок открытых компаний;
– при определении оценочной стоимости и проработки продажной цены закрытых компаний и компаний с недостаточно ликвидными акциями.
62. Виды стоимости, используемые при оценке бизнеса. Рыночная. Инвестиционная. Внутренняя (фундаментальная). Ликвидационная стоимость.
Рыночная ст-ть – наиболее вероятная цена, по к-рой собст-ть перешла бы из рук продавца в руки покупателя, когда обе стороны заинтересованы в сделке, действуют не по принуждению, обладают достаточно полной информацией об условиях сделки и считают их справедливыми. Инвестиционная ст-ть – конкретная ст-ть п/п для конкретного инвестора или группы инвесторов исходя из его или их инвестиционных целей (сугубо субъективная). Внутренняя (фундаментальная) ст-ть – реальная ст-ть п/п, определенная аналитиком на основе анализа существующего фин-го и технико-эк-кого состояния п/п и предполагаемых внутренних возможностей его развития в будущем (потенциальная ст-ть). Для принятия управленческих решений. Она зависит от: 1) ст-ти активов п/п и степени их ликвидности; 2) вероятной будущей прибылип/п; 3) дивидендной политики; 4) перспектив развития п/п. Ликвидационная ст-ть – представляет собой ту чистую сумму, к-рыю собственник п/п может получить при ликвидации п/п и реальной продажи его активов. Принудительная ликвидация – ликвидация п/п по решению АС в случае его банкротства, по решению уполномоченного органа упр-я п/п в случае пр-ва неразрешенной продукции, а также в случае нарушения экологических норм и др. Ликвидация в жесткие сроки – 1-1,5 года. Упорядоченная ликвидация – ликвидация по решению собственника. Осущ-ся в течение разумного срока времени. Ликвидационная ст-ть 10-90% (0,1-0,9) от рыночной, Чем ближе к 1 - упорядоченная.
63. Виды рисков и их определение. Учет рисков в оценке ст-ти об-та оценки.
Риск – это степень вероятности наступления того или иного события. Риск: систематический и несистематический. Систематический риск хар-ет неопределенность получения будущих доходов, обусловленную чувствительностью дохода на оцениваемый инвестиционный актив к изменениям уровня среднерыночного дохода. Несистематический риск обусловлен особенностями соответствующей отрасли, конкретной фирмы, типом инвестиционного участия. К особенностям п/п можно отнести: способность менеджмента адаптироваться к изменениям экон-х условий; хар-р отношений м/у рабочей силой менеджментом (взаимодействие м/у работниками и упр-м персоналом); успех или неудача конкретной маркетинговой программы; уровень технической оснащенности и степень новизны технологий; объем портфеля заказав; уровень загрузки мощностей, диверсифицированности территорий, клиентуры, продукции и т.д. Риски: статический и динамический. Статический риск – рассматривают как возможность события, за к-рый страховая компания готова принять риск в обмен на страховые взносы. Динамичный риск – представляет собой независимые от п/п и конъюнктуры рынка риски, а также риски обусловленные экономической конкуренцией. Пример систематического динамичного риска – ухудшение общей экон-й ситуации, увеличение числа конкурентов, изменение закон-ва; несистематический динамичный риск – недополучение арендных платежей, неэф-й менеджмент, криминогенные факторы, финансовые проверки, неправильное оформление договоров; несистематический статичный риск – природные и чрезвычайные ситуации, ускоренный износ здания. Риски также можно классифицировать: 1) риски компании (уровень рентабельности п/п, рыночная доля на сегменте рынка, ликвидность активов, финансовый и операционный леверидж. Финансовый леверидж показывает соотношение разных видов (СК/ЗК) капитала участвующих в функционировании капитала. Операционный леверидж рассматривает изменение соотношения прибыли и объема выручки от реализации продукции. Опер-й леверидж=отношение % изменения операционной прибыли к % изменению ВР); 2) риски отрасли (отраслевая норативно-правовая база, конкуренция в отрасли, фактор спроса на продукцию, капиталоемкость пр-ва); 3) макроэкономические факторы рисков (уровень инфляции, ставка %, темп экон-кого роста, обменный курс валют, принятие на уровне гос-ва нормативных актов в области н/о, финансов ит.д.). Схема анализа рисков для определения коэф-та β в модели оценки капит-х активов в ДП.
Риск внешний и внутренний , политический, коммерческий – в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных организ, включающий в себя риск с реализацией, технический -профилактика оборудования, производственный – производство продукции в процессе которых возникает проблема неадекватного использования сырья, отраслевой – потери в результате изменений в экон состоянии отрасли , инновационный- вложение средств инвестора в новый товар, финансовый – осущ фин предпринимательства или сделок, валютный - в результате изменения курса валюты, кредитный – невыполнение своих финобяз.
79. Доходный подход в оценке бизнеса.
Основным принципом, на к-ом основывается доход подход, явл принцип ожидания будущих доходов. (метод прямой капит; метод дисконт ден потоков).
Содержание обоих методов составляет прогнозирование будущих доходов предприятия, и их преобразование в показатель текущей стоимости.
При дисконтировании выстраивается прогноз будущих доходов (в этой роли обычно выступает поток денежных средств) на несколько периодов, затем они по отдельности приводятся к текущей стоимости по формулам сложного процента. Метод дисконт ден потоков применяется в условиях неравном-х ден потоков.
Алгоритм: 1) выбор модели ДП; 2) выбор длительности прогнозного периода; 3) прогнозирование доходов и расходов; 4) обоснование ставки дисконтирования; 5) определение текущей ст-ти будущих денежных потоков, текущей ст-ти п/п в послепрогнозном периоде; 6) внесение итоговых поправок и обоснование итоговой величины. Модель ДП для СК (следовательно – ст-ка диск-я – модель оценки капитальных активов, модель кумулятивного): ЧП (+) А (+/-) увеличение/уменьшение задолж-ти (-/+) прирост/уменьшение СОК (-) КВ. Для расчет аст-ти акционерного капитала. ЧП=ВР-Затраты=ВалПрибыль-% по кредитам=Пдо н/о-налоги=ЧП. Если ДП для инвестируемого капитала – модель средневзвешенной ст-ти капитала. ЧП без учета % выплат по кредиту (+) А (-/+) прирост/уменьшение СОК (-) КВ.
Модель оценки капит-х активов: Rдиск=Rбезр+β*(Rсреднерын-Rбез
Модель кумулятивного построения: Rдиск=Rбезр+Премии. Используют для ЗАО и не котирующихся на рынке.
Модель средневзвешенной ст-ти капитала: RДиск=Re*De+Rm*Dm*(1-Нпр).
Величина ст-ти бизнеса в постпрогнозном периоде: 1) Гудвил; 2) предполагаемой продажи – определение ст-ти бизнеса на конец прогнозного периода с помощью спец-х коэф-тов, исходя их накопленной статистики; 3) метод ст-ти чистых активов – рассчитывается по балансовой ст-ти активов на конец прогнозного периода. Метод не точный; 4)медот ликвидационной ст-ти – если п/п ликвидируется в конце прогнозного периода.
Внесение итоговых корректировок (Наличие нефункц-х активов «+», Наличие недостатка «-» или избытка «+»СОК, Наличие штрафных санкций (антимонопольные, экологич-е) «-»).
При капитализ берется репрезентативный доход (ДП) за один времен период, к-ый преобразуется в показатель тек ст-ти путем простого деления на ставку капитализ. Применение метода прямой капитализ предполагает, что бизнес генерирует постоян денежные потоки в течение достаточно продолжительного периода времени. СТ-ка капит-ции опред-ся исходя из ставки диск-я за минусом долгосрочных темпов роста.
80. Затратный подход в оценке бизнеса.
Принцип замещения и полезности. Универсальный подход. В данном подходе стоимость п/п рассматривается с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств п/п, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате встает задача проведения корректировки баланса п/п. Для осуществления этого проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется, насколько балансовая сумма обязательств соответствует их рыночной стоимости и, наконец, из основной рыночной стоимости суммы активов вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Метод накопления активов. Рыночная ст-ть бизнеса опред-ся как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов п/п и его обязательствами. Методика чистых активов чаще используется в процессе оценки контрольного пакета акций, компаний, обладающих значит мат активами, компаний, к-ые после оценки по-прежнему будут действующими п/пми. Этапы метода: 1) Анализ последнего баланса п/п, инвентаризация имущ-ва и его идентификация; 2) оценка каждого Эл-та имущ-ва с позиции 3х подходов; 3) инвентаризация и оценка обязательств; 4) рассчитывается предварительная ст-ть путем разницы м/у ст-тью активов в рыночной оценке и совокупной ст-тью обязательств; 5) анализ необходимости внесения итоговых поправок и определение итоговой ст-ти (Наличие нефункц-х активов «+», Наличие недостатка «-» или избытка «+»СОК, Наличие штрафных санкций (антимонопольные, экологич-е) «-»). Оценка НМА: объекты ИС (промышл-я собст-ть – изобретения, полезная модель, промышл-й образец; авторские права идр.), имущ-е права, отложенные затраты, деловая репутация (гудвил). Мероприятиия по реструктуризации дебит-й и кредит-й зад-ти. Метод ликвидационной ст-ти. Упорядоченная и принудительная. Принудительная ликвидация – ликвидация п/п по решению АС в случае его банкротства, по решению уполномоченного органа упр-я п/п в случае пр-ва неразрешенной продукции, а также в случае нарушения экологических норм и др. Ликвидация в жесткие сроки – 1-1,5 года. Упорядоченная ликвидация – ликвидация по решению собственника. Осущ-ся в течение разумного срока времени. Ликвидационная ст-ть 10-90% (0,1-0,9) от рыночной, Чем ближе к 1 - упорядоченная. Ликвидац-я ст-ть обременена затратами на ликвидацию. Алгоритм: 1) разработка календарного графика ликвидации активов п/п; 2) расчет текущей ст-ти активов с учетом затрат на их ликвидацию; 3) определение величины обяз-в п/п; 4) вычитание из текущей скорректированной ст-ти активов величины обяз-в п/п. Метод избыточных прибылей (только для оценки НМА – гудвид или деловая репутация – очень сложно определить, только через куплю-продажу).
81. Сравнительный подход в оценке бизнеса. Выбор и вычисление оценочных мультипликаторов.
Сравнительный подход предполагает, что наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого п/п может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком. Основан на принципе полезности и замещения. Преимущества СП: все расчеты базируются на инф-ции по фактическим сделкам; инф-я явл-ся реальным отражением спроса и предложения на конкретные виды бизнеса, т.е. это позволяет вкладывать инвестору деньги в те виды бизнеса, к-рые обеспечивают ему максимальный доход; позволяет определить ст-ть бизнеса в разных формах. Недостатки: не учитывает перспектив развития бизнеса в будущем; необходима обширная инф-я, к-рую трудно достать; вносятся поправки или корректировки. Метод рынка капитала (компании-аналога). Использует в качестве базовой инф-ции – реальный цены, сложившиеся на фондовом рынке. Расчет цены ведется на единицу капитала. В качестве единицы капитала – одна обыкновенная акция АО котируемая на фондовом рынке. Это единственный метод, к-рый позволяет определить ст-ть неконтрольного (миноритарного) пакета прямым пересчетом. Метод сделок. В качестве базы использует рыночные цены бизнесов продаваемых целиком или рыночные цены контрольных пакетов акций (изменение прав собств-ти). Метод отраслевых коэф-тов или соотношений. В качестве базы используется разработанные формулы ценовых показателей. Эти формулы разработаны на основе статистических данных о продаже бизнеса и результатов деят-ти этих бизнесов. Алгоритм СП: 1) изучение соответ-го сегмента рынка и сбор инф-ции о недавних сделках с аналогами. 2) проверка собранной инф-ции. Сделка д.б. открытой. 3) сравнение о.о. с каждым из о.а. 4) расчет ст-ти о.о. Рассчитыв-ся мультипликаторы, проводится внесение поправок, обосновывается итоговая величина ст-ти о.о. 5) внесение итоговых поправок М = В числителе Цена, в знаменателе - базовый показатель.. Мультипликаторы (М): моментные и периодические. К моментным – рассчитанные на определенную дату. Балансовая ст-ть, Чистая ст-ть активов, Ст-ть СК. К периодичным (интервальным) - рассчитанные за период времени (1 год). Прибыль, Дивиденды, ДП, ВР. Ц/Дивиденды исп-ся для АО у которых стабильно осущ-ся выплата дивидендов. Также связан с целью оценки: определение ст-ти для слияния или поглощения – Ц/ДП или Ц/П; определение ст-ти контрольного пакета акции – Ц/Потенц. дивиденды; определение ст-ти неконтр-го пакета – Ц/Факт. дивиденд. Ц/ВР – для п/п работающих в сфере услуг. Ц/Баланс-я ст-ть – для крупных бизнесов. Ц/Чист.ст-ть активов – компания имеет значит-е инвестиции в недвиж-ть, ц/б, дорогостоящее оборудование. Кроме интервальных и моментных М можно использовать М рассчитанные на базе показателя капитал. Это осущ-ся для оценки п/п с различным соотношением СК и ЗК. М=Инвестир.Капитал/Фин.база. ИК=СК+ЗК. Процесс формирования итоговой ст-ти: 1) выбор величины М; 2) взвешивание промежуточных рез-тов; 3) внесение итоговых корректировок (Портфельная скидка исп-ся при наличии непривлекательного или нерационального набора заказа от потребителей, Наличие нефункц-х активов «+», Наличие недостатка «-» или избытка «+»СОК, Наличие штрафных санкций (антимонопольные, экологич-е) «-»).