Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 06:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

17.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Характерной особенностью накопления денежного капитала инвестиционными банками США является привлечение сбережений не только наиболее богатых слоев населения, но и мелких инвесторов с невысокими доходами — мелкой буржуазии, фермеров и сравнительно хорошо оплачиваемых рабочих и служащих.

В европейских промышленноразвитых странах такого четкого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками не существует. Так, в Великобритании инвестиционными операциями традиционно занимаются торговые банки. Наиболее влиятельные из них (около 60) входят в ассоциацию инвестиционных банков. С 1970 г. в эту область активно вторгаются коммерческие банки.

 

Ресурсы инвестиционных банков формируются в основном за счет привлеченных средств, полученных путем размещения банками своих ценных бумаг (акций и облигаций). В этом заключается особенность пассивных операций инвестиционных банков, которые, в отличие от коммерческих банков, не могут использовать краткосрочные и среднесрочные депозиты. В последние годы от«= мечается тенденция к повышению удельного веса заемных средств в пассивах инвестиционных банков при снижении удельного веса их собственного капитала.

К активным операциям инвестиционных банков относятся: •

предоставление долгосрочных ссуд под залог ценных бумаг; •

банковские инвестиции.

Ссуды под залог ценных бумаг выдаются в размере части курсовой стоимости ценных бумаг, а сами ценные бумаги временно переходят от заемщика к банку.

По срокам погашения ссуды могут быть среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).

В развитых западных странах прямой долгосрочный промышленный кредит крупным предприятиям дается под залог их производственных фондов.

Такой кредит нередко перерастает в финансирование банками промышленности, когда банки вкладывают в развитие предприятия часть своих средств и становятся его участниками.

Банковские инвестиции — покупка банками ценных бумаг, когда эти бумаги становятся собственностью банка. Участие инвестиционных банков в финансировании инвестиций в различных странах неодинаково и осуществляется с учетом специфики организационной структуры этих банков.

Так, торговые банки Англии финансируют английскую промышленность путем выпуска и размещения акций и облигаций.

Ресурсы инвестиционных банков развивающихся стран образуются посредством выпуска ценных бумаг, размещаемых на бирже или через банковскую систему, изредка — среди населения.

В российской экономике в течение долгого времени понятия «инвестиции» и «капитальные вложения» были идентичными. Только в декабре 1990 г. в связи с принятием законодательства об инвестиционной деятельности было определено, что инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объект предпринимательской деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход). Таким образом, понятие инвестиций было приближено к общепринятому.

Пассивными называются операции, с помощью которых инвестиционные банки образуют свои ресурсы, а активными — посредством которых они их размещают. Кроме того, банки выполняют различные комиссионные операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Социология  и политология.

1 Парламент и парламентеризм

Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом, путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

В компетенцию парламента входят другие важнейшие вопросы.

Представительная природа парламента характеризуется, прежде всего, его выборностью, но не только выборностью. Во многих странах глава государства также избирается народом, однако, только парламент претендует на роль своеобразного “зеркала общества”. Это связано с важнейшей отличительной чертой всех парламентов - коллегиальностью в принятии решений.

В отличие от других общенациональных коллегиальных представительных органов (конституционных ассамблей, конвентов и др.) парламенты действуют на постоянной основе.

Понятие парламента тесно связано с понятием парламентаризма. Понятия эти взаимообусловленные, но не равнозначные.

Парламентаризм - это система взаимодействия государства и общества, для которой характерными являются признание ведущей или особенной и достаточно существенной роли в осуществлении государственно-властных функций законодательного коллегиального органа, действующего на постоянной основе.

Парламентаризм не связан с какими-либо конкретными формами государственного правления. В той или иной мере явление парламентаризма присуще любому современному демократическому государству. Основой парламентаризма является сильный полновластный парламент. Но парламентаризм есть в то же время высшее качество парламента, которое может им утрачиваться. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных политических режимов.

Юридическим выражением парламентаризма и его определяющей чертой является контроль парламента за деятельностью правительства. Именно в нем выражается привилегированное положение парламента. Формы парламентского контроля в значительной степени зависят от формы государственного правления.

 

 

 

2 Наука  как объект суверенитета.

Суверените́т (фр. souveraineté — верховная власть) — исключительное верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащихгосударству или его главе. Суверенитет государства предполагает его полную независимость.

Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства.

Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборноепредставительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания».

Понятие было введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Однако Вестфальский мир1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской Империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства. В последнее время, однако, все громче говорится о "размывании" понятия национального суверенитета, связанном с процессомглобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведет, с одной стороны, к усилению роли наднациоанльных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример - Европейский Союз), с другой - к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип "нарушения прав человека не являются внутренним делом").

С государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выраюжающий свою волю через выборы, референдумы и т.п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве. Доктрина народного суверенитета возникла в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине "божественного права", предполагавшей носителем суверенитета монарха, получившего свою власть непосредственно от бога; в настоящее время она являлется практически общепринятой, при этом не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, также апеллирующих для своей легитимации к "воле народа".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Социальные  институты

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной)деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

  • удовлетворение потребностей общества;
  • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

  • социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

  • преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
  • нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
  • сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
  • здания, аудитории, учебные пособия;
  • миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"