Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 15:59, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

ГОС исправ. (!!!!).doc

— 560.00 Кб (Скачать файл)


1,2. Сод-ие пр-са АУ, эф-тьАУ. АУ и АР, сущ-ть, основные напр-ия и принципы.

Процесс реализации антикризисных процедур применительно к п/п-ю-д-ку называется антикризисным процессом. Процесс упр-я – АУ. АУ -  совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному п/п-ю-д-ку. АУ категория микроэк-кая, отражающая производственные отношения, складывающиеся на уровне п/п при его оздоровлении или ликвидации. Всю совокупность процедур делят на реорганизационные и ликвидационные.

К реорганизационным относят: досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности д-ка, принимаемые собственником имущества д-ка - унитарного п/п, учредителями (участниками) д-ка, кредиторами д-ка и иными лицами в целях предупреждения банкротства; наблюдение - процедура банкротства, применяемая к д-ку в целях обеспечения сохранности имущества д-ка, проведения анализа финансового состояния д-ка, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собр-я кред-в; ФО - процедура банкротства, применяемая к д-ку в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с ГПЗ; ВУ - процедура банкротства, применяемая к д-ку в целях восстановления его платежеспособности.

К ликвидационным процедурам относят: 1) принудительная ликвидация по решению арбитражного суда; 2) добровольная ликвидация несостоятельного п/п под контролем кредиторов. Ликвидация п/п-д-ков осуществляется в процессе КП, при к-ром определяется ликвидируемое имущество д-ка (конкурсная масса), распределяемая м/у кредиторами в порядке очередности.

АР – это политика правительства, направленная на защиту п/п от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Понятие макроэкономическое. Принципами антикризисного регулирования явл-ся: создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности п/п; сохранение перспективных п/п, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи; введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и экон-кой деят-ти госуд-ва при банкротстве п/п; защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов и др.

Направления: 1. фискальная,бюдж. политика-регулир-е с помощью гос.бюджета и н/о( в период спада-увелич-е объема финанс-я обществ.работ, гос.программам;в период подъема-уменьшение налогов с населения и пп;в любой период - налоговое регул-е) 2. структурное-в процессе приватизацмм. 3. фин-кредитная политика-управление гос-вом банк.системой 4. научно-техн.политика 5. промышл.политика-преобраз-е отраслевой стр-ры. 6. амортизац.политика-выбор наилучшего варианта амортизации. 7. инвестиц. политика-регулир-е роста темпов роста, ускорение НТП. 8. прогнозир-е и планир-е-анализ развития экономики 9. ценовая политика - регулиров-е цен на важн.товары и услуги и на продукцию монополистов. 10. внешнеэкон.политика-обеспеч-е условий для притока иностр.инвестиций и свободного выхода отечеств. п/п-й на мировой рынок 11.социальная политика-финансир-е соцю-экон. развития регионов. Участниками гос.АУ яав.различные службы и орган-и1.с мая 2000г.-ФСФО.Функции ФСФО:1.ведение учета и анализа платежесп-ти крупных,и экономически и соц. значимых пп.2.подготовка по запросу суда общей юрисдикции заключения о наличии признака фикт. и преднам. банкр-ва3.издание в пределах компетенции обязат.разъяснений по вопросам реализации процедур.4.создание организационных и иных условий,необходимых для реализации процедур банк-ва С принятием з-на 2002 г. появился 2.регулирующий орган в лице мин-ва юстиции, которое: осуществляет контроль за соблюдением СРО фед.законов, проводит проверки деятельности СРО, обращается в арб суд с заявлением об исключении СРО из единого гос.реестра, участвует в организации подготовки арб упр-их, утвержает единую программу подготовки арб упр., ведет реестр СРО и реестр арб упр.

Основ з-ны :1992,1998,2002

 

3. Развитие российского законодательства о банкротстве.

I этап: Дореволюционный период. Была разработана целая система норм о банкротстве, к-рые образовали конкурсное право. Документы: «Банкротский устав» 1740г., «Устав о банкротах» 1800г., «Устав о торговой несостоятельности» 1832г., «Устав судопроизводства торгового» 1905г. Под несостоятельностью признавалось такое положение дел, когда кто-либо не имеет денег на удовлетворение в срок своих долгов и есть признаки, что долги «неоплатны», т.е. всего имущества для полной уплаты будет недостаточно. В Уставе 1905г. различали 3 вида несостоятельности: 1) несчастная несостоятельность, когда д-к приведен в неплатеж-ть не собственной виной, а с течением обстоятельств. 2) неосторожная несостоятельность, когда неплатеж-ть следует от вины д-ка, но без умысла и подлога. 3) подложная несостоятельность, когда неоплатность соединена с умыслом или подлогом. О несостоятельности д-ка делались 3 публикации в 3-х выпусках ведомостей СПб., М., и в сенатских объявлениях.

II Советский период.   Нормы о несостоятельности были включены в ГК РСФСР (1922) и в Гражданский процессуальный Кодекс (1927). С завершением НЭПа банкротства п/п прекратились, т.к. господство монополий гос-й собственности и гос-я поддержка убыточных п/п не совместима с существованием института банкротства.

III Постсоветский период. 14 июня 1992г. Указ Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных гос-х п/п (банкротов) и применению к ним спец-х процедур». Указ действовал до принятия 19 ноября 1992г. первого закона о несостоятельности п/п. С введением данного закона стало возможным реальное проведение процедур банкротства, целями к-рых являлись: ликвидация убыточных неприносящих прибыли п/п; оказание помощи д-кам, обладающим существенным производственным потенциалом, но испытывающим финансовые трудности; создание процедур признания банкротами физ-х лиц, имеющих статус индивид-х предпринимателей или не имеющих такового; одновременная защита прав кредиторов и д-ков при проведении процедур банкротства. Основные недостатки закона: невозможно было обанкротить д-ка, обладающего имуществом, ст-ть к-рого превышала сумму предъявленных требований несмотря на огромные задолженности; отсутствовали механизмы защиты кредиторов и д-ка от возможных действий друг против друга до принятия арбитражным судом решения о признании д-ка банкротом; в ходе реорганизационных процедур сдерживалось оздоровление бизнеса; отсутствовала классификация д-ков на кредитные, с/х и градообразующие.

IV ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998г. № 6-ФЗ. Он представляет для банкротов возможность оздоровления бизнеса. Для кредиторов максимальное возмещение их требований и ставит целью обеспечения баланса м/у участниками процесса банкротства. Новым законом предусмотрено принятие спец-го закона «О несостоятельности кредитных организаций». Этот закон применялся ко всем коммерч-м организациям за исключением унитарных, казенных п/п и предполагал банкротство физических лиц. Новшество: введение процедуры наблюдения. В законе предусмотрены процедуры банкротства (реорганиз-е и ликвидационные), определены требования к арбитр-м упр-щим, выделены отдельные категории д-ков. Определяет признаки банкротства.

V 26 октября 2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». изменение требований к арбитр-м упр-щим. Введение СРО. Появление процедуры ФО. Изменились признаки банкротства.

 

4. Кризис предприятия: сущность, виды и основные причины кризисной
ситуации на предприятии.

Возникн-е спада произ-ва в рез-те неравномерн-ти функцион-я п/п опред-ся как кризисная ситуация и рассматр-ся в кач-ве общей для всех п/п закономерностей, кот. тесно связана с хар-ром их жизн. цикла и может проявится на любой из стадий.(зарождение, становление, развитие, высшая т.развития, спад). Кризис п/п в шир. смысле означает процесс, кот. ставит под угрозу существов-е пп. По глубине кризиса различают 3 стадии: 1 Зарождение негативного состояния, когда появляется угроза потери прибыли от предприн. деят-ти. 2.Определяет усиление негативных тенденций на фазе «спад», когда затраты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов. 3.Возникает на этапах банкр-ва и ликвидации жизн. Цикла пп, сопровождается его ликвидацией, следствием которой явл распродажа имущ-ва пп для погаш-я обязательств. Ф-ры, обуславливающие возник-е кризисной ситуации.

Внеш.:1.Экономические-тенденции развития макроэк-ки, покупательская спос-ть насел-я, платежесп-ть экон. партнеров, кред. и налоговые политики гос-ва. 2. Рыночные-наличие рекламы, инфляция, междунар. и внутр. конкуренция, конъюктура рынка. 3. Научно-техн. - НТП, уровень развития науки и техники. 4. Соц-изменение политич. ситуации в стране и за рубежом, демографич. ситуация,уровень квалификации специалистов. 5 Правовые-наличие законов,регулир-х предприн. деят-ть, соверш-е налогового закон-ва, методов учета и форм отчетности. 6. Природно-климат. - наличие матер. ресурсов, состояние окруж. среды. 7. организ-е-организация трансп. Связей, кооперация произ-ва.

Внутренние факторы:1.Факторы,влиящие на произ-во а) мат.-техн., связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрение и произ-во научных открытий, соверш-е орудий и предметов труда б) организационные, обусловленные совершенст-ем организации труда, произ-ва и управления. Орг-ция произ-ва: мат.-технич. снабжение и сбыт прод-и, энергоснабжение, ремонтное обслуживание, проведение тек. и кап. ремонта. Орган-я труда: рац. разделение и кооперация труда, орган-я и обслуживание раб.мест, улучшение сан.-гигиен. условий труда, орган-я рац. режимов труда. Орган-я управления: формир-е орг. структуры, привлечение высококвалиф. спец-тов, фин., кадровый и инвестиц. менеджмент. в) соц.- эконом., связанные с изменением состава работников, уровнем их квалиф., отношением раб-ков к собст-ти. 2. Философия пп - стратегия фирмы, орг.культура, корпоратив. дух. 3. Факторы,влияющие на обращение-уровень и качество маркетинга. Всякое п/п, осуществляющее предпр деят-ть взаимосвязано с поставщ-ми, нал. органами, банками. В процессе этих отношений на п/п возникают обязат-ва, которые могут привести к тому, что п/п станет должником и оно обязано в некоторый срок совершить в пользу др. лица какие-то действия. Обязат-ва п/п: осуществление платежей и поставка продукции. П/п становится должником, когда обяз-ва не выполнены в срок или не выполнены вообще.

 

5,6. Пл/сп-ть и несост-ть п/п-я: сущ-ть, причины, последствия. Непл/сп-ть, несост-ть, банкротство п/п-я: экон-ая сущ-ть понятий в с-ме АУ.

Платежеспособность – это способность п/п отвечать по своим денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Любое предприятие создается для производства прибыли. Наиболее платежеспособным является предприятие, оборотные средства которого сформированы за счет СК. Условием платежеспособности является регулярное получение выручки в размере достаточном для погашения обязательств предприятия. Абсолютно платежеспособным является предприятие капитал которого полностью является собственным, а обязательства отсутствуют.

Всякое п/п, осуществляющее предпр деят-ть взаимосвязано с поставщ-ми, нал. органами, банками. В процессе этих отношений на п/п возникают обязат-ва, которые могут привести к тому, что п/п станет должником и оно обязано в некоторый срок совершить в пользу др. лица какие-то действия. Обязат-ва п/п: осуществление платежей и поставка продукции. П/п становится должником, когда обяз-ва не выполнены в срок или не выполнены вообще. Нарушение сроков исполнения ведет к возникновению риска неплатежеспособности п/п. Неспособность предприятия  своевременно отвечать денежными средствами по своим обязательствам называется неплатеж-тью и является признаком банкротства. Неплатежеспособность бывает эпизодическая и устойчивая. Неплатежесп. п/п ставит кредиторов (в т.ч. гос-во) перед выбором: или дать п/п некоторый шанс на преодоление фин. кризиса, но контролируя им; или выставить требов. о ликвид-и дан. должника или продажи им-ва для того устранить долги кредиторов.

Цивилизованная процедура ликвидации должника и продажи имущества – банкротство. Несостоятельность (банкротство) - признанная арб. судом неспособность должника в полном V удовлетворить требования кредиторов по ден. обязат-вам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неплатежесп-ть п/п прямопропорц-на V обязат-в и обратнопропорц-а величине дневной (средней) выручке.

Неплатежеспособность п/п-я и проблемы ее анализа на рос-х  п/п-ях.

Неплатежеспособность – не способность п/п исполнять свои обязательства. Это переменная хар-ка, может быть эпизодической и хронической. Устойчивая или хроническая неплатежеспособность с финансовой точки зрения означает, что п/п: поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов, их товары, деньги, услуги;  формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам. Неплатежеспособность прямопропорциональна объему обязательств. Цивилизованная процедура ликвидации д-ка и продажи имущества – банкротство. Аналитическая работа представляет собой набор различных диагностических процедур, включенных в систему как внутрифирменного управления, так и макроэкономического регулирования. Аналитические службы должны предсказывать вероятные финансовые трудности на разных стадиях развития п/п, при принятии конкретных решений определять надвигающиеся финансовые трудности, предлагать методы выхода из финансовых затруднений. Общие причины неплатежеспособности российских п/п: 1) низкая конкурентоспособность продукции; 2) несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции; 3) низкий удельный вес денежной составляющей выручки от общей реализации продукции в связи с бартерным хар-ром товарных отношений м/у п/п; 4) высокие расходы на содержание ведомственного жилого фонда оставшегося на п/п; 5) задолженность перед организациями-монополистами, продающими тепло, электроэнергию, газ, воду; 6) неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения, к-рые освободились из-за сокращения производства и также превратились в финансовую нагрузку. Основной целью аудиторской работы или аналитической деятельности является установление достоверности бухг-й (фин-й) отчетности эк-ких субъектов. Мнение аудитора (аналитика) о достоверности отчетности должно выражать оценку соответствия во всех существующих аспектах бухг-й отчетности нормативным актам, регулирующим БУ и отчетность в РФ. Достоверность бухг-й отчетности м.б. достигнута разумно сформированной учетной политикой организации, при формировании к-рой предполагается: 1) имущество и обязательства п/п существуют обособленно от имущества и обязательств собственника этого и др п/п. 2) п/п будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, намеренность и необходимость ликвидации отсутствует, следовательно обязательства будут выполнены в установленном порядке. 3) выбранная п/п учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. 4) факты хоз-й деятельности п/п относятся к тому отчетному периоду и, следовательно отражаются в БУ, в к-ром имели место. Аналитик, оценивающий деятельность п/п должен подтвердить, что не только фин-я отчетность адекватно отражает допущения учетной политики, но и сама учетная политика не искажает экономическое содержание хозяйственных факторов.

 

 

 

7. Внеш. и внутр. ф-ры, вл-ие на фин.-экон-ое сост-ие п/п-я. Стадии и симптомы несост-ти п/п-я.

Фактор – движущая сила, определяющая динамику эл-тов произ-ва. Совокупность факторов, обусловливающих то или иное текущее экон-кое состояние п/п в определенный период времени назыв-ся конъюнктурой. Классификация факторов: 1) в зависимости от направления действия фактора: позитивное и негативное; 2) в зависимости от источников возникновения: внутренние – зарождающиеся в процессе деят-ти самого п/п – и  внешние – за его пределами; 3) от возможности влияния на действие фактора: объективные, к-рые не зависят от субъекта управления и субъективные – обусловленные деятельностью п/п. Факторы, влияющие на деятельность п/п: внутренние и внешние. К внешним относятся: 1. экономические – тенденции развития макроэк-ки, уровень дохода и накопления населения, платежеспособность экон-ких партнеров, кредитная и налоговая политика государства, государственное регулирование и поддержка п/п. 2. рыночные – конкуренция (междунар-я и внутренняя), конъюнктура мирового и внутреннего рынка, информационное обеспечение, реклама, инфляция, и т.д. 3. научно-технические – НТП, развитие науки и техники. 4. социальные – изменение политической обстановки  в стране и за рубежом, политическая стабильность, уровень и качество жизни населения, уровень культуры потребления продукции, демографическая ситуация, размер и структура потребностей населения, уровень квалификации населения. 5. правовые – наличие законов, регулирующие предприним-кую деятельность, совершенствование налогов, законодательства, методов учета и форм отчетностей, развитие совместной деят-ти с привлечением иностранного капитала, защита фирм друг от друга, потребителей от недоброкачественной продукции. 6 . природно-климатические и экологические – наличие материальных ресурсов, климатические условия, состояние окружающей среды. 7. организационные – размещение п/п-тий на территории страны, организация транспортных связей, разделение и кооперация труда и т.д. Внутренние  факторы. 1. влияющие на производство: 1.1. материально-технические факторы, связанные с развитием техники и технологий, внедрением в произ-во научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда. 1.2. организационные: организация произ-ва – матер-тех-кое снабжение и сбыт продукции, энергоснабжение, проведение текущего и капитального ремонта, система контроля за качеством продукции, соблюдение произ-й дисциплины. Организация труда – разделение и кооперация труда, улучшение условий труда, рациональный режим труда и отдыха, рациональное использование кадров, совершенствование стимулирования труда. организация управления – формирование организационной структуры, создание действенной и экономичной управленческой структуры, эффективная организационно-экономич-кая форма, финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент и т.д. 1.3 социально-эк-кие: связаны с изменением состава работников, уровнем их квалификации, тношением работников к собственности, условиям труда и быта, эффектвностью стимулирования труда. 2. влияющие на обращение (уровень и качество маркетинга). 3. философия п/п, т.е. его миссия, стратегическое развитие, принципы деят-ти, корпоративная культура. Стадии и симптомы: 1) снижение рентабельности и объема прибыли. Последствия: ухудшение фин-го положения, сокращение источников и размеров резервов. Меры: стратегическое управление и тактические меры (снижение издержек, увеличение объема произ-ва). 2) убыточность произ-ва. П: уменьшение резервных фондов. М: стратегическое управление (реструктуризация п/п). 3) отсутствие резервных фондов. П: погашение убытков из оборотных средств, режим сокращения воспроизводства. М: оперативные меры по стабилизации фин-го положения, изыскание средств на реструктуризацию. 4) неплатежеспособность. П: угроза остановки и банкротства. М: экстренные меры по восс-ю платежесп-ти.+стадии бывают:допустимые,критические и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"