Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 22:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда".
1Предмет экономики труда. Особенности труда как об-та исследования. Методы исследования.
Экономика труда-межотраслевая, функциональная научная дисциплина, изучающая закономерности и экономическую эффективность трудовых процессов. Функциональными, в отличие от общеэкономических и отраслевых, называются такие экономические научные дисциплины, которые исследуют определенный круг проблем (функцию), имеющий место в любом виде деятельности и в каждой отрасли экономики.
Таким всеобщим объектом, который имеется во всех отраслях и сферах экономики, является труд — сознательная, целенаправленная, и легитимная деятельность человека (людей) по производству (созиданию) материальных или духовных благ (вещей, товаров, услуг, произведений науки, культуры, искусства и др.), способных удовлетворять определенные человеческие потребности и востребованных людьми. Труд как функция общественного производства служит объектом экономики труда.
Но труд изучается и другими дисциплинами, такими, как физиология и психология труда, эргономика, социология труда, трудовое право, статистика труда, гигиена труда и др. Для всех этих дисциплин труд также служит объектом исследования. Различаются же эти дисциплины предметом исследования, т.е. тем, какую сторону и какие свойства объекта они изучают.
Предмет экономики труда — экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, факторы и условия их эффективности, экономические отношения людей, возникающие по поводу использования труда в масштабе страны, отрасли, региона, а также в каждой их ячейке — на предприятиях, в организациях, учреждениях.
Итак, содержание экономики труда как науки и учебной дисциплины, исходя из сформулированного предмета, складывается из нескольких разделов.
Во-первых, исследуются человеческие ресурсы для труда, которые представляют собой часть населения, занятого трудовой деятельностью и не занятого, но желающего работать и ищущего работу. Эта категория людей называется экономически активным населением.
Во-вторых, изучаются, устанавливаются и обосновываются показатели эффективности труда. Труд как один из факторов производства оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Среди таких показателей в сфере материального производства решающее значение имеют показатели прибыли и производительности, в том числе производительности труда.
В-третьих, рассматриваются положения об организации труда, ее сущности и элементах. Большое значение здесь имеют положения о принципах научной организации труда, ее формах и месте в системе организации деятельности, способах проектирования, условиях эффективной реализации.
В-четвертых, исследуются вопросы установления меры труда на основе его нормирования: значение и виды норм труда и трудовых нормативов, структура затрат рабочего времени и методы их изучения, общие методы нормирования труда и его особенности в разных отраслях экономики и для разного вида работ, организация разработки, переработки и реализации норм труда.
В-пятых, рассматриваются вопросы организации оплаты и материального стимулирования труда, в том числе тарифное нормирование оплаты труда, формы и системы оплаты труда, доплаты и надбавки к заработной плате, системы премирования. Излагаются вопросы формирования и использования фонда оплаты труда.
В-шестых, раскрываются вопросы внутрипроизводственного планирования труда, его значения, форм и содержания, в том числе планирования трудоемкости производственной программы, баланса рабочего времени одного среднесписочного работника, численности персонала, фонда оплаты труда, эффективности производства (производительности труда).
В-седьмых, дается характеристика содержания и направлений государственной политики доходов и заработной платы.
Значение курса экономики труда определяется требованиями, которые предъявляет Государственный образовательный стандарт к специалистам по экономике труда. Деятельность таких специалистов направлена на обеспечение рационального использования ресурсов труда и повышение эффективности его организации в различных сферах социально-экономической жизни общества.
На основе изучения блока
специальных дисциплин специали
•знать трудовые отношения; прогнозирование, планирование и управление ресурсами для труда;
•зиатъ и уметь использовать:
методы и приемы анализа экономических показателей по труду и заработной плате, выявления резервов роста производительности труда и его экономической эффективности;
методы анализа, прогнозирования и организации рынка труда и занятости населения;
• уметь:
принимать профессиональные решения с учетом экономических последствий;
формировать кадровую политику предприятия, управлять ее функционированием;
проводить исследование
эффективности применяемых
разрабатывать штатные расписания и осуществлять контроль за их соблюдением, за расходованием фондов заработной платы и материального поощрения, проводить тарификацию работ и рабочих, аттестацию работников;
определять потребность
предприятий в численности
разрабатывать совместно с профсоюзной организацией проекты коллективных договоров на предприятиях и контролировать выполнение принятых обязательств;
• владеть методами:
научной организации труда, нормирования трудовых процессов; оценки уровня и факторов повышения производительности труда;
формирования и управления рынком труда;
улучшения использования трудового потенциала персонала предприятия, ресурсов для труда в регионе, отрасли.
2Труд и его составные части. Труд и д-ть человека. Хар-р и содержание труда.
В течение жизни в каждый момент человек находится в одном из двух состояний — деятельности или бездействия. Деятельность — это одна из форм существования людей, активный процесс, в котором реализуются физические и умственные силы человека, направленные на удовлетворения каких-либо потребностей. Бездействие — пассивный процесс, связанный с периодами восстановления работоспособности (сон, пассивный отдых), а также с периодами вынужденного (время болезни др.) или добровольного бездействия.
Труд — это вид деятельности человека. Но не всякая деятельность является трудом.
В деятельности можно выделить части сознательную и инстинктивную. Подавляющая часть деятельности людей сознательна (осознанна), т.е. осуществляется на основе внутренне аргументированных побуждений. Инстинктивная же деятельность определяется передающимися на генном уровне по наследству безусловными рефлексами. Инстинктивное поведение человека и животных имеет одну природу и не является трудом.
Сознательную часть деятельности можно подразделить на труд и нетрудовую часть. Основными критериями, отличающими труд от нетрудовой деятельности, будут: 1) связь с созиданием благ, 2) связь с целенаправленностью, 3) отношение к легитимности, 4) востребованность.
Лишь наличие всех этих качеств деятельности одновременно будет характеризовать трудовую деятельность — труд.
Таким образом труд — это сознательная, целенаправленная и легитимная деятельность человека (людей) по производству (созиданию) материальных или духовных благ (вещей, товаров, услуг, произведений науки, культуры, искусства и др.), способных удовлетворять определенные человеческие потребности и востребованных людьми.
Процесс труда предполагает наличие следующих составных частей:
1)предмета труда — вещества природы или предмета, уже претерпевшего воздействие труда, или объекта оказания услуг, на которые направлена трудовая деятельность работника с целью придания им новых свойств, полезных человеку;
2)средств труда — всего того, при помощи чего работник воздействует на предмет труда и что создает ему необходимые условия для труда. К средствам труда относятся: орудия труда (инструменты, станки, машины, механизмы, аппараты и другое технологическое оборудование); здания и помещения, в которых осуществляется процесс труда; сооружения, необходимые для обеспечения труда (дороги, мосты, эстакады, емкости и т.п.);
3)технологии деятельности, или способа воздействия на предмет труда. Целенаправленность деятельности предполагает наличие знаний и (или) умений для выполнения той или иной работы. Строгое последовательное выполнение действий, совокупность методов воздействия на предмет труда для изменения или придания ему новых свойств, формы, взаимного расположения частей, местоположения в пространстве составляет содержание технологии деятельности;
4)организации труда — определенного порядка построения и осуществления трудового процесса, который складывается из системы взаимодействия работника с предметами и орудиями труда и производственного взаимодействия людей друг с другом в трудовом процессе;
5)осмысленного воздействия человека на предмет труда с использованием необходимых средств, технологии и организации труда для придания ему (предмету) свойств, удовлетворяющих те или иные потребности.
В понятиях о труде различают:
•категории,
•разновидности,
•формы проявления.
2.1.2. Категории труда
Категория — это философское понятие, выражающее существенные свойства и отношения предметов и явлений, «синтезированный мысленный образ наиболее общих свойств, связей и отношений явления, очищенный от второстепенных черт, но заключающих в себе конкретность, которая может быть выявлена путем суждений, выступающих как описания, характеристики, определения этого образа».
Среди категорий необходимо выделить такие, как функции, содержание и характер труда.
Категория «содержание труда» выражает профессиональную принадлежность труда, состав выполняемых работ, их сложность, последовательность выполнения.
По содержанию различают:
труд в сфере материального
Категория «Характер труда» отражает качественную характеристику труда, его особенности независимо от содержания труда. Именно то, что объединяет или разъединяет разные виды труда, формирует его особенности, — относится к его характеру.
3Категории труда. Разновидности труда.
Категория – это философское понятие, выражающее существенные свойства и отношения предметов и явлений, «синтезированный мысленный образ наиболее общих свойств, связей и отношений явления, очищенный от второстепенных черт, но заключающих в себе конкретность, которая может быть выявлена путем суждений, выступающих как описания, характеристики, определения этого образа».
Важнейшие категории: функции, содержание и характер труда.
1)Категория «функции
труда» дает возможность
Функции труда:
-Участие в производстве благ, направленных на удовлетворение потребностей человека;
-Формирование общественного богатства и развития общества;
-Развитие всего человеческого сообщества, общественного прогресса, науки и культуры;
-Формирование самого человека;
-Способ самовыражения личности;
-Свобода творчества, как особая сила, которая прокладывает человеку путь к свободе, прогрессу.