Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда"

Файлы: 1 файл

ETiSTO_Ek-ka_truda_i_sots-trudovye_otnoshenia_1(1).doc

— 718.00 Кб (Скачать файл)

 

 

116. Сущность  и значение аудита в сфере  труда

Аудит в трудовой сфере – это периодически проводимая система мер по сбору информации, её анализу и оценке на этой основе эффективности деятельности предприятия по организации труда и регулированию социально-трудовых отношений. Объектом аудита в трудовой сфере является трудовой коллектив, персонал предприятия, его деятельность. С целью аудита персонал предприятия и его деятельность представляются в виде системы показателей, которые позволяют охарактеризовать: -результативность, эффективность функционирования трудового потенциала; -эффективность организации соц.-трудовых отношений; -эффективность систем мотивации и оплаты труда; - рациональность методов оценки труда; -эффективность организации рабочих мест, распределения работ; -эффективность использования рабочего времени и т.д. При этом оценка эффективности деятельности трудовых ресурсов может рассматриваться как главная цель аудита. Оценка же эффективности трудовых отношений, мотивации и оплаты труда могут выступать этапными, промежуточными, сопроводительными целями. Значение аудита в сфере труда состоит в том, что он позволяет убедиться во взаимном соответствии деятельности предприятия по управлению персоналом и стратегии его развития, а также во взаимном соответствии регламентации социально-трудовых отношений и законов, правил, инструкций и методик, которые регулируют эту деятельность

 

117. Направления,  этапы и методы проведения  аудита в сфере труда. 

Аудит  в сфере труда может oxвaтывать следующие направления :-персонал предприятия; -производительность тpyдa; - заработную плату. Этапы аудита в сфере труда: -подготовительный этап; - сбор информации; - обработка и анализ информации; Технологический процесс аудита в сфере труда может состоять из следующих ступеней:1) формализация идеи проведения аудиторской проверки, определение её целей и гипотетических выгод для предприятия от её проведения; 2) подбор персонала для организации проверки и, если это требуется, организация его обучения;3) сбор отчётных данных по направлению; 4) предварительная подготовка отчётов о проверке и обсуждение их с линейными руководителями; 5) предоставление отчёта руководителю и выработка вместе с ним основных рекомендаций;6)внедрение корригирующих методов в процесс жизнедеятельности предприятия.

К методам проведения  аудита в сфере труда относятся: -фактическая проверка; -подтверждение (предполагает получение письменного подтверждения точности информации); -наблюдение (даёт возможность получить общую характеристику объекта исследования); - обследование (личное ознакомление с объектом аудита, например, условий труда); -опрос; -проверка механической точности (предполагает проверку подсчётов и передачи информации); - документальная проверка (проверка документов и записей), которая включает: а) проверка по сути (позволяет установить законность и целесообразность хозяйственных операций, правильность отражения операций на счетах и включение в статьи затрат и валовых доходов);б) формальная проверка ( состоит в визуальной проверке правильности записей);в) арифметическая проверка (состоит в проверке правильности расчётов в документах); -аналитические тесты (методы сравнения как в абсолютных единицах так ив относительных); сканирование (беспрерывный поэлементный пересмотр информации ); -специальная проверка (осуществляется с привлечением специалистов узкой специализации); -встречная проверка (осуществляется с привлечением третьих лиц). Специфическая цель аудиторской проверки в сфере труда состоит в том, что она не только определяет, на сколько придерживаются законов, правил и инструкций но и выявляет в ходе индивидуальных и групповых бесед, встреч с сотрудниками, анализа материалов анкет и опросных листов устаревших  инструкций и требований,  которые нуждаются в пересмотре и отмене. Рассматривая анализ трудовых показателей предприятия как элемент аудиторской проверки, следует осуществить научно обоснованную выборку из общего массива показателей тех из них, которые в наибольшей степени влияют на эффективность и прибыльность предприятия.

 

118. Отчетность  по вопросам труда: статистическая  и оперативная. Периодичность и направления исп-ия отетности.

Отчестность показателей  по труду на пп делится на статистическую и оперативную, она может иметь различные направления использования и периодичность составления. Оперативная отчетность по труду на пп составляется для удовлетворения тукущих потребностей в информации о труде и СТО. На её базе принимаются перспективные решения по кадровым изменениям.

Широчайшую и достоверную  информацию о результатах внедрения программ по труду, управления и развития персонала предоставляет государственная статистическая отчетность предприятий по вопросам труда.  Гос. стат. отчетность по труду включает след. отчеты:

• «Отчет по труду" (форма  № 1-ПВ месячная),  
- "Сводный отчет по труду" (форма № 1-ПВ месячная сводная),

• «Отчет о состоянии  условий труда, льготы и компенсации  за работу в неблагоприятных условиях" (форма № 1-ПВ (условия труда) годовая),

• "Численность отдельных категорий рабочих и подготовка кадров" (форма № 6-ПВ годовая) "Отчет о состоянии задолженности по выплате заработной платы" (форма № 1-ПВ (задолженность) среднемесячная) подается 11-го числа следующего за отчетным периодом месяца предприятиями независимо от форм собственности и хозяйствования."Отчет об использовании рабоче-го времени" (форма № 3-ПВ среднеквартальный) и "Сводный отчет об использовании рабочего времени" (форма № 3-ПВ сводная),  
Все перечисленные отчеты предприятия представляют в управления статистики местности, где предприятие зарегистрировано Эти, а также другие отчеты подаются предприятиями для осуществления оперативного управления в орган, к сфере управления которого относятся

На предприятиях работа по составлению и своевременного представления отчетов по труду осуществляет экономист по труду.

Также для осуществления  анализа используются данные бухгалтерской  отчетности, данные отдела кадров, акты ревизий и проверок. Оперативная отчетность по труду составляется для удовлетворения текущих потребностей предприятия в данных о труде и социально-трудовые отношения. На ее базе осуществляется принятия опера-тивных и разработка перспективных решений по кадровым изменениям на предприятии, изменений в численности и составе персонала, показателях производительности труда, мотивации труда в организации, социально-экономического развития трудового коллектива.

 

 

119. Сущность  и задачи мониторинга социально-трудовой  сферы.

Мониторинг - это проводимая система мероприятий по сбору информации, анализу, прогнозированию и оценке эффективности деятельности в той или иной сфере. Иными словами, он представляет собой систему последовательного сбора данных о явлении, процессе, которые описываются с помощью определённых ключевых показателей, в целях оперативной диагностики состояния объекта, его исследования и оценки в динамике.

Мониторинг играет важную роль в политике государства и  в функционировании учреждений, которые должны проводить эту политику в жизнь. Мониторинг социально-трудовой сферы - это комплексная государственная система беспрерывного наблюдения за фактическим состоянием дел в социально-трудовой сфере. Мониторинг социально-трудовой сферы следует рассматривать как один из наиболее важных инструментов разработки обоснованной государственной социальной политики. К основным задачам мониторинга социально-трудовой сферы относятся: -постоянное наблюдение за фактическим состоянием дел в сфере социально-трудовых отношений; -систематический анализ процессов , которые происходят в этой сфере; -предупреждение негативных тенденций, которые могли бы привести к социальному напряжению и прогнозирование возможных изменений сфере социально-трудовых отношений. Мониторинг базируется на решении трёх основных групп задач: методических, научных и информационных. Методические задачи состоят в разработке научных основ, структуры и системы мониторинга, методов построения выборки

данных и инструментария, которые дают возможность получать надёжные результаты исследования. Научные задачи состоят в отслеживании и анализе конкретных изменений в социально-трудовой сфере общества (изучение трудовых отношений, уровня и качества жизни населения, оценок, установок и поведения людей, изменений в социальной структуре общества, разработка прогнозов и т.д.). Информационные задачи состоят в обеспечении достоверной, научной, объективной информацией, потребителями которой должны являться учёные и руководители всех уровней. Социально-трудовые процессы протекают в двух плоскостях:в сфере производства и в сфере проживания человека. В соответствии с этим, объектом исследования социально-трудового мониторинга являются: -предприятия и организации, поскольку именно там в трудовом процессе занята основная часть работающего населения; территории, где люди проживают и расположены предприятия; -общности, в которые объединяются люди. Все параметры социально-трудовой сферы можно всесторонне оценить только при условии комплексного подхода, когда в качестве объекта исследования выступают не только отдельные человеческие общности, предприятия и организации, но и города, районы, области, страна в целом.

Концепция мониторинга  социально-mрудовой сферы включает определение следующих позиций: -направлений мониторинга; -статистических и социологических показателей, которые характеризуют состояние социально-трудовой сферы; принципов формирования репрезентативной выборки объектов исследования; -принципов построения организационнотехнологической схемы мониторинга социально-трудовой сферы; -перечня организаций, министерств и ведомств, которые должны принимать участие в осуществлении мониторинга социально-трудовой сферы.

 

 

120. Задачи  и направления мониторинга социально-трудовой  сферы.

Мониторинг  социально-трудовой сферы - это комплексная государственная система беспрерывного наблюдения за фактическим состоянием дел в социально-трудовой сфере.

Мониторинг базируется на решении трёх основных групп задач: методических, научных и информационных.

Методические  задачи состоят в разработке научных основ, структуры и системы мониторинга, методов построения выборки данных и инструментария, которые дают возможность получать надёжные результаты исследования. Научные задачи состоят в отслеживании и анализе конкретных изменений в социально-трудовой сфере общества (изучение трудовых отношений, уровня и качества жизни населения, оценок, установок и поведения людей, изменений в социальной структуре общества, разработка прогнозов и т.д.). Информационные задачи состоят в обеспечении достоверной, научной, объективной информацией, потребителями которой должны являться учёные и руководители всех уровней. Основные направления мониторинга социально-трудовой сферы охватывают наиболее актуальные на современном этапе ключевые проблемы общества. К ним относятся  - социально-демографические и миграционные процессы; -занятость, рынок труда, безработица; -социально-трудовые процессы на предприятиях; условия и охрана труда: -доходы и уровень жизни населения; -социально-психологический климат в трудовых коллективах; -удовлетворённость социально-трудовыми отношениями. Результаты мониторинга по этим основным направлениям учитываются при формировании социальной политики государства и отражаются в ней на государственном уровне.

 

121.Органы  и объекты мониторинга социально-трудовой  сферы.

Мониторинг социально-трудовой сферы в Украине осуществляется на основе программы мониторинга министерством труда и социальной политики Украины и Гос комитетом статистики Украины совместно с другими центральными и местными органами исполнительной власти. Объектом  мониторинга социально-трудовой сферы  могут быть специально отобранные предприятия, учреждения, организации различных форм собственности и отраслей экономики, регионы, а также отобранные по социально-демографическим или профессиональным признакам группы населения. Сбор, обработка и передача статистической информации по мониторингу осуществляется на региональном и государственном уровнях. На региональном уровне статистическая информация по утверждённым направлениям мониторинга формируется территориальными органами Госкомстата Украины, Министерства труда и социальной политики Украины, других государственных органов исполнительной власти. Утверждённые данные мониторинга территориальных органов указанных министерств и ведомств в установленные сроки передаются территориальным органам статистики. Территориальные органы статистики формируют сводные данные и передают их в Госкомстат Украины и местным органам исполнительной власти. Статистическая информация в отношении базовых предприятий мониторинга формируется территориальными органами государственной статистики в соответствии с утверждённой системой показателей и утверждённым перечнем предприятий и передаётся на государственный уровень, далее она формируется Госкомстатом Украины по утверждённой им схеме показателей и в утвержденные сроки передаётся в Министерство труда и социальной политики Украины, Статистическая информация по макроэкономическим показателям и отдельным направлениям мониторинга, сформированная в соответствии с утверждённой системой показателей на основе проведения государственных и отраслевых статистических наблюдений, также передаётся Госкомстатом Украины в Министерство труда и социальной политики Украины. Социологические опросы населения в соответствии с утверждённой системой  показателей осуществляются Институтом социологии НАН или другими органами на основании задач, поставленных Министерством труда и социальной политики Украины. Исходная статистическая информация обрабатывается вычислительным центром Госкомстатом Украины и в установленные

Сроки передается в Мин  труда и социальной  политики Укр для принятия решений. Министерство труда и социальной политики Украины и Госкомстат Украины должны осуществлять координацию деятельности opганов государственной власти, учреждений и организаций, которые обеспечивают ведение мониторинга социально-трудовой сферы. Они готовят ежеквартальные отчёты о состоянии социально-трудовой сферы, ежегодно выпускают сборники аналитических и социологических материалов по результатам мониторинга и сборники по отдельным его направлениям.

 

122. Источники  информации для мониторинга соц-трудовой  сферы и возможные позитивные последствия его проведения.

Мониторинг осуще-ет  исследования по след. направлениям:

- социально-демографическая  ситуация и миграционные процессы; трудовые ресурсы и занятость;

- оплата труда; уровень  и качество жизни населения;  охрана и обеспечение безопасности труда; социальное партнерство; пенсионное обеспечение;

- соц. страхование;  социальная помощь населению;  социальное обслуживание. И для каждого из своих направлений существуют свои источники

К основным источникам  информации о занятости соц- трудовых отношений относятся : административная статистика;  выборочное исследование домохозяйств; -переписи населениия;  выборочные обследования и переписи предприятий;  социологические исследования

Административная  статистика представляет собой стандартизованные данные отчётности предприятий и организаций, других субъектов экономической деятельности, государственной службы занятости, органов государственного управления. Выборочные    обследования    домохозяйств    дают возможность получить информацию непосредственно из объекта исследования. Они проводятся в виде опроса с высокой степенью регулярности, что даёт возможность отслеживать процессы на протяжении продолжительного времени. Такие обследования дают возможность получить информацию обо всей рабочей силе, её структуре, получим, достоверные данные об уровне жизни населения и тех источниках, за счёт которых достигается этот уровень. Важным источником информации являются переписи населения, которые проводятся обычно раз в 10 лет. Основным преимуществом этого метода является возможность регионального и межрегионального анализа полученной информации. Переписи обеспечивают наиболее полный охват населения, что создаёт условия для получения полной, без ошибок, информации по всем территориально-административным единицам страны. Выборочные обследования предприятий дают информацию о трудовой деятельности с точки зрения производственных процессов. Только они дают информацию о внутреннем рынке труда. Мониторинг социально-трудовой сферы предполагает обязательное использование данных исследований научных организаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"