Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
ОГУ должна обеспечивать: полноту ответственности кажд упр.органа за достижением поставл.перед ним цели и исполн.возлож на него функций, сбалансир.целей всех звеньев упр.по вертик и гориз, комплексность выполнения функций, рац.разделение и кооперир труда между звеньями и уровнями госаппарата, реализацию прав при решении упр.задач,
полное соответствие исполнения решений компетенциям и правам отд.звена упр, уровня или госоргана в целом.
ОГУ осуществляется на основе реализации опр.принципов, кот носят объект характер, обладают определ степенью стабильности, но должны быть гибкими и обеспечивать своевременное реагирование на изменения внешн.среды, требований и задач системы.
Можно выделить 2 группы принципов ОГУ:
Орг-полит принципы. К ним относят: принцип законности; п соблюдения прав и свобод чел; п.соблюдения и согласования интересов личности, общества и гос; п.взаимной ответственности; п.гуманизма.
Орг-технол принципы отражают осн.подходы к ОГУ и обеспечивают эффективность его функционирования К ним относят: п.единства и целостности; п.сочетания устойчивости и постоянного развития; п.оптим централизации и децетрализации; п.разделения труда.
В мир.практике не сформирована единая классификация органов упр, но определены отд.критерии построения орг.структуры ГУ:
1 терр.масштаб компетенции (федеральные, республ, местные),
2 порядок образования органов упр (избираемые, назначаемые),
3характер и содержание компетенции (функциональные, отраслевые, межотраслевые),
4порядок разрешения вопросов, вход в компет.(коллегиальные, единоначальные).
Во многом порядок ОГУ зависит от чел.потенциала, информ.и технологии обеспечения, стиля ГУ, уровня развития объектов упр.
6. Методы государственного управления и сфера их эффективного применения в современных условиях.
ГУ осущ-ся
с помощью разных методов, кот
обеспеч-т реализ-ю ф-й и
Методы ГУ — это способы и приемы непосредственного и целенаправленного воздействия органов государственного управления (должностных лиц) на подчиненные им объекты управления. Выделяют:
1) Общенаучн и спец-ые (1е-применяемые на отдельных стадиях научного познания, 2е-распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.) (нормативные, балансовый, экспертных оценок, эк.-мат., программно-целевые)
2)Админ-распоряд методы - методы непосредств.прямого возд-я на объект управл-я. Они основ-ся на сильной госвласти и вкл.в себя меры запрета, разреш-я и предупрежд-я, носят обязат хар-р и оформ-ся в виде законад.актов, распоряж-й, постановл-й. Дост-но эффект-ны в сфере антимонопол.регулир-я, экологии, поддерж-я минимал.допустим параметров жизни населения. В усл-х криз.ситуацций роль этих методов сущ-но возраст-т.
3)Экон.методы - комплекс рычагов возд-я госвласти на эк.деят-ть объектов управл-я. Они возд-т на интересы объектов регулир-я косв-но через фин.законад-во, фин-кред.политику и т.д. Объект упр.свободен в выборе вариантов действия, но при этом в интересах гос-ва.
Экон методы: налог.политика, бюдж.политика, фин.политика(применение налог санкций, система гос закупок).
Соц-псих.методы- способы соц-псих.возд-я на упр.объекты для достиж-я целей ГУ.С помощью их уст-ся соц.установки, ценностные ориентации. Ср-ва воздействия:агитация, разъяснит.работа, раскрыв.позиции гос-ва,разъясн.сущность прав актов, использ-е СМИ для возд-я на граждан и разл.орг-ции, личные встречи руков-лей госслужбы с тр.коллективами, представит-ми населения.
В сфере ГУ м. выделить:
1) Прямые : непосредственно возд-т на объект(приказ, распоряжение)
2) Косв: опосредственно путём создания условий для развития общества опр. направлении.(через налог., ден.-кред., ценовую, внешнеэк., с-му)
Сфера использования разл.методов зависит от форм соб-ти объекта упр., законад-м гос-ва, а так же конкрет.ситуацией. Прямые адм.методы чаще всего использ-ся в упр.объектами гос.и коммунал.форм собств-ти.Косв.примен-ся прежде всего к объектам негос.формы собств-ти.
7. Система
государственного управления: понятие,
элементы и особенности
Систему государственных
органов можно представить чере
1) Подсистема
А, национального уровня
К государственным органам подсистемы А относятся: глава гос-ва; представительные и законодательные органы; правительство; судебные органы: Конституционный суд, Высший хоз.суд, Верховный суд; органы специального назначения.
2) Подсистема Б включает исполнительно-распорядительные органы и формируется на основе решений государственных институтов подсистемы А.
Государственные органы подсистемы Б создаются на основе законов, указов Президента, постановлений Правительства и администрации соответствующего уровня. Это исполнительно-распорядительные органы. Каждый орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, полномочия.
К государственным органам подсистемы Б относятся:
администрация главы государства;
институт полномочных представителей президента (в некоторых странах);
аппарат парламента;
аппарат правительства;
министерства, комитеты и другие органы исполнительной власти;
аппарат судов, Генеральной прокуратуры.
В федеративных государствах выделяют:
на региональном уровне: органы управления субъектами федерации; подразделения федеральных органов власти, их территориальные структуры.
на местном уровне - аппарат муниципальной службы, обеспечивающий функционирование органов местного управления.
Элементы сим-мы упр-я- цели, принципы, функции, методы, орг. структура, персонал. Сис-ма упр-я включает: результаты при осущ-нии целей; правила осущ-ния УД;
совокупность органов упр-я;
способы осущ-ния ф-ций упр-я;
последовательность выполнения управленч. работ;
технические средства.
Существуют универсальные принципы построения органов ГУ- пр-п разделения властей, централиз-и и децентрализ-и.
Управляемые объекты - это сложная сис-ма макро- и микрообъектов с множеств, отношениями. В эк. сфере упр-мые объекты - это нац. экономика, финанс. ресурсы. В соц. сфере - это организации образ-я, здравоохр-я, отдел, категории граждан. В адм.-полит, сфере - это сами органы ГУ на каждом уровне иерархии, специализир. гос. институты, создаваемые для реализации эк., соц., адм.-полит, целей.
Объекты: граждане, обьед-я их, комерч- и не комерч орг-ии, гос партии, общество вцелом.
В РБ развитая система ГУ на основе Конституции РБ и закон.актах: законы об основных органах ГУ в РБ: о Президенте, о СМ, о Нац.собрании, о КГК, о суд.системе, о МУ и СУ.
8. Конституция Республики Беларусь - законодательный фундамент государственного управления
Основополагающее значение в прав.обеспеч. ГУ принадлежит Конституции гос-ва. Ныне действующая Конституция РБ принята квалифицированным большинством голосов депутатов Верховного Совета 15.03.1994 г. и вступила в силу 30.03.1994 г. со дня опубликования. Была изменена 2 раза на референдумах 24.11.96 и 17.10.2004
Конституция - это осн.закон гос-ва, закрепляющий организацию гос.власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами. На основе Конституции принят ряд законов, регламентирующих деятельность основных органов ГУ: законы об основных органах ГУ в РБ: о Президенте, о СМ, о Нац. собрании, о КГК, о суд. системе, о МУ и СУ.
К юридическим свойствам Конституции относятся: это основной закон государства и правовой системы; высшая юридическая сила; определяет степень важности юридических актов.
Структура Конст. РБ предст. собой систему группировки ее норм и последовательное их расположение. Конст.нормы включены в разделы и главы. Структура Конст, РБ явл. традиционной. Она имеет преамбулу, осн. часть и заключит, положения.
Осн часть Конст РБ сост. из 8 разделов, разделы III, IV и V сост. из глав.
В разд. I опред основы конституц. строя, дается хар-ка бел.гос-ва как унитарного, демократич., соц., правового. Устанавл. взаимная ответ-сть чел-а, граж-на и гос-ва, а также идея народного суверенитета, т.е. верхов-во воли народа.
Ст 1. РБ - унитар. демократ, соц. прав, гос-во. РБ обладает верховенством и полнотой ела сти I па своей терр-ии, самост-но осуществляет внутр. и внеш. политикуСт 6. Гос. власть в РБ осущ. На основе разделения ее на закоподат, исполнит и судеб. Ст 7. В РБ устанавл. принцип верховенства права. Гос-во. все его органы и должност. лица действуют в пределах Конст. и принятых в соотв с ней актов законод-ва.
Раздел II посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Ст 21. Обеспеч. прав и свобод граждан РБ явл. высш. целью гос-ва. Ст 25. Гос-во обеспеч свободу, неприкосн-ть и достоинство личности. Ст 37. Граждане РБ имеют право участвовать в решении гос. дел как непосред-но, так и через свободно избранных представителей.
В разделе III закрепляются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.
Раздел IV посвящен статусу государственных органов и изложен с учетом принципа разделения властей. В нем закреплены полномочия Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.
Ст. 79. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Ст 90. Парламент Нац. собрание РБ явл. Представ и законод органом РБ. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Ст 106. Исполнит власть в РБ осущ. Правит-во - СМ РБ- центр орган ГУ. Правит-во в своей деят-ти подотчетно През-ту РБ и ответственно перед Парламентом РБ. Ст. 109. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом.
В разделе V изложены нормы, относящ. к вопросам МУ и СУ. Закрепляются наиб важные аспекты орган-ции и деят-ти, полномочий местных Советов, исполнит, и распорядит. органов, их взаимоотн-ия с др. властными струк-ми
В разделе VI помещены нормы, регламентир. деят-ть двух гос. органов -Прокуратуры и КГК. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осущ. надзор за точным и единообразным исполнением нормат. правовых актов подведомственными прав-ву и некоторыми др. органами, а также орган-ми и гражд-ми. На органы КГК возложен контроль за исполнением бюджета, использованием гос.собственности и некоторые др. вопросы.
Раздел VII включает в себя нормы, кас. фин.-кредит, системы РБ.
Особо важное значение для опред. места и роли Конст. РБ, формир-ия всей правовой системы с учетом иерархии НПА имеет раздел VIII. В нем нашли законодат. закрепление нормы, связ. с действием Конст. и порядка ее изменения.
В разделе IX Конст. РБ. В этом разделе содержатся нормы, посвящ. особенностям формир., сохранения полномочий ранее созданных и вновь создаваемых гос. органов.
Весь текст Конст. РБ сост. из 146 статей.
9. Информационное
обеспечение государственного
Инф-ция как совок-ть каких-либо сведений, данных, факторах, хар-к о предметах, явл-х, процессах сост-т основу ГУ.
ИО ГУ - сов-ть информ-х ресурсов, ср-в, методов и технологий сбора, обработки, накопления и выдачи инф-ции. Такая инф-ция д. касаться:
1. места
и роли гос-ва в системе
2. иер-ии и хар-ра зак-в, подлеж-щих обязат реализации в УП;
3. св-в, форм
и законом-тей упр-мых
Осн. источники инф-ции в системе ГУ:
- норм.законод.и иных актов, кот. дают право гос.органам и гос.служ-м на принятие опред-х упр-х реш-й или соверш-е упр-х действий;
- обращ-я граждан
в гос.органы по поводу
- обязат-е указ-я вышестоящих органов, подлеж-щие исполн-ю;
- рез-ты и
факты, выявл-е в ходе
- инф-ция
о проблем-х, конфликт-х,
Инф-цию в ГУ делят на:
1. офиц-я и неофиц-я; 2. общезначимая и регион-я; 3. горизонт-я и вертик-я; 4. Свободно распростр-я и закрытая; 5. инф-ция о прошлом, в режиме реал-го времени, прогнозная инф-ция.