Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
В зависимости от форм собственности в составе первой и второй подсферы финсистемы различают след.звенья, фин-сы предприятий, организаций, учреждений, основанных на госсобственности, фин-сы предприятий и учреждений, основанных на коллективной собственности, на совместной собственности, частной собственности, на смешанных формах собственности и т.д.
Госфинансы - это система денежных отношений по формированию централизованных фондов ден.средств и использованию их на общегос.потребности.
Главным звеном госфинансов явл госбюджет. С его помощью правительство РБ концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов страны. Госбюджет явл.одним из гл.инструментов перераспределения нацдохода страны. Крупным звеном фин.системы явл.специальные целевые фонды, кот.в свою очередь подразделяются на спец.бюджетные и внебюджетные по своим размерам отд.специальные фонды составляют внушительные размеры. Широкое использование спец.целевых фондов вызвано рядом причин и прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов.
Одним из звеньев финсистемы является государственное, имущественное и личное страхование, к-е представляет собой один из методов создания резервных фондов для защиты собственности предприятий, а также личной собственности граждан от убытков при стихийных бедствиях и др.неблагоприятных событиях. По своему содержанию страховые отношения имеют ряд специфич особенностей: страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений; эти отношения обусловлены наличием вероятности наступления непревиденных событий, т.е. страховых случаев, которые влекут за собой возможность нанесения материального или иного ущерба нац экономики и населения. Важным звеном общегосударственных финансов явл гос кредит, по средствам которого осуществ-ся формирование дополнительных финансовых ресурсов гос-ва за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, орга-ций, учреждений. Госкредит - совок-ть ден.отношений, возникающих между гос-вом как заемщиком ден.средств и физическими, юр.лицами в процессе формирования и использования общегос.фонда денежных средств. Объективная необходимость существования гос.кредита кроется в постоянной нехватке ср-в гос.бюджета на удовл.потребностей общества. Органы упр.финансами: МинФин ·ЦБ ·МНС ·Гос.Тамож.комитет. Органы отраслевого управления финансами: Финансовые службы министерств и ведомств; Финансовые службы предприятий и организаций. Органы общего управления финансами-высшие органы законодательной и исполнительной власти.
48. Государственные финансы в системе управления экономикой и особенности их формирования в РБ
Основой фин-ой базы в системе управления экономикой явл-ся бюджет, состоящий из бюджета центр.прав-ва и бюджетов местных органов власти всех уровней. Гос бюджет – роспись гос доходов и расходов на опр.срок, утверждённая в законодательном порядке. Госбюджет предс.собой крупнейший централизованный ден.фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения НД и расходуемые гос-вом для осущ.своих ф-ий. В госбюджете находят увязку все осн.финансовые операции: расходы, разл.виды доходов, займы.
Наиболее сложной проблемой для всех стран является сбалансированность бюджета, т.е. достижение равенства доходной и расходной частей. Благоприятное исполнение бюджета - это превышение доходов над расходами, что составляет профицит бюджета. Однако, как правило, расходы превышают доходы, что создает бюджетный дефицит. Для покрытия дефицита бюджета используются государственные займы (внутренние, внешние), дополнительная эмиссия денег. Государственные займы осуществляются в различных формах: в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, кредитов банков. К эмиссии денег прибегают в критических ситуациях: например, в условиях войны, длительного кризиса.
Доходная часть госбюджета образуется в основном сбором налогов. Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и т. д., являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.
Во-первых, движение
стоимости в налоговых отношени
Расходная часть
госбюджета: расходы на содержание
вооружённых сил и гос
Бюджет выполняет функции: фискальную (создание фин.базы функционирования гос-ва). В условиях фактич.отсутствия у него собственных доходов, исключая доход от гос собственности;
Экономического
регулирования (исполнения гос-вом
налогов как основного
социальную (использование госбюджета для перераспределения доходов, решение проблем соц.развития).
Осуществляя эти ф-ии гос-во не должно ослаблять рын.стимулы регулирования, поэтому бюджетная политика гос-ва должна строится на синтезе рыночного и гос.механизмов регулирования.
Гос-во через бюджет может регулировать рыночную экономику. Методы: налоги, прямое бюджетное финансирование, субсидирование, выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий, создание особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии эк-ки.
В РБ бюджетная система в части гос.расходов решает задачи общеэк. развития: обеспечивает стабильный уровень цен, высокую степень занятости, эк. рост, внешнеэк-кое равновесие.
49. Банковская
система: понятие, принципы
Банки - это организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Современная банковская система РБ представляет собой двухуровневую структуру, деятельность которой регламенгируется законодательно -Конституцией РБ, Законам и РБ и другим и правовым и актам.- Принцип двухуровневого построения банковской системы
Первый уровень банковской системы РБ представлен НацБанком РБ, кот.является центр.банком, в функции кот.входят вопросы госрегистрации иных банков и небанковских кред.организаций, выдачи им лицензий, регулирование их деят-ти, а также в целом регулирование в респ.масштабах вопросов денежного обращения, в том числе, эмиссии, а также вопросов кредитования.
На втором уровне банковской системы РБ находятся разнообразные коммерч.банки, а также небанковские кредитно-финансовые организации РБ.
Нац.банк подотчетен Президенту РБ, является юридическим лицом.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
-защита и
обеспечение устойчивости бел.
-развитие и укрепление банковской системы РБ;
-обеспеч.эффективного, надежного и безопасного функ-ния платежной системы.
-кредитно-денежное регулирование экономической системы;
- поддержка общей эк.политики Правительства РБ;
- обеспечение устойчивости офиц.денежной единицы РБ
Получение прибыли не является осн.целью деят-ти Нац.банка.
Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. К осн.видам деят-ти ком.банков относятся: предоставление кредитов от своего имени за счет собств.средств; касс.обслуживание; открытие и ведение счетов физ.и юр.лиц, в том числе банков-корреспондентов, осущ.расчетов по их поручению; ломбардная деят-ть; факторинг и форфейтинг; поручительство (предоставление гарантий); доверительное управление активами; банк.хранение; предоставление сейфов в имущ.найм; перевозку ценностей; деят-ть по обмену валюты; инвестиционное посредничество; финансовое посредничество; дилинг с нал.и безнал.валютой; деят-ть депозитария; инвестиционное,финансовое консультирование; деятельность инвестиционного банкира; деят-ть инвестиционного поверенного; выпуск векселей; скупку, продажу и обмен драг.металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Коммерч.банки создаются на паевых или акционерных началах и могут разл.: по способу формирования уст.капитала (с участием государства, ин.капитала и др.), по специализации, по территории деят-ти, видам совершаемых операций и т.д. Средства ком.банков делятся на собственные (уст.фонд, резер.фонд и др.фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д. ).
Современная банковская система Республики Беларусь предполагает присутствие на рынке коммерческие банков, как зарегистрированных на территории РБ, так и банков, зарегистрированных в других государствах, уставной капитал которых состоит частично или полностью из иностранных средств.
В рамках банковской системы РБ сформирована также система банковского надзора, которая построена по мировым стандартам, которая выполняет функции лицензирования деят-ти банков, контроля на основании отчётных документов, а также инспекционных проверок и при необходимости реструктуризации либо ликвидации существующих банков и банковских организаций.
Нацбанк совместно с Правительством РБ ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту РБ Основные направления денежно-кредитной политики РБ на очередной год.Нац.банк ежеквартально информирует Президента РБ и Правительство РБ об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики РБ. Органами управления Нацбанка РБ являются Правление (высший орган)Нацбанка РБ и Совет директоров Нацбанка. Правление обеспечивает выполнение функций Нацбанка как центрального органа ГУ.
Совет директоров выполняет след.функции:
- организует
проведение единой гос.ден.-
- определяет возможность выдачи лицензий и осущ.надзор;
-рассматривает и утв.смету расходов Нацбанкана очер.фин.год
- устанав.формы и размеры опл.труда членов Сов.директоров.
Основными
функциями – Национального
-проведение единой госденежно-кредитной политики; регулирование денежного обращения;
-валют.регулирование; выпол.функций центр.депозитария; организация и осуществление валютного контроля;
- организация
межбанк.расчетов и касс.
-консультирование,
кредитование и осущ.функций
- проведение
анализа и прогнозирование
-инкассация
и доставка ден.наличности, вал.и
др.ценностей ком.банкам и др.
Ст. 136 Конст.РБ
–нацбанк регкл.кред.отношения,ден.
50. Государственный долг: причины образования, виды, источники покрытия и направления регулирования в РБ
Одним из важнейших вопросов гос финансов является проблема бюджетного дефицита и гос долга. Один из источников финансирования гос.деятельности на ряду с налогами – правительственные займы и денежные (кредитные эмиссии). Такой источник финансирования известен как финансирование за счёт госдолга и широко используется правительством всех стран.
Государственный долг - сумма задолженности гос-ва по непогашенным займам и процентам; это совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенны и момент времени.