Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
факультета повышения квалификации в Институте государственной службы Академии управления. Здесь ежегодно обучается более 300 человек (десятая часть госслужащих области);
государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования».
12. Направления
кадровой политики органов
Под гос.кадровой политикой понимается общенац.стратегия формирования, развития, востребованности и рационального использования профессионального потенциала общества, кадров. Работодателем госслужащих является государство.
Основные направления кадровой политики в системе государственной службы включают в себя:
-выработку
стратегических направлений в
развитии госслужбы с учетом
тенденций и перспектив
-установление системы обеспечения госслужбы надежными, проф.специалистами, которые в своей повседневной проф деятельности не только могли бы выполнять стоящие перед ними задачи, но и своим поведением способствовали бы росту уважения и авторитета органов госуправления и государства в целом, добиваясь понимания и поддержки народа;
-создание необходимых
социальных и материальных
-поддержание в коллективах государственных органов такого морально-психологического климата, который бы не только обеспечивал эффективное выполнение обязанностей по госслужбе, но и способствовал бы развитию позитивных личностных качеств работников, формировал бы рациональные служебные отношения;
-создание и
обеспечение надлежащего
-определение
порядка и регулирования
-развитие системы
проф.ориентации молодежи и
-открытости
государственной кадровой
Главной целью гос.кадровой политики на госслужбе является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении позволял бы обеспечивать эффективное функционирование и развитие госаппарата.
Кадровое обеспечение - это активная социально-ориентированная деятельность по реализации мер организационного, образовательного, экономического, управленческого характера, направленная на удовлетворение потребностей госорганов в кадрах определенной специализации и квалификации; система целенаправленных кадровых процессов по прогнозированию, планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственности госслужащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебного продвижения.
13. Бюрократия в системе государственного управления: роль, основные концепции и модели, направления борьбы с бюрократизмом.
В буквальном переводе слово «бюрократия» озн-т господство аппарата упр-ния или опр.должн.позиций.
В эк.и пол.науках можно выд.4 осн тракт-ки бюр-тии:
1.Концепция Вебера-Вильсона. В н.20 в.Макс Вебер – выдающ.нем.ученый – разраб.конц-цию рац.бюр-тии как основу орг-ции совр.типа, кот.пришла на смену орг-ции патриорхальной. По Веберу осн.хар-ки рац.бюр-тии свод-ся к след:
- все бюр.проц-ры четко реглам-ны, т.е. зафиксир-ны норматив образом;- основана на жестких принц-х;
- вся формирующаяся внутриорганиз.деят-ть ( распростр.инф-ции, принятие реш-й, приказы и директивы )осущ.в форме письм.док-в, подлежащ последующ хр-нию;
- все должн.лица должны быть хор.спец-ми в обл-ти админ-ния.
Бюр-тия по Марксу — негат.явл-ние или абсол.зло. Маркс отождествлял бюр-м с пренебреж-м к ведущему дела ради собл-ния формальности. К недост-м бюр-тии Маркс отн-л: подмену общ.интереса частным; орг.неспос-ть бюр-тии решать подлин проблемы; корпоративность и своекорыстие иерарх.стр-ры; карьеризм как образ жизни чин-в; формализм.
Имперская (азиатская) модель бюр-тии положила развитие прежде всего в Китае. Имела опр.сходство с вебер.моделью: Император – единств.собств-к земли. Чин-ки же согл-но конфуцианск.трад-ции счит-сь членами единой бол.семьи во главе с имп-м. Просущ-ла без изм-й в течение 2-х тыс лет вплоть до 20 в. Один из глав.секретов уник.стаб-ти было отсутствие возм-ти у чин-в осознать себя самостоят.полит.силой.
С 30-х гг 20 в.под влиянием школы чел.отн-й возн-ло реалистич.тракт-ка бюр-тии, в кот в функц-ние бюр.системы было вкл-но чел.изм-ние орг-ции и признано действие субъект.факт-в.
Исторически сложившиеся модели бюр-тии:
- Азиатская - инструкции соблюдаются в том объеме, в кот они соответствуют идеологической установке.
- Континентальная – бюр.аппарат гос-ва эволюционно изменялся по мере демократизации общества.
- Англо-Американская - недоверие к исполнительной власти и бюр-тии, стремление к самоуправлению и децентрализации упр-ния.
Следует различать понятия "бюрократия" и "бюрократизм". Бюрократия - это определенная организация государственного аппарата, которая является рациональной. Под бюрократизмом понимается групповая монополия чиновников на осуществление функций управления и властных полномочий, которая снижает эффективность управления и приводит к негативным моментам. Цель совершенствования государственного управления - расширение сферы действия рациональной бюрократии при активной борьбе с бюрократизмом.
Можно выделить три подхода к характеристике бюрократизма. Наиболее распространенный подход состоит в том, что бюрократизм описывается по следующим аспектам:
- деформации сознания, наступающей под влиянием работы в аппарате управления, ведущей к тому, что у соответствующей категории лиц возникает особое функциональное сознание, «корпоративная» этика и психология;
- низведению
бюрократических проявлений до
низового исполнительского
- господству
канцелярии, торжеству формалистики,
заседательству и
Существуют определенные направления борьбы с бюрократизмом:
- Борьба с
коррупцией в гос.аппарате, а также
повышение прозрачности
- Оптимизация
структуры управления и
- Сокращение сферы ГУ, прежде всего эк.процессов, и концентрация ресурсов на выполнение наиболее важных гос. стратегических задач.
Направлением дебюрократизации является развитие малого и среднего бизнеса, упрощение налоговой системы, оптимизация законодательства, повышение квалификации персонала и эффективная кадровая политика.
Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.
Для устранения негативных бюрократических явлений в РБ была издана Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».
Согласно сложившейся нормотворческой практике директивы Президента Республики Беларусь принимаются в особых случаях по важнейшим, судьбоносным для жизни страны вопросам, де-факто имеют силу законодательного акта и наряду с нормативными положениями, предписаниями оперативно-распорядительного характера содержат деятельный призыв к решению стратегических задач общенационального масштаба. Тем самым избранная форма акта Директивы № 2 подчеркивает ее предельную значимость для последующего социально-экономического развития государства и общества.
14. Коррупция в системе ГУ: сущность, причины возникновения и последствия, основные направления противодействия.
Негативным
последствием бюрократизма явл коррупция,
кот.при определенных условиях может
стать угрозой
Коррупция (лат. Подкуп) означает преступную деятельность, связанную с использованием госчиновниками своего служебного положения в личных целях, т.е. получение мат.благ и иных преимуществ не предусмотренных законодательством.
Наиболее типичными формами проявления коррупции явл:
- подкуп чиновников;
- взяточн-во, с
целью незаконного или
- протекционизм
продвижения работников на
- подкуп голосов избирателей на выборах.
Последствия коррупции:
1)к расширению теневой эк-ки и существенным потерям госбюджета;
2)к разрушению
конкуренции и подрыву рын.
3)к развитию организованной преступности;
4)к усилению
соц.дифференциации и
5)к нравственной деградации общества;
6)к снижению эф-ти ГУ и возможному слиянию гос.и преступных структур.
Причины возникновения коррупции:
1 бюрократизм госаппарата;
2)несоответствие полномочий чиновников и их ответственности;
3)отсутствие
контроля за деятельностью
4)низкое качество з/д-ва, в том числе антикоорупционное;
5)возникновение
конфликтных или переходных
Основные меры по борьбе с коррупцией:
1) укрепление добросовестной конкуренции
2) создание
благоприятного климата для
3) совершенствование работы судебной системы и правоохранных органов;
4) оптимизация организационной структуры ГУ;
5) исключение дублирования функций;
6) повышение
з/платы госслужащих в
15. Государственный
орган: понятие, классификация,
Основным элементом организ.ГУ и орг.структуры ГУ явл гос орган (ГО),
ГО - это созданное в установленном порядке учрежд-е, выполняющее от имени гос-ва 1 или несколько функций в соотв.с установленной компетенцией, обладающ.орг.единством, полномочиями и характериз-ся определенной эк.и фин.самостоят-тью. Признаком ГО является наличие государственно-властных полномочий.
Функции ГО: - нормотворч; - распорядит; - исполнительная;
Основные характеристики ГО: 1) ГО - надел властью. 2) ГО имеет свою орг структуру, тер.масштаб деят-ти, компет-ю. 3) ГО несёт ответ-ть перед гос-вом за свою деят-ть.
Скоординированную и слаженную работу сис-мы ГУ обеспечивает госаппарат. Гос аппарат - это совок-ть админ.органов, выполняющих исполнит-распорядит функции.
Отличит особ-ти с-мы органов гос аппарата:
1) орг.иерархич упорядоч-ть; 2) строгая регламентация деят-ти органов госаппарата, закреплен.НПА; 3) строгое определ.статуса госоргана, имеющ.предназнач-е и роль в обществ с-ме; 4) каждый орган госаппарата имеет свою компет-ю, полном-я и выполн-т опред.функции
Сис-му организации ГУ м представить через 2 подсистемы:
-подсистема А, формирующ на основе Конституции, включающая высшие ораны гос власти (глава гос-ва, представит и законодат органы, Правит-во, судебн органы, органы спец назнач-я - КГК, КГБ)
-подсистема Б, включ исполнит-распорядит органы, формируемые на основе решений высших органов гос власти (администрация главы гос-ва, аппараты парламента и прав-ва, министерства, комитеты, аппараты судов и генеральн прокуратуры)