Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

мои шпоры по госэкзамену даша все таблица.doc

— 910.00 Кб (Скачать файл)

факультета  повышения квалификации в Институте  государственной службы Академии управления. Здесь ежегодно обучается более 300 человек (десятая часть госслужащих области);

государственного  учреждения образования «Гомельский  областной институт развития образования».

 

 

 

 

 

 

12. Направления  кадровой политики органов государственного  управления и их реализация  в Республике Беларусь.

Под гос.кадровой политикой понимается общенац.стратегия формирования, развития, востребованности и рационального использования профессионального потенциала общества, кадров. Работодателем госслужащих является государство.

Основные  направления  кадровой политики в системе государственной службы включают в себя:

-выработку  стратегических направлений в  развитии госслужбы с учетом  тенденций и перспектив развития  общества и государства и в  интересах личности;

-установление  системы обеспечения госслужбы надежными, проф.специалистами, которые в своей повседневной проф деятельности не только могли бы выполнять стоящие перед ними задачи, но и своим поведением способствовали бы росту уважения и авторитета органов госуправления и государства в целом, добиваясь понимания и поддержки народа;

-создание необходимых  социальных и материальных условий  деятельности, а также правового  регулирования в соответствии  с нормами законодательства, контроля  за выполнением должностных функций;

-поддержание  в коллективах государственных органов такого морально-психологического климата, который бы не только обеспечивал эффективное выполнение обязанностей по госслужбе, но и способствовал бы развитию позитивных личностных качеств работников, формировал бы рациональные служебные отношения;

-создание и  обеспечение надлежащего функционирования  системы подготовки и повышения  квалификации персонала госаппарата,  формирование условий для творческого  роста на рабочем месте;

-определение  порядка и регулирования процесса  подбора, перемещения, продвижения, оценки, стимулирования и ответственности госслужащих;

-развитие системы  проф.ориентации молодежи и воспроизводства  элиты для госслужбы, обладающей  качествами государственного служения;

-открытости  государственной кадровой политики  в государственной службе.

Главной целью  гос.кадровой политики на госслужбе является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении позволял бы обеспечивать эффективное функционирование и развитие госаппарата.

Кадровое обеспечение - это активная социально-ориентированная  деятельность по реализации мер организационного, образовательного, экономического, управленческого  характера, направленная на удовлетворение потребностей госорганов в кадрах определенной специализации и квалификации; система целенаправленных кадровых процессов по прогнозированию, планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственности госслужащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебного продвижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.  Бюрократия   в  системе  государственного  управления:   роль,  основные  концепции и модели, направления  борьбы с бюрократизмом.

В буквальном переводе слово «бюрократия» озн-т господство аппарата упр-ния или опр.должн.позиций.

В эк.и пол.науках можно выд.4 осн тракт-ки бюр-тии:

1.Концепция  Вебера-Вильсона. В н.20 в.Макс Вебер – выдающ.нем.ученый – разраб.конц-цию рац.бюр-тии как основу орг-ции совр.типа, кот.пришла на смену орг-ции патриорхальной. По Веберу осн.хар-ки рац.бюр-тии свод-ся к след:

- все бюр.проц-ры четко реглам-ны, т.е. зафиксир-ны норматив образом;- основана на жестких принц-х;

- вся формирующаяся внутриорганиз.деят-ть ( распростр.инф-ции, принятие реш-й, приказы и директивы )осущ.в форме письм.док-в, подлежащ последующ хр-нию;

- все должн.лица должны быть хор.спец-ми в обл-ти админ-ния.

 Бюр-тия по Марксу — негат.явл-ние или абсол.зло. Маркс отождествлял бюр-м с пренебреж-м к ведущему дела ради собл-ния формальности.  К недост-м бюр-тии Маркс отн-л:  подмену общ.интереса частным;  орг.неспос-ть бюр-тии решать подлин проблемы; корпоративность и своекорыстие иерарх.стр-ры; карьеризм как образ жизни чин-в;  формализм.

Имперская (азиатская) модель бюр-тии положила развитие прежде всего в Китае. Имела опр.сходство с вебер.моделью: Император – единств.собств-к земли. Чин-ки же согл-но конфуцианск.трад-ции счит-сь членами единой бол.семьи во главе с имп-м. Просущ-ла без изм-й в течение 2-х тыс лет вплоть до 20 в. Один из глав.секретов уник.стаб-ти было отсутствие возм-ти у чин-в осознать себя самостоят.полит.силой.

С 30-х гг 20 в.под  влиянием школы чел.отн-й возн-ло реалистич.тракт-ка бюр-тии, в кот в функц-ние бюр.системы было вкл-но чел.изм-ние орг-ции и признано действие субъект.факт-в.

Исторически сложившиеся модели бюр-тии:

- Азиатская  - инструкции соблюдаются в том  объеме, в кот они соответствуют  идеологической установке.

- Континентальная – бюр.аппарат гос-ва эволюционно изменялся по мере демократизации общества.

- Англо-Американская - недоверие к исполнительной  власти и бюр-тии, стремление к самоуправлению и децентрализации упр-ния.

Следует различать  понятия "бюрократия" и "бюрократизм". Бюрократия - это определенная организация  государственного аппарата, которая  является рациональной. Под бюрократизмом  понимается групповая монополия чиновников на осуществление функций управления и властных полномочий, которая снижает эффективность управления и приводит к негативным моментам. Цель совершенствования государственного управления - расширение сферы действия рациональной бюрократии при активной борьбе с бюрократизмом.

Можно выделить три подхода к характеристике бюрократизма. Наиболее распространенный подход состоит в том, что бюрократизм описывается по следующим аспектам:

- деформации  сознания, наступающей под влиянием  работы в аппарате управления, ведущей к тому, что у соответствующей категории лиц возникает особое функциональное сознание, «корпоративная» этика и психология;

- низведению  бюрократических проявлений до  низового исполнительского уровня, где маленькие чиновники творят свой произвол над зависимыми или обращающимися к ним людьми (простыми гражданами);

- господству  канцелярии, торжеству формалистики, заседательству и бумаготворчеству, превалированию буквы инструкции, приказа над сущностью дела.

Существуют  определенные направления борьбы с бюрократизмом:

- Борьба с  коррупцией в гос.аппарате, а также  повышение прозрачности процесса  управления.

- Оптимизация  структуры управления и бюрократических  процедур, четкое разделение функций  госорганов.

- Сокращение  сферы ГУ, прежде всего эк.процессов, и концентрация ресурсов на выполнение наиболее важных гос. стратегических задач.

Направлением  дебюрократизации является развитие малого и среднего бизнеса, упрощение     налоговой     системы,     оптимизация     законодательства,          повышение квалификации персонала и эффективная кадровая политика.

Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.

Для устранения негативных бюрократических явлений в РБ была издана Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».

Согласно сложившейся  нормотворческой практике директивы  Президента Республики Беларусь принимаются  в особых случаях по важнейшим, судьбоносным для жизни страны вопросам, де-факто  имеют силу законодательного акта и  наряду с нормативными положениями, предписаниями оперативно-распорядительного характера содержат деятельный призыв к решению стратегических задач общенационального масштаба. Тем самым избранная форма акта Директивы № 2 подчеркивает ее предельную значимость для последующего социально-экономического развития государства и общества.

 

 

 

14. Коррупция в системе ГУ: сущность, причины возникновения и последствия, основные направления противодействия.

Негативным  последствием бюрократизма явл коррупция, кот.при определенных условиях может  стать угрозой государственности.

Коррупция (лат. Подкуп) означает преступную деятельность, связанную с использованием госчиновниками своего служебного положения в личных целях, т.е. получение мат.благ и иных преимуществ не предусмотренных законодательством. 

Наиболее  типичными формами проявления коррупции  явл:

- подкуп чиновников;

- взяточн-во, с  целью незаконного или законного  предоставления льгот;

- протекционизм  продвижения работников на определенные  должности по признакам родства,  дружеских отношений;

- подкуп голосов  избирателей на выборах. 

Последствия коррупции:

1)к расширению  теневой эк-ки и существенным  потерям госбюджета;

2)к разрушению  конкуренции и подрыву рын.отношений;

3)к развитию  организованной преступности;

4)к усилению  соц.дифференциации и дискриминации  общества;

5)к нравственной  деградации общества;

6)к снижению эф-ти ГУ и возможному слиянию гос.и преступных структур.

Причины возникновения  коррупции:

1 бюрократизм  госаппарата;

2)несоответствие  полномочий чиновников и их  ответственности;

3)отсутствие  контроля за деятельностью чиновников  со стороны государства и общества;

4)низкое качество  з/д-ва, в том числе антикоорупционное;

5)возникновение  конфликтных или переходных явлений  в обществе, т.е. изменение политической, экон-ой системы гос аппарата.

Основные  меры по борьбе с коррупцией:

1)  укрепление  добросовестной конкуренции

2) создание  благоприятного климата для деловой инвестиционной активности;

3) совершенствование  работы судебной системы и  правоохранных органов;

4) оптимизация  организационной структуры ГУ;

5)  исключение  дублирования функций;

6) повышение  з/платы госслужащих в сочетании  с соц.защищенностью при жестком пресечении попыток получения любых дополнительных доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Государственный  орган: понятие, классификация,  правовой статус и организационная  структура

Основным элементом  организ.ГУ и орг.структуры ГУ явл гос орган (ГО),

ГО - это созданное в установленном порядке учрежд-е, выполняющее от имени гос-ва 1 или несколько функций в соотв.с установленной компетенцией, обладающ.орг.единством, полномочиями и характериз-ся определенной эк.и фин.самостоят-тью. Признаком ГО является наличие государственно-властных полномочий.

Функции ГО: - нормотворч; - распорядит; - исполнительная;

Основные  характеристики ГО: 1) ГО - надел властью. 2) ГО имеет свою орг структуру, тер.масштаб деят-ти, компет-ю. 3) ГО несёт ответ-ть перед гос-вом за свою деят-ть.

Скоординированную и слаженную работу сис-мы ГУ обеспечивает госаппарат. Гос аппарат - это совок-ть админ.органов, выполняющих исполнит-распорядит функции.

Отличит особ-ти с-мы органов гос аппарата:

1) орг.иерархич упорядоч-ть; 2) строгая регламентация деят-ти органов госаппарата, закреплен.НПА; 3) строгое определ.статуса госоргана, имеющ.предназнач-е и роль в обществ с-ме; 4) каждый орган госаппарата имеет свою компет-ю, полном-я и выполн-т опред.функции

Сис-му организации ГУ м представить через 2 подсистемы:

-подсистема  А, формирующ на основе Конституции, включающая высшие ораны гос власти (глава гос-ва, представит и законодат органы, Правит-во, судебн органы, органы спец назнач-я - КГК, КГБ)

-подсистема  Б, включ исполнит-распорядит органы, формируемые на основе решений высших органов гос власти (администрация главы гос-ва, аппараты парламента и прав-ва, министерства, комитеты, аппараты судов и генеральн прокуратуры)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"