Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
Классификация исполнит.органов власти по след.признакам:
1) по территор-му масштабу:
-центральные - их исполнит.деят-ть распростр-ся на тер-рию всего гос-ва -местные - действ-т в пределах АТЕ.
2) по хар-ру компетенции:
-органы общ.компетенции - отвеч-т за деят-ть всех отраслей и сфер упр-я (Правит-во, исполкомы различи уровней);
-органы отраслев компет-и - руков-во определ отраслями;
-органы
межотраслев компет-и — выполн-
3) по порядку разрешения подведомственных вопросов:
-коллегиальные - организац-но и юрид.объедин.группы лиц, кот.принадлежит приоритет в принятии реш-й по всем ?-м компет-и дан органа;
-единоначалъные - решающ власть по всем ?-м компет-и принадлежит руководителю данного органа.
4) по источнику финансирования:
-бюджетные - не ведут коммерч.или произв-хоз.деят-ти и полностью финансир-ся из бюджета
-учреждения
на полном или частичн хоз.
Правовой статус органов ГУ:
1) ГО осущ-т деят-ть но основе Конст-и и принятых в соотв-и с Конст-ей з-нов
2) в процессе
осущ-я исполн-распоряд деят-
3) все органы ГУ подотчетны и подконтрольны определ органам гос власти.
Орг. структура ГО - это упорядоченая совок-ть подразделений гос.органа и связей между ними. Функц-ый подход явл-ся определяющим при форм-ии структуры упр-я в целом и отдельных подразделений.
В составе структурных подразделений ГО можно выделить:
- рук-во - обеспечивает общее упр-ие всеми структ подразд-ми,
фун-ое подразд-е - устанавл-т соотношение полномочий разл отраслей, формир-т функцион подразд-е для эф организ-и деят-ти
обслуживающее подразд-е - опред-т долж обяз-ти конретн должн лица
Первич.эл-т в стр-ре организ-и - должность – юрид.установленая управ.и соц.роль, выполняемая рук-лем орг-ции., кот. определяет совокупность полномочий, обязан-й и ответственности; требований к знаниям, опыту, квалиф-и должности.
Совок-ть должностей распределенная по подразд-ям органа ГУ - это штатное рассписание. Оно явл-ся орг-распорядит док-том, отображ структуру ГО, кол-во отделов, сотрудников, размер их з/п и т.д.
Должностное лицо в гос.аппарате - это гос. служащий, осуществляющий орг.-распорядит и админ.-хоз функции, гос.-властные полномочия и юрид.-значимые действия.
Должности гос.служащих делятся на 3 категории:
1. Рук-ли - это рук-ли и их замы, имеющие право подписи.
2. Специалисты в подразд-ях и органах (аналитики, эксперты).
3. Исполнители, кот. участвуют в процессе подготовки и принятия решения, но это участие не закрепляется подписью.
Орг. структура гос. органа обычно утверждается и закрепляется в нормативно-правовых актах, кот.разрабат-ся руководством орг-ции или вышестоящей орг-ей. В любой формальной орг-и возникают неформальные орг.структуры, основанные на личных взаимоотношениях раб-ков.
16. Президент Республики Беларусь в системе органов государственной власти: правовой статус, компетенция и полномочия.
Президент - глава гос-ва, долж.лицо, кот получило свои полном-я в рез-те избир-я его гражданами или Парл-м путем прямых или косв.выборов на опр.срок, явл-ся гарантом Констит-ии , прав и свобод граждан.
Инст-т През-ва в РБ был введен в 1994г .
Кандидат в президенты должен: быть старше 35 лет; проживать в Беларуси в течение минимум 10 лет.
Полномочия Президента: помимо главы гос-ва Президент является: главнокомандующим Вооруженными Силами Беларуси; главой Совета Безопасности; гарантом Конституции;
Президент также отвечает за: суверенитет РБ; нац.безопасность; территориальную целостность; политическую и эк.стабильность;
В компетенцию Президента Беларуси входит:
-реализация осн.направлений внутренней и внешней политики
-представление бел.государства на международной арене
-назначение
очередных и внеочередных
-назначение
премьер-министра и
-подписание проектов законов
-предоставление
амнистии осужденным
-присуждение государственных наград, званий и чинов
-Привилегии Президента
През-т образ-т,
упраздн-т и реорганиз-т
Согласно Конституции Президент Республики Беларусь обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
17. Организация
и обеспечение деятельности
Для непосредственного
обеспечения деятельности Президента,
реализации его полномочий Президентом
создаются Администрация Президента
Республики Беларусь и другие органы государственного
управления. Порядок их деятельности определяется
Президентом.
Президент назначает Главу Администраций Президента Республики Беларусь.
Порядок финансового, материально-технического и иного обеспечения деятельности Администрации Президента Республики Беларусь определяется Президентом.
Работники Администрации Президента Республики Беларусь, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание, относятся к категории служащих государственного аппарата.
Главные задачи Администрации:
обеспечение проведения гос.кадровой политики и идеологии координация деятельности подотчетных Президенту государственных органов в области гос.кадровой политики , и идеологии обеспечение взаимодействия Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента РБ.
С целью обеспечения проведения гос.кадровой политики, на Администрацию Президента возложено:
-общее руководство
деятельностью государственных
органов и учреждений по
совершенствование системы аттестации руководящих работников, их конкурсного отбора, осуществляет переподготовку и повышение квалификации резервов кадров по всем направлениям их деятельности осуществляет контроль за Министерством образования по регулирования и аккредитации этих учреждений, утверждает их перечень
В структуру Администрации входят:
6 Главных управлений:
государственно-правовое, кадровой
политики, по взаимоотношениям с
органами законодательной и
Управление делами создано в целях совершенствования финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения деятельности высших органов государственной власти, подчиненных Президенту РБ лично.
18. Парламент как институт представ-тва народа: правовой статус, полномочия и вопросы компетенции в РБ
В РБ представ.и законод.органом явл. П- Нац.Собр. РБ - состоящий из 2-х палат - Палаты представ.(ПП) и Сов.Респ-ки(СР).
ПП форм-ся из 110 депутатов, кот.избир-ся в соотв. с з-ном на основе всеобщего, свободного, прямого избир.права при тайном голосовании. ПП подготавливает и рассм-т широкий круг вопросов, в том числе:
- рассм-т по предложению През-та либо по инициативе не менее 150 тысяч гр-н РБ, обладающих избир-м правом, проекты з-нов о внесении изменений и доп-ний в Конст-цию;
- проекты
з-нов об утв-нии респ.бюджета
и отчеты об его исполнении;
устан-нии респ. налогов и сборов;
о принципах осущ.отн-ний
- назначает
выборы През-та;- дает согласие
През-ту на назначение Премьер-
СР явл.палатой террит. представ-ва. От каждой области и г. Минска тайным голосованием избир-ся на заседаниях деп-тов местных Советов деп-тов базов.уровня каждой области и г. Минска по 8 членов СР. 8 членов СР назнач-ся През-том РБ. Деп-том ПП м.б. гр-н РБ, достигший 21 года. Членом СР м.б. гр-н РБ, достигший 30 лет и проживший на терр-рии соотв.области, г. Минска не менее 5 лет. Депутат ПП м.б. одновр-но членом Прав-ва. Срок полномочий П - 4 года.
В случаях и в порядке, предусм-ных Конституцией, полномочия ПП или СР могут быть прекращены досрочно.
Палаты не м.б. распущены в период чрезвыч. или воен.положения, в последние 6 мес. полномочий През-та, в период реш-ия палатами вопроса о доср-м освобождении или смещении През-та с должности.
В комп-цию СР входит:
- одобрение или отклонение проектов з-нов о внесении изм. и доп-ний в Конст-цию, о толковании Конст-ции, иных з-нов, принятых ПП
- избирает 6 судей Конст.Суда;- избир-т 6 членов Центр.комиссии РБ по выборам и проведению респ.реф-мов;
- отменяет
реш-ия местн.Сов.деп-тов, не
- прин-т
реш-ие о роспуске местн.Сов.
-рассм-т выдвинутое ПП обвинение против През-та в совершении гос.измены или иного тяжкого преступления, прин-т реш-ие о его расслед-нии.
- рассм-т
указы През-та о введении
Реш-ия ПП принимаются в форме з-нов и постан-ний. Реш-ия палат счит-ся прин-ми при условии, что за них проголос-ло больш-во от полн состава палат, если иное не предусмотрено Конст-цией.
19. Совет Министров РБ: состав, функции, компетенция и полномочия
Правительство РБ - Совет Министров, явл.коллегиальным центр.органом, осуществляющим исполнительную власть .
Правовой основой функционирования Правительства в республике является: Конституция РБ, Закон РБ «О Совете Министров РБ», Постановление Совета Министров РБ «Об аппарате Совета Министров РБ», Постановление Совета Министров РБ «О регламенте Совета Министров РБ», Указ Президента РБ «О структуре Правительства РБ».
В своей деят-ти Совет Министров подотчетен Президенту и ответственен перед Национальным собранием РБ.
В состав Совета Министров входят: Премьер-министр, Глава Адм-ции Президента РБ, Председатель КГК, Председатель Правления Национального Банка, замы Премьер-министра, министры, председатели гос.комитетов, руководитель Аппарата Совета Министров, Председатель президиума НАН РБ, Председатель правления бел.Респ. союза потребительских обществ и иные должностные лица по решению Президента.
Премьер-министр
назначается Президентом
Срок полномочий Прав-ва РБ не оговаривается.
Основные задачи и функции правительства:
-разработка
направлений внутренней и
-подготовка
проекта республиканского
-обеспеч.исполнения Конституции, законов, декретов, указов;