Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

мои шпоры по госэкзамену даша все таблица.doc

— 910.00 Кб (Скачать файл)

- передача  в собственность трудовым коллективам;

- раздача гражданам  республики при помощи приватизационных  чеков.

 Способы приватизации:

-  продажа  на аукционе, по конкурсу;

- продажа акций,  в том числе на льготных  условиях;

- выкуп арендным  предприятием имущества госпредприятия, сданного в аренду.

Весь комплекс орг-эк мер по проведению прив-ции  гос им-ва конкр.пред-тия можно разд-ть на 2 этапа:

-  подготовительная  работа и непосредственно процесс  приватизации.

Для подг-ки пред-тия  к прив-ции необ-мо создать раб.группу (или комиссию по преобр-нию во главе с рук-м пред-тия или зам-м по эк-ке. В обяз-ти членов раб.группы входят разр-ка конц-ции прив-ции пред-тия и подг-ка необ.матер-в для оформления предложения, которое будет предст-но в соотв.органы упр-ния и прив-ции.

Процедура проведения прив-ции вкл-т в себя ряд этапов:

-подача и  рассм-ние предлож.на прив-цию.  Территориальные фонды госимущества проводят проверку докуметов и готовят проект решения о приватизации с указанием сроков и условий проведения приватизации.

- Организация  работы комиссии по приватизации. Комиссия прежде всего изучает  рез-ты переоценки осн.фондов  и инвент-ции осн.ср-в, а также иных цен-й, ст-ть кот.отр-ся в балансе пред-тия. Комиссия также изуч-т осн.пок-ли хоз.деят-ти и баланс, определ.напр-ния исп-ния объектов соц.инфрастр-ры. По итогам своей работы комиссия предост-т закл-ние о возм-ти прив-ции объекта.

- Закл.этап  прив-ции. Прин-ся окончат.решение  о прив-ции гособъекта. Заключ.этапом  всей работы по прив-ции пред-тия  явл.регистрация вновь созданного  пред-тия.

Перечень НПА, регулирующих приватизацию госимущества:

-Декрет През.РБ  от 20.03.1998г. № 3«О разгос.и приватизации гос.собственности в РБ». с изм.и допол.от12.06.2006 №9

-Указ Президента  Республики Беларусь от 1 марта  2004 г. № 125 «Об особом праве  (»золотой акции«) государства на  участие в управлении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Инфляция: понятие, причины, виды, последствия;  антиинфляционная политика Республики  Беларусь.

Инфляция - это дисбаланс между спросом и предложением, который выражается в устойчивом росте уровня цен. Причем качество товара практически не меняется. Инфляция - всеобщий рост цен товары и услуги и снижение покупательной способности денег.

Различают 2 вида инфляции: Открытая и подавленная (скрытая). Проявляется через повышение  уровня цен. Подавленная возникает  когда гос-во жестко регулирует цены и удерживает их на одном уровне. Скрытая инфляция проявляется как товарный дефицит.

Сегодня принято  выделять внутреннюю и внешнюю инфляцию. Внутренняя инфляция отражается через постоянное повышение цен на внутр.рынке. Снижается покупательная сила денег. Дорожает содержимое потребительской корзины. Дорожает «корзина ВВП». Дорожает банк.кредит, ухудшаются условия его предоставления.

Внешняя инфляция отражается через снижение покупательной способности нац.денег на внешних рынках, через падение обменного курса нац.валюты (девальвация).

Причины инфляции:

1) эмиссия денег  сверх имеющейся товарной массы;  падение курса нац.валюты;

2) дефицит госбюджета,

3) Большие непроизводительные  расходы гос-ва,

4) Монополизация  экономики; мировые экон.и   фин.кризисы

5) Рост издержек  производства, рост внешней задолженности

6) Импортируемая  инфляция (рост цен на внеш.рынках)

7)  Ошибки  в проведении кредитно-денежной  политики; кредитная экспансия(увеличение  масштабов банковского кредитования  сверх потребностей нац.хозяйства)

Существует  несколько классификаций инфляции:

1)по темпам  разл.:  умеренную (когда происходит  рост цен до 10% в год), галопирующую (от 10-100% в год), гиперинфляцию (увеличение  уровня цен на 50%).

2)по механизму  образования разл.инфляцию спроса (несоотв.между тов.массой и кол-вом денег, находящихся у населения) и инфляцию издержек (возникает из-за повышения цен на эк.ресурсы).

3)По сбалансированности  разл.сбалансированную (означает примерно  одинаковый темп роста цен  во всех тов.группах) и несбаланную  инфляцию.

4)По прогнозируемости разл.прогнозируемая (это такой темп инфляции, на кот.рассчитывает эк.субъект) и не прогнозируемая (темпы, кот.отличаются от прогнозов).

Последствия инфляции:

1) инфляция  уменьшает фин.богатство всех  эк-х субъектов

2) происходит  перераспределение доходов и богатства м/у разл.субъектами:

а) м /у населением и гос-вом в пользу последнего - инфляционный налог;

б) м/у кредиторами  и заёмщиками, в пользу кредиторов;

в)перераспределение  доходов происходит из-за того, что  налоговая система не адаптирована к инфляции;

г) м/у разл.группами. Напр., в большей степени страдают лица имеющие фиксир.доходы.

3)Инфляция  оказывает влияние на реальный  сектор, например, разрушается стимул  капиталовложения.

4)Инфляция  поражает осн.звено рын.механизма.  Цены явл.оририентиром для покупателей и производителей. Если цены меняются слишком быстро, то эк.субъекты начинают принимать неэф.решения. В конечном итоге снижается эффективность распределения ресурсов впоследствии и всей экономики.

Различают 2 вида инфляционной политики:

- шоковая терапия  (резкое снижение ден.массы за  короткий период времени, в  этом случае уничтожаются лишние  деньги в экономике, при этом  необходимо доверие к правительству.Терапия  сопровождается резким падением  производства и ростом безработицы).

-   градуирование (система мер, которая направлена на постепенное снижение инфляции).

Антиинфляционная  политика – макроэк.политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение  инфляционной остроты. Осуществляется по средствам стратегии(вкл.цели и  методы долговр.характера) и тактики(охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткоср.результаиы). Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий  государство проводит на разных стадиях  инфляционного процесса антиинфляц.политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции.

Долгосрочное  антиинфляц.регулирование, опираясь на ден.политику Центр.банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегич.задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расх.и увелич.доходной части.

Для наращивания  объема предложения применяется  такой метод, как льготное налогообложение  предприятий, Средствами антиинфляционной тактики м.б.импорт потребительских товаров и реализация части гос.резервов, разумно организованная приватизация гос.собственности.

Цель краткоср.регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, напр., путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия ден.и тов.рынков.

 

 

 

 

 

46. Безработица:  понятие, причины, виды, последствия;  особенности развития и государственного  регулирования в Республике Беларусь.

Безработица  — соц.-эк.явление,  когда часть экономически активного населения не  находит себе работу.  Безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда.

Выделяют  следующие виды безработицы:

1 ) По продолжительности  существования:- краткосрочная;- долгосрочная.

2) По характеру проявления:- открытая (учитывает офиц.статистику); -скрытая.

3 )По степени охвата  разл.групп населения:- основная (безработица лиц трудоспособного возраста);- молодежная (удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет в структуре зарегистрированной безработицы в 2009 году в городе - 44,6%);- остаточная (среди работников с ограниченной трудоспособностью и лиц пенсионного и предпенс.возраста).

4) По отношению безработных  к занятости: -фиктивная;- действительная.

Типы безработицы:

1) Фрикционная.  Связана с переходом с одной  работы на др., поиском или ожиданием.                                                                         

2)Структурная  - вызывается реорганизацией пр-ва  и изменениями в потребительском  спросе. Структурная безработица  более длительная и нежелательная.

3) Циклическая  -вызывается спадом пр-ва, снижением  инвестиций.

4)Сезонная.

5) Институциональная  безработица -организация рынка труда недостаточно эффективна.

6)Добровольная -это люди, кот.лучше не работать, чем получать предлагаемую з/п.

7)Технологическая-вытеснение  из пр-ва живого труда под  влиянием научно-технич.прогресса.

8)Частичная  –раб-ки вынуждены работать неполный раб.день ввиду отсутствия работы.

9)Вынужденная  - возникает в условиях фиксированной  зарплаты.

Зарегистрируемая  безработица - отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в госслужбе занятости.

Выделяют  три основные причины безработицы: потеря работы (увольнение); добровольный уход с работы; первое появление на рынке труда.

Безработица и ее рост порождают целый ряд  острых негативных последствий: эк., соц., демограф.и других. К глав.эк.последствиям роста безработицы следует отнести повышение предложения на рынке труда, изменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на соц.инфраструктуру и другие.

С точки зрения соц.последствий роста безработицы  характерным явл.снижение жизненного уровня оставшихся без работы, утрата ими квалификации.

Важнейш инст-м  на рынке труда явл биржа труда. В РБ организ-на в 1991 наз госслужба  занят-ти.

Так, в РБ в  качестве осн.органа, обеспечивающего  реализацию госполитики в области занятости населения, выступает мин.по труду и соц.защите.

Органом ГУ, обеспечивающим реализацию на территории города Гомеля гос.политики в области труда, занятости  и соц.защиты населения явл.Управление по труду, занятости и соц.защите Гом.гор.исполкома.

Осн.задачами являются:1)разработка предложений и реализация осн.направлений по решению проблем в соц.- тр.сфере, совершенствование системы оплаты труда, улучшения условий труда, социальной защиты семьи, женщин, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов и др.категорий граждан, нуждающихся в господдержке;2) содействия занятости населения, по реализации конституционных прав граждан на труд и соц.защиту от безработицы и контроль за соблюдением нанимателями законодательства о труде, занятости и соц.защите населения и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47.Финансовая   система:   понятие,   структура,   принципы   построения, особенности формирования в Республике Беларусь.

Финансовая система представляет совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризующихся особенностями в формировании и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном производстве.

  Принципы построения финансовой  системы в значительной мере определяют ее структуру.

Финансовая система РБ включает в себя следующие сферы: децентрализованные финансы (финансы предприятий и учреждений) и централизованные (Госбюджет, целевые бюдж.и внебюд.фонды,гос.кредит). Фин-сы предприятий - это исходное звено фин-вой системы РБ. Оно явл.основой госфин-сов, т.к. на предприятиях в процессе мат.производства создается решающая доля нацдохода. Фин-сы предприятий состоят из сфер и подсфер -финансы производственной сферы и финансы непроизводственной сферы.

В зависимости от отраслевой направленности в финансах производственной сферы можно выд.след.звенья: финансы промышленности, строит-во, с/х, торговли, общепита и т.д.

Во  второй непроизводственной сфере различают  звенья: фин-сы образования, здравоохранения, культуры, соцобеспечения.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"