Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

мои шпоры по госэкзамену даша все таблица.doc

— 910.00 Кб (Скачать файл)

Основное назначение госдолга: быть инструментом регулирования  экономики. Эта функция достигается  с помощью решения 2 задач: фискальная: получить финансовые средства для нужд гос-ва; регулирующая: использовать эти средства для стабилизации экономики и стимул.эк.рост.

Таким образом  госдолг делится на:

1  внутренний - общая сумма основного долга  по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления;

2 внешний - общая сумма основного по внешним  государственным займам.

Внутренние  государственные займы - государственные  займы, привлекаемые от резидентов внутри страны, а внешние государственные займы -от нерезидентов.

К займам государство  прибегает в случае недостатка средств для финансирования своей деятельности, т.е. дефицита бюджета.

Дефицит бюджета - это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Причин бюджетного дефицита может быть много:

- спад общественного  производства;

- рост предельных  издержек общественного производства;

- излишне, неоправданно  раздутые социальные программы;

-возросшие  затраты на финансирование непроизводственного сектора (аппарата управления и т.д.);

- рост «теневого»  сектора экономики;

- хищения, потери  произведенной продукции. 

Государственный долг по критерию времени возврата делят на:

- краткосрочны  й (до 1 года);

- среднесрочный  (от 1 до 5 лет); -долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелы для страны краткосрочные долги, требующие выплат с высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента: требуется выплата процентов на проценты. Государство, как правило, старается консолидировать краткосрочную и долгосрочную задолженности, т.е. превратить их в долгосрочные долги, продлив срок выплаты основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Обычно в  государственном долге видится  две опасности:

1) возможность  банкротства нации;

2) опасность  переложения долгового бремени  на будущие поколения.

 Негапитые экономические последствия:

1. Выплата  процентов по гос долгу увеличивает  неравенство в доходах.  Выплаты  гос внутреннего долга приводят  к тому,   что деньги из  карманов менее 'обеспеченных слоев населения переходят, как правило,  к более обеспеченным.

2.   Повышение ставок налогов может  подорвать действие экономических  стимулов развития производства.

3.   Существование внешнего долга,  предполагает передачу части  созданного внутри страны продукта за рубеж.

4. Рост  внешнего долга снижает международный  авторитет страны.

5.  Когда правительство берет займ на рынке капитала для рефинансирования долга или уплаты процентов по гос долгу, это неизбежю приводит к увеличению ставки процента на капитал

6. Нарастание  чувства   неуверенности  населенияя  страны в завтрашнем дне. Источники для его покрытия:

1.   Сокращение расходов госбюджета.

2.    Увеличение налогового бремени

3.    Эмиссионный способ финансирования дефицита бюджета.

Управление  внешним гос.долгом РБ осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РБ от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента РБ от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних гос. займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Республика   Беларусь   несет   безусловные   обязательства   по   обслуживанию   и погашению государственного долга  РБ. Государственный долг РБ, кроме  долга органов местного    управления    и    самоуправления,    полностью   обеспечивается    средствами   респуб.бюджета   и   иным   имуществом,  находящимся   в   республ.собственности.                   

Основные направления  регулирования гос долга –  это регулирование объёма состава  и структуры гос задолженности. Методы регулирования гос долга разнообразны:

1.замена долгосрочных  кредитных бумаг долговременными  обязательствами.

2. замена долгосрочных  ЦБ краткосрочными.

Важный канал  регулирования гос долга –  приватизация гос собственности, с  помощью которой можно стабилизировать  гос бюджет. Сущ-ют и институциональные методы регулирования, что выразилось в результате новой статистики отдельных отраслей регулирования гос задолженности в конституции, но эти методы не вполне действуют. В целом возможность использования гос долга определяется уровнем развития страны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. Государственный  заказ как инструмент государственного  регулирования экономики и практика  его использования в РБ

Гос. заказ  — важнейш. инструм-т гос. регулир-я эк-ки, позволяющ активно влиять на эк-ку, воздейств-ть на спрос, оживлять и расширять произв-во. На основе гос.з-за осущ.закупки продук-и для жизнеобеспеч-я страны, ее безопасности, реализ-и региональн., респ. и межгос.целевых прог-м, разв-я регионов.

Задачи госз-за состоят в формир-и портфеля заказов товаропроизв-лю на поставку потребителям заданного кол-ва прод-и, вып.работ и услуг. Он обеспеч.оптимальн. пропорции между спросом и предлож-ем, выполн. ф-ции гаранта жизнеобесп-я всех соц. слоев насел-я, формир.страховые запасы и резервн.фонды. В РБ формир-е и размеш-е госз-за регулир-ся Законом РБ «О поставках товаров для гос.нужд» (1994 г.), др. нормативн. актами и осущ.на основе гос.контракта, а также заключаемых в соотв.с ним договоров поставки.

Поставки и закупки товаров провод-ся в целях: 1. Выполн-я обязат-в по пост-кам товаров в соотв.с заключенными РБ договорами; 2. Вып.целевых прог-м, в кот.участв-т РБ; 3. Создан.и поддерж-я гос.мат.резервов; 4. Поддерж-я необходимого уровня обороноспособ-ти и гос.безоп-ти; 5. Ликвид-и последствий ЧАЭС; 6. Гос.поддержки устойчивого функционир-я топливно-энергетич., жилищн.-коммунальн. и агропром. комплексов, трансп-та,связи, образов-я, здравоохр-я, культуры и соц.обеспеч-я; 7. Провед-я геологоразведочн.работ и природоохран.мероприятиий; 8. Удовлетв.нужд гос.управл-я.

3-зы на пост-ку  товаров для гос.нужд размещ-ся  на конкурсн.основе. Исключ-е составляют  предприятия-монополисты по произв-ву  или продаже некот. видов товаров:  они обязаны заключать контракты  на пост-ку товаров для гос.нужд.

Меры стимулир-я  поставщиков товаров для гос.нужд: 1. Кредиты на льготн.условиях; 2. Льготы по налогам и др.платежам в бюджет; 3. Целевые дотации и субсидии; 4. Приоритетное обеспеч.централизованно регулируемым и мат.ресурсами и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Предпринимательство  и малый бизнес: сущность, формы,  направления и проблемы государственного  регулирования в РБ.

Предпринимательство является серьезнейшим эк.сектором, способным решить ряд социально-экономических проблем: проблему занятости населения, создания новых предприятий, новых рабочих мест, привлечения прогрессивных технологий, инвестиций и др. Разумная государственная политика, направленная на развитие и поддержку предпринимательства, должна являться одним из приоритетных направлений функционирования государства. Сущность государственное регулирование малого предпринимательства заключается в деятельности государственных органов в пределах их компетенции по определению условий и порядка предпринимательской деятельности, по контролю за соблюдением гражданами, а также  субъектами предпринимательства законодательства Республики Беларусь.

К субъектам  малого предпринимательства относятся:- ИП, зарегистрированные в РБ; микроорганизации –(до 15 чел.);- малые организации –(от 16 до 100 чел.)

В РБ согласно закону от 16.10.96 г. №685-ХШ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Республике Беларусь» установлено, что малое предпринимательство может осуществляться в следующих формах:

1.это деятельность  ИП, осущ.свою деятельность без образования юр.лица.

2.это деятельность  юридических лиц с образ.юр.лица.

Решение Гомельского  областного Совета депутатов от 29 января 2010 г. № 317 «Об утверждении Программы  государственной поддержки малого предпринимательства Гомельской области  на 2010-2012 годы»

1. разработана  для развития и дополнительного  стимулирования малого и среднего  предпринимательства Гомельского  района и предусматривает реализацию  основных направлений государственной  политики в сфере малого предпринимательства.

2.  Целью  настоящей Программы является формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства на основе совершенствования форм и методов гос поддержки указанного сектора экономики, а также признание малого предпринимательства сферой эконом деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект.

3. Основным и задачами настоящей Программы являются:

-  принятие  организационных мер к достижению  прогнозных параметров развития  малого предпринимательства; внесение предложений по совершенствованию нормативной правовой базы;

- оказание содействия деятельности субъектов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

- совершенствование информационного  обеспечения;

- развитие международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства;

-  содействие в вопросах  подготовки и переподготовки  кадров для этой сферы экономики.

4. Реализация мероприятий  Программы поддержки малого предпринимательства  Гомельского района на 2010-2012 годы (согласно приложению) осуществляется по следующим основным направлениям:

4.1. принятие организационных мер по достижению прогнозных параметров развития малого предпринимательства.

4.2. совершенствование нормативной  правовой базы.

4.3. развитие  системы финансово-кредитной поддержки  малого предприним атсльства.

4.4.совершенствование взаимодействия субъектов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства с субъектами предпринимательства Гомельского района, в том числе по вопросам подготовки и переподготовки кадров

4.5. совершенствование         информационного         обеспечения         малого предпринимательства.

4.6. развитие  международного сотрудничества  в сфере малого предпринимательства.

Мероприятия направлены на расширение сотрудничества с соответствующими организациями зарубежных стран. Участие в научно- практических конференциях, выставках, ярмарках, семинарах будет способствовать налаживанию партнерских связей, изучению передовых технологий;

4.7. совершенствование подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства Гомельского района.

5.  Осуществление  мероприятий по реализации Программы  поддержки малого предпринимательства  Гомельского района на 2010-2012 годы  будет способствовать устранению  факторов и тенденций, сдерживающих развитие малого предпринимательства, совершенствованию его государственной поддержки, что позволит повысить эффективность работы субъектов малого предпринимательства, активизировать их производственную, инновационную и инвестиционную деятельность, повысить роль данного сектора в эконом ическом и социальном развитии района.

Выполнение  настоящей Программы позволит увеличить  численность занятых предпринимательской  деятельностью, активнее использовать имеющийся в Гомельском районе потенциал трудовых ресурсов.

Предусматривается         финансовая         поддержка         субъектов         малого предпринимательства, реализующих  инвестиционные проекты.

Действия, направленные на расширение сотрудничества с соответствующими организациям и зарубежных стран.

Таким образом, под малым и средним бизнесом мы понимаем индивидуальных предпринимателей, а также малые и средние  предприятия с частной и смешанной  формами собственности, занимающиеся деятельностью с целью получения  прибыли или личного дохода, которую они осуществляют от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия), и не занимающие доминирующего положения на рынке.

 

 

 

56. Ценовая политика и ее реализация в РБ.

Ценова́я поли́тика — это принципы и методики определения цен на товары и услуги На уровне эк.системы устанавливаются общие принципы формирования цен в стране (административно или на основе рын.механизма). В дальнейшем правительство может вмешиваться в ценообразование отд.предприятий как в рамках антимонопольной политики (тарифная политика), так и в рамках поддержания стабильности цен (ценовые ограничения). Данный вид политики реализуется в рамках антимонопольной деятельности и поддержки конкуренции на рынках. Как правило, тарифная (ценовая) политика используется при регулировании естественных монополий. Ценовая политика – это практические действия респ,органов исполнительной власти и МСУ, направленные на установление, формирование и регулирование цен в экономике, сфере услуг и осущ.контроля над соблюдением законодательства в области ценообразования. Ценовая политика явл.важной составляющей эк.политики государства, которая проводится путем анализа практики формирования цен (свободных, регулируемых и устанавливаемых государством). Госорганами власти разрабатываются общие положения, рекомендации, направления, принципы, методы и нормативы установления и регулирования цен (тарифов), надбавок, наценок.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"