Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

мои шпоры по госэкзамену даша все таблица.doc

— 910.00 Кб (Скачать файл)

Представленный  горизонт срез целей не дает полного  представления об их субординации.

Вертик срез располагает цели по их значимости: стратегич, операт, тактич. Операт.цели выдвигаются на опр.временном отрезке, с учетом складывающейся общ.-полит.и эк.ситуации. Тактические цели определяют конкр.действия по достижению стратег.и операт.целей.

Цели ГУ можно  классифиц и по др критериям. По объему они м.б.: общими, охватывающими весь комплекс ГУ; частными, охватывающими отдельные подсистемы.

По результатам: конечные и промежуточные цели.

По времени: долгоср.цели (стратег) (> 5 лет); среднеср.цели (на 5 лет); краткоср.цели (тактические) (год и < года).

Бывают приоритетными и второстепенными.

Задачи ГУ: соответствие целей гос.строю; научно обоснованные; не должно быть ущерба целей; д.б. в рамках возможного, д.б. ресурсное  обеспечение; доступность понимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы  государственного управления: классификация, характеристика, особенности реализации в Республике Беларусь.

Принципы  ГУ - это фундамент, научно обоснованные  и законодательно закрепленные  положения, на основе кот.строится и функц-ет сис-ма ГУ.

Файоль А. сформулировал 14 общих принципов управления:

Разделение  труда; Власть; Дисциплина; Единство распорядительства; Единство руководства; Подчинение   част.интересов   общим-интересы   гос-ва   д.б.выше   интересов  гражданина или группы граждан; Справедливое вознаграждение персонала; Централизация; Иерархия руководящих должностей; Порядок; Справедливость; Постоянство состава персонала; Инициатива работников; Единение персонала.

Выделяют  подсистемы прин-ов упр-ния: общие (общесистем); организ.-технолог; частные.

1) Общие: Ведущим принципом упр-ния можно считать принцип систем-ти. В завис-ти от степени открытости общ-ва, упр-ние может осущ-ся либо принципом директив управления (для закр сис-м), либо принципом терминал.упр-ния (для откр сис-м). Принцип научности состоит в том, что в основе всех упр.действий лежат науч.подходы и методы. Принцип гуманизма тесно связан с принципом соц.направленности управления. Принцип демократизма. Применение принципа демократизма не исключает использ-я принципа централизма. Принцип законности предполагает, что ГУ в пр-се своего осущ-ния основ-ся на действующем законодат-ве. Принцип гласности означ, что граждане д.б.инфор-ны о целях и задачах органов ГУ (С.34 Кон-ции РБ). Надежность сис-ме ГУ, гибкость и динамизм в криз.ситуациях придает принцип разделения власти (С.6 Конс-ции РБ). Принцип объективности. Принцип оптимальности направлен на достижение макс.рез-та при мин.затратах.

2) На основе блока организац-технолог.принципов упр-ния реализ-ся организац-распорядит.и адм.-исполнит деят-ть органов гос власти: Принцип разделения труда-диф-ция труд.деят-ти. Принцип иерархичности означает ответств-ть нижестоящ структур упр-ния перед вышестоящ стр-рами. Принцип оптимал.сочетания централизма и децентрализации-передача компетенции и полномочий из центра органам МУ и СУ. К этому принципу тесно примыкает принцип субсидиарности. Принцип сочетания единоначалия и коллег-ти позвол повысить уровень ответ-ти долж.лиц и вовлечь в выраб-ку решений руководящих раб-ков разн.уровней.

3) Частные принципы упр-ния способствуют активизации чел.фактора. Их классич вариант сформулировал в 1912 г. Амер.ученый Г.Эмерсон: точно поставленные идеалы или цели; здравый смысл; компетент.консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; быстрый,надежный,полный,точ.и постоян учет; диспетчеризация; нормы и расписания; нормализация усл-й; нормир-е операций; писаные стандарт.инструкции; вознаграждение за производит-ть.

Осообенности  реализации в РБ:

- п.научности

-п.социальной  направленности;

-п.демократизма (централизма);

-п.законности;

-п.гласности;

-п.разделение  власти;

-п.объективности,  эффективности (результативности), иерархичности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Объекты  и субъекты ГУ: характеристика, виды, уровни.

Гос-во явл. сложной общ.-полит.системой, важнейшими компонентами кот. явл.: народ, тер-рия, система права, система власти и упр-я.

Для управленца наиболее важным явл.видение гос-ва как субъекта управления. Гос-во –консолидированный субъект упр. Аппарат –проф.субъект. Субъекты отличаются по своей роли в обществе, по видам упр.деятельности, по технологиям и методам.

В демократическом, правовом гос-ве главным суб-том ГУ явл. народ, выбирающий своих представителей в органы власти, и, т.о., участв-щий в процессе упр-ния. Гос-во  действуя от имени народа, создает для упр-ния свои органы: парламент, прав-во, суды и др.

Все суб-ты упр-я облад.универсальными признаками кот.выр их сущность: 1.Каждый субъект управления: выражает интересы опр.соц. общности -народа, класса, соцгруппы; 2 является системно организованным; 3 имеет присущие ему опред-ные ф-ции; 4 обладает собств-ой, юридически обоснованной орг-цией, вкл-щей личностный и институциональный компонент; 5 занимает строго определенное место в иерархии гос. аппарата, принимает строго определенные виды решений.

Суб-ты упр-ния применяют разл. ср-ва возд-я на обьект, имеющиеся в распоряжении: эконом., полит., админ.,кот. разрешены им законом.  Объекты –экономика, соц.сфера, дух.сфера, гос.и общ.организации, территориальные органы, пр-ва, политическая сфера. Объекты д.б.организованными, активными, адаптивными, целенаправленными, самоуправляемыми.

Часто наряду с человеком объектами ГУ признавали терр. и ее рес-сы, ср-ва и орудия труда  и др.вещественные элементы. Поэтому необходимо выделить, какими кач-ми они обладают.

1.  Преимущество в практически осущ-мом упр-нии находится на стороне суб.упр-ния.

2. Упр-мые об-ты  напрямую воспринимают естественно-природные  и общ.-исторические условия и  закономерности, в соотв. с ними  выстраивают технологии своей  деят-ти.

3.  Упр-мые  об-ты рац-но и эф-но функц-ют лишь в адекватных им организационных формах.

4.  Упр-мые  об-ты, поскольку их активность  имеет общ.хар-р, связана с потреблением  и произв-вом обществ, ценностей

Исходя из человеч.сущности упр-мых об-ов (систем) можно выд.след.свойства управляемых объектов:

1.Самоактивность  управляемых объектов (систем), то  есть их способность к самодвижению  на основе внутр. (собственных), побудительных  причин.

2. Целенаправленный  характер, ориентация на конкр.  предметы, явления, отношения, рез-ты;

3. Адаптивность (приспособленность) к условиям  и факторам соц. бытия;

4. Самоуправление  своей ж/д-ти и своего развития;

5. Зависимость  от объективных условий и факторов  общ.ж/д-ти

В соответствии с основными сферами общ-ва и  указанными критериями упр-мые об-ты (системы) подразделяются на след. видовые группы: экономические, социальные и духовные. В большинстве экономических управляемых объектов осущ-но непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств произ-ва.

Социальные  управляемые объекты осущ.д-ть, напр. на сохр. жизни и здоровья чел, его физ.развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, в кот. выражается процесс воспр-ва и общение чела.

К духовно управляемым  объектам относятся те организ-ные  проявления активности личности, кол-вов, общностей людей, посредством кот.осущ-ся как духовно-теоретическая д-ть, так и духовно-практическая.

Три уровня объектов упр.: человек, коллектив и общество в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Понятие,  научные  подходы   и современные требования   к организации государственного управления в РБ.

Реализация  осн.направлений и целей полит, соц-эк.развития страны во многом определяется наличием эффект.структуры ГУ. ОГУ  определяет возможности гос-ва и  предс.собой опр.состав, упорядочение  взаимосвязи и взаимозависимости его элементов. Управление –процесс целенаправленного действия субъекта и объекта для достижения рез-та (цели). Государственное управление - это целенаправленное орг.-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Многовекторный характер управления порождает различные подходы к самому определению управления и множество понятий «управления». Во всей совокупности подходов можно выделить несколько наиболее распространенных.

Согласно общему подходу управление рассматривается  как:

-организация  деят-ти людей в соотв.с требованиями  объективных законов;

-наука и  практика управления организациями;

-организация  и реализация целенаправленного воздействия;

-организация  и координация деят-ти по использованию  имеющихся ресурсов с целью  достижения желаемого рез-та;

-механизм реализации  интересов всех участников произв.процесса: общественных, коллективных, индивидуальных.

Функциональный подход позволяет рассматривать управление как:

-целенаправленную  координацию общ.деят-ти;

целенаправленное  воздействие на тр.коллективы с целью  организации и координации их деят-ти в процессе производства;

-планирование, организацию, мотивацию труда  и контроль.

Исходя из процессуального  подхода, управление можно представить  как:

-процесс подготовки, принятия и реализации упр.решений;

процесс или  форму деят-ти, кот.обеспечивает управление определенной группой людей исходя из целевой ориентации организации;

воздействие руководителя на поведение подчиненных для достижения поставленной цели.

Субъектно-объектный  подход дает возможность трактовать управление как:

-осознанную  целенаправленную деят-ть человека, посредством кот.он воздействует  и подчиняет своим интересам элементы внешней и внутр.среды общества, живой и неживой природы, техники;

-системную  конкретную практич.деят-ть, направленную  на осмысленную организацию всего  общ.пр-ва на всех стадиях расширенного  воспроизводства;

-упорядочение  и регулирование системы исходя из изменяющихся условий внешней и внутренней среды;

-целенаправленное  воздействие на объект управления  для изменения его состояния  и поведения в соотв.с изменяющимися условиями;

-целенаправленное  взаимодействие между субъектом  и объектом в системе упр. для достиж.поставленных целей и решения задач;

-осознанную  деят-ть людей, направленную на  создание оптимальных условий  для функ-ния объекта;

-воздействие  органов и кадров управления  на управляемый объект с помощью  соответствующих методов для  достиж.поставленной цели.

Подход с  точки зрения ГУ: - тоталитарный- акцент делается на необходимость сильной государственной власти (речь может идти о диктатуре вождя, правящей элиты), о слиянии органов гос-ва и правящей партии, о подчинении им общ.объединений. Это адм.-командная система управления.

-государственно-религиозный подход- концепция ГУ многих мусульманских стран. Например, концепция мусульманского фундаментализма основана на идеях халифата как лучшей формы управления, отрицании выборов в органы ГУ.

Исходя из всей совокупности представленных понятий, управление в самом общем понимании можно рассматривать как всевозможные формы и методы воздействия на объект с целью достижения желаемого результата.

Осн.признаки орг.стр.гос упр:

1  наличие  целей у всей системы и ее отд.элем,  наличие органов ГУ,  наличие внутр.координирующего центра упр, обеспеч.стабильность и равновесие системы ГУ,                       саморегулируемость системы упр, обособленность, т.е наличие границ, отдел.систему ГУ от внешней среды, сформированность организационной культуры, основ.на прав.нормах и мор-нравств.ценностях госслужащих.

Осн.элементы системы ГУ, кот определяют ее организ, - субъекты упр, кот.отлич.др от друга  формами построения, сочет.принципа единоначалия и коллегиальности, методами назначения на должность, формами деят и др.

Каждый субъект  упр.занимает опр.положение в иерархии системы упр, должен иметь четко  опр.обязанности, права, меры ответственности, кот.фиксир в соотв.норм актах. Свое упр.воздействие субъект осущ по отношению к опр.объекту или совок.объектов упр.

Объекты должны воспринимать упр.воздействие и  адекв.на него реагировать, иметь четко  организов.отношения с субъектом  упр, иметь устойч.каналы прям.и обр.связи  с субъектом упр. К общим правилам организации системы ГУ относ: каждый объект должен иметь свой и желат 1 субъект упр,  за кажд.субъектом закрепл.свои объекты, объединенные каким-либо существ.признаком; между субъектом и объектом должны устанавл.тесные взаимоотношения путем определения взаимных обязательств, прав и ответственности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"