Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
Представленный горизонт срез целей не дает полного представления об их субординации.
Вертик срез располагает цели по их значимости: стратегич, операт, тактич. Операт.цели выдвигаются на опр.временном отрезке, с учетом складывающейся общ.-полит.и эк.ситуации. Тактические цели определяют конкр.действия по достижению стратег.и операт.целей.
Цели ГУ можно классифиц и по др критериям. По объему они м.б.: общими, охватывающими весь комплекс ГУ; частными, охватывающими отдельные подсистемы.
По результатам: конечные и промежуточные цели.
По времени: долгоср.цели (стратег) (> 5 лет); среднеср.цели (на 5 лет); краткоср.цели (тактические) (год и < года).
Бывают приоритетными и второстепенными.
Задачи ГУ: соответствие целей гос.строю; научно обоснованные; не должно быть ущерба целей; д.б. в рамках возможного, д.б. ресурсное обеспечение; доступность понимания.
3. Принципы государственного управления: классификация, характеристика, особенности реализации в Республике Беларусь.
Принципы ГУ - это фундамент, научно обоснованные и законодательно закрепленные положения, на основе кот.строится и функц-ет сис-ма ГУ.
Файоль А. сформулировал 14 общих принципов управления:
Разделение труда; Власть; Дисциплина; Единство распорядительства; Единство руководства; Подчинение част.интересов общим-интересы гос-ва д.б.выше интересов гражданина или группы граждан; Справедливое вознаграждение персонала; Централизация; Иерархия руководящих должностей; Порядок; Справедливость; Постоянство состава персонала; Инициатива работников; Единение персонала.
Выделяют подсистемы прин-ов упр-ния: общие (общесистем); организ.-технолог; частные.
1) Общие: Ведущим принципом упр-ния можно считать принцип систем-ти. В завис-ти от степени открытости общ-ва, упр-ние может осущ-ся либо принципом директив управления (для закр сис-м), либо принципом терминал.упр-ния (для откр сис-м). Принцип научности состоит в том, что в основе всех упр.действий лежат науч.подходы и методы. Принцип гуманизма тесно связан с принципом соц.направленности управления. Принцип демократизма. Применение принципа демократизма не исключает использ-я принципа централизма. Принцип законности предполагает, что ГУ в пр-се своего осущ-ния основ-ся на действующем законодат-ве. Принцип гласности означ, что граждане д.б.инфор-ны о целях и задачах органов ГУ (С.34 Кон-ции РБ). Надежность сис-ме ГУ, гибкость и динамизм в криз.ситуациях придает принцип разделения власти (С.6 Конс-ции РБ). Принцип объективности. Принцип оптимальности направлен на достижение макс.рез-та при мин.затратах.
2) На основе блока организац-технолог.принципов упр-ния реализ-ся организац-распорядит.и адм.-исполнит деят-ть органов гос власти: Принцип разделения труда-диф-ция труд.деят-ти. Принцип иерархичности означает ответств-ть нижестоящ структур упр-ния перед вышестоящ стр-рами. Принцип оптимал.сочетания централизма и децентрализации-передача компетенции и полномочий из центра органам МУ и СУ. К этому принципу тесно примыкает принцип субсидиарности. Принцип сочетания единоначалия и коллег-ти позвол повысить уровень ответ-ти долж.лиц и вовлечь в выраб-ку решений руководящих раб-ков разн.уровней.
3) Частные принципы упр-ния способствуют активизации чел.фактора. Их классич вариант сформулировал в 1912 г. Амер.ученый Г.Эмерсон: точно поставленные идеалы или цели; здравый смысл; компетент.консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; быстрый,надежный,полный,точ.и постоян учет; диспетчеризация; нормы и расписания; нормализация усл-й; нормир-е операций; писаные стандарт.инструкции; вознаграждение за производит-ть.
Осообенности реализации в РБ:
- п.научности
-п.социальной направленности;
-п.демократизма (централизма);
-п.законности;
-п.гласности;
-п.разделение власти;
-п.объективности,
эффективности (
4. Объекты и субъекты ГУ: характеристика, виды, уровни.
Гос-во явл. сложной общ.-полит.системой, важнейшими компонентами кот. явл.: народ, тер-рия, система права, система власти и упр-я.
Для управленца наиболее важным явл.видение гос-ва как субъекта управления. Гос-во –консолидированный субъект упр. Аппарат –проф.субъект. Субъекты отличаются по своей роли в обществе, по видам упр.деятельности, по технологиям и методам.
В демократическом, правовом гос-ве главным суб-том ГУ явл. народ, выбирающий своих представителей в органы власти, и, т.о., участв-щий в процессе упр-ния. Гос-во действуя от имени народа, создает для упр-ния свои органы: парламент, прав-во, суды и др.
Все суб-ты упр-я облад.универсальными признаками кот.выр их сущность: 1.Каждый субъект управления: выражает интересы опр.соц. общности -народа, класса, соцгруппы; 2 является системно организованным; 3 имеет присущие ему опред-ные ф-ции; 4 обладает собств-ой, юридически обоснованной орг-цией, вкл-щей личностный и институциональный компонент; 5 занимает строго определенное место в иерархии гос. аппарата, принимает строго определенные виды решений.
Суб-ты упр-ния применяют разл. ср-ва возд-я на обьект, имеющиеся в распоряжении: эконом., полит., админ.,кот. разрешены им законом. Объекты –экономика, соц.сфера, дух.сфера, гос.и общ.организации, территориальные органы, пр-ва, политическая сфера. Объекты д.б.организованными, активными, адаптивными, целенаправленными, самоуправляемыми.
Часто наряду с человеком объектами ГУ признавали терр. и ее рес-сы, ср-ва и орудия труда и др.вещественные элементы. Поэтому необходимо выделить, какими кач-ми они обладают.
1. Преимущество в практически осущ-мом упр-нии находится на стороне суб.упр-ния.
2. Упр-мые об-ты
напрямую воспринимают
3. Упр-мые об-ты рац-но и эф-но функц-ют лишь в адекватных им организационных формах.
4. Упр-мые
об-ты, поскольку их активность
имеет общ.хар-р, связана с
Исходя из человеч.сущности упр-мых об-ов (систем) можно выд.след.свойства управляемых объектов:
1.Самоактивность
управляемых объектов (систем), то
есть их способность к
2. Целенаправленный характер, ориентация на конкр. предметы, явления, отношения, рез-ты;
3. Адаптивность
(приспособленность) к
4. Самоуправление
своей ж/д-ти и своего
5. Зависимость
от объективных условий и
В соответствии с основными сферами общ-ва и указанными критериями упр-мые об-ты (системы) подразделяются на след. видовые группы: экономические, социальные и духовные. В большинстве экономических управляемых объектов осущ-но непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств произ-ва.
Социальные управляемые объекты осущ.д-ть, напр. на сохр. жизни и здоровья чел, его физ.развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, в кот. выражается процесс воспр-ва и общение чела.
К духовно управляемым объектам относятся те организ-ные проявления активности личности, кол-вов, общностей людей, посредством кот.осущ-ся как духовно-теоретическая д-ть, так и духовно-практическая.
Три уровня объектов упр.: человек, коллектив и общество в целом.
5. Понятие, научные подходы и современные требования к организации государственного управления в РБ.
Реализация осн.направлений и целей полит, соц-эк.развития страны во многом определяется наличием эффект.структуры ГУ. ОГУ определяет возможности гос-ва и предс.собой опр.состав, упорядочение взаимосвязи и взаимозависимости его элементов. Управление –процесс целенаправленного действия субъекта и объекта для достижения рез-та (цели). Государственное управление - это целенаправленное орг.-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Многовекторный характер управления порождает различные подходы к самому определению управления и множество понятий «управления». Во всей совокупности подходов можно выделить несколько наиболее распространенных.
Согласно общему подходу управление рассматривается как:
-организация
деят-ти людей в соотв.с
-наука и
практика управления
-организация и реализация целенаправленного воздействия;
-организация
и координация деят-ти по
-механизм реализации
интересов всех участников
Функциональный подход позволяет рассматривать управление как:
-целенаправленную координацию общ.деят-ти;
целенаправленное воздействие на тр.коллективы с целью организации и координации их деят-ти в процессе производства;
-планирование, организацию, мотивацию труда и контроль.
Исходя из процессуального подхода, управление можно представить как:
-процесс подготовки,
принятия и реализации упр.
процесс или форму деят-ти, кот.обеспечивает управление определенной группой людей исходя из целевой ориентации организации;
воздействие руководителя на поведение подчиненных для достижения поставленной цели.
Субъектно-объектный подход дает возможность трактовать управление как:
-осознанную
целенаправленную деят-ть
-системную
конкретную практич.деят-ть, направленную
на осмысленную организацию
-упорядочение и регулирование системы исходя из изменяющихся условий внешней и внутренней среды;
-целенаправленное
воздействие на объект
-целенаправленное
взаимодействие между
-осознанную
деят-ть людей, направленную
-воздействие
органов и кадров управления
на управляемый объект с
Подход с точки зрения ГУ: - тоталитарный- акцент делается на необходимость сильной государственной власти (речь может идти о диктатуре вождя, правящей элиты), о слиянии органов гос-ва и правящей партии, о подчинении им общ.объединений. Это адм.-командная система управления.
-государственно-религиозный подход- концепция ГУ многих мусульманских стран. Например, концепция мусульманского фундаментализма основана на идеях халифата как лучшей формы управления, отрицании выборов в органы ГУ.
Исходя из всей совокупности представленных понятий, управление в самом общем понимании можно рассматривать как всевозможные формы и методы воздействия на объект с целью достижения желаемого результата.
Осн.признаки орг.стр.гос упр:
1 наличие целей у всей системы и ее отд.элем, наличие органов ГУ, наличие внутр.координирующего центра упр, обеспеч.стабильность и равновесие системы ГУ, саморегулируемость системы упр, обособленность, т.е наличие границ, отдел.систему ГУ от внешней среды, сформированность организационной культуры, основ.на прав.нормах и мор-нравств.ценностях госслужащих.
Осн.элементы системы ГУ, кот определяют ее организ, - субъекты упр, кот.отлич.др от друга формами построения, сочет.принципа единоначалия и коллегиальности, методами назначения на должность, формами деят и др.
Каждый субъект упр.занимает опр.положение в иерархии системы упр, должен иметь четко опр.обязанности, права, меры ответственности, кот.фиксир в соотв.норм актах. Свое упр.воздействие субъект осущ по отношению к опр.объекту или совок.объектов упр.
Объекты должны
воспринимать упр.воздействие и
адекв.на него реагировать, иметь четко
организов.отношения с