Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
Цены в условиях рын.отношений становятся важн.регулятором общ.пр-ва на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожит.минимум, потребит.бюджет семьи. Гос-во при помощи цен решает многие проблемы эк.и соц.хар-ра. Напр., путем регулирования и контроля цен на соц.значимые товары гос-во делает их доступными всем слоям населения. Через цены ограничивается и пресекается монополистич.деят-ть хоз.субъектов, доминирующих на рынке, стимулируется и поддерживается конкуренция. Цена, являясь объективной эк.категорией, выражает стоимость товара в ден.единицах опр.валюты за кол-ную единицу товара. Она складывается под влиянием множества факторов, и в первую очередь:• спроса и предложения;•издержек (пр-ных, маркетинговых и др.);• качества, полезности продукции;• конкуренции;• гос.регулирования.
На цены непосредственно влияют масштабы их гос.регулирования, зависящие от общего состояния экономики. Регулирование цен на ряд товаров и услуг исключает их свободное установление предприятиями, сдерживает влияние и ограничивает действие рын.факторов.
Система цен включает различные их виды и разновидности. По способу установления и степени регулирования органами гос.власти выделяют регулируемые и свободные (договорные) цены.К регулируемым относятся цены, устанавливаемые и контролируемые центр.органами управления и местными исполнит.и распоряд.органами. Регулирование цен может осущ.в разл.формах: установления строго фиксир.цен или предельных уровней цен, пред.надбавок или коэф.к ранее действующим ценам. По всем видам, не включенным в перечень реализуемой по регулируемым ценам продукции, действуют свободные (договорные) цены. С учетом принадлежности продукции, услуг к той или иной отрасли, сфере нар.хоз-ва разл.оптовые, закупочные, цены на пр-цию строительства, тарифы на услуги. Цены регулируются по разл.направлениям. Одно из основных -регулирование цен на пр-цию предприятий-монополистов. Др.важное направление регулирования цен – паритет закупочных цен на с/х и промыш.продукцию, потребляемую в с/х. Правовой основой гос. регулирования цен в республике явл.Закон РБ «О ценообразовании»
Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О нек.вопросах регулирования цен (тарифов) в РБеларусь"- определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Совет Министров, государственные органы (организации).
1. ГУ в современных условиях: понятие, специфика, функции, виды и уровни.
Государственное управление - это целенаправленное воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
В шир. смысле ГУ означает непоср-е осущ-е гос. власти: принятие политико-гос. решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правопорядка.
В узком смысле под ГУ понимается админ-я, исполнительно-распор-я деят-ть органов ГУ, кот.направлена на регул-е процесов, явлений, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, и осуществляется на проф.основе.Природу и специфику ГУ определяют:
-во-первых, субъект
У. В кач-ве субъекта
-во-вторых, ГУ - способ реал-ции гос.власти. Законы и иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанные гос.властью, и явл. общеобязательными, обеспечиваются авторитетом и силой гос-ва;
-в-третьих, специфический хар-р и объем охватываемых У общ-х явлений. В центре внимания ГУ лежат решения общих (публичных) дел, согласование действий всех граждан, защита совместного (публичного) интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп;
-в-четвертых, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой.
Уровни и виды ГУ, определяются различными признаками:
- в завис
от хар-ра взаимоотношений
1)Координационное
- присуще федерациям или
2)Субординационное
- основано на админ.подчинении
периферии центру, что хар-но для
унитарных гос-в, кот. не
- по воздействию на объект и в зав-сти от самого объекта :
1)Отраслевое-
предпол. наличие вертикали
2)Функциональное
- осущ-ся органами исполн. власти
по направлениям: экономика, соц.
развитие, оборона, безопасность
и т.д., что позволяет гос-ву
проводить соотв.внутр. и
-в зав-ти от масштаба временных рамок:
1)Стратегическое -опр-т долгоср.перспективу разв-я общества как по всем, так и по отд. направлениям, сферам, объектам, территориям, задает программу деятельности каждому звену ГУ на основе прогнозов.
2)Тактическое
- это кратковр-е У, кот предпол.
3)Оперативное - напр-но на решение тек.задач, а также возникающих в пр-се У новых проблем.
- по способам
учёта интересов обьекта
1)административное- суб-т возд-ет на обьект путём принуждения.
2) экономическое-
косвенное упр путём созд-я
эк.стимулов для направл-я дей-
Можно выделить и антикризисное У, кот. вводится для предупр-я и проведения процедуры банкротства пр-тий. Можно выделить доверительное У, кот.носит договорной хар-р м/у органами ГУ и пр-тиями на основе паритета сторон и осущ-ся спец. управляющими. ТД гос-в во многом опр-т стр-ру уровней ГУ. В больш-ве стран их три: национальный, рег. и местный.
На нац. уровне ГУ осущ-ся центр.органами, представляющими все общество (главы государства, парламент, правительство, мин-ва и ведомства и др). Они призваны, прежде всего, решать вопросы обороны, внешней политики, эк. и соц. развития, связи, транспорта, всего жизнеобеспечения гос-ва. Их решения носят общеобяз-й хар-р.
На рег. уровне У направлено на рацион-ное размещение пр-ва, углубление спец-ции, компл-е развитие территорий и выравнивание уровней их экономического и социального развития. На местном ур-не выполняются следующие функции:
-обеспечение общ.безопасности; решение проблем здравоохранения; соц.программы;
-регулирование (защита потребителей, дорожная безопасность);
- обслуживание (школы, парки, библиотеки и т.д.);
- владение
и распоряжение
Цели ГУ реализуются через систему ф-ций. Они отражают осн.направления гос.деят-ти, выражают сущность и назначение ГУ общественными делами.
К внутренним функциям относятся:
- Экон.- выработка стратегии и тактики эк. развития страны и реализация этой политики;
- Политич.- обеспечение ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство;
- Соц. - опр-е
соц.политики, обеспечение нормальных
условий жизнед-сти всего
-Нормативно-правовая - принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь;
-Экологическая - регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.
Внешние функции - это осн.направления деят-сти гос-ва на м/нар.арене: оборонная, диплом-я, ВЭ, внешнеполит., сотрудничество в решении глобальных проблем современности.
По хар-ку ф-ции м.б.полит (издание норм-.прав актов рег-х полит.процессы) и админ-е (вып.законов, правил).
ПиП - гл. звено всей системы У. Прогн-е - это предвидение перспектив развития объекта и последствий его преобразований для общества, конкретной организации. План-е - это пр-с опр-я достижимого состояния объекта, а также ср-в, способов и ресурсов для этого.
Орг-ция. Гл.задача дан.ф-ции сост.в том, чтобы сформировать упр-щую и упр-мую системы, установить конкретные пар-ры, режим работы подразделений объекта и субъекта У, взаимосвязей м/у ними.
Коорд-ция обесп-т согласованность работы всех звеньев системы У.
Регул-е - это
целенапр-я деят-сть соотв.
Контроль - это
пр-с устан-я отклонений от предусм-х
величин и корректировка упр-
2. Цели и задачи ГУ: классификация, особенности формирования в РБ.
Цели отражают потребности развития общества в целом, а также конкретного объекта упр.
Цель-это конкретный результат, кот необходимо достичь в будущем. Субъектом формирования целей явл.народ.
Цели ГУ д.б. признанными, привлекательными, популярными, поддерживаемыми гражданами и при этом — реальными. Должны отражать интересы народа и общества.
Целеполагание в ГУ на ближ.перспективу д.б. определено только в контексте качества жизни: упрочения прав и общ.порядка, удовлетворения наиболее важных мат.и дух.потребностей граждан.
Осн принципы целеполагания в демокр.гос-ве - открытость, прозрачность и гласность.
На формирование целей влияют три негативных фактора: субъективность; большое число целей, их изменчивость и противоречивость; неопределенность в развитии и функ-нии гос.организма, его отд.частей.
Сформировать структуру целей ГУ позволяет прием, получивший в науч.лит.название древо целей, благодаря кот.обеспеч.взаимосвязь множества целей и подцелей разного содержания (полит, эк, соц, дух и др.).
Стволом явл.стратег.цели-задания, связанные с качеством жизни общества, его сохранением и развитием.
При формировании древа целей субъект упр.должен иметь полную информ о состоянии общества, его проблемах, болевых точках, ресурсах для достижения целей и т.д. Каждая предыдущая цель должна определять последующую, а также развивать и дополнять осн.цель.
Обеспечить достойную жизнь своих граждан. Это - главная цель ГУ РБ. Ее достижению подчинены другие цели ГУ, к которым следует отнести:
-обеспечение внутр.и внешней безопасности государства;
-создание условий для развития демок.институтов общества, защита прав и свобод граждан;
-создание равных правовых условий для развития всех форм собственности, формирования рын механизмов;
-создание благоприятной экологической среды обитания;
-взаимовыгодное
сотрудничество центр и
В государственных организациях существуют три вида целей: цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения.
1. Цели-задания
гос.организациям ставятся
2. Цели-ориентации
отражают общие интересы
3. Цели самосохранения орг.структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой.
Цели ГУ
можно классифицировать по горизонт
и вертик срезам. Гориз срез: общественно-политические
(разв-е общ-ва на длит.пер-д) - соц(создании
условий, обеспечивающих достойные уровень
и качество жизни человека) - дух - эк(переход
к социально-ориентир.рын.