Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

мои шпоры по госэкзамену даша все таблица.doc

— 910.00 Кб (Скачать файл)

Цены в условиях рын.отношений становятся важн.регулятором общ.пр-ва на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожит.минимум, потребит.бюджет семьи. Гос-во при помощи цен решает многие проблемы эк.и соц.хар-ра. Напр., путем регулирования и контроля цен на соц.значимые товары гос-во делает их доступными всем слоям населения. Через цены ограничивается и пресекается монополистич.деят-ть хоз.субъектов, доминирующих на рынке, стимулируется и поддерживается конкуренция. Цена, являясь объективной эк.категорией, выражает стоимость товара в ден.единицах опр.валюты за кол-ную единицу товара. Она складывается под влиянием множества факторов, и в первую очередь:• спроса и предложения;•издержек (пр-ных, маркетинговых и др.);• качества, полезности продукции;• конкуренции;• гос.регулирования.

На цены непосредственно  влияют масштабы их гос.регулирования, зависящие от общего состояния экономики. Регулирование цен на ряд товаров и услуг исключает их свободное установление предприятиями, сдерживает влияние и ограничивает действие рын.факторов.

 Система цен включает различные их виды и разновидности. По способу установления и степени регулирования органами гос.власти выделяют регулируемые и свободные (договорные) цены.К регулируемым относятся цены, устанавливаемые и контролируемые центр.органами управления и местными исполнит.и распоряд.органами. Регулирование цен может осущ.в разл.формах: установления строго фиксир.цен или предельных уровней цен, пред.надбавок или коэф.к ранее действующим ценам. По всем видам, не включенным в перечень реализуемой по регулируемым ценам продукции, действуют свободные (договорные) цены. С учетом принадлежности продукции, услуг к той или иной отрасли, сфере нар.хоз-ва разл.оптовые, закупочные, цены на пр-цию строительства, тарифы на услуги. Цены регулируются по разл.направлениям. Одно из основных -регулирование цен на пр-цию предприятий-монополистов. Др.важное направление регулирования цен – паритет закупочных цен на с/х и промыш.продукцию, потребляемую в с/х. Правовой основой гос. регулирования цен в республике явл.Закон РБ «О ценообразовании»

Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О нек.вопросах регулирования цен (тарифов) в РБеларусь"- определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Совет Министров, государственные органы (организации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ГУ в  современных условиях:  понятие,  специфика, функции, виды и уровни.

Государственное управление - это целенаправленное воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

В шир. смысле ГУ означает непоср-е осущ-е гос. власти: принятие политико-гос. решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правопорядка.

В узком смысле под ГУ понимается админ-я,  исполнительно-распор-я деят-ть органов ГУ, кот.направлена на регул-е процесов, явлений, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, и осуществляется на проф.основе.Природу и специфику ГУ определяют:

-во-первых, субъект  У. В кач-ве субъекта целенаправленных, организующих и регулирующих  воздействий выступает гос-во;

-во-вторых, ГУ - способ реал-ции гос.власти. Законы и иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанные гос.властью, и явл. общеобязательными, обеспечиваются авторитетом и силой гос-ва;

-в-третьих, специфический хар-р и объем охватываемых У общ-х явлений. В центре внимания ГУ лежат решения общих (публичных) дел, согласование действий всех граждан, защита совместного (публичного) интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп;

-в-четвертых, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой.

Уровни и  виды ГУ, определяются различными признаками:

- в завис  от хар-ра взаимоотношений центр,  власти и органов адм-тер.единиц:

1)Координационное  - присуще федерациям или конфедер., когда, наряду с цент.едиными  органами власти, сущ-т и периферийные, облад-щие полной, или частичной  самост-тью. Для координации действий  создаются спец.объединенные органы.

2)Субординационное - основано на админ.подчинении  периферии центру, что хар-но для  унитарных гос-в, кот. не имеют  в своем составе самостоят.адм.единиц. В таком гос-ве органы ГУ  всех уровней действуют по  единым стандартам.

- по воздействию  на объект и в зав-сти от самого объекта :

1)Отраслевое- предпол. наличие вертикали соподчиненности  от центра до пр-тия и реал-ся  ч/з функц-ные и отраслевые  Мин-ва. Наиб, эфф-но оно реал-ся  ч/з мин-ва, кот.осущ.единую техн.политику  в отрасли, обесп-ют необх-е  внутри- и межотраслевые пропорции.

2)Функциональное - осущ-ся органами исполн. власти  по направлениям: экономика, соц.  развитие, оборона, безопасность  и т.д., что позволяет гос-ву  проводить соотв.внутр. и внешнюю  политику.

-в зав-ти  от масштаба временных рамок:

1)Стратегическое -опр-т долгоср.перспективу разв-я общества как по всем, так и по отд. направлениям, сферам, объектам, территориям, задает программу деятельности каждому звену ГУ на основе прогнозов.

2)Тактическое  - это кратковр-е У, кот предпол.  конкр. действия по реал-ции намеч-х целей

3)Оперативное  - напр-но на решение тек.задач,  а также возникающих в пр-се  У новых проблем.

- по способам  учёта интересов обьекта управления  и исп-ых методов ГУ:    

1)административное- суб-т возд-ет на обьект путём  принуждения.

2) экономическое-  косвенное упр путём созд-я  эк.стимулов для направл-я дей-я  объекта с опред целью.(через  ден-кред , налог пол-ку)

Можно выделить и антикризисное У, кот. вводится для предупр-я и проведения процедуры банкротства пр-тий. Можно выделить доверительное У, кот.носит договорной хар-р м/у органами ГУ и пр-тиями на основе паритета сторон и осущ-ся спец. управляющими. ТД гос-в во многом опр-т стр-ру уровней ГУ. В больш-ве стран их три: национальный, рег. и местный.

На    нац.    уровне    ГУ    осущ-ся    центр.органами,    представляющими    все общество (главы государства, парламент, правительство, мин-ва и ведомства и др). Они призваны, прежде всего, решать вопросы обороны, внешней политики, эк. и соц. развития, связи, транспорта, всего жизнеобеспечения гос-ва. Их решения носят общеобяз-й хар-р.

На рег. уровне У направлено на рацион-ное размещение пр-ва, углубление спец-ции, компл-е развитие территорий и выравнивание уровней их экономического и социального развития. На местном ур-не выполняются следующие функции:

-обеспечение общ.безопасности; решение проблем здравоохранения; соц.программы;

-регулирование (защита потребителей, дорожная безопасность);

- обслуживание (школы, парки, библиотеки и  т.д.);

- владение  и распоряжение государственными  предприятиями.

Цели ГУ реализуются  через систему ф-ций. Они отражают осн.направления гос.деят-ти, выражают сущность и назначение ГУ общественными  делами.

К внутренним функциям относятся:

- Экон.- выработка  стратегии и тактики эк. развития  страны и реализация этой политики;

- Политич.- обеспечение  ценности и сохранности того  общества, формой которого выступает  данное государство;

- Соц. - опр-е  соц.политики, обеспечение нормальных  условий жизнед-сти всего общества, регул-е отношений м/у гражданами  по поводу их места в обществе, соц.защита малообеспеченных слоев населения;

-Нормативно-правовая - принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь;

-Экологическая - регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

Внешние функции - это осн.направления деят-сти гос-ва на м/нар.арене: оборонная, диплом-я, ВЭ, внешнеполит., сотрудничество в решении глобальных проблем современности.

По хар-ку ф-ции  м.б.полит (издание норм-.прав актов  рег-х полит.процессы) и админ-е (вып.законов, правил).

ПиП - гл. звено всей системы У. Прогн-е - это предвидение перспектив развития объекта и последствий его преобразований для общества, конкретной организации. План-е - это пр-с опр-я достижимого состояния объекта, а также ср-в, способов и ресурсов для этого.

Орг-ция. Гл.задача дан.ф-ции сост.в том, чтобы сформировать упр-щую и упр-мую системы, установить конкретные пар-ры, режим работы подразделений объекта и субъекта У, взаимосвязей м/у ними.

Коорд-ция обесп-т  согласованность работы всех звеньев системы У.

Регул-е - это  целенапр-я деят-сть соотв.госорганов, кот. посредством системы разл.форм и методов обесп-т достижение цели и решение важнейших эк-х  и соц-х задач соотв.этапа развития эк-ки, регламентирует хоз.отношения  в обществе.

Контроль - это  пр-с устан-я отклонений от предусм-х  величин и корректировка упр-ких  воздействий. Мотивация рассм-ся применительно  к локальным системам. Для управленца главное - уловить и познать мотивы деятельности людей с тем, чтобы  учитывать их при руководстве.

2. Цели и  задачи ГУ: классификация, особенности  формирования в РБ.

Цели отражают потребности развития общества в  целом, а также конкретного объекта  упр.

Цель-это  конкретный результат, кот необходимо  достичь в будущем. Субъектом  формирования целей явл.народ.

Цели ГУ д.б. признанными, привлекательными, популярными, поддерживаемыми гражданами и при  этом — реальными. Должны отражать интересы народа и общества.

Целеполагание в ГУ на ближ.перспективу д.б. определено только в контексте качества жизни: упрочения прав и общ.порядка, удовлетворения наиболее важных мат.и дух.потребностей граждан.

Осн   принципы   целеполагания  в  демокр.гос-ве  - открытость, прозрачность и гласность.

На формирование целей влияют три негативных фактора: субъективность;  большое число целей, их изменчивость и противоречивость;   неопределенность в развитии и функ-нии гос.организма, его отд.частей.

Сформировать  структуру целей ГУ позволяет  прием, получивший в науч.лит.название древо целей, благодаря кот.обеспеч.взаимосвязь множества целей и подцелей разного содержания (полит, эк, соц, дух и др.).

Стволом явл.стратег.цели-задания, связанные с качеством жизни общества, его сохранением и развитием.

При формировании древа целей субъект упр.должен иметь полную информ о состоянии  общества, его проблемах, болевых точках, ресурсах для достижения целей и т.д. Каждая предыдущая цель должна определять последующую, а также развивать и дополнять осн.цель.

Обеспечить  достойную жизнь своих граждан. Это - главная цель ГУ РБ. Ее достижению подчинены другие цели ГУ, к которым следует отнести:

-обеспечение  внутр.и внешней безопасности  государства;

-создание условий  для развития демок.институтов  общества, защита прав и свобод  граждан;

-создание равных  правовых условий для развития  всех форм собственности, формирования рын механизмов;

-создание благоприятной  экологической среды обитания;

-взаимовыгодное  сотрудничество центр и местной  властей.

В государственных  организациях существуют три вида целей: цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения.

1.   Цели-задания  гос.организациям ставятся вышестоящим  субъектом упр - это собственно  упр.цели, т.е. цели упр-я соц.системой, содержательно ориентированные  и подчиненные достижению главной  ее цели. Они закрепляются в  норм-пр док: положениях, уставах,  регламенте, кот.отражают назначение данной орг.структуры, ее место и роль в системе упр, т.е. то, ради чего она создана.

2.  Цели-ориентации  отражают общие интересы членов  коллектива органа ГУ и не  должны противоречить соц целям-заданиям.

3.   Цели  самосохранения орг.структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой.

Цели ГУ можно классифицировать по горизонт и вертик срезам. Гориз срез: общественно-политические (разв-е общ-ва на длит.пер-д) - соц(создании условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека) - дух - эк(переход к социально-ориентир.рын.экономике и на ее основе повышение благосостояния жизни граждан.) - организационных (направлены на создание оптимальной, эффективно действующей орг.структуры ГУ.)— информационных (получения информации о реакции объекта на принятые управл решения) - разъяснительных( граждане гос-ва  должны четко представлять те задачи, кот.решает гос-во , иметь аргументированную информ-цию  о протекающих в обществе процессах, о мотивах решений органов власти, в том числе и непопулярных.)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"