Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:16, шпаргалка

Описание работы

Предприятие - основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятия.
Экономическая сущность, состав и структура основных средств предприятия, показатели и пути улучшения их использования.
Способы оценки стоимости основных средств, их износ и амортизация.
Понятие, состав и стадии оборачиваемости оборотных средств предприятия, пути улучшения их использования. Нормирование оборотных средств.
Характеристика и состав кадров предприятия, определение их численности.
Понятие, значение, показатели производительности труда, резервы роста.
Формы и системы оплаты труда на предприятии.
Понятие себестоимости продукции. Классификация затрат, входящих в себестоимость. Показатели и пути снижения себестоимости продукции на предприятии.
Прибыль и рентабельность предприятия.
Производственная структура предприятия.

Файлы: 1 файл

Voprosy_k_gosam_s_otvetami.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

 

Вопросы для подготовки к государственному экзамену

Специализация «Производственная логистика»

 

  1. Предприятие - основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятия.
  2. Экономическая сущность, состав и структура основных средств предприятия, показатели и пути улучшения их использования.
  3. Способы оценки стоимости основных средств, их износ и амортизация.
  4. Понятие, состав и стадии оборачиваемости оборотных средств предприятия, пути улучшения их использования. Нормирование оборотных средств.
  5. Характеристика и состав кадров предприятия, определение их численности.
  6. Понятие, значение, показатели производительности труда, резервы роста.
  7. Формы и системы оплаты труда на предприятии.
  8. Понятие себестоимости продукции. Классификация затрат, входящих в себестоимость. Показатели и пути снижения себестоимости продукции на предприятии.
  9. Прибыль и рентабельность предприятия.
  10. Производственная структура предприятия.
  11. Характеристика, виды и принципы рациональной организации производственных процессов основного производства.
  12. Типы организации производства и их технико-экономическая характеристика.
  13. Поточное производство, его сущность и преимущества. Классификация поточных линий.
  14. Задачи и организация технической подготовки производства к выпуску новой продукции.
  15. Технико-экономическое обоснование разработки нового технологического процесса изготовления продукции.
  16. Структура, функции и роль ремонтного хозяйства предприятия. Система технического обслуживания и ремонта оборудования.
  17. Задачи, структура, организация и планирование инструментального и энергетического хозяйств предприятия.
  18. Особенности организации транспортного и складского обслуживания производства.
  19. Понятие и классификация капитала. Политика формирования финансовой структуры капитала. Цена капитала. Эффект финансового рычага. Оптимизация финансовой структуры капитала.
  20. Операционная деятельность предприятия: понятие и оценка операционного рычага. Точка безубыточности. Запас финансовой прочности. Факторы, влияющие на силу операционного рычага.
  21. Управление реальными инвестициями. Оценка инвестиционных проектов: методы оценки, организация оценки, процедура оценки.
  22. Антикризисное управление финансами предприятия.
  23. Управление текущими активами предприятия (запасы, дебиторская задолженность, остаток денежных активов).
  24. Управление денежными потоками на предприятии.
  25. Дивидендная политика предприятия. Порядок разработки, методы расчета дивидендных выплат.
  26. Финансовое планирование на предприятии.
  27. Организационное обеспечение финансового менеджмента на предприятии.
  28. Исторический и эволюционный путь развития маркетинга.
  29. Выбор целевого (целевых) рынка предприятия (ранжирование, сегментация, позиционирование).
  30. Окружающая среда маркетинга (внутренняя и внешняя).
  31. Функции маркетинга, их содержание. Комплекс маркетинга.
  32. Маркетинговые исследования и информация.
  33. Формирование товарной политики предприятия.
  34. Формирование сбытовой политики предприятия.
  35. Формирование ценовой политики предприятия.
  36. Формирование системы маркетинговых коммуникаций предприятия. ФОССТИС.
  37. Планирование, организация и контроль в маркетинге.
  38. Философские и концептуальные основы управления персоналом
  39. Персонал предприятия как объект управления
  40. Кадровое планирование
  41. Наём, подбор и оценка персонала
  42. Аттестация персонала
  43. Развитие человеческого потенциала
  44. Стратегия управления персоналом
  45. Повышение квалификации персонала
  46. Система вознаграждений персонала
  47. Система межличностных отношений
  48. Классические школы менеджмента. Неоклассические школы менеджмента. Современные школы менеджмента.
  49. Понятие «Организация». Признаки. Внутренняя и внешняя среды. Процессы и блоки управления.
  50. Понятия «Управление» и «Менеджмент». Принципы управления. Функции управления: общие и специфические.
  51. Организационные структуры управления: общие понятия и требования. Иерархические и адаптивные структуры управления: особенности, типы.
  52. Методы управления: организационно – административные, экономические, социально – психологические. Особенности и классификация.
  53. Понятия «Проблема» и «Управленческое решение». Классификации. Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения.
  54. Инвестиционная деятельность в системе бизнеса.
  55. Типы и классификация инвестиций.
  56. Этапы инвестиционного проектирования.
  57. Виды эффективности инвестиционных проектов и принципы ее оценки.
  58. Оценка стоимости денег во времени.
  59. Дисконтирование денежных потоков. Норма дисконта.
  60. Показатели эффективности инвестиционных проектов.
  61. Оценка коммерческой эффективности проекта.
  62. Источники финансирования инвестиционных проектов.
  63. Основные способы организации материальных потоков в производственной логистике.
  64. Задачи распределительной логистики и методы их решения.
  65. Задачи информационной логистики, информационные технологии в логистике.
  66. Склады: их виды и функции; факторы, учитываемые при выборе место под склад.
  67. Материальный запас, виды и назначение запаса; определение оптимального объема заказываемой партии.
  68. Системы управления запасами, их характеристики и особенности применения.
  69. Логистический сервис, определение оптимального уровня сервиса.
  70. Анализ запасов методом ABC и ZXY.
  71. Системы управления запасами с фиксированным размером заказа.
  72. Системы управления запасами с фиксированной периодичностью заказов.
  73. Виды движения материальных ресурсов в производстве
  74. Календарное планирование потребности в материальных ресурсах (MRP1).
  75. Удовлетворение потребностей «точно в срок» (JIT, KANBAN).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Предприятие – основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятия.

В рыночной экономике предприятие является основным звеном в системе хозяйствования. Оно производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, создает рабочие места, обеспечивая занятость населения. Уплачивая налоги участвует в содержании государственных органах управления, осуществлении социальных программ. Интересами предприятия является: 1) обеспечение дохода учредителей, выплата ЗП работникам, 2) развитие производственной базы предприятия и 3) выплата налогов. Степень реализации этих интересов зависит от результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Предприятие – это субъект предпринимательской деятельности, который на свой страх и риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ и который зарегистрирован в этом качестве в установл. законом порядке.

    • Основными чертами предприятия является:Организационное единство
    • Наличие комплекса средств пр-ва.
    • Наличие обособленного имущества
    • Имущественная ответственность
    • Единоначалие в управлении

Наличие собственного имени Оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность.Все предприятия классифицируются по признакам:

- По характеру потребления  сырья (добывающей и обрабатывающей  промышленности)

- По назначению готовой  продукции (производящие средства производства  и предметы потребления)

- По размеру (- крупные, средние, малые)

- По видам собственности (частные, государственные, муниципальные и  др. форм собственности)

- По государственной принадлежности (Российские, иностранные и смешанные)

- По ОПФ (хоз-ые товарищества и общества, производственные кооперативы; гос-ные, муниципальные унитарные предприятия).

Организационно-правовые формы предприятия.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определённой организационной формы. Выбор формы зависит: 1) от сферы деятельности, 2) наличия денежных средств у организаторов производства, 3) специфики производственной продукции.

Каждое вновь создаваемое предприятие проходит государственную регистрацию в установленном порядке, после чего приобретает статус юридического лица.

Под юридическим лицом понимают организацию, имеющую в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающее им (имуществом) по своим обязательствам от своего имени, от своего имени осуществляющее имущественные и неимущественные права, выступающая истцом и ответчиком в суде и арбитраже.

Предприятие должно иметь собственный баланс или смету, наименование и круглую печать.

В соответствии с ГК РФ предприятия как юридические лица делятся на две группы:

1) коммерческие организации – это осн. цель: извлечение прибыли.

2) некоммерческие организации – это организации, объединенные они по принципу основной цели деятельности, которая не связана с извлечением прибыли. Взносы участников в некоммерческие организации являются добровольными (общественные и религиозные организации и объединения, различные фонды, учреждения, а также объединения юридических лиц).

ОПФ коммерческих организаций:

Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации, формирование капитала которых создается за счет вкладов учредителей (участников) и с разделением на доли уставным капиталом. ХТ являются объединениями лиц, ХО – объединениями капиталов.

Полное товарищество – члены (полные товарищи) несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества, отвечая всем своим имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются и участники-вкладчики (коммандитисты), которые несут риск в пределах сумм внесённых ими вкладов. Они не принимают участия в управлении деятельности товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это учреждённое одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли согласно учредительным документам. Участники  этого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли в размерах, определенных учредительными документами. Его участники несут ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Акционерное общество (АО) – общество, уставный (акционерный) капитал которого разделён на определённое количество акций. Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций.

*Открытое АО – участники могут продавать принадлежащие им акции без согласия др. акционеров.

*Закрытое АО – акции распространяются преимущественно среди его учредителей.

Производственный кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной деятельности. Имущество формируется за счёт паевых взносов его членов.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ним собственником имущество. Собственник имущества – гос-во или муниципалитет.

*Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения – имущество находится в гос. или муниципальной собственности. Предприятие не может продать недвижимое имущество, сдать в аренду и т. д., без согласия собственника. Движимое имущество находится в полном его распоряжении.

*Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казённое предприятие), не может распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без согласия  собственника. Его имущество находится в гос. собственности.

 

2. Экономическая сущность, состав  и структура основных средств  предприятия, показатели и пути  улучшения их использования.

Материальные ресурсы предприятия можно разделить на 2 группы: внеоборотные и оборотные активы.

Во внеоборотных активах наибольший удельный вес составляют ОС предприятия. К ВА относятся также нематериальные активы, незавершенное строительство и долгосрочные финансовые вложения.

Основные средства (ОС) или основные фонды (ОФ) – это средства труда многократно участвующие в процессе производства продукции, сохраняющие свою натуральную форму в течение длительного времени и переносящие свою стоимость на выпускаемую продукцию по частям по мере износа в виде амортизации.

К основным средствам относятся средства труда со сроком полезного использования не менее 1 года.

ОФ по участию в производственной деятельности:

Производственные – средства труда, занятые в пр-ве продукции, ее хранении и транспортировании.

Непроизводственные – фонды непроизводственного назначения (жилые дома, столовые, клубы, детские сады, мед. учреждения и т.д.), т. е. вся соц. сфера, находящиеся на балансе предприятия.

Осн. производ. фонды по своему составу, назначению и функциям подразделяются на группы:

1.Производственные здания (гаражи)

2.Сооружения всех видов (мосты, платины, дороги)

3. Рабочие машины и оборудование (двигатели, регенераторы и т.д.)

4.Передаточное устройство (электро- и теплосети, водоканализационные  сети и т.д.)

5.Рабочие машины и оборудование (станки, агрегаты, механизмы…)

6.Измерительные приборы и лабораторное оборудование

7.Вычислительная техника

8.Транспортные средства

9. Долгослужащие (св. 1 г.) инструменты, приспособления, производственный  и хоз. инвентарь.

10. Прочие ОФ (многолетние  насаждения, рабочий скот).

Соотношение групп ОФ в их общей стоимости характеризует структуру ОФ. Структура зависит от характера выпускаемой продукции, объема производства, отраслевой принадлежности предприятия, применяемых средств труда и технологических процессов, уровня механизации и автоматизации производства, географического и климатического расположения предприятия и др.

В зависимости от влияния на объем выпускаемой продукции ОФ делят на: АКТИВНАЮ ЧАСТЬ –непосредственно влияет на количество производимой продукции (машины, механизмы, оборудование) и ПАССИВНАЮ ЧАСТЬ – необходима для процесса производства, но непосредственно не воздействует на количество выпускаемой продукции и на величину производственной мощности (здания, сооружения, инвентарь).

Для оценки структуры ОФ используют показатели:

 

  1. Коэффициент обновления

К обн = ОФ вв / ОФ к.г.

  1. Коэффициент выбытия

К выб = ОФ выб / ОФ н.г.

  1. Коэффициент прироста

К прир = (ОФ вв – ОФ выб) / ОФ к.г.4. Удельный вес активной части основных фондов

У0 факт = ОФ акт / ОФ ср.г.

ОФ ср.г. = ОФ н.г. + ОФ вв t1 / 12 – ОФ выб t2 / 12

t1,2 – число месяцев до конца года, соответственно функционирование вводимых или бездействие выбывающих мощностей.

 

Показатели и пути улучшения их использования

Эффективное использование ОФ и особенно их активной части позволяет увеличить объёмы производства без дополнительных капитальных затрат, снизить текущие издержки, уменьшить себестоимость продукции и увеличить прибыль и рентабельность предприятия.

1) Фондоотдача – объем произведенной продукции на каждый рубль используемых ОФ.

ФО = Q тп / ОФ ср.г.

Q тп – объём произведенной товарной продукции за год

Уровень ФО зависит прежде всего от уровня использования активной части.

Экстенсивным называют использование оборудования во времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"