Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:16, шпаргалка

Описание работы

Предприятие - основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятия.
Экономическая сущность, состав и структура основных средств предприятия, показатели и пути улучшения их использования.
Способы оценки стоимости основных средств, их износ и амортизация.
Понятие, состав и стадии оборачиваемости оборотных средств предприятия, пути улучшения их использования. Нормирование оборотных средств.
Характеристика и состав кадров предприятия, определение их численности.
Понятие, значение, показатели производительности труда, резервы роста.
Формы и системы оплаты труда на предприятии.
Понятие себестоимости продукции. Классификация затрат, входящих в себестоимость. Показатели и пути снижения себестоимости продукции на предприятии.
Прибыль и рентабельность предприятия.
Производственная структура предприятия.

Файлы: 1 файл

Voprosy_k_gosam_s_otvetami.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

.Показатели, определяемые на основании  использования концепции дисконтирования: 
- чистая текущая стоимость; 
- индекс доходности дисконтированных инвестиций; 
- внутренняя норма доходности; 
- срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования.

ЧДД (Интегральный эффект Эинт) – превышение интегральный результатов над интегральными затратами.

Если величина ЧДД положительна, то проект признается эффективным. Чем больше ЧДД, тем проект эффективнее.

ИДД (индекс доходности) – отношение суммы приведенного эффекта к величине инвестиций.

,

где Rt – результаты, достигаемые на t-ом шаге расчета;

       Зt – затраты, осуществляемые на том же шаге;

       Т – горизонт расчета;

       Е – норма дисконта.

Если величина ИД>=1, то признается эффективным, если <1, то неэффективным.

ВНД инвестиций (внутренняя норма доходности) – это значение нормы дисконта Е, которое обеспечивает равенство 0 интегрального эффекта, рассчитанного за весь период функционирования проекта.

Если ВНД > цена источника финансирования, то проект следует принять.

Срок окупаемости инвестиций (период возврата капвложений) характеризует время от начала реализации проекта до момента, когда первоначальные капвложения и другие затраты покрываются результатами от осуществления проекта. Без учета фактора времени срок окупаемости:

Ток упр = И/Пр

И – размер инвестиций, Пр – среднегодовая прибыль.

22. Антикризисное управление финансами  предприятия.

Антикризисное управление – совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур, направленных на прогнозирование, предупреждение наступления и вывод предприятия из кризиса в случае его наступления.

Цель АУ – обеспечение финансовой стабилизации и устойчивого развития предприятия.Объект управления – кризис, т.е. крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Субъект управления: государство, арбитражный управляющий (назначается арбитражем для осуществления процедур наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства), антикризисный управляющий (сторонний специалист или сотрудник организации по выводу из кризиса).

Механизм АУ – совокупность элементов, обеспечивающих процесс разработки и реализации управленческих решений по всем аспектам антикризисного управления. Вкл.:

  • Система внешнего регулирования АУ:

государственное нормативно-правовое регулирование;

  • рыночный механизм регулирования.
  • Система внутреннего регулирования отдельных аспектов АУ предприятия:
  • внутреннее нормативно-правовое регулирование.
  • Система рычагов:
  • платежеспособность; финансовая устойчивость; прибыль; пени, штрафы, неустойки и др.
  • Система методов: балансовый, экономико-статистический, экспертный, экономико-математ.
  • Информационное обеспечение.

 Банкротство предприятия –  неспособность  в полном объеме удовлетворить требования кредиторов (в течение 3 мес. с момента наступления даты их исполнения).

АУ финансами предприятия включает:

  • мониторинг финансового состояния предприятия;
  • определение ключевых факторов, обуславливающих развитие кризисного состояния;
  • определение масштабов кризисного состояния предприятия;
  • формирование системы целей выхода предприятия из кризиса, адекватных его масштабам;
  • выбор внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия;
  • выбор эффективных форм санации предприятия;
  • контроль за результатами разработанных мероприятий.

Мониторинг финансового состояния вкл.: экспресс- диагностика; детализированная диагностика.

Экспресс-диагностика – регулярная оценка кризисных параметров финансового развития предприятия на базе данных бухгалтерского финансового учета по стандартным алгоритмам анализа с целью раннего обнаружения признаков кризисного состояния и оценки его масштабов.

Объекты наблюдения: активы; пассивы; денежные потоки; финансовый риск; инвестиции; рыночная стоимость предприятия. Индикаторами явл. объемные (суммы активов, пассивов, собственного и заемного капитала, ЧДП, кредитов и др.) и структурные показатели (коэффициенты ликвидности, платежеспособности, фин. устойчивости, рентабельности, эффект финанс. и операц. рычага).

Оценка несостоятельности предприятия проводится на основе коэф-тов (один из них ниже нормы):

1) коэффициент текущей ликвидности: КТЛ = текущие активы/текущие пассивы (норма >2).

2) коэф-нт обеспеченности собственными  оборотными средствами = СОС/ТА (0,1)

СОС = собств. капитал – внеоборот. активы

Коэф-нт восстановления/утраты платежеспособности КВ(У)П =(КТЛ1+6(3)/Т*(КТЛ1-КТЛ0)/2.

Детализированный анализ проводится с пом. методов факторного анализа и прогнозирования. По его результатам окончательно устанавливается масштаб кризисного финансового состояния:

- легкий – нормализация текущей  финансовой деятельности

- глубокий – внутренние механизмы  финансовой стабилизации, санация.

Формируется система целей выхода предприятия из кризисного состояния (пр., восстановление платежеспособности, финанс. устойчивости; обеспечение финанс. стабилизации в длительном периоде).

В случае легкого кризиса – внутренние механизмы финансовой стабилизации:

  • краткосрочные: уменьшение текущих обязательств и увеличение величины денежных активов;
  • среднесрочные: достижение точки финансового равновесия предприятия:
  • долгосрочные: поддержание достигнутого финансового равновесия в длительном периоде.

В случае глубокого кризиса – внешние механизмы: санация.

Санация – система мер по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемая с помощью сторонних юридических и физических лиц.

М. б. направлена:

  • на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности (избавление от ряда производственных структурных подразделений, незавершенных реальных инвестиций и т.п.);
  • на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности (расширение ассортимента и рынков, завершение начатых реальных инвестиционных проектов и т.п.).

Формы санации:

  • направленная на рефинансирование долга:
  • дотации и субвенции за счет средств бюджета;
  • целевой банковский кредит;
  • перевод долга на другие юридическое лицо;
  • реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные;
  • выпуск облигаций и других ценных бумаг под гарантию санатора;
  • отсрочка погашения облигаций предприятия;
  • списание санаторами-кредиторами части долга.
  • Направленные на реструктуризацию (реорганизацию) предприятия: слияние, поглощение, разделение, выделение, преобразование, передача в аренду, приватизация.

АУ реализуется через разработку антикризисной программы, содержащей:

  • общие сведения о предприятии;
  • оценка кризисного состояния предприятия;
  • обоснование концепции финансового оздоровления;
  • система мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;
  • показатели эффективности программы.

 

 

23. Управление текущими активами  предприятия (запасы, ДЗ, остаток денежных  активов).

 

Оборотные (текущие) активы - совокупность имущественных ценностей пред-тия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую деят-ть и полностью потребляемых в течение одного операционного цикла.

Элементы ТА: производственные запасы сырья и полуфабрикатов, запасы МБП, объем НЗП, запасы ГП, ДЗ, денежные средства, эквиваленты денежных средств, текущие финанс. инвестиции.

 

Управление запасами

Запасы – это товары, приобретенные для продажи или сырье, используемое для производства продукции с целью ее дальнейшей продажи. Запасы включают в себя: ТМЦ, НЗП, ГП на складе.

Цель управления – обеспечение бесперебойного производства продукции в нужном кол-ве в установленные сроки и минимизация расходов на содержание запасов.

Анализ состояния и эффективности управления запасами проводится по показателям: уд. вес запасов в общей сумме ТА; оборачиваемость запасов; продолжительность 1 оборота запасов; величина расходов по содержанию запасов.

Для управления запасами используется метод АВС: запасы делятся на 3 категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости:

- Категория А – ограниченное кол-во наиболее ценных видов ресурсов, требующих постоянного и скрупулезного учета и контроля. Обязателен расчет оптимального размера заказа.

- Категория В – менее важные запасы, оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации. Приемлемы методики  определения оптимального размера заказа.

- Категория С – широкий ассортимент малоценных видов ТМЗ, закупаемых обычно в большом кол-ве.

Классификация АВС-метода позволяет сосредоточиться на контроле только за наиболее важными видами ТМЗ (категория А и В) и сэкономить время, ресурсы и повысить эффективность управления.

 

Управление ДЗ

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию со стороны других предприятий, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.

Цель управления - оптимизация размера ДЗ и обеспечение своевременной инкассации долга.

Классификация ДЗ:- за товары, услуги, срок оплаты которых не наступил;

- за товары,  услуги, неоплаченные  в срок;

- по векселям полученным;

- по расчетам с бюджетом;

- по расчетам с персоналом;

- прочие виды (задолженность  дочерних и зависимых обществ; задолженность участников по  взносам в уставный капитал; авансы  выданные).Оценка состояния и эффективности управления ДЗ:

1. Определение структуры и динамики изменения каждой статьи ДЗ.

2. Определение оборачиваемости  и продолжительности 1 оборота ДЗ.

3. Определение реального размера  ДЗ.

Включает оценку вероятности безнадежных долгов в группах по срокам возникновения ДЗ.

4. Разработка реестра старения дебитора.

Определяются крупнейшие кредиторы с пом. метода АВС (гр. А).

Мероприятия по работе с дебиторами: телефонные переговоры, выезды к контрагентам, договоры цессии, разработка бартерных схем, обращение в арбитраж.

         Планирование  сроков и объемов увеличения и погашения ДЗ необходимо вести в комплексе с финансовым планированием на предприятии.

В рамках управлении ДЗ разрабатывается кредитная политика предприятия. Основной критерий КП – рост доходности вследствие увеличения объемов продаж (либерализация кредитования) или ускорения оборачиваемости ДЗ (ужесточение кредитования).

 

 

 

 

 

 

Управление денежными активами (ДА)

Цель управления: обеспечение необходимого уровня абсолютной платежеспособности пред-тия и высокого уровня доходности денежных активов.

Остаток ДА предприятия включает в себя:

1.Операционный остаток –  для удовлетворения текущих платежей  операционной деятельности.

Потребность: ДАоп = Денеж. оборот/ обор-ть ДА

2.Страховой остаток – для  недопущения риска несвоевременных  поступлений ДС.

ДА стр = ДА оп * Коэф. вариации поступления ДС

3.Компенсационный остаток  – формируется на основе соглашения  между предприятием и банком, осуществляющим обслуживание. Потр-ть  рассчитывается на основе договора.

4.Инвестиционный остаток  – для осуществления эффективных краткосрочных вложений при благоприятном состоянии финансового рынка. Потр-ть опр-ся исходя из возможностей предприятия.

Расчет в потребности :

ДА = ДА оп + ДА стр + ДА инв + ДА комп

 

Процесс управления ДА:

  1. Анализ денежных активов предприятия в предшествующих периодах.

Проводится по показателям: уд. вес ДА в общей сумме ТА, коэф-нт оборачиваемости ДА, продолжительность 1 оборота, коэф-нт абс. ликвидности (ДС+КФВ)/тек. пассивы)

2. Определение оптимальной величины операций с денежными активами и остатка денежных средств предприятия с пом. специальных моделей (Баумоля, Миллера-Орра и др.).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"