Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:14, реферат
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Микроэкономике".
Характерной особенностью безработицы в странах с переходной экономикой является ее застойный характер, т.е. достаточно низкие показатели поступления и выбытия из состава безработных. Значительная часть пополнивших ряды безработных не могут получить работу. Процессы перехода с одного места на другое преобладают над процессами поступления и выбытия из состава безработных. Одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней продолжительности нахождения без работы и формирование крупной прослойки хронически безработных — более 40 % от их общей численности.
Для многих стран с переходной экономикой, серьезной проблемой является рост длительности периодов безработицы, динамика нарастания которой отчетливо прослеживается даже по официальной статистике, учитывающей только регистрируемую безработицу. Так в Польше, число длительно неработающих, состоящих на учете в службе занятости более года, возросло с 2,5 тыс. человек в 1993 г. до 30,9 тыс. человек в 1997 г. В результате их удельный вес увеличился с 3,8 % до 24,5 % от общей численности безработных. При этом необходимо учитывать, что официальные данные, безусловно, несколько занижают реальную численность длительно безработных и продолжительность периодов безработицы в силу, по меньшей мере, двух обстоятельств. Во-первых, часть безработных, снятых с учета службы занятости, так и остаются безработными, не учтенными статистикой. Во-вторых, с момента потери работы до момента регистрации, как правило, проходит некоторый промежуток времени, в течение которого человек фактически оставался без работы и, соответственно, без средств к существованию, не прибегая к помощи государства.
Таким образом, продолжительность
безработицы в странах с
В рассматриваемых странах
отмечается относительно высокая доля
среди безработных лиц
Хотя общий уровень образования работников в странах с переходной экономикой достаточно высок, набор существующих профессий, как и вся структура экономики, в значительной степени деформирован. Отсутствие необходимой системы образования, подготовки и переподготовки кадров, нехватка работников, обладающих необходимой квалификацией, — все это снижает эффективность реформ, тормозя реакцию предложения на рынке труда.
Общей тенденцией является все увеличивающийся спрос на высококвалифицированную рабочую силу, работников широкого профиля и новых профессий, вызванный становлением рыночных отношений и социальным прогрессом. Возникает потребность в работниках новых профессий для управленческого звена, в ином типе руководителя, который должен обладать знаниями в области маркетинга, международного права, рекламы, знать языки, уметь работать с людьми.
Вместе с тем сложилась острая диспропорция между спросом на работников традиционно низкой профессиональной квалификации (для выполнения ручного, тяжелого физического труда, а также труда в неблагоприятных условиях) и возможностями удовлетворения этого спроса со стороны населения. Возникают сложности в трудоустройстве молодежи, имеющей высокий образовательный уровень и низкую профессиональную подготовку, но претендующей на творческий и содержательный труд.
Уровень безработицы среди молодежи во всех странах с переходной экономикой очень высок. Иногда он в 3—4 раза превышает уровень безработицы в целом по стране.
В Беларуси число лиц в возрасте 16—29 лет, обращающихся в службу занятости, постоянно увеличивается. В общем числе безработных, состоящих на учете в службе занятости, их доля в 1997 г. составила 45,3 %.
Рынок труда в переходной экономике носит открытый характер, т.е. большинство меняющих работу лиц трудоустраивается самостоятельно. Так, в Чехословакии в 1997 г. при содействии государственных служб занятости на предприятия и организации различных отраслей экономики трудоустроено только 26,6 % лиц, принятых на работу на крупные и средние предприятия.
Существующая система трудоустройства не соответствует современным требованиям к организации рынка труда ни по содержанию выполняемых функций, ни по состоянию материально-информационной базы и кадровой обеспеченности государственных служб занятости.
Развитие рынка труда в переходной экономике также сдерживается низкой территориальной мобильностью рабочей силы. Во многих странах по-прежнему существует институт прописки. Впрочем, сегодня он уже не является абсолютно непреодолимым препятствием. Но за разрешение проживать в городах с регулируемой численностью жителей предусматривается взимание определенной платы, что для большей части населения неприемлемо.
Медленно формируется
рынок жилья, хотя оно перестало
быть только ведомственным и
Решение задачи повышения
территориальной мобильности
Рынок труда в переходной
экономике формируется в
Существование значительного
неформального сектора занятост
Характерной особенностью рынка труда
в условиях переходной экономики является
искажение такого важного фактора в формировании
его конъюнктуры, как цена рабочей силы.
Это отражается в том, что сложившееся
соотношение роста цен и доходов, дифференциация
заработной платы по отдельным отраслям
экономики и внутри их по профессионально-
Заработная плата и
распределительные отношения
В результате динамика и структура занятости по отраслям не соответствуют реальным потребностям и объемам производства. Решающую роль в движении рабочей силы сейчас играют отраслевые различия в заработной плате, которые не всегда обосновываются объективными характеристиками работы, ее значимостью, а также реальными результатами производственной деятельности.
Остается актуальной проблема экономически необоснованной цены труда, существующий уровень которой не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, не создает заинтересованности работника в труде, повышении производительности и качества работы, не стимулирует профессиональное совершенствование. Низкая цена труда является ограничителем платежеспособного спроса на продукцию, расширения объемов производства, препятствием на пути внедрения новых прогрессивных технологий.
Как известно, в рыночных условиях цена труда в значительной мере определяется свободной конкуренцией со стороны работодателей и самих продавцов рабочей силы на рынке труда и развитостью системы партнерских отношений. Однако в переходной экономике конкуренция между субъектами рынка труда только зарождается, причем она сталкивается с серьезными препятствиями, ограничивающими ее воздействие на цену труда (недостаточная мобильность рабочей силы, значительная безработица, понижающая цену труда, необходимость массовой переквалификации работников).
Рынок труда в переходной
экономике функционирует в
Таким образом, подводя
итоги, можно сделать вывод о
том, что становление и
2.Эволюция российского рынка труда
Переход ”от плана к рынку” потребовал значительной гибкости трудовых отношений. Во-первых, такая гибкость облегчает процессы масштабной реаллокации рабочих мест и рабочей силы, необходимые и неизбежные в условиях глубоких структурных реформ. Во-вторых, она позволяет экономике легче переносить разнообразные макроэкономические и структурные шоки, которыми обычно столь богат переходный период. В-третьих, по мере ”взросления” переходной экономики и углубления ее интеграции в мировое хозяйство инструментальные возможности национальной монетарной, бюджетной, торговой, структурной и т.п. политики заметно сужаются. При этом гибкость рынка труда становится одним из немногих реально доступных инструментов адаптации.
Следует также подчеркнуть, что сам по себе переход к рынку еще не перечеркивает стандарт: характерные для него условия и сегодня типичны для подавляющего большинства россиян, особенно для работающих в государственном секторе. Однако реформы запустили в действие такие механизмы, как структурные сдвиги в занятости (в частности, рост сферы услуг), стремление фирм к экономии издержек, поиск населением дополнительных источников заработков и т.п. Кроме того, реформы легализовали и расширили спектр доступных нестандартных форм занятости: например, неполная занятость по инициативе администрации (сокращение рабочего времени и административные отпуска).
На этапе спада (1992-1998 гг.) нестандартная занятость (особенно в части, относящейся к неформальному сектору) могла выступать своего рода ”подушкой безопасности” или субститутом системы социальной защиты, сдерживая отток рабочей силы в экономическую неактивность или безработицу. На стадии экономического роста (начиная с 1999 г. и по настоящее время) она стала основным сегментом, где наблюдается рост числа рабочих мест, корректирующим тем самым запретительную жесткость трудового законодательства по отношению к ”стандартным” работникам.
Каково соотношение между численностью стандартно и нестандартно занятых на российском рынке труда в настоящее время? Оно будет зависеть от того, как мы определяем стандарт. Если мы ориентируемся на стандартность условий трудового договора, то доля стандартных работников составит около 80% всех занятых. Если же учитывать соответствие стандарту фактических условий занятости, то их доля может снизиться до 60-65%.
Для лучшего понимания особенностей нестандартной занятости в России важно рассмотреть ее в динамике. Развитие российского рынка труда в пореформенный период распадается на два четко очерченных этапа.
Первый этап (1991-1998 гг.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, которая растянулась почти на целое десятилетие и стала причиной сокращения занятости, роста открытой безработицы, снижения продолжительности рабочего времени, резкого падения реальной заработной платы. Второй (1999-2004 гг.) - связан с продолжающимся уже более пяти лет энергичным посттрансформационным подъемом, когда все основные индикаторы рынка труда начали улучшаться. Соответственно менялась и институциональная сфера. Так, с самого начала вслед за другими реформируемыми экономиками бывших соцстран Россия включилась в ”импортирование” обычного набора институтов, действующих на Западе в данной области: было разработано новое законодательство о минимальной заработной плате, создана система страхования от безработицы, легализована забастовочная деятельность, определен многоступенчатый порядок ведения коллективных переговоров, установлены налоги на фонд оплаты труда, внедрена политика налогового ограничения доходов, предпринимались попытки индексации заработной платы и т.д.
В этих шагах, подчеркнем, не было ничего ”атипичного”. Отсюда - вполне закономерные ожидания, что в России рынок труда будет ”работать” примерно так же, как в других постсоциалистических странах. Правда, с учетом большей глубины трансформационного кризиса можно было предположить, что масштаб и острота проблем окажутся еще значительнее: ”сброс” предприятиями рабочей силы - активнее, безработица - выше, трудовые конфликты - чаще и многочисленнее, инфляционное давление со стороны издержек на рабочую силу - сильнее и т.д. Неудивительно, что первые пореформенные годы прошли под знаком ожидания скорой катастрофы, которая, как представлялось большинству наблюдателей, неминуемо должна была разразиться в России в сфере занятости.
Однако этим катастрофическим прогнозам так и не суждено было сбыться. Как же в действительности повел себя российский рынок труда в условиях переходного периода?
3.Почему не произошел обвал российского рынка труда