Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:42, контрольная работа
В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Целью данной контрольной работы является изучение понятия социального партнерства, рассмотреть сущность социального партнерства и его основные принципы. А также подробнее рассмотреть социальное развитие партнерства на российских предприятиях.
Введение 3
1 Понятия и принципы социального партнерства 4
2 Сущность и основные принципы социального партнерства 8
3 Социальное развитие партнерства на российских предприятиях 11
Заключение 16
Список литературы 18
Содержание
Введение |
3 |
1 Понятия и принципы социального партнерства |
4 |
2 Сущность и основные принципы социального партнерства |
8 |
3 Социальное развитие партнерства на российских предприятиях |
11 |
Заключение |
16 |
Список литературы |
18 |
Введение.
В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.
В условиях развивающегося
российского федерализма
Целью данной контрольной работы является изучение понятия социального партнерства, рассмотреть сущность социального партнерства и его основные принципы. А также подробнее рассмотреть социальное развитие партнерства на российских предприятиях.
1 Понятие и виды социального партнерства.
В современной России, начиная с 1991 г. активно идет процесс преобразования как политического, так и экономического устройства страны. Происходящие перемены носят глобальный характер, меняющий всю совокупность общественных, социальных, экономических и трудовых отношений.
Согласно результатам исследования проекта ТАСИС, сегодня только 30% национальных активов находится в собственности государства, а 70% являются частной или смешанной собственностью. Изменения произошли и в занятости экономически активного населения по форме собственности работодателя. С 1992 г. в государственном и муниципальном секторах экономики число занятых сократилось с 68,9% до 38,3%, в организациях со смешанной собственностью (с иностранным участием и без иностранного участия) возросло с 12% до 19,3%, в частном секторе - с 18,3% до 41,8% .
Экономические преобразования, произошедшие в РФ в 1990-х гг., привели страну к экономическому спаду, который во многом был обусловлен разрушением высокоинтегрированной советской экономики, отраслей промышленности, крайне недостаточной степенью перестройки экономики и адаптации производственного сектора к новым условиям хозяйствования.
Преобразования и последующий
за ними экономический спад затронули
как российский рынок труда, так
и всю систему социально-
- падение производства
в условиях глубокого
- удешевление труда как с точки зрения потребностей отдельного человека, так и с макроэкономических позиций. В 2010г. доля заработной платы (включая скрытую) в ВВП России равнялась 40% (без скрытой 29%) при том, что аналогичный показатель в США, Евросоюзе и Японии составляет 70-75% ВВП. Соответственно получается, что российский работник (в исчислении по паритету покупательной способности) на $1 заработной платы создает ВВП более чем в два с половиной раза больше, чем работник в США или Японии;
- образование «неформального
сектора», оказывающего специфическое
воздействие на всю систему
социально-трудовых отношений.
- одновременное существование
на современном рынке труда
в России трех сегментов: «
Таким образом, изменения, связанные
с переходом от централизованного
директивного управления экономикой к
рыночному ее регулированию, коренные
изменения в сфере
Становление социального государства и происходящие изменения в экономической жизни страны требуют принципиально нового подхода к содержанию трудовых отношений и повышения роли социальной составляющей в процессе труда.
Как на уровне государства,
региона, отрасли, так и на уровне
отдельно взятого предприятия
В связи с этим представляется
необходимым рассмотреть
Согласно общепринятому определению социально-трудовые отношения - это комплекс отношений между наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом.
Совокупность вышеназванных отношений определяет основные типы социально-трудовых отношений: патернализм, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, социальное партнерство и конфликт. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой социально-трудовые отношения развиваются по пути одного из перечисленных типов: социального партнерства.
Социальное партнерство,
как новый тип социально-
Основная суть социального
партнерства как нового типа социально-трудовых
отношений заключается в том,
что, во-первых, наемный работник перестает
быть только объектом социально-трудовых
отношений, и наряду с работодателем
становится активным субъектом этих
отношений, а также субъектом
их регулирования на различных уровнях.
Во-вторых, важнейшим принципом
На современном этапе развития демократического общества социальное партнерство представляет собой единственно возможную разумную альтернативу патернализму, дискриминации и конфликту.
В европейских странах
принципы социального партнерства
нашли практическое применение с
конца XIX столетия. Термин «социальное
партнерство» в нашей стране, при
характеристике социально-трудовых отношений
получил распространение с 1991 г.
Интерес к социальному
К основным элементам системы социального партнерства можно отнести: 1) объект социального партнерства; 2) субъекты социального партнерства; 3) органы социального партнерства; 4) уровни социального партнерства; 5) механизм реализации социального партнерства.
Объект социального
Субъектами (сторонами) социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются государство, работодатели и наемные работники. Соответственно, представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие: от имени работников - профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы; от имени работодателя на уровне организации - руководитель организации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя, либо уполномоченные им лица; от имени государства - органы исполнительной власти всех уровней (федерального, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления).
2 Сущность и основные принципы социального партнерства
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия
Развитие системы социального
партнерства создает
В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.
В России система социального
партнерства в его
К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличают также некие родственные контакты друг с другом.
Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса).