Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Целью данной контрольной работы является изучение понятия социального партнерства, рассмотреть сущность социального партнерства и его основные принципы. А также подробнее рассмотреть социальное развитие партнерства на российских предприятиях.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятия и принципы социального партнерства 4
2 Сущность и основные принципы социального партнерства 8
3 Социальное развитие партнерства на российских предприятиях 11
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО.docx

— 41.09 Кб (Скачать файл)

 

Содержание                                                                                                                                              

Введение 

3

1 Понятия и принципы социального партнерства

4

2 Сущность и основные принципы социального партнерства 

8

3 Социальное развитие партнерства на российских  предприятиях

11

Заключение

16

Список литературы

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности  и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования  отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость  обеспечения согласования интересов  наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем  достижения консенсуса, выработки и  осуществления единой, согласованной  позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования  социально-трудовых отношений - социального  партнерства.

В условиях развивающегося российского федерализма регионы  во многом самостоятельно определяют темпы и глубину экономических  реформ, модели приватизации, социальную политику, формируют собственную  законодательную базу. Необходимо, однако, учитывать, что переход к  рыночным отношениям несет в себе черты общероссийских закономерностей  и противоречий, а в возникновении  и практическом разрешении этих противоречий в субъектах федерации имеется  существенная специфика, определяемая экономическими особенностями, общественно-государственным  устройством, уровнем правового  обеспечения рыночных преобразований и регулирования социально-трудовых отношений, ментальностью общества, национальным колоритом.

Целью данной контрольной  работы является изучение понятия социального  партнерства, рассмотреть сущность социального партнерства и его  основные принципы. А также подробнее рассмотреть социальное развитие партнерства на российских предприятиях.

 

 

 

1 Понятие и виды социального партнерства.

В современной России, начиная  с 1991 г. активно идет процесс преобразования как политического, так и экономического устройства страны. Происходящие перемены носят глобальный характер, меняющий всю совокупность общественных, социальных, экономических и трудовых отношений.

Согласно результатам  исследования проекта ТАСИС, сегодня  только 30% национальных активов находится  в собственности государства, а 70% являются частной или смешанной  собственностью. Изменения произошли  и в занятости экономически активного  населения по форме собственности  работодателя. С 1992 г. в государственном  и муниципальном секторах экономики  число занятых сократилось с 68,9% до 38,3%, в организациях со смешанной  собственностью (с иностранным участием и без иностранного участия) возросло с 12% до 19,3%, в частном секторе - с 18,3% до 41,8% .

Экономические преобразования, произошедшие в РФ в 1990-х гг., привели  страну к экономическому спаду, который  во многом был обусловлен разрушением  высокоинтегрированной советской экономики, отраслей промышленности, крайне недостаточной степенью перестройки экономики и адаптации производственного сектора к новым условиям хозяйствования.

Преобразования и последующий  за ними экономический спад затронули  как российский рынок труда, так  и всю систему социально-трудовых отношений. Это проявляется в  следующем:

- падение производства  в условиях глубокого системного  кризиса 90-х годов не вызвало  адекватного сокращения численности  занятых, что, естественно, привело  к снижению производительности  труда;

- удешевление труда как  с точки зрения потребностей  отдельного человека, так и с  макроэкономических позиций. В  2010г. доля заработной платы (включая скрытую) в ВВП России равнялась 40% (без скрытой 29%) при том, что аналогичный показатель в США, Евросоюзе и Японии составляет 70-75% ВВП. Соответственно получается, что российский работник (в исчислении по паритету покупательной способности) на $1 заработной платы создает ВВП более чем в два с половиной раза больше, чем работник в США или Японии;

- образование «неформального  сектора», оказывающего специфическое  воздействие на всю систему  социально-трудовых отношений. Миллионы  наемных работников трудятся  в этом секторе без контрактов, гарантий заработной платы и  социальной защиты;

- одновременное существование  на современном рынке труда  в России трех сегментов: «элитарного» (современные рабочие места с  высокой заработной платой, в  основном связанные с финансово-банковской  сферой, внешними и внутренними  торговыми операциями); «основного»  (большинство рабочих мест в  таком виде деятельности, как  обрабатывающее производство и  других, включая бюджетную сферу); и «маргинального» (наихудшие  рабочие места с маленькой  зарплатой - в строительстве, на  транспорте и в ряде других  видах экономической деятельности).

Таким образом, изменения, связанные  с переходом от централизованного  директивного управления экономикой к  рыночному ее регулированию, коренные изменения в сфере собственности - приватизация, ликвидация монополии  государственной собственности, установление плюрализма форм собственности, прежде всего, меняют суть и характер социально-трудовых отношений и с настойчивостью требуют формирования цивилизованных методов их регулирования.

Становление социального  государства и происходящие изменения  в экономической жизни страны требуют принципиально нового подхода  к содержанию трудовых отношений  и повышения роли социальной составляющей в процессе труда.

Как на уровне государства, региона, отрасли, так и на уровне отдельно взятого предприятия становление  рыночных отношений в настоящий  момент не может рассматриваться  вне связи с проблемой повышения  социального фактора в управлении. Это предполагает необходимость формирования, реализации и регулирования нового типа социально-трудовых отношений.

В связи с этим представляется необходимым рассмотреть сущность и содержание социально-трудовых отношений  в новых условиях хозяйствования.

Согласно общепринятому  определению социально-трудовые отношения - это комплекс отношений между  наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и  качества жизни человека, коллектива и общества в целом.

Совокупность вышеназванных  отношений определяет основные типы социально-трудовых отношений: патернализм, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, социальное партнерство и конфликт. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой социально-трудовые отношения развиваются по пути одного из перечисленных типов: социального партнерства.

Социальное партнерство, как новый тип социально-трудовых отношений и новый принцип  их регулирования, исходит из того, что, несмотря на наличие определенной общности социально-экономических  интересов, взаимодействие основных субъектов  социально-трудовых отношений - работников и работодателей - определяется принципиальным различием их главных, коренных социально-экономических  интересов и наличием противоречий, возникающих на основе этого различия.

Основная суть социального  партнерства как нового типа социально-трудовых отношений заключается в том, что, во-первых, наемный работник перестает  быть только объектом социально-трудовых отношений, и наряду с работодателем  становится активным субъектом этих отношений, а также субъектом  их регулирования на различных уровнях. Во-вторых, важнейшим принципом регулирования  социально-трудовых отношений становится принцип равноправного участия в этом процессе государства, представителей работодателя и представителей работника.

На современном этапе  развития демократического общества социальное партнерство представляет собой единственно возможную разумную альтернативу патернализму, дискриминации и конфликту.

В европейских странах  принципы социального партнерства  нашли практическое применение с  конца XIX столетия. Термин «социальное  партнерство» в нашей стране, при  характеристике социально-трудовых отношений  получил распространение с 1991 г. Интерес к социальному партнерству  обусловил появление в последнее  время значительного числа публикаций научного и практико-ориентированного характера.

К основным элементам системы  социального партнерства можно  отнести: 1) объект социального партнерства; 2) субъекты социального партнерства; 3) органы социального партнерства; 4) уровни социального партнерства; 5) механизм реализации социального  партнерства.

Объект социального партнерства  представляет собой совокупность социально-трудовых отношений.

Субъектами (сторонами) социального  партнерства, как свидетельствует  мировой опыт, являются государство, работодатели и наемные работники. Соответственно, представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие: от имени работников - профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы; от имени работодателя на уровне организации - руководитель организации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя, либо уполномоченные им лица; от имени государства - органы исполнительной власти всех уровней (федерального, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления).

 

 

2 Сущность и основные принципы социального партнерства

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального  партнерства в его различных  формах - важная составная часть  процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального  партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия

Развитие системы социального  партнерства создает возможность  достижения относительного баланса  интересов работников и работодателей  на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности  и социальной справедливости

В индустриально развитых странах социальное партнерство  принимает различные формы. Так  называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального  партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например, борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним социальным группам  относятся производственные объединения  работников предприятий, территориальные  общности (жители одной деревни, города, района и пр.). К многообразным  малым группам относятся такие  группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличают также  некие родственные контакты друг с другом.

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса).

Информация о работе Социальное партнерство