Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и ра­ботодателями при посреднической роли государства, по согла­сованию экономических интересов в социально-трудовой сфе­ре и урегулированию социально-трудовых конфликтов.
Систе­му социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

Файлы: 1 файл

РЫНОК ТРУДА. 47. Социальное партнерство понятие и объективные предпосылки возникновения..docx

— 127.69 Кб (Скачать файл)

 

54. Подшибякина Н.О некоторых проблемах социального партнерства в условиях глобализации // Человек и труд. - 2003. - № 1. - С. 68-72.

 

55. Политология: словарь  / Гайда А.В. и др. - Екатеринбург: УЮИ, 1998. - 302 с.

 

56. Полное собрание законов  Российской империи. III собрание. Т.  ХХVI; - СПб., типография Правительствующего Сената, 1909. - С. 204-207. №27479.

 

57. Попов Ю.Н. Современная  экономика и социология труда:  учеб. пособие / Ю.Н. Попов, А.В. Шевчук; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. Фак. экон. и соц. наук - М.: Экон-Информ, 2003.- 230 с.

 

58. Пространство и время  социальных изменений / В.Н. Ярская, О.Н. Ежов, В.В. Печенкин, Л.С. Яковлев - Саратов: Экономика, 2003. - 189 с.

 

59. Роберто Бонвичини Социальное партнерство и трудовые отношения в Европе. Приемлемы ли для России европейские модели? / Р. Бонвичини - М.: «Права человека», 2005. - 196 с.

 

60. Российская модель социального  партнерства: перспективы развития // Человек и труд. - 2007. - №4. - С. 33-39.

 

61. Социальное партнерство:  теория, политика, практика: учеб. пособие / В.А. Михеев, А.В. Михеев - М.: Институт экономики, управления и социальных отношений, 2003. - 552 с.

 

62. Сборник материалов  научно-практической конференции:  «Развитие социального партнерства  в сфере труда» / Под общей редакцией  Михайлова К.И. - Саратов: Экономика, 2005. - 298 с.

 

63. Трудовое право: учебник  для студентов высших учебных  заведений, обучающихся по специальности  "Юриспруденция" / Н.А. Бриллиантова и др.; под ред. О.В. Смирнова и И.О. Снигиревой; Академия труда и социальных отношений; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - 598 с.

 

64. Трудовое право России: учебник / под ред. С.Ю. Головиной,  М.В. Молодцова - М.: НОРМА, 2008. - 704 с.

 

65. Трудовое и социальное  право Европейского Союза: документы  и материалы - М.: Права человека, 2005. - 98 с.

 

66. Силин А.А. Место и  значение социального партнерства  в регулировании трудовых отношений  на западе и в Российской  Федерации // Законодательство. - 2000. - № 8. - С. 32-37.

 

67. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире / Г.Ю. Семигин - М.: Мысль, 1996. - 224 с.

 

68. Стэнли Рут Корпоративная  социальная ответственность: и  цель и средство // Социальное  партнерство. - 2004. - №6. - С.54-58.

 

69. Социальное партнерство  в России: Обзор 2005. - М.: Права человека, 2005. - 540 с.

 

70. Храмцов А.Ф. Социальное  государство: Россия и европейский  опыт / А.Ф. Храмцов - М.: ИСП РАН, 2005. - 419 с.

 

71. Шулус Алексей, ректор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор Социальное партнерство - российская модель // Социальное партнерство. - 2007. - №7. - С. 35-42.

 

72. Якимец В.Н., Никовская Л.И., Коновалова Л.Н. Теория и практика межсекторного социального партнерства в России / В.Н. Якимец, Л.И. Никовская, Л.Н. Коновалова. - М.: ГУУ, 2004. - 206 с.

 

Приложение 1

 

 

Непосредственный охват  коллективными переговорами в отобранных странах ЕС (данные по Японии и США  приведены для сравнения)

 

Страна

 

Охват

 

Словения

 

100%

 

Франция

 

90%-95%

 

Бельгия

 

90% +

 

Швеция

 

90% +

 

Финляндия

 

90%

 

Италия

 

90%

 

Голландия

 

88%

 

Португалия

 

87%

 

Дания

 

83%

 

Австрия

 

78%

 

Невзвешенный анализ в  среднем по 14 странам-членам ЕС*

 

77%

 

Взвешенный анализ в среднем  по 14 странам-членам ЕС

 

72%

 

Испания

 

68%

 

Германия

 

67%

 

Взвешенный анализ в среднем  по 23 странам ЕС после расширения*

 

67%

 

Ирландия

 

66%

 

Кипр

 

65%-70%

 

Невзвешенный анализ в  среднем по 23 странам ЕС после  расширения

 

63%

 

Люксембург

 

48%

 

Словакия

 

48%

 

Невзвешенный анализ в  среднем по 9 новым странам ЕС*

 

42%

 

Польша

 

40%

 

Взвешенный анализ в среднем  по 9 новым странам ЕС

 

37%

 

Великобритания

 

36%

 

Венгрия

 

31%

 

Эстония

 

28%

 

Чехия

 

25%-30%

 

Япония

 

20%

 

Латвия

 

ниже 20%

 

США

 

15%

 

Литва

 

10%-15%

 

Приложение 2

 

Процедуры расширения для  коллективных соглашений

 

Страна

 

Инициатива

 

Расширение до

 

Минимальные требования по расширению

 

Специальные процедуры по расширению

 

Австрия

 

Автоматически (ex lege).

 

Соглашение автоматически  распространяется на работников тех  организаций, работодатели которых  являются членами объединений, подписавших  соглашение.

 

-

 

-

 

Бельгия

 

По просьбе подписавшей  стороны, но фактически автоматически (ex lege).

 

Все работники и работодатели данной отрасли.

 

-

 

Королевский Указ, издаваемый соответствующим министром.

 

Дания

 

По просьбе социальных партнеров

 

Все работники и работодатели данной отрасли.

 

-

 

Закон должен быть принят правительством.

 

Финляндия

 

Автоматически (ex lege).

 

Все работники и работодатели данной отрасли.

 

Национальный охват соглашением  и «представительность» данной отрасли.

 

Специальный комитет, созданный  Государственным Советом, должен утвердить  представительность соглашения. Решение  о расширении публикуется в общественном регистре.

 

Франция

 

Почти автоматически (ex lege), но требуется формальная просьба от Министерства труда или социальных партнеров.

 

Все работники и работодатели данной отрасли.

 

Приказ Министра труда  после консультаций с Национальной комиссией по коллективным переговорам (Commission nationale de la nйgociation collective).

 

Германия

 

Просьба как минимум от одной стороны коллективного  соглашения.

 

Все работники и работодатели данной отрасли.

 

Минимум 50% от всех работников данной отрасли должны быть охвачены соглашением до расширения, расширение должно носить общественный интерес, необходимо получить одобрение специального комитета по коллективным переговорам (Tarifausschuss).

 

Декларация Министерства труда и социальных вопросов.

 

Греция

 

По большей части по инициативе Министерства труда, но также  и по просьбе социальных партнеров.

 

Все работники и работодатели данной отрасли.

 

Работодатели, уже охваченные соглашением, должны задействовать  как минимум 51% всех работников отрасли.

 

Декларация Министерства труда после получения точки  зрения трехстороннего Верховного Совета по труду.

 

Венгрия

 

Заявление от договаривающихся сторон.

 

Все работники и работодатели данной отрасли.

 

Заявители должны представить  доказательства того, что они представляют большинство в отрасли.

 

Решение Министра труда и  занятости после консультаций с  Комитетом по труду и заработной плате при Трехстороннем национальном совете по взаимодействию (Orszбgos Йrdekegyeztetу Tanбcs, OЙT).

 

Ирландия

 

Заявление от сторон соглашения.

 

Все работники и работодатели данной отрасли/региона или компании

 

Стороны соглашения должны иметь  «существенное представительство».

 

Решение Трудового суда о  выдаче зарегистрированного соглашения о занятости (REA).

 

Люксембург

 

Автоматически (ex lege).

 

Все работники и работодатели данной отрасли.

 

-

 

Специальное постановление  Великого Герцогства, принятое на основе единогласного предложения от сторон, представленных в Совместной примирительной комиссии, при поддержке профессиональных судей.

 

Голландия

 

Просьба от одной или более  сторон переговоров.

 

Все работники и работодатели данной отрасли.

 

Соглашение должно охватывать «достаточное большинство соответствующих  работников».

 

Решение Министерства по социальным вопросам и занятости.

 

Польша

 

Ходатайство о заключении соглашения, вовлекающего многих работодателей, поданное одной из сторон переговоров.

 

Все работники в рамках данной юрисдикции.

 

Соперничающий профсоюз не должен вовлекаться в переговорный процесс  в течение 30 дней после выдвижения ходатайства.

 

Ходатайство должно быть доведено до сведения общественности.

 

Министр труда.

 

Все работники у тех  работодателей, которые ведут подобную или схожую деятельность.

 

Расширение должно удовлетворять  «жизненно важный социальный интерес».

 

Решение Министерства труда.

 

Португалия

 

Министерство труда.

 

Все работники и работодатели данной отрасли.

 

-

 

Приказ о расширении (Portaria de extensгo), изданный Министром труда. Работодатели, их объединения и профсоюзы могут опротестовать это решение (но не прекратить его).

 

Словакия

 

Просьба социальных партнеров  или инициатива Министерства труда, социальных вопросов и семьи.

 

Все работники у тех  работодателей, которые не охвачены соглашением, но ведут схожую деятельность и должны создавать те же социальные условия как и работодатели, которые напрямую охвачены соглашением.

 

Расширение должно препятствовать той неблагоприятной ситуации, когда  имеются работники/работодатели, не охваченные соглашением.

 

Указ Министерства труда, социальных вопросов и семьи, следующий  за положительным решением, вынесенным совместным Комитетом по расширению отраслевых коллективных соглашений и  правовым обязательствам других работодателей.

 

Испания

 

Автоматически (ex lege).

 

Все работники и работодатели данной отрасли, подотрасли или географическом районе.

 

Представители 50% соответствующих  работников и работодателей должны подписать соглашение.

 

-

 

Приложение 3

 

 

Функциональные эквиваленты  расширения коллективных соглашений

 

Страна

 

Механизм

 

Австрия

 

Обязательное членство в  Палате Экономики для компаний ведет  к почти полному охвату коллективными  переговорами.

 

Финляндия

 

Должностные лица обязаны  соблюдать положения, содержащиеся в соответствующих коллективных соглашениях.

 

Германия

 

Некоторые федеральные земли  приняли законы о государственных  закупках, которые требуют от подрядчиков  в сфере строительства и транспорта соблюдать положения, содержащиеся в соответствующем коллективном соглашении. Были предприняты попытки - однако пока безуспешные - принять  национальное законодательство по данному  вопросу.

 

Ирландия

 

Совместные комитеты по труду (JLCs) могут создаваться Трудовым Судом в целях определения минимального размера оплаты труда и условий занятости в определенных секторах Указом по регулированию занятости. Совместные комитеты по труду состоят из представителей работодателей и работников под председательством представителя Министерства предприятий, торговли и занятости.

 

Италия

 

Суды принимают во внимание размер минимальной заработной платы, зафиксированный в коллективном соглашении, и ссылаются на этот уровень при оценке соответствия заработной платы конституционным  требованиям по оплате труда. Более  того, коллективно согласованный  уровень заработной платы принимается  во внимание при заключении государственных  контрактов для определения «чрезвычайно низкого» предложения цены.

 

Словения

 

Почти полный охват коллективными  переговорами достигается в результате обязательного членства компаний в  Торгово-Промышленной Палате Словении или в Палате Ремесленничества Словении. Более того, действующий закон  о трудовых отношениях (должен быть заменен в январе 2003 г.) требует, чтобы  определенный круг вопросов был охвачен  коллективными соглашениями.

 

Приложение 4

 

 

Нормативно-правовые акты, которые  составляют правовую основу социального  партнерства в России

 

Конвенция МОТ № 87 «О свободе  ассоциаций и защите права на организацию» (1948 г.).

 

Конвенция МОТ № 98 «О праве  на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.).

 

Конвенция МОТ № 135 «О защите прав представителей трудящихся и предоставляемых  им возможностях» (1971 г.).

 

Конвенция МОТ № 150 «О регулировании  вопросов труда: роль, функции и организация» (1978 г.).

 

Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.).

 

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

 

Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197 - ФЗ (с последующими изменениями  и дополнениями).

 

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями  и дополнениями).

 

Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (с последующими изменениями и  дополнениями).

 

Федеральный закон от 01.05.1999 № 92 - ФЗ «О Российской трёхсторонней  комиссии по регулированию социально - трудовых отношений».

 

Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с последующими изменениями и  дополнениями).

 

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями и  дополнениями).

 

Генеральное соглашение между  общероссийскими объединениями  профсоюзов, общероссийскими объединениями  работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы.

______________________ 
«Социальное партнерство как метод согласования интересов

субъектов социального государства»

Информация о работе Социальное партнёрство