Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и ра­ботодателями при посреднической роли государства, по согла­сованию экономических интересов в социально-трудовой сфе­ре и урегулированию социально-трудовых конфликтов.
Систе­му социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

Файлы: 1 файл

РЫНОК ТРУДА. 47. Социальное партнерство понятие и объективные предпосылки возникновения..docx

— 127.69 Кб (Скачать файл)

 

Создание профсоюзов способствовало развитию коллективно-договорных отношений  в социально-трудовой сфере. Первые договоры в России были заключены  петербургскими металлистами, бакинскими нефтяниками и некоторыми другими  категориями рабочих.

 

В дореволюционном законодательстве начала XX в. проявились первичные основы данного механизма:

 

в сферу трудового права  и в целом правового регулирования  наряду с индивидуально-договорными  отношениями работника и работодателя включались коллективно-договорные отношения. В рамках последних осуществлялась легализация коллективных трудовых прав: право на ассоциацию (коалицию) и забастовку как средство защиты коллективных интересов;

 

вслед за западноевропейскими  странами предпринимались и специальные  системы разбирательства трудовых конфликтов в промышленных судах, которые  формировались на партнерских началах  из представителей труда и капитала, хотя закон о них так и остался  в проекте;

 

были заложены основы обязательного  социального страхования, которые  строились на принципах социального  партнерства.

 

Советская система коллективно-договорных отношений имела ярко выраженный административно-командный характер. В ее развитии можно выделить несколько  своеобразных этапов.

 

Первый этап (1917-1921) - отмена правовой базы дореволюционных трудовых отношений; ликвидация объединений  работодателей, предпринимателей; национализация предприятий, прекращение практики заключения коллективных договоров  и соглашений.

 

Второй этап (1922-1929) - новая  экономическая политика, возрождение  коллективно-договорных отношений  в социально-трудовой сфере. Принятие законов о коллективных договорах, профсоюзах, усилении роли партийных  и государственных органов в  регулировании социально-трудовых отношений.

 

Третий этап (1930-1946) - абсолютизация  принципа единоначалия на производстве; введение обязательной трудовой повинности, административных мер за уклонение  от работы, свертывание коллективно-трудовых отношений. С 1934 по 1946 гг. коллективные договоры и соглашения не заключались. В конце 30-х - начале 40-х гг. развернулась острая критика коллективных договоров  и соглашений как неприемлемой формы  регулирования трудовых отношений  в условиях социализма.

 

Четвертый этап (1947-1964) - возобновление  и совершенствование практики подготовки, заключения и реализации коллективных договоров и соглашений. Повышалась роль постоянно действующих производственных совещаний и социалистического  соревнования в регулировании социально-трудовых отношений.

 

Пятый этап (1964-1984) - создание системы коллективно-договорных отношений  на производственном, отраслевом, территориальном, республиканском и общесоюзном  уровнях; совершенствование материального  и морального стимулирования в сфере  труда; утверждение практики подведения итогов выполнения коллективных договоров  и соглашений.

 

Шестой этап (1985-1991) - развитие новых форм организации и стимулирования труда, введение хозрасчета, самофинансирования, самоуправления на производстве; развитие рабочего движения; возникновение новых  независимых профсоюзов; формирование новых подходов к практике подготовки и заключения коллективных договоров  и соглашений.

 

Новый этап в развитии механизма  социального партнерства в России связывается обычно с началом  реформирования экономики в 90-х гг. прошлого века. В конце 1991 - начале 1992 гг. прошли консультации представителей профсоюзных объединений (ФНПР, Соцпроф и др.), объединений работодателей (Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов и др.), Правительства РФ по вопросу регулирования социальных отношений в условиях начинающихся реформ.

 

Этапы и характерные черты  становления современной системы  социального партнерства в России выглядят следующим образом.

 

Первый этап. 1991 год - середина 1990-х годов. Указ Президента России «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)»  провозгласил начало становлению социального  партнерства в постсоветской  России. Подавляющая часть общества не удовлетворена ходом рыночных реформ.

 

Второй этап. Середина 1990-х  годов - 2002 год. Укрепление законодательной  базы социального партнерства. Принятие федеральных законов «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 года), «О Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1 мая 1999 года), региональных законов «О социальном партнерстве». Развитие трехстороннего взаимодействия, прежде всего, на региональном уровне. Активное формирование объединений  работодателей на региональном уровне. Профсоюзы постепенно определяют свое место в условиях рынка, происходит осознание их роли в новых условиях.

 

Третий этап. 2002 год - по настоящее  время. Социальная переориентация государственных  приоритетов (общенациональные проекты). Начал действовать Трудовой кодекс РФ (1 февраля 2002 года). Законодательное  признание социального партнерства - 2 раздел Трудового кодекса РФ. Формирование многоуровневой системы социального  партнерства. Принятие Федерального закона «Об объединениях работодателей» (27 ноября 2002 года) и активизация деятельности крупных объединений работодателей на федеральном уровне с внутренней территориально- отраслевой структурой. Дальнейшее укрепление профсоюзов. Нормативно-правовые акты, которые составляют правовую основу социального партнерства в России, представлены в Приложении 4.

 

Российская модель социального  партнерства основывается на:

 

общих закономерностях и общих принципах социального партнерства, присущих этому феномену, независимо от его принадлежности к той или иной стране;

 

международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений;

 

рациональном использовании мирового опыта становления и развития социального партнерства в российской практике с обязательном учетом российской специфики;

 

учете новых факторов и явлений, которые привносят в практику социального партнерства отечественный опыт и современные реалии.

 

Сегодня в России существуют объективные предпосылки развития системы социального партнерства:

 

«значительное изменение  природы собственности в течение  последних лет (процесс приватизации во всех сферах) Так, например, только 30% национальных активов находится  в собственности государства, а 70% являются частной или смешанной  собственностью. Не менее 60-70% акционерных капиталов собраны в крупные или контрольные акции;

 

создание базового законодательства для коллективно-договорного регулирования  социально-трудовых отношений, формирование базовых институтов и механизмов проведения коллективных переговоров  и рост независимости организаций  работников от государства и работодателей. Известно, что в данное время создана  первичная законодательная основа коллективного трудового права  в России;

 

снижение уровня централизованного (государственного) регулирования трудовых отношений. Произошло принципиальное разграничение экономической компетенции  в секторах собственности;

 

формирование базовых  институтов и механизмов проведения коллективных переговоров».

 

Также характерной чертой состояния социального партнерства  в современной России является значительная дифференциация форм и методов взаимодействия: от активной позиции профсоюзов в  отстаивании интересов работников и развитых форм социального диалога  на предприятии - до отсутствия намека на учет интересов работников и полного  неприятия профсоюзов в каких либо формах.

 

Таким образом, изучив историю  развития института социального  партнерства в России, можно сделать  следующие выводы:

 

Несмотря на специфические  условия, социально-экономического развития, в России прослеживаются общемировые  тенденции и закономерности зарождения правового механизма социального  партнерства. Опыт партнерских отношений  в дореволюционной России заложил  основу социально-партнерского регулирования  трудовых отношений на современном  этапе. Советская система коллективно-договорных отношений имела ярко выраженный административно-командный характер.

 

Этапы и характерные черты  становления современной системы  социального партнерства в России выглядят следующим образом: Первый этап. 1991 год - середина 1990-х годов - начало становлению социального партнерства  в постсоветской России; Второй этап. Середина 1990-х годов - 2002 год - укрепление законодательной базы социального  партнерства; Третий этап. 2002 год - по настоящее  время - социальная переориентация государственных  приоритетов.

 

В законодательных актах  отражены основные понятия, применяемые  в рамках социального партнерства, процедурные вопросы по порядку  ведения переговоров, заключения договоров  и соглашений, характер деятельности представительных организаций в  системе социального партнерства, процедура разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. При этом следует отметить, что правовые основы социального партнерства в России продолжают формироваться и развиваться.

 

3.2 Анализ развития социального  партнерства в субъектах Российской  Федерации в период реформирования  экономики России

 

Сложившаяся к сегодняшнему дню в России система социального  партнерства является многоуровневой (федеральный, региональный, локальный, первичный) и функционально структурированной (трехсторонние соглашения, определяющие общие параметры социальной политики на определенной конкретной территории и двух(трех)сторонние соглашения, определяющие взаимные обязательства сторон социального диалога в том или ином секторе (отрасли, виде деятельности). В основе всей системы лежит конкретный коллективный договор организации. Он является исходным нормативным документом, определяющим уровень обязательств сторон и, одновременно, результатом переговорных процессов на всех уровнях.

 

Интересы сторон социального  диалога формулируют и представляют во взаимодействии друг с другом соответствующие  институты - профсоюзы, объединения  работодателей, органы исполнительной власти. Правовой основой взаимодействия служит достаточно развитый корпус федеральных  и региональных нормативно-правовых актов во главе с Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии со сложившимися реалиями в нем закреплены принципы, формы и органы социального  партнерства.

 

Формирование данной системы  продолжается с начала 90-х гг., но, наверное, преждевременно говорить, что  складывание отечественной модели социального диалога завершено. Важнейшие элементы системы сформировались, но вместе с тем рано утверждать, что все институты работают эффективно, вопросы регулирования социально-трудовых и социально-экономических отношений, выработки согласованной социальной политики всегда решаются на основе консенсуса. Достаточно проблем ждет своего разрешения в сфере определения представительности и ответственности сторон за принимаемые  на себя обязательства по коллективным договорам и соглашениям.

 

Высказанные выше соображения  в первую очередь связаны со спецификой генезиса современной российской модели регулирования социально-трудовых отношений:

 

Сложившаяся к сегодняшнему дню система изначально формировалась  волевым решением исполнительной власти, сверху.

 

Формирование институтов представительства интересов сторон, форм и методов их взаимодействия шло и идет крайне неравномерно.

 

В силу этого поле регулирования  социально-трудовых отношений покрыто  сетью соглашений и коллективных договоров крайне неравномерно как  в территориальном, так и институциональном  отношении.

 

Еще менее удовлетворительно  качественное состояние договорного  регулирования социально-трудовых отношений. Содержание многих коллективных договоров и соглашений отражает «общие принципы», законодательные нормы, а не конкретные обязательства сторон, механизмы контроля и санкции за невыполнение принятых на себя обязательств.

 

Субъекты социального  диалога недостаточно сильны, чтобы  перевести регулирование в режим  тарифной автономии.

 

В 2007 г. в республиках, краях, областях и автономных округах Российской Федерации действовало 8,6 тыс. соглашений, причем этот индикатор развития социального  партнёрства демонстрирует устойчивую позитивную динамику - в 2006 г. было 6,7 тыс. соглашений, в 2005 году - 5 тыс. В их числе 83 региональных (трехсторонние соглашения между администрациями регионов, объединениями профсоюзов и объединениями  работодателей), 3843 отраслевых соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровнях, 1437 территориальных и 3337 иных соглашений.

 

Из общего количества действовавших  в 2007 г. соглашений в субъектах Российской Федерации на региональном уровне социального  партнерства заключено 961 соглашение, на территориальном уровне - 2882 соглашения. По данным субъектов Российской Федерации, в организациях всех форм собственности  количество коллективных договоров, прошедших  уведомительную регистрацию в целом  по Российской Федерации составило 184,7 тыс. (в 2006 году - 177 тыс., в 2005 году - 156 тыс. коллективных договоров).

 

Рис. 1 - Количество зарегистрированных коллективных договоров, ед.

 

 

В том числе:

 

в Центральном федеральном  округе - 39 857;

 

в Северо-Западном федеральном  округе - 8 632;

 

в Южном федеральном округе - 38 124;

 

в Приволжском федеральном  округе - 46 881;

 

в Уральском федеральном  округе - 10 805;

 

в Сибирском федеральном  округе - 33 390;

 

в Дальневосточном федеральном  округе - 7 027.

 

Численность работников, охваченных коллективными договорами в 2006 году, в среднем по Российской Федерации  составляет 27 825 834 чел. (52%). Из них:

Информация о работе Социальное партнёрство