Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:11, реферат
Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов.
Систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.
Создание профсоюзов способствовало развитию коллективно-договорных отношений в социально-трудовой сфере. Первые договоры в России были заключены петербургскими металлистами, бакинскими нефтяниками и некоторыми другими категориями рабочих.
В дореволюционном
в сферу трудового права
и в целом правового
вслед за западноевропейскими
странами предпринимались и специальные
системы разбирательства
были заложены основы обязательного социального страхования, которые строились на принципах социального партнерства.
Советская система коллективно-договорных
отношений имела ярко выраженный
административно-командный
Первый этап (1917-1921) - отмена правовой базы дореволюционных трудовых отношений; ликвидация объединений работодателей, предпринимателей; национализация предприятий, прекращение практики заключения коллективных договоров и соглашений.
Второй этап (1922-1929) - новая
экономическая политика, возрождение
коллективно-договорных отношений
в социально-трудовой сфере. Принятие
законов о коллективных договорах,
профсоюзах, усилении роли партийных
и государственных органов в
регулировании социально-
Третий этап (1930-1946) - абсолютизация
принципа единоначалия на производстве;
введение обязательной трудовой повинности,
административных мер за уклонение
от работы, свертывание коллективно-
Четвертый этап (1947-1964) - возобновление
и совершенствование практики подготовки,
заключения и реализации коллективных
договоров и соглашений. Повышалась
роль постоянно действующих
Пятый этап (1964-1984) - создание
системы коллективно-договорных отношений
на производственном, отраслевом, территориальном,
республиканском и общесоюзном
уровнях; совершенствование
Шестой этап (1985-1991) - развитие новых форм организации и стимулирования труда, введение хозрасчета, самофинансирования, самоуправления на производстве; развитие рабочего движения; возникновение новых независимых профсоюзов; формирование новых подходов к практике подготовки и заключения коллективных договоров и соглашений.
Новый этап в развитии механизма
социального партнерства в
Этапы и характерные черты
становления современной
Первый этап. 1991 год - середина 1990-х годов. Указ Президента России «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» провозгласил начало становлению социального партнерства в постсоветской России. Подавляющая часть общества не удовлетворена ходом рыночных реформ.
Второй этап. Середина 1990-х
годов - 2002 год. Укрепление законодательной
базы социального партнерства. Принятие
федеральных законов «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности»
(12 января 1996 года), «О Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-
Третий этап. 2002 год - по настоящее
время. Социальная переориентация государственных
приоритетов (общенациональные проекты).
Начал действовать Трудовой кодекс
РФ (1 февраля 2002 года). Законодательное
признание социального
Российская модель социального партнерства основывается на:
общих закономерностях и общих принципах социального партнерства, присущих этому феномену, независимо от его принадлежности к той или иной стране;
международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений;
рациональном использовании мирового опыта становления и развития социального партнерства в российской практике с обязательном учетом российской специфики;
учете новых факторов и явлений, которые привносят в практику социального партнерства отечественный опыт и современные реалии.
Сегодня в России существуют
объективные предпосылки
«значительное изменение
природы собственности в
создание базового законодательства
для коллективно-договорного
снижение уровня централизованного
(государственного) регулирования трудовых
отношений. Произошло принципиальное
разграничение экономической
формирование базовых институтов и механизмов проведения коллективных переговоров».
Также характерной чертой
состояния социального
Таким образом, изучив историю развития института социального партнерства в России, можно сделать следующие выводы:
Несмотря на специфические
условия, социально-экономического развития,
в России прослеживаются общемировые
тенденции и закономерности зарождения
правового механизма
Этапы и характерные черты
становления современной
В законодательных актах
отражены основные понятия, применяемые
в рамках социального партнерства,
процедурные вопросы по порядку
ведения переговоров, заключения договоров
и соглашений, характер деятельности
представительных организаций в
системе социального
3.2 Анализ развития социального
партнерства в субъектах
Сложившаяся к сегодняшнему
дню в России система социального
партнерства является многоуровневой
(федеральный, региональный, локальный,
первичный) и функционально
Интересы сторон социального
диалога формулируют и
Формирование данной системы
продолжается с начала 90-х гг., но,
наверное, преждевременно говорить, что
складывание отечественной
Высказанные выше соображения
в первую очередь связаны со спецификой
генезиса современной российской модели
регулирования социально-
Сложившаяся к сегодняшнему дню система изначально формировалась волевым решением исполнительной власти, сверху.
Формирование институтов
представительства интересов
В силу этого поле регулирования социально-трудовых отношений покрыто сетью соглашений и коллективных договоров крайне неравномерно как в территориальном, так и институциональном отношении.
Еще менее удовлетворительно
качественное состояние договорного
регулирования социально-
Субъекты социального
диалога недостаточно сильны, чтобы
перевести регулирование в
В 2007 г. в республиках, краях,
областях и автономных округах Российской
Федерации действовало 8,6 тыс. соглашений,
причем этот индикатор развития социального
партнёрства демонстрирует
Из общего количества действовавших в 2007 г. соглашений в субъектах Российской Федерации на региональном уровне социального партнерства заключено 961 соглашение, на территориальном уровне - 2882 соглашения. По данным субъектов Российской Федерации, в организациях всех форм собственности количество коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию в целом по Российской Федерации составило 184,7 тыс. (в 2006 году - 177 тыс., в 2005 году - 156 тыс. коллективных договоров).
Рис. 1 - Количество зарегистрированных коллективных договоров, ед.
В том числе:
в Центральном федеральном округе - 39 857;
в Северо-Западном федеральном округе - 8 632;
в Южном федеральном округе - 38 124;
в Приволжском федеральном округе - 46 881;
в Уральском федеральном округе - 10 805;
в Сибирском федеральном округе - 33 390;
в Дальневосточном федеральном округе - 7 027.
Численность работников, охваченных коллективными договорами в 2006 году, в среднем по Российской Федерации составляет 27 825 834 чел. (52%). Из них: