Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и ра­ботодателями при посреднической роли государства, по согла­сованию экономических интересов в социально-трудовой сфе­ре и урегулированию социально-трудовых конфликтов.
Систе­му социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

Файлы: 1 файл

РЫНОК ТРУДА. 47. Социальное партнерство понятие и объективные предпосылки возникновения..docx

— 127.69 Кб (Скачать файл)

   Капитал активно  идет на социальное партнерство  когда возникает угроза интересам  капитала и существованию рыночно-капиталистической  системы, например, социальная напряженность грозит перерасти в социальный взрыв; рабочие бастуют и уже готовы взять власть в свои руки.

   Можно сделать следующие  выводы.

   Во-первых, социальное  партнерство — это идеология  сотруд­ничества рабочего класса с классом собственников, когда рабо­чий класс не посягает на основы существующего строя, а пыта­ется путем реформ и переговоров существенно улучшить свое положение.

   Во-вторых, система  социального партнерства может  эффек­тивно функционировать только при определенных условиях: когда экономика на подъеме; когда государство открыто не поддерживает какую-либо социальную группу или класс, а про­водит активную социальную политику в интересах большинст­ва населения; когда развиты парламентские формы демократии и институты гражданского общества, обеспечивающие пред­ставительство интересов различных социальных групп; когда организации рабочего класса (партии, профсоюзы) обладают достаточной силой и пользуются большим авторитетом в обще­стве, когда с их мнением не могут не считаться ни работодате­ли, ни государство.

   В-третьих, именно  эти условия, а также чрезвычайные  об­стоятельства заставляют и государство, и работодателей идти на сотрудничество и переговоры с рабочими. В противном случае капитал может столкнуться с серьезными экономическими по­терями, а государство — с политической нестабильностью в об­ществе.

   В качестве основы  социального партнерства законодатель (ст.24 ТК РФ) закрепил 12 основных принципов,  которые по своему характеру  являются внутриотраслевыми, так  как относятся только к институту  социального партнерства:

  1) Равноправие сторон.

  2)  Уважение и учет  интересов сторон.

  3)  Заинтересованность  сторон в участии в договорных  отношениях.

4) Содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе.

  5)  Соблюдение сторонами  и их представителями законов  и иных нормативных правовых  актов.

  6)  Полномочность представителей  сторон.

  7) Свобода выбора при  обсуждении вопросов, входящих в  сферу труда.

  8)  Добровольность  принятия сторонами на себя  обязательств.

  9)  Реальность обеспечения  принимаемых на себя обязательств.

  10)   Обязательность  выполнения коллективных договоров.

  11)   Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.

  12) Ответственность сторон, их представителей за невыполнение  по их вине коллективных договоров,  соглашений.

   Закон различает  участников и стороны социального  партнерства. Сторонами социального  партнерства являются работники  и работодатели в лице уполномоченных  в установленном порядке представителей.

Уровни социального партнерства

   Система социального  партнерства в соответствии с  трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней:

 

 

федеральный уровень, на котором  устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда;

региональный уровень, на котором субъекты Федерации определяют порядок регулирования в соответствии со своими полномочиями;

отраслевой уровень, на котором  осуществляется отраслевое регулирование;

территориальный уровень, который  распространяет свое действие на территории муниципального образования (город, район  и т.п.);

локальный уровень, на котором  происходит регулирование взаимоотношений  между работниками и работодателями в рамках конкретной организации.

   Трудовое законодательство (гл.4 ТК) в качестве представителей  работников как социальных партнеров  определяет профсоюзы, их организации,  объединения, предусмотренные уставами  общероссийских профсоюзов, или  иные представители, избираемые  работниками в случаях, предусмотренных  Трудовым кодексом (ст.29).

   Представителями работодателей  в социальном партнерстве согласно  ст. 33 ТК являются: руководитель организации  или уполномоченные им лица  в соответствии с трудовым  законодательством, учредительными  документами организации и локальными  нормативными актами. В числе  представителей работодателя называются  объединения – добровольные некоммерческие  организации, основанные на добровольном  членстве работодателей.

   Представителями работодателей  – государства и муниципального  образования – являются их  исполнительные органы.

   Органами социального  партнерства являются комиссии, создаваемые социальными партнерами, по урегулированию социально-трудовых  отношений на всех пяти уровнях  системы партнерства. На федеральном  уровне образуется трехсторонняя  комиссия, правовой статус которой  определен законодательно. Аналогичные  комиссии могут образовываться  в субъектах Федерации и на  территориальном местном уровне. Отраслевые комиссии могут быть  созданы как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  Федерации.

   Основное предназначение  социального партнерства состоит  в том, чтобы путем переговоров  достичь согласованности противоположных  интересов работников и работодателей,  снять острые проблемы. Этим вопросам  посвящена гл.6 ТК РФ. Решение принимается  при единогласном голосовании  сторон комиссии. Если в ходе  работы трехсторонней комиссии (на  любом уровне) возникают споры  по каким-либо вопросам, по таким  вопросам составляется протокол  разногласий и они разрешаются в соответствии с порядком разрешения споров.

   Достижение целей  социального партнерства происходит  благодаря использованию различных  форм (ст.27 ТК РФ): коллективные переговоры, взаимные консультации, участия  работников или их представителей  при разрешении трудовых споров  в судебном порядке. Одной из  форм социального партнерства  является также участие работников, их представителей в управлении  организацией. Законодатель признает  производственную демократию формой  социального партнерства. 

Понятие и виды социально-партнерских  соглашений

   Политические изменения  в нашей стране в последнее  десятилетие и переход к рыночным  отношениям в экономике вызвали  изменения и в социальном партнерстве.  Появился новый вид правовых  актов-договоров, расширивший договорное  регулирование в сфере труда.  Социально-партнерские соглашения стали заключаться не только на уровне организации, но и на уровне Федерации и ее субъектов.

   Социально-партнерское  соглашение – это правовой  акт социального партнерства,  устанавливающий общие принципы  регулирование труда, заключенный  между представителями работников  и работодателей на федеральном,  региональном, отраслевом и территориальном  уровнях.

   Соглашение занимает  по отношению к трудовому законодательству  подчиненное положение, должно  ему соответствовать и не противоречить.  Само название «соглашение» указывает на то, что это определенный вид договора с определенным кругом его участников, их интересами и целями. Эти соглашения расширяют договорный централизованный метод регулирования отношений в сфере труда.

    Как и коллективный  договор, соглашение является  правовой формой социального  партнерства. Однако сфера и  характер его применения отличаются  от коллективного договора. Коллективный  договор регулирует отношения  работников и работодателей на  уровне предприятия (организации), соглашение регулирует социально-партнерские  отношения на более высоком  уровне. Как и коллективный договор,  соглашения занимают по отношению  к трудовому законодательству  подчиненное место, так как  условия соглашений не могут  противоречить трудовому законодательству  и ухудшать по сравнению с  ним положение работников, иначе  они недействительны. Более того, призваны повышать их социальные  гарантии, условия труда и быта.

   Целью заключения  генерального соглашения является  установление общих принципов  регулирования социально-трудовых  отношений на федеральном уровне. Региональное соглашение устанавливает  общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений на  уровне субъекта Российской Федерации.

   В зависимости от  количества участников соглашения  могут быть двусторонними и  трехсторонними, многосторонними.

   По сфере регулирования  отношений и уровню их заключения  различают соглашения: федеральные,  отраслевые, региональные и территориальные.

   Соглашения, заключаемые в различных сферах могут быть: генеральные (федеральный уровень), региональные (субъектов Федерации), тарифные межотраслевые и отраслевые, территориальные.

   Каждый вид соглашений  предполагает конкретный круг  участников и определенный вид  отношений в сфере труда, т.е.  конкретную сферу регулирования.

   Соглашения федерального  уровня устанавливают общие принципы  регулирования социально-трудовых  отношений на всей территории  России. Они могут заключаться  на два-три года.

   Соглашения регионального  уровня устанавливают общие начала  регулирования социально-трудовых  отношений, нормы оплаты труда  и другие условия в пределах  субъекта Федерации.

   Отраслевые тарифные  соглашения заключаются отраслевыми  советом профсоюза и объединениями  работодателей по направлениям  социально-экономического развития  отрасли, социальным гарантиям,  условиям и оплате труда в  конкретной отрасли, поэтому распространяется  только на конкретную  отрасль.

   Территориальное соглашение  представляет собой специальный  акт, устанавливающий условия  решения определенных социально-трудовых  вопросов, связанных с территориальными  особенностями (Крайний Север,  Чернобыльская зона и т.п.). Подобные  соглашения отражают и углубляют  дифференциацию трудового права.

   Иные соглашения  – соглашения, которые могут заключаться  сторонами на любом уровне  социального партнерства по отдельным  направлениям регулирования социально-трудовых  отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений.

 

3. Содержание и механизм  социального партнерства

   Выявление двух  противоположных точек зрения  относитель­но существа социального партнерства (социальное партнерство как антипод классовой борьбе и социальное партнерство как способ согласования противоположных интересов наемных ра­бочих и работодателей) является очень важным, так как разно­му пониманию сущности социального партнерства соответствуют и разные представления относительно его содержания и механизма.

   Согласование интересов  наемных работников и работодате­лей в сфере социально-трудовых отношений осуществляется путем переговоров и завершается заключением коллективных договоров и соглашений. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений является неотъемлемой харак­теристикой системы социального партнерства независимо от понимания его существа. Однако различные представления о сущности социального партнерства находят свое проявление в содержании коллективных договоров.

  Любой коллективный  договор в конечном счете фиксирует  до­говоренность сторон по следующим вопросам:

  — размер заработной  платы и других денежных выплат;

  — механизм регулирования  заработной платы исходя из рос­та цен (индексация заработной платы и доходов);

  — система денежных  компенсаций за работу в ночное  время или праздничные дни;

  — занятость и переквалификация;

  — продолжительность  рабочего дня и рабочей недели;

  — длительность оплачиваемого  отпуска;

  — условия труда  и охрана труда;

  — основные обязанности  сторон (администрации и работ­ников);

— контроль за выполнением коллективного договора.

   При заключении  коллективных договоров упор  делается не на различие интересов  наемных рабочих и работодателей,  а на их совпадение. Работников  пытаются убедить в том, что  они представляют собой единое  целое с работодателями и у  них один общий интерес —  сохранение и развитие предприятия,  на котором они трудятся. Поэтому,  по возможности, в процессе  переговоров они должны выработать общую систему ценнос­тей, основанных на согласии, уважении и взаимных уступках. На тех предприятиях, где реализуется такая идеология социаль­ного партнерства, интересы наемных работников могут пред­ставлять не только профсоюзы, но и любые другие выборные органы, вплоть до «рабочих директоров», как это имеет место в Германии.

   Как правило, в  таких случаях роль государства  в системе со­циального партнерства ограничивается лишь созданием необ­ходимой правовой основы регулирования социально-трудовых отношений, созданием общей системы регламентации трудо­вых отношений. При этом государство не только устанавливает «правила игры», но и выступает гарантом свободы действий сторон, соблюдения ими взятых на себя обязательств, разраба­тывает процедуры ведения переговоров и определяет юридиче­ский статус соглашений.

   В большинстве стран  система социального партнерства  реа­лизуется посредством заключения не только коллективных до­говоров на предприятиях, но и соглашений на уровне общества в целом или отдельных регионов (вертикальная система дого­воров и соглашений). Такие соглашения заключаются между организациями, представляющими интересы наемных работ­ников, объединениями работодателей и государством. На уров­не общества предметом переговоров становятся основные на­правления социально-экономической политики, включая раз­работку показателей и индикаторов социального благополучия нации, системы социальных гарантий для всех слоев населе­ния, а также мер по защите интересов субъектов трудовых отно­шений.

Информация о работе Социальное партнёрство