1. Объективные предпосылки
и условия возникновения социального
партнерства
Социальное партнерство
представляет собой особую систему
отношений, возникающих между
наемными работниками и работодателями
при посреднической роли государства,
по согласованию экономических интересов
в социально-трудовой сфере и урегулированию
социально-трудовых конфликтов.
Систему социального партнерства
называют «трипартизмом», так как в регулировании
социально-трудовых отношений участвуют
три стороны: организации, представляющие
интересы наемных работников, объединения
работодателей и государство.
Система социального
партнерства как механизм регулирования
социально-трудовых отношений получила
развитие после Второй мировой войны,
окончательно утвердилась лишь в 60—70-х
гг. XX столетия, и то не во всех странах.
Сегодня наиболее развитая система социального
партнерства существует в Германии, Австрии,
Швеции и других странах. В меньшей степени
она развита в Южной Европе, США, Японии.
Системы социального партнерства не существует
в слаборазвитых странах. В России она
только формируется.
Формирование системы
социального партнерства возможно
только при определенных условиях.
1. Необходимость регулирования
социально-трудовых отношений возникает
одновременно с возникновением капиталистического
товарного производства, когда в качестве
основных субъектов трудовых отношений
окончательно оформляются два основных
класса — собственники средств производства
и наемные работники, лишенные средств
производства и потому вынужденные продавать
свою рабочую силу, чтобы как-то обеспечить
свое существование.
2. Уже на начальном
этапе развития капиталистического
товарного производства при взаимодействии
двух классов достаточно четко проявился
противоположный характер их интересов.
Рабочий, свободный от средств производства
и не имеющий земли, был вынужден наниматься
на работу к собственнику средств производства
— капиталисту.
Государство помогало
капиталисту в насильственном удлинении
рабочего дня путем установления «разумной
цены» и закрепления в законодательно-принудительном
порядке определенной продолжительности
рабочего дня. Начиная с XIV в. в ряде стран
Западной Европы (Франция, Великобритания,
Нидерланды и др.) действовали статуты
(законы) о рабочих, которые устанавливали
уровень заработной платы наемных рабочих,
продолжительность рабочего дня. Эти статуты
были отменены только в XIX в. Например,
в Англии рабочие статуты были отменены
в 1813 г., когда капитализм прочно встал
на ноги.
Чтобы защитить
себя, рабочие были вынуждены объединяться.
Само развитие капитализма провоцирует
рабочих к объединению. Капитал боится
сплочения рабочих и через государство
пытался себя защищать. Поэтому на протяжении
во многих странах существовали законы,
запрещающие профсоюзы. Только в конце
XIX в. профсоюзы наконец-то легализовались.
В 1868 г. был образован
Британский конгресс тред-юнионов,
в 1898 г. Бельгийская рабочая
партия образовала профсоюзные
комиссии. В 1906 г. началось организованное
профсоюзное движение в России.
В США рабочие организации
были законодательно признаны только
в 30-х гг. XX столетия (закон Вагнера 1936
г. и закон Норриса-Ла Гардена 1932 г.). По
мере развития профсоюзного движения
стали возникать объединения работодателей.
В конце XIX —
начале XX в. в индустриальных странах
постепенно формируется трудовое
законодательство. Так, в 1907 г.
был принят Датский гражданский
кодекс, в 1911 г. — Швейцарский
кодекс обязанностей, в 1915 г. появилось
специальное законодательство в Норвегии,
в 1918 г. аналогичные законы принимаются
в Германии, в 1919 г. — во Франции. В 1919 г.
была образована Международная организация
труда (МОТ). Однако социального партнерства
еще не существовало. С начала XX в. потребовалось
примерно полвека, чтобы в теорию и практику
регулирования социально-трудовых отношений
между наемными работниками и работодателями
прочно вошло такое понятие, как «социальное
партнерство».
В ходе относительно
стабильного развития серьезные экономические
потрясения стали охватили развитые капиталистические
страны. Это и мировой экономический
кризис 1929—1933 гг., и Вторая мировая война.
В результате позиции капитала в развитых
странах были подорваны, что заставило
его искать пути сотрудничества с профсоюзами.
В послевоенной
ФРГ к этому толкала угроза
национализации предприятий, собственники
которых открыто сотрудничали с нацистами.
В США фактором, который заставил предпринимателей
сесть за стол переговоров, стал нефтяной
кризис 1974 г.
Параллельно набирало
мощь профсоюзное движение. Так,
с октября 1949 г. было восстановлено
профсоюзное движение в ФРГ
(было создано Объединение немецких
профсоюзов ОНП). В 1945 г. произошло
слияние профсоюзов Бельгии, была
образована Всеобщая федерация труда
Бельгии (ВФТБ). Набирало мощь профсоюзное
движение в южноевропейских странах (Италия,
Греция, Португалия). В Испании на базе
рабочих комиссий (аналогия профкомов
на предприятиях), выросших в 60-х гг., была
образована Профсоюзная конфедерация
рабочих комиссий (ПКРК). В Великобритании
при содействии профсоюзов была образована
Лейбористская партия Великобритании,
которая после Второй мировой войны трижды
находилась у власти (1945—1951 гг., 1964—1970
гг., 1974-1979 гг.).
В первой половине
XX в. в силу ряда объективных
условий (усиление концентрации
производства, усложнение экономических
связей, обострение социальных проблем
и усиление милитаризации экономики)
произошло расширение экономических
функций государства. «Ночного сторожа»
сменило экономически активное государство.
Оно все сильнее вмешивалось в регулирование
не только экономических, но и социальных
отношений. Как уже отмечалось, во многих
странах Западной Европы и США под давлением
левых сил и профсоюзов получило развитие
социальное законодательство. Именно
на этой волне после Второй мировой войны
сформировалась идеология «государства
всеобщего благоденствия» (Welfare State).
Государственная политика
«социального благоденствия» в
40—50-х гг. XX столетия включала
программы достижения высокого
уровня жизни населения путем создания
государственной системы образования,
здравоохранения, жилищного строительства,
а также программы социального обеспечения,
регулирования минимального размера
заработной платы.
Согласно идеологии
«государства всеобщего благоденствия»
и социального государства, социальная
политика позволяет стабилизировать
общество, уладить конфликты и
добиться утверждения солидарности
и партнерства. Именно в послевоенный
период разрабатывается и утверждается
система минимальных стандартов социального
обеспечения граждан, гарантированных
государством. Благодаря усилиям государства
в послевоенный период в большинстве европейских
стран были созданы национальные социально-экономические
советы из представителей объединений
предпринимателей, профсоюзов и государства.
В 1947 г. в Италии был образован Национальный
совет экономики и труда. В Бельгии в 1948
г. был создан Центральный экономический
совет, а в 1952 г. — Национальный совет труда.
В Голландии в 1950 г. был сформирован Экономический
и социальный совет, а несколько позднее
Совет по проблемам труда. Во Франции Экономический
и социальный комитет действует с 1958 г.,
а в Англии с 1962 г.
Создание в 1919 г.
Международной организации труда
(МОТ) и ее целенаправленные
усилия по содействию внедрению
в практику регулирования социально-трудовых
отношений коллективно-договорных форм
также сыграли роль своеобразного катализатора
развития системы социального партнерства.
МОТ выработала около двух десятков конвенций
и рекомендаций, реализация которых позволила
многим странам выстроить свой механизм
коллективно-договорного регулирования
социально-трудовых отношений.
Становлению новой
системы регулирования социально-трудовых
отношений в развитых странах
в немалой степени способствовало
также развитие в послевоенный период
институтов гражданского общества, формирование
и развитие демократических процедур
принятия решений как на уровне общества
в целом, так и на уровне отдельных предприятий.
Таким образом,
возникновение в 60—70-х гг. XX в.
в развитых странах договорной
формы регулирования социально-трудовых
отношений явилось результатом
длительного экономического и социально-политического
развития, оно стало возможным благодаря
целому ряду объективных и субъективных
условий: усиление концентрации и централизации
капитала и как следствие этого изменение
форм организации труда и характера взаимоотношений
наемных работников и работодателей
в процессе производства; рост сплоченности
рабочего и профсоюзного движения; активная
социальная политика государства; развитие
демократических процедур управления
обществом и др.
2. Сущность социального
партнерства
Понятие и принципы социального
партнерства в сфере труда
Существует два
различных представления о том,
что такое социальное партнерство.
Первое. Социальное
партнерство — это система
взаимоотношений между наемными работниками
и работодателями, которая приходит на
смену классовой борьбе. Согласно такого
рода представлениям, в настоящее время
в силу ряда социально-экономических изменений,
произошедших в развитых странах, отчетливо
проявилась неконструктивность классово-антагонистического
подхода к социально-трудовым отношениям.
Поэтому наметился уход от классовых
противоречий. Классовый конфликт постепенно
превращается в конфликт между организациями,
представляющими разные интересы в обществе,
который можно погасить путем переговоров
и достижения компромисса. Социальное
партнерство в данном случае рассматривается
как один из способов согласования интересов.
Второе. Социальное
партнерство - это способ согласования
противоположных интересов, метод
решения социально-экономических
проблем и регулирования конфликтов между
классом наемных работников и классом
собственников. Несмотря на изменения,
произошедшие в экономической и социальной
сферах современного западного общества,
противоречия интересов наемных работников
и работодателей сохраняются, как сохраняются
классовые различия. В этом случае социальное
партнерство представляет собой способ
смягчения классовых противоречий.
Сторонники и первого,
и второго направления признают
необходимость существования социального
партнерства, но они по-разному определяют
природу этого явления. Те, кто рассматривает
социальное партнерство как антипод классовой
борьбы, исходят из того, что современный
капитализм уже не является капитализмом
в классическом его понимании. Это новое
общество, где больше нет капиталистов
и наемных рабочих, а есть равноправные
партнеры, которые могут договориться
между собой в случае возникновения разногласий.
Согласно их представлениям, современный
капитализм отличается от капитализма
начала XX в., когда существовали два противоположных
класса. Считается, что сегодня благодаря
прежде всего усилиям социал-демократического
движения на смену классовым отношениям
пришли отношения между социальными группами
и слоями, интересы которых, хотя и различаются,
но не коренным образом. В стратегическом
плане эти интересы совпадают и связаны
с сохранением и развитием капиталистического
хозяйства, а не с его ликвидацией. Что
касается текущих интересов, то они могут
совпадать, а могут не совпадать. В том
случае, когда интересы не совпадают, они
могут быть легко согласованы путем переговоров,
через систему социального партнерства.
В таком понимании
социальное партнерство рассматривается
как наиболее привлекательная форма регулирования
социально-трудовых отношений, как способ,
обеспечивающий мирную эволюцию капиталистического
общества в такое его состояние, где классовый
конфликт превращается в конфликт между
организациями — профсоюзами и объединениями
работодателей. Главным условием формирования
партнерских отношений при этом является
совпадение целей наемных работников
и капиталистов.
Сторонники второй
позиции, напротив, считают, что
современный капитализм по своей сути
не отличается от капитализма прошлого
столетия. Наличие частной собственности
на основные средства производства сохраняется,
а потому сохраняется антагонизм интересов
наемных работников и капиталистов. Несовпадение
интересов наемных работников и работодателей
проявляется ежеминутно, ежечасно, не
говоря уж о более отдаленной перспективе.
Преодолеть конфликт интересов в рамках
рыночно-капиталистического типа хозяйства
невозможно эволюционным путем, через
реформы и переговоры. В таком понимании
социальное партнерство — это лишь одна
из форм согласования непримиримых по
сути и противоположных по содержанию
интересов наемных работников и работодателей.
Заключение коллективных
договоров и соглашений — важный
элемент социального партнерства.
Социальное партнерство
— это особая идеология, особое
представление о характере взаимодействия
классов в условиях рыночно-капиталистического
хозяйства, которое сформировалось
в рамках социал-демократического, реформистского
течения в рабочем движении. Это метод
цивилизованного разрешения социально-трудовых
конфликтов, который призван гарантировать
мирную эволюцию капиталистического общества
в такое состояние, где исчезают противоречия
и противоположность интересов рабочих
и собственников, где нет ни диктатуры
работодателя, ни, тем более, диктатуры
пролетариата, а существует общественный
договор и согласие между работниками
и работодателями на основе реализации
прав и интересов сторон.
В этих условиях
государство постепенно утрачивает
свой классовый характер. Оно
превращается в социальное государство.
Возрастает экономическая, социальная
и экологическая его активность.
Идеи классового, социального мира
являются главными в идеологии
социального партнерства, а само социальное
партнерство рассматривается как один
из способов смягчения эксплуатации наемных
работников на базе существующего рыночно-капиталистического
хозяйства.
Социальное партнерство
ориентирует рабочее движение
на борьбу за улучшение положения
трудящихся без коренного преобразования
рыночно-капиталистического общества,
на использование переговоров
с собственником, чтобы добиться
существенного смягчения эксплуатации.
По большому счету, собственнику
нет нужды в социальном партнерстве,
поскольку, обладая экономической
властью, он имеет в своем
распоряжении все необходимые
средства (деньги, политическая и судебная
власть, средства массовой информации
и т.п.) для того, чтобы диктовать рабочим
свою волю и свои условия, а рабочим ничего
не остается как соглашаться на эти условия,
ибо труд на предприятиях, принадлежащих
капиталу, — это основной способ существования
рабочих в условиях рыночной экономики.