Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и ра­ботодателями при посреднической роли государства, по согла­сованию экономических интересов в социально-трудовой сфе­ре и урегулированию социально-трудовых конфликтов.
Систе­му социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

Файлы: 1 файл

РЫНОК ТРУДА. 47. Социальное партнерство понятие и объективные предпосылки возникновения..docx

— 127.69 Кб (Скачать файл)

 

1. Объективные предпосылки  и условия возникновения социального  партнерства

 

   Социальное партнерство  представляет собой особую систему  отношений, возникающих между  наемными работниками и ра­ботодателями при посреднической роли государства, по согла­сованию экономических интересов в социально-трудовой сфе­ре и урегулированию социально-трудовых конфликтов.

  Систе­му социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

   Система социального  партнерства как механизм регулирования  социально-трудовых отноше­ний получила развитие по­сле Второй мировой войны, окончательно утвердилась лишь в 60—70-х гг. XX столетия, и то не во всех странах. Сегодня наи­более развитая система социального партнерства существует в Германии, Австрии, Швеции и других странах. В меньшей степени она развита в Южной Европе, США, Японии. Системы социального партнерства не существует в слаборазвитых стра­нах. В России она только формируется.

   Формирование системы  социального партнерства воз­можно  только при определенных условиях.

  1. Необходимость регулирования  социально-трудовых отноше­ний возникает одновременно с возникновением капиталисти­ческого товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основных класса — собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обес­печить свое существование.

  2. Уже на начальном  этапе развития капиталистического  товар­ного производства при взаимодействии двух классов достаточ­но четко проявился противоположный характер их интересов. Рабочий, свободный от средств производства и не имеющий земли, был вынужден наниматься на работу к собственнику средств производства — капиталисту.

   Государство помогало  капиталисту в насильст­венном удлинении рабочего дня путем установления «разумной цены» и закрепления в законодательно-принудительном по­рядке определенной продолжительности рабочего дня. Начиная с XIV в. в ряде стран Западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды и др.) действовали статуты (законы) о рабочих, которые устанавли­вали уровень заработной платы наемных рабочих, продолжительность рабочего дня. Эти статуты были отменены только в XIX в. Например, в Англии рабочие статуты были отменены в 1813 г., когда капитализм прочно встал на ноги.

   Чтобы защитить  себя, рабочие бы­ли вынуждены объединяться. Само развитие капитализма провоцирует рабочих к объединению. Капитал боится сплочения рабочих и через государство пытался себя защищать. Поэтому на протяжении во многих странах существовали за­коны, запрещающие профсоюзы. Только в конце XIX в. проф­союзы наконец-то легализовались.

   В 1868 г. был образован  Британский конгресс тред-юнионов,  в 1898 г. Бельгийская рабочая  партия образовала профсоюзные  комиссии. В 1906 г. началось организованное  профсоюзное движение в России. В США рабочие организации  были законо­дательно признаны только в 30-х гг. XX столетия (закон Вагне­ра 1936 г. и закон Норриса-Ла Гардена 1932 г.). По мере развития профсоюзного движения стали возникать объединения работо­дателей.

   В конце XIX —  начале XX в. в индустриальных странах  посте­пенно формируется трудовое  законодательство. Так, в 1907 г.  был принят Датский гражданский  кодекс, в 1911 г. — Швейцар­ский кодекс обязанностей, в 1915 г. появилось специальное за­конодательство в Норвегии, в 1918 г. аналогичные законы при­нимаются в Германии, в 1919 г. — во Франции. В 1919 г. была об­разована Международная организация труда (МОТ). Однако социального партнерства еще не существовало. С начала XX в. потребовалось примерно полвека, чтобы в теорию и практику регулирования социально-трудовых отношений между наем­ными работниками и работодателями прочно вошло такое по­нятие, как «социальное партнерство».

   В ходе относительно  стабиль­ного развития серьезные экономические потрясения стали охватили развитые капиталистические страны. Это и мировой экономи­ческий кризис 1929—1933 гг., и Вторая мировая война. В результате позиции капитала в развитых странах были подорваны, что заставило его искать пути сотрудничества с профсоюзами.

   В послевоенной  ФРГ к этому толкала угроза  национализации предприятий, собственники  которых открыто сотрудничали с нацистами. В США факто­ром, который заставил предпринимателей сесть за стол переговоров, стал нефтяной кризис 1974 г.

   Параллельно набирало  мощь профсоюзное движение. Так,  с октября 1949 г. было восстановлено  профсоюзное движение в ФРГ  (было создано Объединение немецких  профсоюзов ОНП). В 1945 г. произошло  слияние профсоюзов Бельгии, бы­ла образована Всеобщая федерация труда Бельгии (ВФТБ). Набирало мощь профсоюзное движение в южноевропейских странах (Италия, Греция, Португалия). В Испании на базе ра­бочих комиссий (аналогия профкомов на предприятиях), вы­росших в 60-х гг., была образована Профсоюзная конфедера­ция рабочих комиссий (ПКРК). В Великобритании при со­действии профсоюзов была образована Лейбористская партия Великобритании, которая после Второй мировой войны трижды находилась у власти (1945—1951 гг., 1964—1970 гг., 1974-1979 гг.).

   В первой половине XX в. в силу ряда объективных  условий (усиление концентрации  производства, усложнение экономи­ческих связей, обострение социальных проблем и усиление ми­литаризации экономики) произошло расширение экономичес­ких функций государства. «Ночного сторожа» сменило эконо­мически активное государство. Оно все сильнее вмешивалось в регулирование не только экономических, но и социальных отношений. Как уже отмечалось, во многих странах Западной Европы и США под давлением левых сил и профсоюзов полу­чило развитие социальное законодательство. Именно на этой волне после Второй мировой войны сформировалась идеология «государства всеобщего благоденствия» (Welfare State).

   Государственная политика  «социального благоденствия» в  40—50-х гг. XX столетия включала  программы достижения вы­сокого уровня жизни населения путем создания государствен­ной системы образования, здравоохранения, жилищного стро­ительства, а также программы социального обеспечения, регу­лирования минимального размера заработной платы.

   Согласно идеологии  «государства всеобщего благоденствия»  и социального государства, социальная  политика позволяет стабилизировать  общество, уладить конфликты и  добиться ут­верждения солидарности и партнерства. Именно в послевоен­ный период разрабатывается и утверждается система мини­мальных стандартов социального обеспечения граждан, гаран­тированных государством. Благодаря усилиям государства в послевоенный период в большинстве европейских стран были созданы национальные социально-экономические советы из представителей объеди­нений предпринимателей, профсоюзов и государства. В 1947 г. в Италии был образован Национальный совет экономики и труда. В Бельгии в 1948 г. был создан Центральный экономиче­ский совет, а в 1952 г. — Национальный совет труда. В Гол­ландии в 1950 г. был сформирован Экономический и социаль­ный совет, а несколько позднее Совет по проблемам труда. Во Франции Экономический и социальный комитет действует с 1958 г., а в Англии с 1962 г.

   Создание в 1919 г.  Международной организации труда  (МОТ) и ее целенаправленные  усилия по содействию внедрению  в практи­ку регулирования социально-трудовых отношений коллектив­но-договорных форм также сыграли роль своеобразного ката­лизатора развития системы социального партнерства. МОТ вы­работала около двух десятков конвенций и рекомендаций, реа­лизация которых позволила многим странам выстроить свой механизм коллективно-договорного регулирования социаль­но-трудовых отношений.

   Становлению новой  системы регулирования социально-тру­довых  отношений в развитых странах  в немалой степени спо­собствовало также развитие в послевоенный период институтов гражданского общества, формирование и развитие демократи­ческих процедур принятия решений как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных предприятий.

   Таким образом,  возникновение в 60—70-х гг. XX в.  в развитых странах договорной  формы регулирования социально-трудо­вых  отношений явилось результатом  длительного экономичес­кого и социально-политического развития, оно стало возмож­ным благодаря целому ряду объективных и субъективных усло­вий: усиление концентрации и централизации ка­питала и как следствие этого изменение форм организации тру­да и характера взаимоотношений наемных работников и рабо­тодателей в процессе производства; рост сплоченности рабоче­го и профсоюзного движения; активная социальная политика государства; развитие демократических процедур управления обществом и др.

 

 

 

2. Сущность социального  партнерства

Понятие и принципы социального  партнерства в сфере труда

   Существует два  различных представления о том,  что такое социальное партнерство.

   Первое. Социальное  партнерство — это система  взаимоотно­шений между наемными работниками и работодателями, кото­рая приходит на смену классовой борьбе. Согласно такого рода представлениям, в настоящее время в силу ряда социально-экономических изменений, произошедших в развитых странах, отчетливо проявилась неконструктивность классово-антагони­стического подхода к социально-трудовым отношениям. По­этому наметился уход от классовых противоречий. Классовый конфликт постепенно превращается в конфликт между органи­зациями, представляющими разные интересы в обществе, ко­торый можно погасить путем переговоров и достижения ком­промисса. Социальное партнерство в данном случае рассмат­ривается как один из способов согласования интересов.

   Второе. Социальное  партнерство - это способ согласования  противоположных интересов, метод  решения социально-эко­номических проблем и регулирования конфликтов между клас­сом наемных работников и классом собственников. Несмотря на изменения, произошедшие в экономической и социальной сферах современного западного общества, противоречия инте­ресов наемных работников и работодателей сохраняются, как сохраняются классовые различия. В этом случае социальное партнерство представляет собой способ смягчения классовых противоречий.

   Сторонники и первого,  и второго направления признают  не­обходимость существования социального партнерства, но они по-разному определяют природу этого явления. Те, кто рассма­тривает социальное партнерство как антипод классовой борь­бы, исходят из того, что современный капитализм уже не явля­ется капитализмом в классическом его понимании. Это новое общество, где больше нет капиталистов и наемных рабочих, а есть равноправные партнеры, которые могут договориться между собой в случае возникновения разногласий. Согласно их представлениям, современный капитализм отличается от капи­тализма начала XX в., когда существовали два противополож­ных класса. Считается, что сегодня благодаря прежде всего уси­лиям социал-демократического движения на смену классовым отношениям пришли отношения между социальными группа­ми и слоями, интересы которых, хотя и различаются, но не ко­ренным образом. В стратегическом плане эти интересы совпа­дают и связаны с сохранением и развитием капиталистическо­го хозяйства, а не с его ликвидацией. Что касается текущих ин­тересов, то они могут совпадать, а могут не совпадать. В том случае, когда интересы не совпадают, они могут быть легко со­гласованы путем переговоров, через систему социального парт­нерства.

   В таком понимании  социальное партнерство рассматривает­ся как наиболее привлекательная форма регулирования соци­ально-трудовых отношений, как способ, обеспечивающий мирную эволюцию капиталистического общества в такое его состояние, где классовый конфликт превращается в конфликт между организациями — профсоюзами и объединениями рабо­тодателей. Главным условием формирования партнерских от­ношений при этом является совпадение целей наемных работ­ников и капиталистов.

   Сторонники второй  позиции, напротив, считают, что  совре­менный капитализм по своей сути не отличается от капитализ­ма прошлого столетия. Наличие частной собственности на ос­новные средства производства сохраняется, а потому сохраня­ется антагонизм интересов наемных работников и капиталис­тов. Несовпадение интересов наемных работников и работода­телей проявляется ежеминутно, ежечасно, не говоря уж о более отдаленной перспективе. Преодолеть конфликт интересов в рамках рыночно-капиталистического типа хозяйства невоз­можно эволюционным путем, через реформы и переговоры. В таком понимании социальное партнерство — это лишь одна из форм согласования непримиримых по сути и противополож­ных по содержанию интересов наемных работников и работо­дателей.

   Заключение коллективных  договоров и соглашений — важный  элемент социального партнерства.

   Социальное партнерство  — это особая идеология, особое  представление о характере взаимодействия  классов в условиях рыночно-капиталистического  хозяйства, которое сформирова­лось в рамках социал-демократического, реформистского тече­ния в рабочем движении. Это метод цивилизованного разреше­ния социально-трудовых конфликтов, который призван гаран­тировать мирную эволюцию капиталистического общества в такое состояние, где исчезают противоречия и противопо­ложность интересов рабочих и собственников, где нет ни дик­татуры работодателя, ни, тем более, диктатуры пролетариата, а существует общественный договор и согласие между работни­ками и работодателями на основе реализации прав и интересов сторон.

   В этих условиях  государство постепенно утрачивает  свой классовый характер. Оно  превращается в социальное государство.  Возрастает экономическая, социальная  и экологическая его активность. Идеи классового, социального мира  являются главными в идеологии  социального партнерст­ва, а само социальное партнерство рассматривается как один из способов смягчения эксплуатации наемных работников на базе существующего рыночно-капиталистического хозяйства.

   Социальное партнерство  ориентирует рабочее движение  на борьбу за улучшение положения  трудящихся без коренного преобразования  рыночно-капиталистического общества, на использование переговоров  с собственником, чтобы добиться  существенного смягчения эксплуатации. По большому счету, собственнику  нет нужды в социальном партнерстве,  поскольку, обладая экономической  властью, он имеет в своем  распоряжении все необходимые  средства (день­ги, политическая и судебная власть, средства массовой инфор­мации и т.п.) для того, чтобы диктовать рабочим свою волю и свои условия, а рабочим ничего не остается как соглашаться на эти условия, ибо труд на предприятиях, принадлежащих капи­талу, — это основной способ существования рабочих в условиях рыночной экономики.

Информация о работе Социальное партнёрство