Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и ра­ботодателями при посреднической роли государства, по согла­сованию экономических интересов в социально-трудовой сфе­ре и урегулированию социально-трудовых конфликтов.
Систе­му социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

Файлы: 1 файл

РЫНОК ТРУДА. 47. Социальное партнерство понятие и объективные предпосылки возникновения..docx

— 127.69 Кб (Скачать файл)

 

Третья группа стран включает Данию, Финляндию и Швецию: профсоюзы  здесь отдельные для различных  групп занятых - синие воротнички, белые воротнички и профессионалы (управленцы). В Греции разделение существует между конфедерациями государственного и частного сектора.

 

Что касается новых стран-членов, то первое и основное разделение возникает  здесь между профсоюзами, созданными в конце 80-х - начале 90-х гг., и теми профсоюзами, которые являются наследием  прошлой политической системы, которые  «сами реформировали себя», приспособили себя к новому экономическому и социальному  контексту. Чехия, Эстония, Латвия, Словакия и Словения могут рассматриваться  более или менее как часть  вышеупомянутой «первой группы», так  как в этих странах существует значимая доминирующая конфедерация и  лишь небольшие альтернативные профсоюзы (за исключением Латвии).

 

В других странах существует множество конкурирующих конфедераций (вторая группа), разделенных (изначально) по политическим и профессиональным причинам. Количество основных конфедераций варьируется здесь от двух на Мальте и в Польше до шести в Венгрии, где есть основная конфедерация в  государственном секторе и в  дополнение к этому четыре основных профсоюза в частном секторе.

 

Объединения работодателей  и профсоюзов рассматриваются как  основные игроки в сфере трудовых отношений на уровне Европейского Союза. Условия их участия в процессе консультаций по возможной социальной политике ЕС и инициативах в сфере  трудовых отношений обозначены в  Статье 138 Договора Европейского Сообщества.

 

Охват коллективными переговорами, то есть процент работников, оплата и условия труда для которых  определяются, по крайней мере, в  некоторой степени, коллективными  соглашениями, сильно варьируется в  пределах ЕС, но в целом этот охват  высокий (несмотря на то, что его  уровень постепенно снижается в  некоторых странах) (см. Приложение 1). Действительно высокая степень  охвата коллективными переговорами может быть обнаружена в большинстве  стран с существованием системы  отраслевых коллективных соглашений, как в Дании, Франции, Германии, Голландии, Испании и Швеции. В ряде случаев, в таких странах, как Австрия, Франция, Германия и Голландия, существуют системы расширения (последующего распространения) отраслевых коллективных соглашений на работников и работодателей, которые  не являются членами подписавших  соглашение объединений, что повышает уровень охвата переговорами. В Финляндии, Греции и Ирландии высокий уровень  охвата переговорами достигается за счет межотраслевых соглашений. В  самой нижней части этой группы стран  по степени охвата находится Великобритания, где переговоры происходят в основном на уровне компаний, на самых низких уровнях, - здесь лишь чуть более одной трети всех работников получают оплату, которая регулируется в ходе коллективных переговоров.

 

Положения по последующему распространению  результатов, достигаемых в ходе ведения коллективных переговоров, на другие компании, отрасли и регионы  являются довольно общими для большинства  стран-членов ЕС, а также и для  присоединившихся стран. За исключением  Швеции и Великобритании, во всех странах  предусмотрено расширение коллективных соглашений. Степень, в которой механизмы  расширения применяются в стране, является наиболее существенным определяющим фактором для колебаний уровня охвата коллективными переговорами в различных  странах: степень охвата переговорами значительно возрастает при использовании  практики расширения.

 

Процент охвата коллективными  переговорами играет существенную роль, а, следовательно, важны и механизмы, расширяющие положения коллективных соглашений, распространяющие их не только на членов подписавших объединений, но и на других работодателей и  работников. Они являются важными  факторами, оказывающими сильное влияние  на процедуры и практику определения  заработной платы, рабочего времени, условий  труда, поэтому они влияют и на экономическое развитие. И напротив, применимость, и реальное использование  механизмов расширения решающим образом  зависит от характера системы  переговоров. Процедуры расширения для коллективных соглашений представлены в Приложении 2.

Как показано в Приложении 3, функциональные эквиваленты положениям по расширению существуют в шести  из 20 стран, рассмотренных в рамках данного анализа. Их содержание и  механизмы очень широки, поэтому  не всегда представляется возможным  оценить специфическое влияние  этих эквивалентов на степень охвата коллективными переговорами. Самым  удивительным, однако, является то, что  эти положения, как, например, обязательное членство в объединениях работодателей  в Австрии и Словении, кажется, оказывают сильный и положительный  эффект на степень охвата коллективными  переговорами. Поэтому едва ли удивительно, что в обеих странах степень  охвата переговорами почти полная. В большинстве стран коллективные соглашения носят обязательный характер не только для сторон, участвовавших  в переговорах, но и для всех работников и работодателей данной отрасли  или региона в целом. В ряде стран, включая Австрию, Германию, Ирландию, Италию и Словению, правовые положения, регулирующие государственные закупки, требуют от подрядчиков соблюдать  условия, прописанные в коллективных соглашениях. В Италии суды принимают  во внимание размер минимальной заработной платы, зафиксированный в коллективном соглашении, и ссылаются на этот уровень при оценке соответствия заработной платы конституционным  требованиям по оплате труда. В Австрии  и Словении членство в объединении, участвующем в переговорах, является обязательным для работодателей.

 

В присоединившихся странах  уровень охвата коллективными переговорами в целом ниже, здесь наблюдается  децентрализованный характер ведения  переговоров и более низкий уровень  членства в профсоюзах. Словения является одним из основных исключений из этого  правила. Здесь существует централизованная система ведения переговоров, обеспечивающая почти полный охват рабочей силы переговорным процессом. Сравнительно высокая степень охвата (но все еще достаточно низкая по меркам ЕС) наблюдается на Кипре, в Словакии и в Венгрии, где отраслевые переговоры играют более существенную роль, чем в других странах Центральной Европы.

 

Профсоюзы являются не единственными  организациями, берущими на себя функции  представительства интересов работников. Существуют и другие формы представительства  интересов работников, в основном базирующиеся на предприятии или  рабочем месте.

 

В большинстве стран ЕС существует широко распространенная система  косвенного или представительского участия работников на уровне компании или рабочего места: это избираемые «советы предприятия» или схожие с ними органы. Сформированные системы советов предприятий, базирующиеся на законодательстве или применяющихся коллективных соглашениях, существуют в Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Италии, Люксембурге, Голландии, Португалии и Испании. В этих странах Советы предприятия избираются работниками (иногда из списков профсоюзов) и обладают рядом прав по информированию и консультированию - и даже права по «совместному принятию решений» по определенным вопросам в некоторых странах (например, в Германии) - по широкому спектру вопросов, касающихся финансовой и экономической ситуации компании, ситуации с занятостью, вопросов управления персоналом, условий занятости. В Швеции законодательство предоставляет схожие права профсоюзам в компаниях.

 

Только в Ирландии и  Великобритании не существует общей, постоянной системы органов типа советов  предприятий. Здесь степень влияния  работников на рабочих местах ограничивается в основном признанием профсоюзов и  добровольным учреждением представительских  структур (путем соглашения или по инициативе менеджмента), за исключением  специфических обстоятельств, когда  порядок диктуется Директивами  ЕС

 

Анализ международного опыта  социального партнерства показывает, что существует ряд вопросов, на решение которых значительное влияние  оказывает институт социального  партнерства. К ним относятся:

 

1. Влияние социального  партнерства на эффективность  политики

 

В условиях сужения национальной автономии и свободы действий институты социального диалога  вооружают национальные директивные  органы мощным средством возможностями  по мобилизации информации. Это наглядно демонстрируют системы подготовки кадров в Бразилии и Германии. В  Уругвае социальное партнерство  также играло решающую роль в развитии системы профессионально-технического обучения и аттестации специалистов, что содействовало местным компаниям выдерживать конкуренцию.

 

Исключительно показательным  в отношении политической эффективности  является опыт четырех небольших  государств, которые использовали социальное партнерство в качестве одного из средств достижения экономического возрождения в Австрии, Дании, Ирландии и Нидерландов. В результате они  добились повышения экономической  эффективности, и в том числе  активизации участия мужчин и  женщин на рынке труда и сокращения безработицы. В этом процессе участвующие  партнеры осознали свою зависимость  друг от друга во имя достижения определенных политических целей и  недопущения развития негативных тенденций.

 

Другой вид социального  партнерства просматривается с  точки зрения взаимоотношений с  институтами производительности, которые  играют важную роль во многих странах  Азии, таких как Япония и Сингапур. В Южной Африке проект «Задачи  в сфере производства», начатый  Министерством торговли и промышленности, нацелен на рост рентабельности местной  промышленности при участии социальных партнеров. Социальные партнеры могут  также на ранней стадии предостерегать о возможных проблемах на рынке  труда.

 

2. Влияние социального  партнерства на оплату труда,  безработицу и сопряженные вопросы

 

В литературе по этим проблемам  анализируются социально-экономические  корреляты социального партнерства  между национальным правительством и ведущими ассоциациями работодателей  и работников, в частности в  отношении инфляционных процессов  и уровня безработицы.

 

Согласно недавно опубликованному  Всемирным банком обзору имеющейся  на этот счет литературы, «страны, придерживающиеся скоординированной политики в области  коллективных переговоров, как правило, и при равных прочих условиях, имеют  более низкие уровни безработицы, чем  другие страны. Другие недавние исследования также свидетельствуют о том, что чем выше степень координации  заработной платы, тем ниже уровень  безработицы.

 

3. Влияние социального  партнерства на процесс преобразований  и кризисы

 

Чрезвычайно важна роль социального  партнерства в достижении консенсуса, особенно когда реформы в области  политики влекут за собой определенные потери в краткосрочном плане, обещая более широкие (но не гарантированные) преимущества или «перетасовку»  внутри различных социальных групп.

 

Благодаря социальному партнерству  можно добиться широкого социального  консенсуса по спорным и иногда непопулярным реформам. Например, реформа пенсионного  обеспечения в странах континентальной  Европы была одобрена без каких-либо эксцессов, после того как к процессу разработки реформы и ее проведения правительства привлекли организации  работодателей и особенно профсоюзы. В Австрии, Дании, Ирландии и Нидерландах  в ходе реформ, начатых в 1990-м году в области рынка труда, постоянно  поддерживался диалог социальных партнеров  с правительством на национальном и  местном уровнях.

 

Опыт ряда развивающихся  стран подтверждает важную роль трехсторонних  социальных партнеров в процессе социальных преобразований. Например, в Южной Африке в период конца 1980-х и начала 1990-х годов страна покончила с режимом апартеида  и приступила к быстрому развитию основ демократии и более открытой экономики. При поддержке опытного политического руководства и  в условиях ведения социального  диалога на национальном уровне, который  в настоящее время ведется  Национальным советом экономического развития и трудовых проблем и  Советом целей тысячелетия в  области труда, страна добилась больших  успехов в ходе переходного периода.

 

В Мексике, начиная с середины 1980-х и вплоть до середины 1990-х  годов, социальные партнеры периодически выступали в качестве инициаторов  рассмотрения серьезных экономических  проблем, с которыми сталкивается страна. В середине 1980-х годов в Уругвае  и в начале 1990-х годов в Чили социальный диалог стал катализатором  реставрации демократического порядка  и экономических реформ.

 

4. Влияние социального  партнерства на развитие предприятий

 

Сами предприятия обеспечивают собственный успех и не только с точки зрения прибылей, но и  в более широком смысле, укрепляя свои контакты с акционерами, наемными работниками и их представителями, субподрядчиками, а также всеми  заинтересованными сторонами, такими как потребители и местные  общины. Фирмы и профсоюзные организации  могут выступать в роли социальных партнеров, благодаря чему активными  участниками этого процесса становятся все подразделения этой фирмы  внутри страны, субрегиона или всего мира.

 

Внутри компании социальное партнерство может носить различные  формы согласованных между работниками  и администрацией инициатив, которые  в некоторых странах включают даже элементы принятия общих решений  по целому ряду вопросов. На высокорентабельных предприятиях новые формы организации  труда, такие как бригадные формы  труда, многопрофильность, оплата по конечному результату, выравнивание иерархий и т.д. ведут к повышению производительности труда и рентабельности предприятий в том случае, если они применяются в совокупности, а не по отдельности.

 

5. Влияние социального  партнерства на совершенствование  методов корпоративного управления

 

В результате финансовых скандалов, затронувших ведущие компании мира, все настойчивее стали звучать  требования о проведении реформ правил, применяемых к корпоративному управлению. Возможно, злоупотребления имеют  меньшие масштабы, когда управляющие  подотчетны не только перед своими акционерами, но также и перед  организациями, представляющими работников, и другими заинтересованными  сторонами.

Информация о работе Социальное партнёрство