Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:11, реферат
Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов.
Систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.
Третья группа стран включает Данию, Финляндию и Швецию: профсоюзы здесь отдельные для различных групп занятых - синие воротнички, белые воротнички и профессионалы (управленцы). В Греции разделение существует между конфедерациями государственного и частного сектора.
Что касается новых стран-членов, то первое и основное разделение возникает здесь между профсоюзами, созданными в конце 80-х - начале 90-х гг., и теми профсоюзами, которые являются наследием прошлой политической системы, которые «сами реформировали себя», приспособили себя к новому экономическому и социальному контексту. Чехия, Эстония, Латвия, Словакия и Словения могут рассматриваться более или менее как часть вышеупомянутой «первой группы», так как в этих странах существует значимая доминирующая конфедерация и лишь небольшие альтернативные профсоюзы (за исключением Латвии).
В других странах существует
множество конкурирующих
Объединения работодателей и профсоюзов рассматриваются как основные игроки в сфере трудовых отношений на уровне Европейского Союза. Условия их участия в процессе консультаций по возможной социальной политике ЕС и инициативах в сфере трудовых отношений обозначены в Статье 138 Договора Европейского Сообщества.
Охват коллективными переговорами, то есть процент работников, оплата и условия труда для которых определяются, по крайней мере, в некоторой степени, коллективными соглашениями, сильно варьируется в пределах ЕС, но в целом этот охват высокий (несмотря на то, что его уровень постепенно снижается в некоторых странах) (см. Приложение 1). Действительно высокая степень охвата коллективными переговорами может быть обнаружена в большинстве стран с существованием системы отраслевых коллективных соглашений, как в Дании, Франции, Германии, Голландии, Испании и Швеции. В ряде случаев, в таких странах, как Австрия, Франция, Германия и Голландия, существуют системы расширения (последующего распространения) отраслевых коллективных соглашений на работников и работодателей, которые не являются членами подписавших соглашение объединений, что повышает уровень охвата переговорами. В Финляндии, Греции и Ирландии высокий уровень охвата переговорами достигается за счет межотраслевых соглашений. В самой нижней части этой группы стран по степени охвата находится Великобритания, где переговоры происходят в основном на уровне компаний, на самых низких уровнях, - здесь лишь чуть более одной трети всех работников получают оплату, которая регулируется в ходе коллективных переговоров.
Положения по последующему распространению результатов, достигаемых в ходе ведения коллективных переговоров, на другие компании, отрасли и регионы являются довольно общими для большинства стран-членов ЕС, а также и для присоединившихся стран. За исключением Швеции и Великобритании, во всех странах предусмотрено расширение коллективных соглашений. Степень, в которой механизмы расширения применяются в стране, является наиболее существенным определяющим фактором для колебаний уровня охвата коллективными переговорами в различных странах: степень охвата переговорами значительно возрастает при использовании практики расширения.
Процент охвата коллективными
переговорами играет существенную роль,
а, следовательно, важны и механизмы,
расширяющие положения
Как показано в Приложении
3, функциональные эквиваленты положениям
по расширению существуют в шести
из 20 стран, рассмотренных в рамках
данного анализа. Их содержание и
механизмы очень широки, поэтому
не всегда представляется возможным
оценить специфическое влияние
этих эквивалентов на степень охвата
коллективными переговорами. Самым
удивительным, однако, является то, что
эти положения, как, например, обязательное
членство в объединениях работодателей
в Австрии и Словении, кажется,
оказывают сильный и
В присоединившихся странах уровень охвата коллективными переговорами в целом ниже, здесь наблюдается децентрализованный характер ведения переговоров и более низкий уровень членства в профсоюзах. Словения является одним из основных исключений из этого правила. Здесь существует централизованная система ведения переговоров, обеспечивающая почти полный охват рабочей силы переговорным процессом. Сравнительно высокая степень охвата (но все еще достаточно низкая по меркам ЕС) наблюдается на Кипре, в Словакии и в Венгрии, где отраслевые переговоры играют более существенную роль, чем в других странах Центральной Европы.
Профсоюзы являются не единственными
организациями, берущими на себя функции
представительства интересов
В большинстве стран ЕС существует широко распространенная система косвенного или представительского участия работников на уровне компании или рабочего места: это избираемые «советы предприятия» или схожие с ними органы. Сформированные системы советов предприятий, базирующиеся на законодательстве или применяющихся коллективных соглашениях, существуют в Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Италии, Люксембурге, Голландии, Португалии и Испании. В этих странах Советы предприятия избираются работниками (иногда из списков профсоюзов) и обладают рядом прав по информированию и консультированию - и даже права по «совместному принятию решений» по определенным вопросам в некоторых странах (например, в Германии) - по широкому спектру вопросов, касающихся финансовой и экономической ситуации компании, ситуации с занятостью, вопросов управления персоналом, условий занятости. В Швеции законодательство предоставляет схожие права профсоюзам в компаниях.
Только в Ирландии и Великобритании не существует общей, постоянной системы органов типа советов предприятий. Здесь степень влияния работников на рабочих местах ограничивается в основном признанием профсоюзов и добровольным учреждением представительских структур (путем соглашения или по инициативе менеджмента), за исключением специфических обстоятельств, когда порядок диктуется Директивами ЕС
Анализ международного опыта
социального партнерства
1. Влияние социального партнерства на эффективность политики
В условиях сужения национальной
автономии и свободы действий
институты социального диалога
вооружают национальные директивные
органы мощным средством возможностями
по мобилизации информации. Это наглядно
демонстрируют системы
Исключительно показательным в отношении политической эффективности является опыт четырех небольших государств, которые использовали социальное партнерство в качестве одного из средств достижения экономического возрождения в Австрии, Дании, Ирландии и Нидерландов. В результате они добились повышения экономической эффективности, и в том числе активизации участия мужчин и женщин на рынке труда и сокращения безработицы. В этом процессе участвующие партнеры осознали свою зависимость друг от друга во имя достижения определенных политических целей и недопущения развития негативных тенденций.
Другой вид социального
партнерства просматривается с
точки зрения взаимоотношений с
институтами
2. Влияние социального
партнерства на оплату труда,
безработицу и сопряженные
В литературе по этим проблемам
анализируются социально-
Согласно недавно
3. Влияние социального
партнерства на процесс
Чрезвычайно важна роль социального партнерства в достижении консенсуса, особенно когда реформы в области политики влекут за собой определенные потери в краткосрочном плане, обещая более широкие (но не гарантированные) преимущества или «перетасовку» внутри различных социальных групп.
Благодаря социальному партнерству
можно добиться широкого социального
консенсуса по спорным и иногда непопулярным
реформам. Например, реформа пенсионного
обеспечения в странах
Опыт ряда развивающихся стран подтверждает важную роль трехсторонних социальных партнеров в процессе социальных преобразований. Например, в Южной Африке в период конца 1980-х и начала 1990-х годов страна покончила с режимом апартеида и приступила к быстрому развитию основ демократии и более открытой экономики. При поддержке опытного политического руководства и в условиях ведения социального диалога на национальном уровне, который в настоящее время ведется Национальным советом экономического развития и трудовых проблем и Советом целей тысячелетия в области труда, страна добилась больших успехов в ходе переходного периода.
В Мексике, начиная с середины 1980-х и вплоть до середины 1990-х годов, социальные партнеры периодически выступали в качестве инициаторов рассмотрения серьезных экономических проблем, с которыми сталкивается страна. В середине 1980-х годов в Уругвае и в начале 1990-х годов в Чили социальный диалог стал катализатором реставрации демократического порядка и экономических реформ.
4. Влияние социального
партнерства на развитие
Сами предприятия обеспечивают
собственный успех и не только
с точки зрения прибылей, но и
в более широком смысле, укрепляя
свои контакты с акционерами, наемными
работниками и их представителями,
субподрядчиками, а также всеми
заинтересованными сторонами, такими
как потребители и местные
общины. Фирмы и профсоюзные
Внутри компании социальное
партнерство может носить различные
формы согласованных между
5. Влияние социального
партнерства на
В результате финансовых скандалов, затронувших ведущие компании мира, все настойчивее стали звучать требования о проведении реформ правил, применяемых к корпоративному управлению. Возможно, злоупотребления имеют меньшие масштабы, когда управляющие подотчетны не только перед своими акционерами, но также и перед организациями, представляющими работников, и другими заинтересованными сторонами.