Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и ра­ботодателями при посреднической роли государства, по согла­сованию экономических интересов в социально-трудовой сфе­ре и урегулированию социально-трудовых конфликтов.
Систе­му социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

Файлы: 1 файл

РЫНОК ТРУДА. 47. Социальное партнерство понятие и объективные предпосылки возникновения..docx

— 127.69 Кб (Скачать файл)

 

в Центральном федеральном  округе - 7 635 453 чел. (62%);

 

Северо-Западном - 1 591 063 чел. (42%);

 

Южном - 3 752 334 чел. (23%);

 

Приволжском - 6 420 888 чел. (68%);

 

Уральском - 3 362 322 чел. (74%);

 

Сибирском -4 011 703 чел. (66%);

 

Дальневосточном - 1 052 071 чел. (63%).

 

Динамика роста численности  работников, охваченных коллективными  договорами, представлена на рис. 2.

 

Рис. 2 - Динамика роста численности  работников, охваченных коллективными  договорами, млн. чел.

 

 

По состоянию на 31 декабря 2007 г. коллективными договорами было охвачено 27,8 млн. чел. (на соответствующую  дату в 2006 г. было 27,3 млн. чел., в 2005 г. - 24,4 млн. чел.), что составило 52% от общей  численности работников, занятых  в реальном секторе экономики.

 

Наличие комплекса общих  характеристик, позволяющих говорить о типичности регионов, не отменяет существующие социально-экономические  различия, уровень интенсивности  социального диалога. Это проявляется  в количестве заключенных коллективных договоров и соглашений, степени  охвата ими наемных работников, отраслевой структуре коллективных договоров  и соглашений. Существуют различия в структуре, активности, представительности региональных организаций, представляющих интересы работников и работодателей. В рамках административной реформы  происходят изменения и в структуре  органов исполнительной власти, отвечающих за регулирование социально-трудовых отношений.

 

Вместе с тем виден  и ряд общих черт, которые позволяют  констатировать наличие общей «российской  модели социального партнерства». Ее основными чертами на региональном уровне являются: законодательная база, региональная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, более или менее разветвленная  система территориальных комиссий, достаточно высокий охват действием  соглашений и коллективных договоров  работников, базовых для данного  региона отраслей, в первую очередь, работников крупных и средних  предприятий.

 

Кроме того, при всех существенных различиях социально-экономического положения регионов во всех рассматриваемых  регионах наблюдается низкий уровень  социальной напряженности, социальных конфликтов.

 

Основными причинами, сдерживающими  распространение практики заключения коллективных договоров, остаются:

 

«неустойчивое финансовое положение  организаций, нарушение экономических  связей и отсутствие выгодных рынков сбыта;

 

нежелание работодателей  брать на себя конкретные обязательства  по сохранению или повышению социальных гарантий наемным работникам;

 

отсутствие во многих организациях первичных профсоюзных организаций;

 

противодействие работодателей-собственников  объединению работников в профессиональные организации;

 

социальная пассивность  работников, отсутствие с их стороны  стремления к объединению и коллективной защите своих интересов, недооценка ими роли и значения коллективных договоров, как инструмента, обеспечивающего  их правовую и социальную защиту».

 

Для дальнейшего успешного  развития института социального  партнерства в субъектах РФ необходим  комплексный подход к решению  проблемных вопросов на федеральном, региональном и муниципальном уровне, уровне предприятий  и организаций.

 

Таким образом, анализ развития социального партнерства в субъектах  РФ, позволяет сделать следующие  выводы:

 

Если количественная тенденция  развития социального партнерства  позитивная, то с качеством и эффективностью выполнения соглашений не столь благополучно. На фоне продолжающихся в стране социально-экономических  трансформаций при сохранении низкого  уровня заработной платы и резкой поляризации доходов населения  механизм взаимодействия социальных партнеров  функционирует неэффективно.

 

Практика показывает, что  принимаемые тремя сторонами  решения еще не стали обязательными  для исполнения, прежде всего органами исполнительной власти. Генеральные  соглашения за все время их заключения в полном объеме не выполнялись ни разу. Вместе с тем есть примеры, когда региональные трехсторонние  соглашения выполняются полностью, в некоторых регионах это стало  уже традицией. К сожалению, федеральный  уровень подобного пока не демонстрирует.

 

Однако самым «сложным»  участником социального диалога  остается государство; к сожалению, недостаточно ответственное отношение  органов исполнительной власти к  выполнению своих обязательств по трехсторонним  соглашениям типично для России. И это особенно печально, поскольку  государство продолжает оставаться крупнейшим работодателем. Естественно, данная ситуация оказывает негативное влияние на весь процесс договорного  регулирования трудовых отношений.

 

3.3 Перспективы развития  института социального партнерства  в Российской Федерации

 

 

Проблематика социального  партнерства относится к иному  качественному уровню зрелости экономической  системы, чем тот, на котором находится  экономическая система нашей  страны. Образно говоря, социальное партнерство - это привилегия взрослого  и развитого общественного организма, находящегося в здоровом состоянии. Механизм социального партнерства - это механизм для относительно спокойной, развитой экономики, для  стабильного общества. А, следовательно, решая проблему партнерства, необходимо начать с создания необходимых социально-экономических  условий, что особенно сложно в период мирового финансового кризиса.

 

Особенно остро встают вопросы в трудовой сфере: закрытие предприятий, рост безработицы, сокращение заработных плат работников, нарушение  трудового законодательства при  увольнении и др. В настоящее время  главная задача для всех - выжить; однако стратегии выживания таковы, что каждая сторона старается  выжить за счет других, что подрывает  основы созданных институтов социального  партнерства.

 

Президент РФ Д.А. Медведев озвучил  четкую политику руководства страны по социальным вопросам: «Считаю принципиальным для власти в этот сложный период обеспечить установленный законом  уровень социальных гарантий. И продолжить исполнение всех наиболее значимых социальных программ. На социальных вопросах власти не имеют права экономить. Мы не для  того развивали последние 17 лет нашу экономику, чтобы, когда наступит кризис, мы вышли на эту ситуацию не подготовленными. Сейчас есть возможность проявить себя».

 

Решая социальные вопросы, государство  вынуждено активно вступать в  социальный диалог со всеми его участниками. В первую очередь это должно отразиться на тех действиях и реализации тех механизмов, которые превращают диалог из формальности в реальное сотрудничество трех социальных партнеров. Соответственно существует реальная возможность  устранения особо значительных недостатков  в развитии института социального  партнерства и повышения его  эффективности.

 

Следовательно, в ближайшее  время следует ожидать усиления ряда тенденций в развитии российской модели социального партнерства.

 

В структуре системы социального  партнерства это:

 

совершенствования правового  поля социального партнерства и  механизмов исполнения законов;

 

повышение статуса органов  социального партнерства на федеральном  уровне;

 

развитие межрегионального уровня взаимодействия (социальное партнерство  на уровне федеральных округов);

 

развитие территориального уровня системы социального партнерства (на уровне муниципальных образований  и на межмуниципальном уровне);

 

укрупнение отраслевого  уровня, сокращение числа отраслевых секторов за счет расширения сферы  их влияния;

 

конкретизация договорных обязательств на локальном уровне.

 

В содержании взаимодействия субъектов социального партнерства:

 

наполнение соглашений более  конкретным содержанием, установление определенной «планки» взаимоотношений  в социально-трудовой сфере. «Возможно  дальнейшее развитие социального аудита, как важнейшего фактора ведения  переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений»..

 

По результатам исследования, проведенного в Третьей главе  можно сделать следующие выводы:

 

Основу социально-партнерского регулирования трудовых отношений  на современном этапе заложил  опыт партнерских отношений в  дореволюционной России. Этапы и  характерные черты становления  современной системы социального  партнерства в России выглядят следующим  образом: Первый этап. 1991 год - середина 1990-х годов - начало становлению социального  партнерства в постсоветской  России; Второй этап. Середина 1990-х годов - 2002 год - укрепление законодательной  базы социального партнерства; Третий этап. 2002 год - по настоящее время - социальная переориентация государственных приоритетов.

 

Количественный рост числа  заключенных соглашений на региональном уровне в России происходит на фоне низкого качества и неэффективного выполнения данных соглашений.

 

К национальным особенностям российской модели социального партнерства  относятся: значительная роль государства  в процессе регулирования социально-трудовых отношений; широкая сфера отношений, регулируемых на принципах социального  партнерства; многоуровневый характер, высокая структурированность (шесть уровней, семь видов соглашений); слабость законодательного обеспечения; незначительное число ратифицированных конвенций МОТ.

 

В условиях экономической  и социальной нестабильности закономерно  общее усиление роли социального  партнерства, как одного из важнейших  механизмов проводимой в стране антикризисной  социальной политики. Следовательно, в  ближайшей перспективе следует  ожидать совершенствования структуры  системы социального партнерства  и совершенствования содержания взаимодействия субъектов социального  партнерства.

 

Социальное партнерство, его идеология и практика дают шанс современной России уберечь  общество от окончательного раскола, а  страну - от неизбежной гибели. Именно оно - как цель и как современная, не откладываемая на неопределенное будущее практика позволит успешно  регулировать взаимоотношения в  сфере труда и капитала.

 

Заключение

 

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

 

В основе становления отношений  социального партнерства лежат  социально-экономические, социально-политические и социально-культурные предпосылки.

 

История развития концепций  социального партнерства состоит  из четырех основных этапов: 1) античные идеи солидарности граждан как равных и свободных индивидов. 2) становление  и развитие теоретических конструктов  естественно-правовой модели общества; 3) перевод модели социального взаимодействия из разряда идеальных конструкций  в сферу социальной реальности. 4) социальное партнерство, как новая  система цивилизованных общественных отношений, обуславливающих формирование социального государства.

 

Основные принципы социального  партнерства в трудовой сфере: следование нормам законодательства; полномочность  и равноправие представителей сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, входящих в состав содержания коллективных договоров и соглашений; добровольность сторон в принятии и  несении обязательств и ответственности; регулярность контроля и ответственность  за выполнение обязательств.

 

Основные формы социального  партнерства в сфере труда: коллективные переговоры по разработке проектов коллективных договоров, соглашений и их подписанию; взаимные консультации по разрешению вопросов, связанных с регулировкой трудовых прав и обязанностей и других, тесно прилегающих к ним проблем  по обеспечению гарантий прав работников, совершенствованию законодательной  базы; участие рабочих в досудебных рассмотрениях споров трудовой сферы; участие работников, их представителей в управлении организацией.

 

В мировой практике успешно  действует значительное количество законодательных и нормативных  актов, регулирующих отдельные институты  механизма социального партнерства (мирные и судебные формы урегулирования трудовых споров и конфликтов, социальные планы и т.д.). Но на национальном уровне в данный момент ни в одной  стране не принят закон о социальном партнерстве как о едином целом.

 

В Европе в основном высокая  степень охвата коллективными переговорами, и ключевым компонентом национальных институтов трудовых отношений является расширение (дальнейшее распространение) существующих соглашений.

 

Анализ международного опыта  социального партнерства показывает, что существует ряд вопросов, на решение которых значительное влияние  оказывает институт социального  партнерства: эффективность политики, оплата труда, безработица и сопряженные  вопросы, процессы преобразований и  кризисы, развитие предприятий, совершенствование  методов корпоративного управления.

 

Международный опыт социального  партнерства представляет интересную и полезную практику для России, с учетом обязательной его адаптации  к российским условиям.

 

Этапы и характерные черты  становления современной системы  социального партнерства в России выглядят следующим образом: Первый этап. 1991 год - середина 1990-х годов - начало становлению социального партнерства  в постсоветской России; Второй этап. Середина 1990-х годов - 2002 год - укрепление законодательной базы социального  партнерства; Третий этап. 2002 год - по настоящее  время - социальная переориентация государственных  приоритетов.

 

Количественный рост числа  заключенных соглашений на региональном уровне в России происходит на фоне низкого качества и неэффективного выполнения данных соглашений.

Информация о работе Социальное партнёрство