Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Информатизация общества коснулась сегодня всех сфер общественной жизни, в том числе и сферы управления. Основным содержанием управления в индустриальной системе являлось сплочение коллектива вокруг некой цели, подбор, расстановка кадров, их продвижение, обеспечение порядка, дисциплины, вознаграждения. Информация играла обслуживающую, вспомогательную роль.
Информационное общество требует совершенно новых моделей и способов управления, поэтому происходят серьезные изменения не только содержания, характера, но и структуры управленческой деятельности.
Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования в начале XXI века становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
1 Организационно-правовые основы информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
1.1 Сущность, виды и значение информации…………………………...
1.2 Система информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………………………………...
1.3 Особенности информационного обеспечения деятельности региональных органов управления в Республике Беларусь…………………..
2 Анализ информационного обеспечения деятельности региональных органов управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)…………………………………………………………………………
2.1 Характеристика Гомельского районного исполнительного комитета…………………………………………………………………………..
2.2 Информационные ресурсы Гомельского районного исполнительного комитета…….………………………………………………..
2.3 Исследование системы информационного обеспечения деятельности органа управления………………………………………………..
2.4 Проблемы информационного обеспечения деятельности органа управления…………………………………………………................................
3 Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)……………………………………………………..
3.1 Информационный аспект повышения эффективности деятельности региональных органов государственного управления………...
3.2 Направления оптимизации информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

DIPLOM NEW.docx

— 297.28 Кб (Скачать файл)

Созданная ранее система информационных связей перестала в полной мере соответствовать  современным требованиям. Это объясняется, прежде всего,  тем, что переход страны к рыночной экономике потребовал нового подхода к  информационной и информационно-аналитической поддержке в сфере государственного управления. Информация стала рассматривать как ресурс, без которого нельзя использовать современные технологии и методы управления. В связи с  этим  информационная система государственного управления постоянно видоизменяется, совершенствуется, приобретает новое качество [23].

Прежде всего, это достигается за счет использования современных автоматических информационных систем управления, новой компьютерной техники и других средств коммуникации.

 В данный момент  сдвиг в техническом оснащении  рабочих мест в системе государственного управления налицо, хотя полностью потребность в компьютеризации будет удовлетворена еще не скоро. 

Сегодня имеется возможность не только давать информацию на обработку машинам и потом пользоваться подготовленными ими материалами, а через информационную систему, точнее, через средства информатики вырабатывать и реализовывать целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия, получать и оценивать отчетную,  учетную и контрольную информацию, вести прямой разговор с иными управляющими и управляемыми компонентами. Для этого надо юридически решить вопросы о непосредственном сочленении информационной системы и системы государственного управления, а также о  полномочиях должностных лиц совершать юридически значимые действия путем введения соответствующей информации в информационную систему.

Жизнеспособность государственной власти как информационной системы в решающей степени зависит от уровня подготовки кадров государственных служащих, их умения использовать современные информационные технические средства, автоматизированные системы управления. Положительно то, что значительная часть управленческих кадров прошла в последние годы своеобразный «техминимум» по овладению новой техникой и информационно-коммуникационными технологиями, получила опыт  использования технических новшеств в практической работе. Большая работа с кадрами в деле овладения основами информатики проводится в учебных заведениях, где осуществляется подготовка кадров государственного управления. Проводимая работа положительно сказывается на качестве использования информации кадрами, составляющими профессиональный стержень государственной службы.

Совершенствование информационно-коммуникационных связей внутри государственных органов обеспечивается за счет подключения сетей информации к аналогичным системам в странах Западной Европы, странах СНГ, что обеспечивает расширение информационных потоков и обогащает их содержательную насыщенность. Такая практика позволяет использовать обогащенную информацию в различных сферах, в том числе в области экономики, науки, образования, культуры.

Все это в определенной степени характеризует  информационную систему государственного управления как открытую для взаимодействия с другими информационными системами общества, что является немаловажным фактором развития информационной системы государственного управления.

Информационное обеспечение государственного управления в современных условиях невозможно без использования современных информационных технологий, программных средств, баз данных и систем управления ими.

Почти во всех органах регионального государственного управления сегодня есть персональные компьютеры, частично используется локальные компьютерные сети.

Современные технологии построения информационных систем почти не применяются, прикладное программное обеспечение используется чаще всего только в бухгалтерии и делопроизводстве.

Планомерное формирование в региональных органах управления собственных информационно-аналитических служб как структурных важнейших подразделений позволит значительно повысить эффективность и качество управленческих решений. Применение информационных технологий и систем в отдельных сферах региональной деятельности поможет решить следующие задачи.

В сфере учета социальной защиты граждан:

  • ведение автоматизированного паспортного учета граждан, создание баз данных по половозрастному составу населения, призывному возрасту, занятости, социально незащищенным группам, миграции населения, повышение на этой основе качества работы с населением, сокращение очередей при получении справок, выписок;
  • автоматизированное формирование и выведение на печать различных форм учета и отчетности о составе населения, формирование списков жителей по специальным запросам органов государственной власти и местного самоуправления (избиратели, школьники, пенсионеры и т.д.);
  • ведение автоматизированного учета доходов семей для начисления социальных льгот и субсидий;
  • ведение лицевых счетов персонифицированного учета социальных льгот и социальных выплат отдельным категориям граждан, включая жилищные субсидии.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства:

  • сбор, регистрация, хранение, обработка информации о техническом состоянии жилищного фонда;
  • оперативный учет потребления энергоресурсов и воды;
  • контроль технических параметров систем жизнеобеспечения и дистанционное управление объектами;
  • бухгалтерский учет и расчеты платежей за жилищно-коммунальные услуги (создание компьютеризированных муниципальных расчетно-кассовых центров.

В сфере управления использованием территории города (геоинформационные системы) основной задачей является создание и ведение многослойной электронной карты (плана) города. Объектами компьютеризированного учета на этой карте могут быть:

  • земельные ресурсы территории (земельный кадастр) по каждому земельному участку в разрезе прав собственности на землю, функционального назначения отдельных участков, их стоимостной оценки и др., формирование на этой основе базы данных для взимания платы за землю;
  • генеральный план города (градостроительный кадастр);
  • инженерные коммуникации разного назначения;
  • объекты недвижимости (инвентаризация, размещение и стоимостная оценка объектов недвижимости, основных фондов, техническое состояние строений);
  • дороги и транспорт (сведения о техническом состоянии дорог, качестве покрытия, технической характеристике мостов, проездов, переездов, дорожных знаках, экономические данные об использовании дорог для грузовых и пассажирских перевозок и т. п.);
  • экология (сведения о состоянии атмосферы, почв, шумовом и ином загрязнении отдельных участков территории, формирование базы данных для расчета платежей за загрязнение городской среды);
  • потребительский рынок (размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения);
  • общественная безопасность (размещение объектов и постов ГИБДД, пожарной охраны, охраны общественного порядка, постов наблюдения, учреждений системы «медицины катастроф», автоматизированное слежение за фактическим расположением патрульных машин, дислокация зон эвакуации и маршрутов следования для предприятий и населения при чрезвычайных ситуациях и т.п.);
  • объекты социальной сферы (размещение образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, досуговых зон, учреждений социальной защиты и т. п.);
  • объекты и системы связи и телекоммуникаций, их размещение.

Эффективную информационную поддержку решений по управлению ресурсами региона призвана обеспечить региональная информационно-аналитическая система, организующая процессы сбора, хранения и обработки информации из различных систем оперативной обработки информации, данных. Учитывая то, что источники информации распределены по территории региона, система должна быть корпоративной и создаваться как инфраструктура, в которой поддерживаются процессы регистрации исходной информации на местах, синтаксического и семантического согласования и помещения ее в интегрированное хранилище данных.

Специфика информационно-аналитической деятельности в региональных органах государственного управления состоит в том, что она является элементом системы и процесса государственного управления. Поэтому данная деятельность имеет преимущественно прикладной, а не теоретический характер, в ней преобладают внутренние ограничения системы по времени подготовки материалов, их полноте, достоверности, обоснованности, ответственности исполнителей. Соответственно, основное внимание уделяется не столько глубине и оригинальности проработки проблем, сколько их оперативности и эффективности.

Постепенное развитие и организационное оформление информационно-аналитической деятельности требует совершенствования структур, технологий, методологии и методик ее проведения.

У региональных органов власти и управления нет возможности заказывать академическим институтам долговременные и дорогостоящие теоретические исследования.

Для обеспечения бесперебойного функционирования вычислительной техники и программного обеспечения в Гомельском районном исполнительном комитете целесообразно создать новую структурную единицу – отдел по информационным технологиям, который будет отвечать за информационное обеспечение деятельности Гомельского районного исполнительного комитета.

Важным направлением для совершенствования информационного обеспечения региональных органов управления является внутрирегиональная интеграция и оптимизация информационных ресурсов региона независимо от формы собственности этих ресурсов и статуса владельцев, так как только в этом случае обеспечиваются комплексность, оперативность, полнота и актуальность информации, необходимой для жизнедеятельности региона и его органов управления в первую очередь.

Работа с обращениями граждан и юридических лиц – одно из важнейших направлений в деятельности Гомельского районного исполнительного комитета.

В каждом отделе, структурном подразделении райисполкома обеспечена организация ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц, в том числе по заявительному принципу «одно окно» и осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми законодательными актами Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц».

За 1 полугодие 2013 года в Гомельский районный исполнительный комитет поступило 333 обращения, за аналогичный период 2012 года – 157 обращений (170 – письменных, 43 – электронных, 120 – устных), что на 16, или на 5% больше по сравнению с 2012 годом (письменных – 145, электронных – 45, устных – 127) (Таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Динамика устных и письменных обращений, поступивших в Гомельский районный исполнительный комитет за 2012-2013 годы

 

Обращения

2012

2013

Отклонение

Всего обращений

317

333

+25

письменные

145

170

-2

в т. ч. электронные

45

43

-7

устные

127

120

-7


 

По данным таблицы видно, что количество письменных обращений, поступивших в Гомельский районный исполнительный, в 2013 году по сравнению с 2012 годом  увеличилось на 17% (145 обращений в 2012 году, 170 обращений в 2013 году).

Анализируя тематику письменных и устных обращений за 2012 и 2013 годы наибольшее количество обращений поступило по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (эксплуатации и ремонту жилищного фонда, устранению строительных недостатков, ремонту кровель и дворовых территорий, строительству и ремонту дорог, предоставлению жилья), самовольного строительства и земельных споров.

В первом полугодии 2013 года в райисполком поступило 27 коллективных и 5 повторных обращений, в аналогичном периоде 2012 года 30 и 9 соответственно (Таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Динамика коллективных и повторных обращений, поступивших в Гомельский районный исполнительный комитет за 2012-2013 годы

 

Обращения

2012

2013

Отклонение

Коллективные

27

30

-3

Повторные

5

9

-4


 

По-прежнему острыми являются проблемы улучшения жилищных условий (наличие ветхого жилищного фонда), ремонта сантехоборудования, водоснабжения, ремонту и обслуживанию лифтов. Несмотря на то, что в данном направлении коммунальными службами ведутся работы, обращения по данной тематике обусловлены рядом объективных причин: неудовлетворительным состоянием жилого фонда, длительными сроками его ремонта, нерешенными вопросами, касающимися финансирования работ по ремонту домов жилищно-строительных кооперативов (Таблица 3.3).

Информация о работе Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления