Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Информатизация общества коснулась сегодня всех сфер общественной жизни, в том числе и сферы управления. Основным содержанием управления в индустриальной системе являлось сплочение коллектива вокруг некой цели, подбор, расстановка кадров, их продвижение, обеспечение порядка, дисциплины, вознаграждения. Информация играла обслуживающую, вспомогательную роль.
Информационное общество требует совершенно новых моделей и способов управления, поэтому происходят серьезные изменения не только содержания, характера, но и структуры управленческой деятельности.
Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования в начале XXI века становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
1 Организационно-правовые основы информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
1.1 Сущность, виды и значение информации…………………………...
1.2 Система информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………………………………...
1.3 Особенности информационного обеспечения деятельности региональных органов управления в Республике Беларусь…………………..
2 Анализ информационного обеспечения деятельности региональных органов управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)…………………………………………………………………………
2.1 Характеристика Гомельского районного исполнительного комитета…………………………………………………………………………..
2.2 Информационные ресурсы Гомельского районного исполнительного комитета…….………………………………………………..
2.3 Исследование системы информационного обеспечения деятельности органа управления………………………………………………..
2.4 Проблемы информационного обеспечения деятельности органа управления…………………………………………………................................
3 Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)……………………………………………………..
3.1 Информационный аспект повышения эффективности деятельности региональных органов государственного управления………...
3.2 Направления оптимизации информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

DIPLOM NEW.docx

— 297.28 Кб (Скачать файл)

Региональные органы государственного управления для эффективного решения стоящих перед ними задач имеют право запрашивать и получать:

  • необходимую для осуществления своей деятельности информацию (от республиканских органов исполнительной власти и местного самоуправления);
  • сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач (от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности);
  • информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные в установленном порядке (от органов статистики).

Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в масштабах страны – это необходимое условие для того, чтобы предприятия могли выйти на зарубежные виртуальные рынки, взять на вооружение самые передовые технологии электронного бизнеса, а создание общенациональных банков данных позволит сделать их привлекательнее для потенциальных клиентов, партнеров и инвесторов.

Организационная структура органов государственного управления в сфере информатизации представлена следующим образом (Рисунок 1.4).

 


                                Совет министров Республики Беларусь


 


        Министерство информации                                 Министерство связи и информатизации

              Республики Беларусь                                                       Республики Беларусь


 


                             Отделы по информационным технологиям 

                                                управления делами 

                                 областных исполнительных комитетов


 

                            


                             Отделы по информационным технологиям

                                                управления делами

                                              городских и районных

                                         исполнительных комитетов

 

 

Рисунок 1.4 – Организационная структура органов государственного управления в сфере информатизации

 

На республиканском уровне информационным обеспечением деятельности органов государственного управления занимается Совет Министров, Министерство информации и Министерство связи и информатизации. Эти субъекты издают нормативно-правовые акты для регулирования деятельности органов государственного управления. На областном и базовом уровнях создаются отделы по информационным технологиям управления делами. Отделы по информационным технологиям в свою очередь могут быть и отдельными структурными единицами, не входящими в состав управления делами, в зависимости от необходимости и размеров государственного органа.

Один из примеров взаимодействия республиканских и местных органов управления в контексте создания единого информационного пространства происходит на основе обратной связи в виде программ социально-экономического развития и результатов их выполнения. Республиканские органы власти, а именно Совет Министров совместно с Министерствами экономики и финансов готовит программу социально экономического развития Республики Беларусь на 5 лет. Для каждой области, а затем уже и для каждого района, ставятся в качестве ориентира плановые показатели, которые нужно достичь в процессе хозяйственной деятельности субъектов в данном регионе. Подводя итоги проделанной работы, республиканскими органами власти, устанавливается фактическое выполнение плановых показателей и их отклонение. Так происходит взаимодействие органов власти по всем уровням власти.

Функция государственного регулирования в области передачи и распространения информации в Республике Беларусь возложена на Министерство информации Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления, формирующий и реализующий государственную политику в сфере СМИ,  книгоиздания, полиграфии и книгораспространения.

Основными задачами Мининформа являются:

  • реализация государственной политики в сфере массовой информации, издательской, полиграфической деятельности, книгораспространения, распространения продукции средств массовой информации, регулирование, управление и координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере;
  • разработка и осуществление мероприятий, направленных на реформирование, динамичное развитие экономики в сфере массовой информации, издательской, полиграфической деятельности, книгораспространения, распространения продукции средств массовой информации;
  • проведение на основе международных договоров согласованной политики с соответствующими органами государств - участников Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества в сфере массовой информации, издательской, полиграфической деятельности, книгораспространения, распространения продукции средств массовой информации;
  • организация и развитие международного сотрудничества в сфере массовой информации, издательской, полиграфической деятельности, книгораспространения, распространения продукции средств массовой информации;
  • формирование культуры массовой информации, укрепление правовых и профессиональных основ деятельности средств массовой информации, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих издательскую и полиграфическую деятельность, деятельность по книгораспространению и распространению продукции средств массовой информации;
  • совершенствование системы управления в сфере массовой информации, издательской, полиграфической деятельности, книгораспространения, распространения продукции средств массовой информации;
  • разработка в соответствии с законодательством инвестиционных проектов и их реализация [9].

 Республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование и управление деятельностью в области связи и информатизации является Министерство связи и информатизации Республики Беларусь. Министерство координирует деятельность юридических лиц, независимо от форм собственности, и индивидуальных предпринимателей в области связи и информатизации.

Главные задачи Минсвязи:

  • государственное регулирование, управление деятельностью, реализация единой государственной политики в области связи и информатизации и создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих деятельность в указанной области
  • организация разработки и реализации программ развития связи и информатизации;
  • координация деятельности юридических лиц, независимо от форм собственности, и индивидуальных предпринимателей в области связи и информатизации в целях удовлетворения потребностей государственных органов, юридических лиц, а также физических лиц в услугах связи, создания условий для обеспечения информационных потребностей государственных органов, юридических и физических лиц на основе создания информационных систем и (или) сетей, обеспечивающих формирование и обработку информационных ресурсов и предоставление пользователям документированной информации;
  • разработка и реализация политики в области планирования, распределения и эффективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронных средств гражданского назначения.

Согласно Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2012 года № 216, перед Минсвязи поставлены актуальные цели и задачи.

 Цель: формирование в республике информационного общества на основе внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий и вхождение Беларуси в 2015 году в число стран мира с самым высоким уровнем индекса развития информационно-коммуникационных технологий по системам оценок Международного союза электросвязи и ООН.

Задачи: создание электронных правительства, здравоохранения, обучения, занятости и социальной защиты населения, национального электронного контента, информатизация всех сфер деятельности; построение современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, в результате чего ширина внешнего канала доступа в сеть Интернет составит не менее 200 гигабит в секунду, количество портов стационарного широкополосного доступа достигнет 3 млн. портов, скорость доступа увеличится до 100 мегабит в секунду; переход к эфирному телевизионному вещанию в цифровом формате с приемом общедоступного (социального) пакета телевизионных программ на всей территории страны [10].

В настоящее время в стране действует ряд нормативных правовых актов, нацеленных на эффективное использование информационных технологий. При этом продолжается работа по совершенствованию правовой базы, регулирующей отношения в сфере информатизации.

Курс Республики Беларусь на построение информационного общества нашел отражение в концепции государственной политики в области информатизации, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 года  № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь».

Основной целью концепции явилось обеспечение перехода к новому этапу развития страны – построению информационного общества. Основой перехода являлось создание единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Беларусь как базы для решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

В целях развития в республике процессов информатизации и реализации Концепции государственной политики в области информатизации, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 года № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь», Советом Министров Республики Беларусь была утверждена Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь».

Основной целью Программы стало формирование в стране единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества [11].

В правовом регулировании отношений в сфере информатизации в Республике Беларусь представляется целесообразно выделить следующие этапы (Таблица 1.6):

  • принятие Закона Республики Беларусь от 6 сентября 1995 года № 3850-XII «Об информатизации», который заложил правовую основу для развития национального законодательства в сфере информатизации;
  • принятие Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года №357-З «Об электронном документе» как основного нормативного правового акта Республики Беларусь, непосредственно регулирующего отношения в сфере обращения электронных документов;
  • 27 декабря 2002 года в целях дальнейшего развития процессов информатизации Совет Министров Республики Беларусь утвердил Государственную программу информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», созданную в целях формирования и дальнейшего совершенствования единого информационно-правового пространства, государственной системы правовой информатизации Республики Беларусь как одного из направлений развития государственной правовой системы в условиях формирования информационного общества;
  • 10 ноября 2008 года был принят Закон Республики Беларусь №455-З «Об информации, информатизации и защите информации», направленный на регулирование общественных отношений в сфере информации, информатизации и защиты информации;
  • 28 декабря 2009 года Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь №113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» [12].

 

Таблица 1.6 – Основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере информатизации

 

Нормативные документы

Основные положения

1

2

Закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995 года № 3850-XII «Об информатизации»

Закон регулирует правоотношения,  возникающие в процессе формирования и использования документированной информации и информационных   ресурсов; создания информационных   технологий, автоматизированных  или  автоматических информационных   систем   и сетей; определяет порядок защиты информационного ресурса, а также прав  и  обязанностей субъектов, принимающих  участие  в  процессах информатизации.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года  №357-З «Об электронном документе»

Закон  устанавливает  правовые  основы   применения электронных     документов,    определяет    основные    требования, предъявляемые к электронным документам, а также права, обязанности и

ответственность  участников  правоотношений,  возникающих  в   сфере

обращения электронных документов.

Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь»

Основной целью является формирование в республике единого информационного пространства.

Это должно быть обеспечено за счет создания общегосударственной информационной системы.

Программа должна обеспечивать информационную безопасность Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь  от 10 ноября 2008 года №455-З « «Об информации, информатизации и защите информации»

Законом регулируются общественные отношения, возникающие при:

  • поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией;
  • создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов;
  • организации и обеспечении защиты информации.
   

Окончание таблицы 1.6

   

1

2

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года № 113-З Об электронном документе и электронной цифровой подписи»

Закон направлен на установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 года № 1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год»

Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Информация о работе Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления