Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Информатизация общества коснулась сегодня всех сфер общественной жизни, в том числе и сферы управления. Основным содержанием управления в индустриальной системе являлось сплочение коллектива вокруг некой цели, подбор, расстановка кадров, их продвижение, обеспечение порядка, дисциплины, вознаграждения. Информация играла обслуживающую, вспомогательную роль.
Информационное общество требует совершенно новых моделей и способов управления, поэтому происходят серьезные изменения не только содержания, характера, но и структуры управленческой деятельности.
Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования в начале XXI века становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
1 Организационно-правовые основы информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
1.1 Сущность, виды и значение информации…………………………...
1.2 Система информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………………………………...
1.3 Особенности информационного обеспечения деятельности региональных органов управления в Республике Беларусь…………………..
2 Анализ информационного обеспечения деятельности региональных органов управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)…………………………………………………………………………
2.1 Характеристика Гомельского районного исполнительного комитета…………………………………………………………………………..
2.2 Информационные ресурсы Гомельского районного исполнительного комитета…….………………………………………………..
2.3 Исследование системы информационного обеспечения деятельности органа управления………………………………………………..
2.4 Проблемы информационного обеспечения деятельности органа управления…………………………………………………................................
3 Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)……………………………………………………..
3.1 Информационный аспект повышения эффективности деятельности региональных органов государственного управления………...
3.2 Направления оптимизации информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

DIPLOM NEW.docx

— 297.28 Кб (Скачать файл)

 

Министерство связи и информатизации  совместно с Национальной академией наук Беларуси по поручению Главы государства разработали Стратегию развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года – концептуальный документ, определяющий цели, задачи и приоритетные направления развития информатизации в Республике Беларусь на ближайшую перспективу.

Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 9 августа 2010 года № 1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год».

Основными мероприятиями по реализации Стратегии до 2015 года являются мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры информационного общества и выполнение проектов, завершающихся созданием информационных ресурсов и оказанием электронных услуг. В результате будет сформирована в организационном и техническом плане государственная система оказания организациям и гражданам электронных услуг. Все это будет обеспечиваться, в первую очередь, развитием национальной информационной индустрии по производству ИКТ [13].

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 года №384 была утверждена Национальная программа ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011-2015 годы.

Основной целью Национальной программы является создание условий, содействующих развитию информационного общества на инновационной основе и способствующих повышению качества и эффективности информационных отношений населения, бизнеса и государства на основе развития национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание государственной системы оказания электронных услуг и развитие экспортно-ориентированной отрасли информационных технологий (ИТ-индустрии) с целью ускоренного развития услуг в области информационных технологий в Республике Беларусь.

В заключение необходимо отметить, что правовая основа регулирования общественных отношений в сфере информатизации создана. Безусловно, правовое регулирование данной сферы необходимо совершенствовать как на основе изучения практики применения ныне действующих нормативных правовых актов, так и учитывая опыт законодательного регулирования этой области отношений в иностранных государствах.

Взаимодействие органов государственного управления Республики Беларусь на базе единого информационного пространства осуществляется посредством глобальной компьютерной сети Интернет, в рамках которой в национальном сегменте сети Интернет функционирует общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), а также такие автоматизированные информационные системы (АИС), как АИС «Взаимодействие», АИС «Местные Советы депутатов» и др.

В целях обеспечения защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере, создания условий для дальнейшего развития национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, повышения качества и доступности предоставляемой гражданам и юридическим лицам информации о деятельности государственных органов, иных организаций и интернет-услуг Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 года №60 было установлено, что республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и государственные организации, а также хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, обязаны размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах этих государственных органов и организаций либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов и организаций.

Многие государственные органы Республики Беларусь имеют собственные информационные web-сайты. Практически у каждого органа государственного управления имеется почтовый ящик.

Для автоматизации и упорядочивания процессов информационного взаимодействия между органами государственного управления Республики Беларусь, государственными организациями Республики Беларусь и иными предприятиями и организациями Республики Беларусь Национальным центром электронных услуг (НЦЭУ) была создана система защищенной электронной почты Mailgov. Основной задачей СЗЭП Mailgov является обеспечение защищенного автоматизированного обмена конфиденциальной информацией, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, между органами государственного управления Республики Беларусь, государственными и иными организациями и предприятиями Республики Беларусь с использованием ЭЦП на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Удостоверяющий центр (УЦ) СЗЭП «Mailgov» предназначен для автоматизации основных функций, связанных с оказанием услуг по распространению открытых ключей проверки электронной цифровой подписи для абонентов почты государственных органов.

Со 2 июля 2013 года Республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг» приступило к оказанию услуги электронного документооборота на базе СЭД «Облачный канцлер» с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 04.04.2013 № 157 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».

СЭД «Облачный Канцлер» предоставляет услуги как on-line-сервис для автоматизации документооборота и архивного хранения документов в организациях разного профиля и формы собственности, в том числе и с территориально-распределенной структурой, а также органов государственного управления. При этом каждая организация работает в своем контуре (Приложение А, Б, В).

С 4 сентября 2013 года Республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг» приступил к оказанию услуги электронного документооборота на базе СЭД «SMBusiness» с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 04.04.2013 № 157 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (Приложение Г, Д, Е). Система электронного документооборота (СЭД) «SMBusiness» предназначена решать задачи по автоматизации делопроизводства, созданию единого архива документов в организациях любого типа и формы собственности. Услуга электронного документооборота РУП «Национальный центр электронных услуг» включает обследование, установку и внедрение СЭД «SMBusiness», подготовку пользователей к работе с ПО, сопровождение ПО и модулей СЭД «SMBusiness» [14].

В Республике Беларусь имеются необходимые предпосылки для успешной реализации Стратегии развития информационного общества Республики Беларусь на период до 2015 года, а также Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы. Вопросы в сфере информатизации закреплены в ряде нормативно-правовых актов.

Переход Республики Беларусь к информационному обществу предполагает информатизацию всех сфер общественной жизни. В настоящее время наблюдается активная автоматизация деятельности органов власти, переход от бумажного документооборота к электронному, межведомственное взаимодействие органов власти в национальном сегменте сети Интернет. Все это свидетельствует о выходе на новый уровень информационного обеспечения деятельности органов государственного управления.

2 Анализ информационного обеспечения деятельности региональных органов управления (на материалах Гомельского районного исполнительного комитета)

 

 

2.1 Характеристика Гомельского районного исполнительного комитета

 

 

В соответствии с законом Республики Беларусь от 04 января 2010 года № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории Гомельского района является Гомельский районный исполнительный комитет.

Основные показатели развития Гомельского района представлены в приложении (Приложение Ж).

В системе органов местного управления Гомельский районный исполнительный комитет относится к базовому территориальному уровню.

В своей деятельности Гомельский районный исполнительный комитет подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь и Гомельскому областному исполнительному комитету, а также подотчетен Гомельскому районному Совету депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции Гомельского районного Совета депутатов.

Гомельский областной исполнительный комитет осуществляет координацию деятельности Гомельского районного исполнительного комитета, оказывает ему необходимую помощь, в том числе организационно-методическую, материальную, техническую, информационную.

Гомельский районный исполнительный комитет является юридическим лицом, а его структурные подразделения в свою очередь могут наделяться правами юридического лица в соответствии с законодательством [15].

В состав Гомельского районного исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители, управляющий делами и другие члены исполнительного комитета.

Типовая структура Гомельского районного исполнительного комитета, а также численность его работников, в том числе численность работников структурных подразделений, устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Структурные подразделения Гомельского районного исполнительного комитета, осуществляющие государственно-властные полномочия в определенной сфере деятельности на территории Гомельского района, подчиняются Гомельскому районному исполнительному комитету и одновременно структурным подразделениям Гомельского областного исполнительного комитета.

Положения о структурных подразделениях Гомельского районного исполнительного комитета, осуществляющих государственно-властные полномочия в определенной сфере деятельности, утверждаются Гомельским районным исполнительным комитетом  по согласованию со структурными подразделениями Гомельского областного исполнительного комитета.

К подведомственным организациям Гомельского районного исполнительного комитета относятся поселковые и сельские исполкомы, государственные учреждения и организации, находящиеся в коммунальной собственности Гомельского района.

Гомельский районный исполнительный комитет в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

  • представляет интересы Гомельского района во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
  • разрабатывает и вносит для утверждения в Гомельский районный Совет депутатов проекты программ и прогнозов социально-экономического развития Гомельского района, обеспечивает их выполнение;
  • осуществляет составление проекта местного бюджета, готовит отчет о его исполнении;
  • обеспечивает исполнение местного бюджета, поступление предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;
  • вносит на рассмотрение Гомельского районного Совета депутатов предложения по всем вопросам местного значения и участвует в рассмотрении этих предложений;
  • информируют граждан и организации о состоянии дел на территории Гомельского района по вопросам местного значения;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные законом и другими актами законодательства.

Порядок работы Гомельского районного исполнительного комитета определяет Регламент Гомельского районного исполнительного комитета.

В Регламенте закреплен порядок принятия решений Гомельского районного исполнительного комитета и распоряжений председателя Гомельского районного исполнительного комитета, порядок внесения вопросов на рассмотрение в Гомельский районный исполнительный комитет и председателю Гомельского районного исполнительного комитета, вопросы подготовки заседаний Гомельского районного исполнительного комитета, проведение заседаний, внесение предложений в государственные органы Республики Беларусь и организация контроля исполнения служебных документов в Гомельском районном исполнительном комитете [16].

Гомельский районный исполнительный комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, осуществляет свои полномочия в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04 января 2010 года 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», иными актами законодательства Республики Беларусь, решениями Гомельского областного исполнительного комитета, Гомельского районного Совета депутатов.

Правовыми основами формирования организационной структуры Гомельского районного исполнительного комитета является Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 года № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников», Указ Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2011 года № 66 «О некоторых вопросах местного управления и самоуправления».

Структура и штатное расписание Гомельского районного исполнительного комитета утверждается распоряжением председателя Гомельского районного исполнительного комитета. 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 года №168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» в состав руководства районного исполнительного комитета входят: председатель районного исполнительного комитета, заместители председателя районного исполнительного комитета (четыре, в том числе один первый) и управляющий делами.

Кроме того, указом определена типовая структура областного, Минского городского, городского (городов областного подчинения), районного исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах [17].

В структуру Гомельского районного исполнительного комитета входят: управление по труду, занятости и социальной защите; управление делами; отдел жилищно-коммунального хозяйства; отдел архитектуры и строительства; отдел внутренних дел; финансовый отдел; отдел организационно-кадровой работы; отдел экономики; отдел торговли и услуг; отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи; отдел образования, спорта и туризма; отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц; отдел по чрезвычайным ситуациям; отдел ЗАГС; юридический сектор; землеустроительная служба (Приложение З).

Информация о работе Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления