Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Информатизация общества коснулась сегодня всех сфер общественной жизни, в том числе и сферы управления. Основным содержанием управления в индустриальной системе являлось сплочение коллектива вокруг некой цели, подбор, расстановка кадров, их продвижение, обеспечение порядка, дисциплины, вознаграждения. Информация играла обслуживающую, вспомогательную роль.
Информационное общество требует совершенно новых моделей и способов управления, поэтому происходят серьезные изменения не только содержания, характера, но и структуры управленческой деятельности.
Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования в начале XXI века становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
1 Организационно-правовые основы информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
1.1 Сущность, виды и значение информации…………………………...
1.2 Система информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………………………………...
1.3 Особенности информационного обеспечения деятельности региональных органов управления в Республике Беларусь…………………..
2 Анализ информационного обеспечения деятельности региональных органов управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)…………………………………………………………………………
2.1 Характеристика Гомельского районного исполнительного комитета…………………………………………………………………………..
2.2 Информационные ресурсы Гомельского районного исполнительного комитета…….………………………………………………..
2.3 Исследование системы информационного обеспечения деятельности органа управления………………………………………………..
2.4 Проблемы информационного обеспечения деятельности органа управления…………………………………………………................................
3 Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)……………………………………………………..
3.1 Информационный аспект повышения эффективности деятельности региональных органов государственного управления………...
3.2 Направления оптимизации информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

DIPLOM NEW.docx

— 297.28 Кб (Скачать файл)

Указанные выше требования выполнены. Структура сайта Гомельского районного исполнительного комитета включает в себя главную страницу, страницы нижнего уровня, специальные рубрики.

Состав размещаемой информации отражает специфику деятельности Гомельского районного исполнительного комитета. Информация размещается на интернет-сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста, и регулярно обновляется. Требования, предъявляемые к оформлению главной страницы сайта, выполнены.

 

 

2.3 Исследование системы информационного обеспечения деятельности органа управления

 

 

Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три группы:

  • информация, циркулирующая внутри органа государственной власти;
  • информационные потоки, связывающие органы управления разного уровня;
  • информационные потоки между органами управления и объектами управления во внешней информационной среде.

Между субъектом и объектом государственного управления устанавливаются информационные связи, которые представляют собой сложнейшие информационные схемы коммуникативного типа, структурно отображающие существующие совокупности взаимосвязей как внутри, так и вне органа управления. От уровня и качества информационных связей напрямую зависит организационное совершенствование системы информационного обеспечения государственного управления. К сожалению, очень часто информационные связи в государственных структурах не упорядочены, запутаны, носят формальный характер и дублируют друг друга.

Совершенствование информационных связей направлено на то, чтобы их сделать оптимальными, гибкими, подвижными. Они должны соответствовать уровню компетенции государственного органа, информационным интересам других самоуправляемых образований, их подсистем и элементов, быть адаптированными к изменению условий правового регулирования, опыта управления, удобными для быстрого прохождения потоков информации. Управленческие связи в системе информационного обеспечения государственного управления реализуются через информационные каналы прямой и обратной связи, которые формируются по принципу единой коммуникативной среды, включая телекоммуникативные, модемные и другие системы связи. Одним из инструментов создания обратной связи являются избирательные технологии, направленные на информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения избирателей, вовлечение граждан в процесс принятия решений.

Следующим элементом информационной структуры государственного управления можно назвать информационные массивы или банки информации – совокупность документов, сведений, данных, фактов. Как правило, они сосредоточены в архивах, библиотеках, службах делопроизводства, информационно-поисковых системах и других видах информационных ресурсов.

Информационные ресурсы – это синтетическая организационная форма представления информации, основанная на концентрации, индивидуализации документированной информации функционального назначения. Информационные ресурсы, собранные в архивах, библиотечных фондах, музеях, текущих делопроизводственных системах, системах научно-технической информации, являются источником накопления знаний и формой хранения информации.

Государственные информационные ресурсы представлены различными массивами информации, на основе деятельности центральных, региональных и местных органов власти. К ним относятся ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти, а также массивы данных, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах властных структур. В частности, социологические исследования относительно проводимых реформ и отношения к ним населения.

Для эффективного информационного взаимодействия государственной власти с гражданским обществом значимыми являются информационные ресурсы в области статистики, финансов, налогов и сборов, преступности; документы, содержащие экологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую информацию; сведения об использовании бюджетных средств и других ресурсов страны, информация о состоянии экономического развития и потребностях населения.

Граждане могут получить информацию из следующих источников: интернет-сайты органов власти; нормативно-правовые базы; газетные и другие печатные издания; в дни информирования населения; другие источники.

Основой для формирования информационных ресурсов служат информационно-аналитические службы управления, информационно-справочные службы, бюро и центры по связям с прессой, информационно-поисковые системы, информационные агентства, комитеты по статистике и др. Они располагают развитыми инфраструктурами, ориентированными на сбор информации по всей территории страны и ее обработку в интересах федеральных и региональных органов государственной власти. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений.

Национальные информационные ресурсы Республики Беларусь предоставляются потребителям: государственным и общественным организациями, информационным центрам, коммерческим и некоммерческим структурам.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. №455-З «Об информации, информатизации и защите информации» государственные ресурсы формируются или приобретаются за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц.

Фондохранилища государственных информационных ресурсов: библиотечная сеть РБ; архивный фонд РБ; государственная система статистики; государственная система научно-технической информации.

Среди важнейших информационных центров государственных и негосударственных информационных ресурсов РБ можно выделить: Национальная книжная палата Беларуси (НКП); Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС); Национальный центр правовой информации (НЦПИ); Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС); Стройтехнорм – орган по сертификации строительных материалов, изделий и конструкций; ЭКСПЕРТЦЕНТР, предоставляющий деловую информацию в электронном виде и обеспечение максимума удобств при ее поиске; Информационный центр посольства США в Беларуси, предоставляющий справочно-информационные услуги по удовлетворению тематических, профессиональных и научных интересов и обучению практическим основам информационной грамотности; Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ). 

Белорусская цифровая библиотека – частная некоммерческая электронная библиотека.

Делопроизводство в Гомельском райисполкоме ведется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Общее руководство делопроизводством в райисполкоме осуществляет управляющий делами райисполкома, а в управлениях, отделах райисполкома – их руководители. Организация и ведение делопроизводства в райисполкоме возлагается на отдел по работе с обращениями граждан и организации делопроизводства управления делами райисполкома, а в структурных подразделениях райисполкома – на ответственных лиц.

Ключевым звеном в информационном обеспечении гомельского райисполкома является управление делами. Все входящие потоки информации от нормативно правовых актов, до программ социально экономического развития района проходят через управление делами. Всю внутреннюю, а так же большую часть внешней  информации другие отделы получают от управления делами. Обратная связь с вышестоящими органами власти в большинстве случаев поддерживается управлением делами.

Отдел по работе с обращениями граждан и организации делопроизводства управления делами Гомельского районного исполнительного комитета в соответствии с Законами Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «Об обращениях граждан», Указами Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 года № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях», от 26 апреля 2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», Декрета Президента Республики Беларусь  от 14 января 2005 года № 2 «О совершенствовании работы с населением» является одним из основных подразделений  управления делами районного исполнительного комитета.

Отдел в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь, решениями, распоряжениями районного и областного исполнительных комитетов, районного и областного  Советов депутатов, другими нормативными актами и Положением об отделе.

Деятельность отдела строится на  взаимодействии  с другими  отделами и управлениями Гомельского районного исполнительного комитета.

Работу отдела непосредственно курирует управляющий делами райисполкома.

Главными задачами и функциями отдела  являются:

  • работа по вопросам  соблюдения законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан, обеспечение порядка рассмотрения устных и письменных заявлений, жалоб, предложений граждан,  поступающих в Гомельский районный исполнительный комитет, в том числе из  вышестоящих  организаций, редакций  газет и т. д., обеспечение их качественного  и своевременного рассмотрения;
  • организация приема граждан по личным вопросам  председателем, заместителями председателя, управляющим делами райисполкома;
  • ведение  работы по вопросам  оказания единовременной  материальной помощи нуждающимся гражданам и гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий;
  • ведение и хранение книги замечаний и предложений;
  • работа по вопросам внедрения заявительного принципа «одно окно»;
  • организация и ведение делопроизводства в исполнительном комитете;
  • принятие, регистрация и направление по назначению входящей и  исходящей корреспонденции, внутренней документации исполнительного комитета;
  • разработка и осуществление в установленном порядке мероприятий по автоматизации делопроизводства и работ по контролю  за исполнением  документов;
  • организационная, техническая подготовка заседаний исполнительного комитета, осуществление проверки качества и соответствия требованиям законодательства вносимых управлениями, отделами районного исполнительного комитета проектов решений по вопросам, подлежащим рассмотрению на заседании районного исполнительного комитета;
  • разработка проектов решений районного исполнительного комитета по вопросам, относящимся к компетенции работы отдела;
  • контроль за своевременным исполнением Указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, решений областного и районного исполкомов, распоряжений и поручений председателей областного и районного исполкомов, других  документов, поступающих из вышестоящих организаций, информирование руководства райисполкома о состоянии исполнительской дисциплины;
  • осуществление контроля за исполнением законодательства по вопросам ведения делопроизводства, в том числе по обращениям граждан, в организациях, предприятиях района, в сельских и поселковом исполкомах, проведение учебы по данным вопросам с председателями и секретарями сельских и поселкового Советов, руководителями, специалистами субъектов  хозяйствования, оказание методической и практической помощи;
  • разработка и утверждение в установленном порядке номенклатуры дел райисполкома,  обеспечение формирования документов в   дела в соответствии с утвержденной номенклатурой;
  • подготовка, проведение заседаний постоянно действующей  экспертной комиссии райисполкома;
  • оформление, учет  и  хранение в течение установленного срока протоколов заседаний исполнительного комитета, распоряжений председателя райисполкома;
  • работа с вышестоящими  организациями по вопросам ведения делопроизводства,  по работе с обращениями граждан;
  • обеспечение учета,  своевременного доведения до исполнителей и  заинтересованных сторон решений райисполкома, распоряжений председателя райисполкома  в порядке, определенном регламентом работы райисполкома;
  • осуществление учета, хранения документации в соответствии с номенклатурой дел, подготовка документов для сдачи в архив;
  • печатание, ксерокопирование  в установленном порядке служебных документов, прием, передача информации по факсу [20].

В состав отдела входит 5 человек, в том числе заместитель начальника управления делами – начальник отдела, ведущий специалист, главный специалист и 2 специалиста.

Райисполком, его структурные подразделения наделены правом принимать (издавать) только те распорядительные документы (приказы, распоряжения, указания, решения), которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь или положениями о них.

Организация и совершенствование системы документационного обеспечения управления в райисполкоме, контроль за соблюдением установленных правил работы с документами, методическое руководство работой с документами и обучение работников основам делопроизводства, внедрение и применение современных информационных технологий в работе с документами возлагаются на управление делами райисполкома. Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в райисполкоме, их сохранность возлагаются на председателя райисполкома.

Общее руководство организацией контроля исполнения документов осуществляют председатель райисполкома, его заместители, управляющий делами райисполкома в соответствии с распределением обязанностей. Организацию оперативного контроля осуществляет управление делами райисполкома.

Райисполком, его структурные подразделения ведут переписку с вышестоящими, подведомственными, сторонними организациями, гражданами в целях выполнения поставленных перед ними задач и реализации возложенных на них функций. Переписка между структурными подразделениями райисполкома запрещается.

Документы в электронном виде, подлинность и целостность которых удостоверена в установленном порядке, в том числе при помощи электронной цифровой подписи, приравниваются к документам на бумажном носителе, удостоверенным в установленном порядке, если законодательством Республики Беларусь не установлено иное.

Форматы документов в электронном виде, а также виды используемых материальных носителей для их хранения определяются райисполкомом, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Райисполком согласовывает используемые форматы документов в электронном виде с уполномоченным органом или учреждением «Государственный архив Гомельской области».

Прием и отправка документов в электронном виде осуществляется, как правило, управлением делами райисполкома.

Районный исполнительный комитет получает в установленном порядке от органов статистики, отделов, комитетов и управлений облисполкома, организаций, подчиненных райисполкому, а также непосредственно от объединений, предприятий, учреждений и организаций данные, необходимые для разработки программ и прогнозов, подготовки предложений и справок районному Совету депутатов, облисполкому, а также других возложенных на него задач и функций.

Информация о работе Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления