Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Информатизация общества коснулась сегодня всех сфер общественной жизни, в том числе и сферы управления. Основным содержанием управления в индустриальной системе являлось сплочение коллектива вокруг некой цели, подбор, расстановка кадров, их продвижение, обеспечение порядка, дисциплины, вознаграждения. Информация играла обслуживающую, вспомогательную роль.
Информационное общество требует совершенно новых моделей и способов управления, поэтому происходят серьезные изменения не только содержания, характера, но и структуры управленческой деятельности.
Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования в начале XXI века становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
1 Организационно-правовые основы информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
1.1 Сущность, виды и значение информации…………………………...
1.2 Система информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………………………………...
1.3 Особенности информационного обеспечения деятельности региональных органов управления в Республике Беларусь…………………..
2 Анализ информационного обеспечения деятельности региональных органов управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)…………………………………………………………………………
2.1 Характеристика Гомельского районного исполнительного комитета…………………………………………………………………………..
2.2 Информационные ресурсы Гомельского районного исполнительного комитета…….………………………………………………..
2.3 Исследование системы информационного обеспечения деятельности органа управления………………………………………………..
2.4 Проблемы информационного обеспечения деятельности органа управления…………………………………………………................................
3 Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)……………………………………………………..
3.1 Информационный аспект повышения эффективности деятельности региональных органов государственного управления………...
3.2 Направления оптимизации информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

DIPLOM NEW.docx

— 297.28 Кб (Скачать файл)

В распоряжении комитета находятся современные технические средства обеспечения управления: компьютерная и оргтехника. В целях оперативности обмена информацией активно используется электронная почта, почта государственных органов.

Для Гомельского районного исполнительного комитета характерно применение высокоэффективной внутриисполкомовской системы информации, основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки информации на базе компьютеров с процессорами Intel и AMD, объединенных в единую локальную вычислительную сеть. Развитие систем телекоммуникаций и, в частности, технологий локальных вычислительных сетей, позволило объединить все технические средства обработки информации в единую внутриисполкомовскую информационную систему.

В Гомельском районном исполнительном комитете функционирует контролируемая и управляемая сеть с выделенными серверами. Каждый сервер настроен на выполнение различных ролей. Ниже приведен список серверов с описанием их функций по обработке информации:

  • DNS-сервер, выполняет роль контроллера домена. На этом сервере настроена служба каталогов Active Directory;
  • файловый сервер, выполняет роль хранилища информации, которую используют группы пользователей;
  • сервер баз данных, содержит системы управления базами данных и сами базы данных информации;
  • прокси-сервер, выполняющий роль программного маршрутизатора внешних сетей, под управлением операционной системы FreeBSD 8.2. На данном сервере установлен программный комплекс SQUID 3.1.15, который отвечает за доступ сотрудников райисполкома к сети Интернет [21].

На каждом рабочем месте в Гомельском  районном исполнительном комитете установлен компьютер, его мощность и возможности определяются кругом выполняемых конкретным работником задач. На каждом компьютере установлены стандартные элементы программного обеспечения, такие как: операционная система Windows XP Professional SP3, пакет офисных программ Microsoft Office 2007, Антивирус Касперского 6.0 для Windows Workstations. Доступ сотрудников Гомельского районного исполнительного комитета к другим сетям регламентирован и контролируется администратором.

Наличие сети позволяет работникам тратить меньше времени на рутинные операции, экономя его, тем самым повышается производительность труда.

Применение сетевых приложений, таких как системы управления базами данных, позволяет сотрудникам работать совместно, не покидая своего рабочего места. Это намного ускоряет ведение дел.

Наличие сети позволяет сотрудникам Гомельского районного исполнительного комитета совместно использовать периферийное оборудование, такое как принтеры, сканеры, устройства резервного копирования, коммуникационное оборудование.

Специалисты пользуются текстовыми редакторами, в основном Microsoft Office Word 2007 и простейшими графическими редакторами, такими как Paint, также активно применяются программы просмотра изображений и факсов, которые позволяют им выполнять свои функции: печатание текстовых документов, таблиц и схем с уже заданными параметрами. Для выхода в Интернет, пользователи используют программы-браузеры, такие как Internet Explorer и Opera. Использование электронной почты дает работникам возможность направлять письменные сообщения. Это значительно экономит время, которое ранее тратилось на телефонные звонки и сокращает расходы, связанные с оплатой междугородных телефонных разговоров.

Использование корпоративной АТС позволяет переключать любые внешние звонки на необходимый внутренний номер.

Факс и модем используются для передачи информации по сетям с другими организациями, для получения от них необходимой информации, а также для пополнения баз данных, используемых в Гомельском районном исполнительном комитете.

Бухгалтерия использует программу электронного бухгалтерского учета МАП, разработанную и внедренную специалистами Министерства финансов Республики Беларусь. Также бухгалтерия использует программу Клиент-банка АСБ «Беларусбанк».

Локальная вычислительная сеть Гомельского районного исполнительного комитета взаимодействует с тремя VPN-сетями и сетью Интернет. Управления потоками информации между этими сетями осуществляет сервер, о котором говорилось выше. Подключение к VPN-сетям позволяет работать с различными автоматизированными информационными системами, такими как: АИС «Взаимодействие»; АИС «Местные советы депутатов»; Общегосударственная автоматизированная информационная система; АИС «КНД»; Информационная система Министерства юстиции ЕГР ЮЛИП и другие.

При работе с информационными системами сотрудники Гомельского районного исполнительного комитета активно используют различные методы защиты информации. К ним относятся: шифрование информации с использованием различных криптографических алгоритмов; использование средств антивирусной защиты информации; использование электронной цифровой подписи; подключение к информационным системам с использованием шифрованных каналов связи (PPTP подключения).

Посредством электронной почты Гомельский районный исполнительный комитет взаимодействует с вышестоящими и некоторыми нижестоящими органами государственного управления. Через глобальную компьютерную сеть Интернет работники Гомельского районного исполнительного комитета имеют доступ к официальным интернет-сайтам органов государственного управления и иным электронным ресурсам.

На официальном интернет-сайте Гомельского районного исполнительного комитета имеется специальная рубрика «Электронные обращения», которая предоставляет возможность физическим и юридическим лицам подачи обращений в Гомельский районный исполнительный комитет в электронном виде.

Финансирование расходов районного бюджета на информационное обеспечение деятельности Гомельского районного исполнительного комитета является частью расходов на содержание органа управления. В 2013 году общие расходы на содержание органа управления составили 12,3 млрд. руб. [22].

Техническое обеспечение Гомельского районного исполнительного комитета представлено следующим образом. (Таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Техническое обеспечение Гомельского районного исполнительного комитета за 2012-2013 годы

 

Вид технического средства

Количество

Темп роста, %

2012

2013

2013 к 2012

Персональный компьютер

32

35

109

Принтер

17

21

124

Веб-камера

3

3

-

Спикерфон

2

2

-


 

По данным таблицы видно, что количество персональных компьютеров с 2012 по 2013 увеличилось на 3 единицы, принтеров – на 4 единицы. Остальная техника осталась в том же количестве. Таким образом, докупается техника, которой пользуются чаще. Рост количества персональных компьютеров обусловлен автоматизацией деятельности райисполкома и постепенного перехода к  электронному документообороту.

2.4 Проблемы информационного обеспечения деятельности органа управления

 

 

Процессы подготовки и принятия эффективных решений в основных сферах деятельности региональных органов государственной управления становятся жизненно важными. При этом качество управленческих решений в рамках системы регионального управления существенно зависит от глубины понимания ситуации и возможных альтернативных подходов к решению многочисленных проблем.

Проблемы информационного обеспечения органов власти и управления можно рассматривать в разрезе различных этапов и направлений создания, использования, организации и развития, в том числе, например:

  • по классам и видам автоматизированных систем и средств информационного обеспечения;
  • по видам информационных ресурсов, используемых для информационного обеспечения;
  • по видам нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в информационной сфере;
  • по направлениям обеспечения информационной безопасности.

К сожалению, наряду с рецептом повышения эффективности информационных потоков, возникают проблемные моменты, связанные с информацией:

  • некоторые виды информации с большим трудом поддаются количественной оценке (к примеру, мотивация);
  • информационная система способна учитывать только формальные информационные связи (в то же время большое значение имеют неформальные контакты);
  • несмотря на повышение гибкости информационных систем путем децентрализации, по-прежнему сфера их применения ограничена определенными внутренними и внешними условиями.

Безусловен тот факт, что информационные системы, информационные технологии могут привести к повышению производительности государственного управления. Однако, технология – это не сам успех, необходимо компетентное, энергичное, ответственное руководство.

Эффективность принимаемых решений зависит от качества информации, средств и методов ее обработки. Одной из важнейших проблем информационного обеспечения государственного управления является определение достаточности информационного обеспечения.

Состояние информационно-коммуникационных технологий, а также эффективное их использование в органе управления – одна из наиболее распространенных проблем.

Быстрое совершенствование процессов информатизации, проникновение информации во все сферы жизненно важных интересов личности, общества и государства повлекли помимо несомненных преимуществ появление ряда специфических проблем. Одной из таких проблем стала необходимость обеспечения информационной безопасности.

Актуальной проблемой выступают квалификационные требования к сотрудникам органа государственного управления по применению ими в своей деятельности современных информационно-коммуникационных технологий.

Важным препятствием на пути перехода к информационному обществу являются проблемы информационной безопасности. В большинстве случаев только этот фактор сдерживает внедрение электронного документооборота.

Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Информационная безопасность, как и защита информации, задача комплексная, направленная на обеспечение безопасности, реализуемая внедрением системы безопасности. Проблема защиты информации является многоплановой и комплексной и охватывает ряд важных задач. Проблемы информационной безопасности постоянно усугубляются процессами проникновения во все сферы общества технических средств обработки и передачи данных и, прежде всего, вычислительных систем.

На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

  • целостность данных – защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
  • конфиденциальность информации;
  • доступность информации для всех авторизованных пользователей.

При разработке компьютерных систем, выход из строя или ошибки в работе которых могут привести к тяжелым последствиям, вопросы компьютерной безопасности становятся первоочередными. Известно много мер, направленных на обеспечение компьютерной безопасности, основными среди них являются технические, организационные и правовые.

Обеспечение безопасности информации – дорогое дело, и не только из-за затрат на закупку или установку средств защиты, но также из-за того, что трудно квалифицированно определить границы разумной безопасности и обеспечить соответствующее поддержание системы в работоспособном состоянии. Средства зашиты информации нельзя проектировать, покупать или устанавливать до тех пор, пока не произведен соответствующий анализ.

 

 

 

3 Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления

 

 

3.1 Информационный аспект повышения эффективности деятельности региональных органов государственного управления

 

 

Современное развитие государства выдвигает на первый план решение глобальной социально-управленческой задачи – формирование единого информационно-правового пространства, что позволит рационально и эффективно решать проблему информационного взаимодействия органов государственной власти, обеспечить оперативность, обоснованность, корректность принимаемых решений.

Уровень ее информационного обеспечения, степень оснащенности современными техническими, технологическими, телекоммуникационными системами определяют эффективность государственного управления. Применение микроэлектроники, информатики, микропроцессов, роботов и других современных обслуживающих средств открывает возможность перевода всей работы с информацией на новые научные и технические уровни.

Информация о работе Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления