Совершенствования государственной инвестиционной политики Кыргызской Республики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:25, магистерская работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена с тем, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Кыргызстана с зарубежными странами.
Иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований - и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные, последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Кыргызстана, его народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятия и сущность инвестиционной политики государства как важнейшего элемента экономического развития страны 5
1.2 Международный опыт государственной политики по привлечения инвестиции 12
1.3. Правовые основы государственной политики по привлечению инвестиции 16
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В КЫРГЫЗСКУЮ РЕСПУБЛИКУ 28
2.1. Исторический экскурс в развитие инвестиционной политики государства КР 28
2.2. Анализ деятельности государственных органов управления по привлечению инвестиций (на примере месторождения Кумтор) 34
2.3. Пути совершенствования государственной инвестиционной политики в КР 56
Заключение 71
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Магист. раб. Борубеков от 03.03.2013г..docx

— 148.24 Кб (Скачать файл)

Участок Центральный включал  следующие подсчитанные и прогнозные запасы золота и серебра (категории  В+С1+С2+Р1, для отработки открытым способом до горизонта 3700 м, ниже–подземным на 1 января 1990 года). Основные запасы месторождения  Кумтор включает три главных рудных тела: Штокверковое, Южное и Северное.

В 1989 году институтом ГИНАЛМАЗЗОЛОТО Главного управления драгоценных металлов и алмазов при Совете министров  СССР было разработано первое технико-экономическое  обоснование по освоению золоторудного  месторождения Кумтор. Однако в связи  с тем, что разработка месторождения  предполагала нанесение невосполнимого ущерба экологии местности, освоение так  и не было начато.

В настоящее время месторождение  Кумтор разрабатывается ЗАО «КумторГолд  Компани» согласно заключенным соглашениям  от 2009 года. 100% акций ЗАО «КумторГолд  Компани» принадлежит канадской  публичной компании CenterraGoldInc.По соглашениям 2009 года для разработки в рамках проекта Кумтор предоставлены следующие  участки: Центральный, Сары-Тор, Юго-Западный, Северо-Западный, также Штокворковая и SB зоны.

Правительство своим решением к ранее предоставленному ЗАО  «КумторГолд Компани» земельному участку  площадью 10070 га дополнительно предоставило для геологического изучения недр и  разработки месторождений полезных ископаемых земельный участок площадью 16330,8 га во временное пользование  на срок действия пересмотренного концессионного договора (то есть до 4 декабря 2042 года). В целом, ЗАО «КумторГолд Компани» было передано 26400,8 га земли.

5 июля 2012 года ПравительствомКР принято постановление, согласно которому отменено действие вышеназванного постановления со дня его принятия, то есть ЗАО «КумторГолд Компани» фактически осуществляет деятельность без соответствующего решения правительства о предоставлении земельного участка.

Анализ проблем  при реализации проекта Кумтор. В октябре 1991 года Указом президента (подписан А.Акаевым) была создана государственно-частная корпорация «Сиабеко-Кыргызстан», президентом которой был назначен гражданин Канады Б.Бирштейн.

Также в 1991 году был образован  Комитет по реконструкции и развитию экономики Республики Кыргызстан, в  состав которого были включены сотрудники объединения иностранных фирм «Сиабеко-Групп». При посредничестве корпорации «Сиабеко-Групп» канадская корпорация Cameco «Камеко» получила право на разработку золоторудного  месторождения Кумтор.

Несмотря на поступление  более выгодных предложений от ряда компаний предпочтение правительством КР было отдано канадской корпорация «Камеко», которая без проведения конкурса получила право на разработку Кумторского месторождения.

Генеральное соглашение 1992 года.

3 декабря 1992 года в  городе Торонто (Канада) между  правительством Республики Кыргызстан (подписал Т.Чынгышев) и канадской  корпорацией «Камеко Корпорэйшн»  было подписано Генеральное соглашение  по Кумтору. 4 декабря 1992 года было  подписано Генеральное соглашение  по Кумторскому месторождению  между правительством Кыргызской  Республики, кыргызским государственным  концерном «Кыргызалтын» (подписал  Д.Сарыгулов) и «Камеко Корпорэйшн»  (подписал Эндрю Льюис), которое  затем было утверждено постановлением  правительства (подписал Т.Чынгышев).

На момент подписания указанного соглашения действовала Конституция  Киргизской ССР и закон Республики Кыргызстан «О Правительстве Республики Кыргызстан», согласно которым правительство  являлось высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти и возглавлялось президентом  Республики Кыргызстан.

Освобождение  от налогов.

Согласно пункту 5.3. Генерального соглашения правительство дало согласие, чтобы «Камеко» и КМК, КГК, КОК  или их родственные компании, представители  иностранных подрядчиков кредиторов или иностранные специалисты  не облагались отчислениями, налогами, сборами, роялти или обязательными платежами, прямыми или косвенными в связи с проектом Кумтор (включая налог на прибыль, налог на вывоз дивидендов) в течение периода, начиная с даты заключения Генерального соглашения (с 1992 года) и по истечении 5 лет (2003 год), следующих за началом промышленной добычи (с 1997 года) по проекту Кумтор. НДС, налог на использование автомобильных дорог и земельный налог не включены в пункт 5.3. Генерального соглашения.

Управление проектом Кумтор.

В соответствии с Генеральным  соглашением было создано ЗАО  «КумторГолд Компани», которое получило право на освоение недр участка Центральный  месторождения Кумтор на основе Концессионного договора.

Согласно Генеральному соглашению управление проектом «Кумторзолото» осуществлялось компанией ЗАО «КумторОперейтинг  Компани» за вознаграждение, исчисляемое  в размере 4,5% от общего объема расходов. Кроме того, в Генеральном соглашении было предусмотрено создание Исполнительного  комитета, которому были переданы часть  функций общего собрания акционеров и функции руководства ЗАО  «КумторГолд Компани», которые не предоставлены ЗАО «КумторОперейтинг  Компани» по соглашению о совместной деятельности по управлению проектом Кумтор от 3 сентября 1993 года. Согласно пункту 2.1 названного соглашения, КГК  выполняет решения Исполнительного  комитета. Исполнительный комитет инструктирует  оператора (КОК) и/или дает ему и  Генеральному директору КГК указания.

Структура исполнительного комитета:

- 1 член назначается «Кыргызалтын»;

- 1 член назначается —  КМК (дочерняя компания «Камеко»);

- 1 член назначается КГК.

Решения принимаются большинством членов исполнительного комитета.

Предложенная схема управления проектом Кумтор ограничила права кыргызской стороны как владельца 2/3 акций  КГК. На деле общее собрание акционеров КГК — высший орган управления акционерным обществом, как это  предусмотрено в законе «Об акционерных  обществах в Республике Кыргызстан», был заменен Исполнительным комитетом, в котором 2 члена представляли «Камеко».

 

Создание Исполнительного  комитета противоречило закону «Об  акционерных обществах в Республике Кыргызстан», поскольку делегирование  полномочий общего собрания акционеров, относящихся к его компетенции, не допускается. Установленная формула  определения вознаграждения КОК  за управление проектом Кумтор способствовала увеличению расходов, в том числе  непроизводственных.

Строительство и  монтажные работы.

Постановлением правительстваКР (подписан А.Джумагуловым) разрешено, в порядке исключения, компании КОК до утверждения в целом проекта в установленном порядке осуществлять разработку рабочей документации и параллельное выполнение по ней подготовительных и строительно-монтажных работ по внеплощадочным сооружениям и коммуникациям, объектам производственной базы, жилым домам и объектам культурно-бытового назначения в объемах, согласованных с подрядными организациями.

Обучение жителей  Кыргызской Республики.

Одним из обязательств «Камеко» согласно Генеральному соглашению являлось, что компания обязуется через  КОК использовать все возможное  для найма и обучения жителей  Кыргызской Республики и во исполнение этого организовать учебу для  местных жителей по проекту Кумтор. Обучение должно было включить подготовку для занятия управленческих должностей, определенных «Камеко», и такое обучение могло проводиться как в Канаде, так и в Кыргызской Республике. Данное обязательство не было выполнено.

Концессионный договор 1993 года.

Концессионный договор от 10 мая 1993 года (с изменениями и  дополнениями от 30 мая 1994 года), заключен между правительством и КГК (подписали  премьер-министр Т.Чынгышев, генеральный  директор КГК М.Давлетов), срок действия концессии составляет 50 лет со дня  подписания (до 4 декабря 2042 года).Концессионный  договор был заключен в нарушение  законодательства Кыргызской Республики. Так, пункт 3.4 части 3 Генерального соглашения предусматривает, что правительство  после регистрации КГК заключает  и регистрирует концессионный договор, передающий КГК все права на полезные ископаемые по проекту Кумтор.В соответствии со статьей 10 закона «О концессиях и  иностранных концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан» решение  о предоставлении объекта для  концессии принимается правительством по итогам конкурсов, а концессионеры приобретают право заключения концессионного договора с концессионным органом.Тем самым был нарушен основной принцип концессионной деятельности, предусмотренный вышеназванным законом — это конкурсный подход к выбору концессионеров.Кроме этого, ни Генеральное соглашение, ни Концессионный договор не включали положения о плате за концессию и об арендной плате, как это предусмотрено статьей 11 закона КР «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан», согласно которой плата за концессию и арендная плата являются одними из прямых и обязательных концессионных платежей.Согласно пункту 3.3 Генерального соглашения, начальные инвестиции акционеров в КГК в сумме $45 млн должна была осуществить «Камеко» через КМК.

Подпунктом «b» пункта 3.3 Генерального соглашения предусмотрено, что расходы и издержки, связанные  с разведкой и разработкой  Кумторского месторождения, и не покрываемые за счет кредитов, финансируются  пропорционально их соответствующим  долям в акционерном капитале — 2/3 «Кыргызалтыном», 1/3 КМК.«Камеко» обязуется произвести выплату $15 млн  своего вклада и $30 млн от имени «Кыргызалтына».Сумма  в $30 млн, выплачиваемая от имени  «Кыргызалтына», признается косвенным  концессионным платежом, что противоречит статье 11 закона «О концессиях и иностранных  концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан».

Основные экономические  и социальные показатели, выгоды от проекта «Кумтор».

В ноябре 1992 году компания «Камеко» и Кыргызская Республика заключили  принципы соглашения, где впервые  прописываются основные положения  инвестирования в проект Кумтор с  долей КР 2/3 и «Камеко» 1/3, включая  создание компании ЗАО «КумторГолд  Компани» (КГК) с тем обязательством, что Кыргызская Республика предоставит  исключительные права на залежи золота проекта.

В ТЭО 1993 года была проведена  первая ориентировочная оценка стоимости  проекта в размере $276,6 млн. ТЭО  было принято постановлением правительства  от 31 мая 1994 года. Увеличение окончательной  стоимости в сравнении с расчетной  по ТЭО составило $175,6 млн. В обосновании  увеличения стоимости по отчету комиссии, созданной распоряжением правительства, одним из основных причин приводится увеличение строительно-монтажных  работ (на 25%) в результате улучшения  ТЭО на стадии проектирования и строительства, сокращение сроков строительства на 7 месяцев из-за отставания, а разработка самого ТЭО обошлась в $5,5 млн, вознаграждение за управление — $15,3 млн. На организацию  финансирования было потрачено $37,4 млн, из которых $25 млн — начисленные проценты, техконсультанты и советники — $5 млн, юридические услуги — $7,4 млн.

Структура финансирования постройки  фабрики была организована в большей  части за счет кредитных ресурсов. Так, из объема $437,5 млн вложенный  капитал (долевое участие) составил только лишь $45 млн. Структура финансирования выглядела таким образом, что  «Камеко» вложила собственных средств  в проект в виде акционерного капитала только на 3,4%. Акционерный кредит, предоставленный  «Камеко», составил в сумме $107,43 млн  при обслуживании Либор+6.

Процентные платежи по субординированному долгу составили $62,1 млн с 1996 года по 2002 год, по старшему долгу — $11,9 млн, причем остаток акционерного займа «Камеко» на 2002 год составил $61 млн, который впоследствии был  трансформирован в акции CenterraGoldInc. Процентная ставка по субординированным  долгам МФК и ЕБРР колебалась от 5% в 1996 году до 21,4% в 2004 году.

Потери от соглашений 1992-1994 годов.

1) Проект Кумтор был  передан для реализации корпорации  «Камеко», которая специализировалась  в сфере добычи урана. Предложения  других компаний, специализирующихся  в добыче золота на более  выгодных условиях («ГрайбергПродакшн  Корп.», AngloAmerican, Nemmont и др.) были отвергнуты  со стороны КР. В соглашениях  четко прописывалось, что управленческие  вопросы, такие как: утверждение  ТЭО, годовых планов, финансовых  отчетов, утверждение капитальных  затрат, изменение соглашения осуществлялось  не менее чем 4/5 акционеров (80%), то есть в любом случае с  одобрения «Камеко»;

2) Формула «долевого»  участия не соответствовала интересам  КР — когда чистая прибыль  (не доходы и не раздел продукции-золота) после всех вычетов, включая  расходы на обслуживание инвестиционного  и акционерного (выданного «Камеко») кредитов на разработку проекта,  делилась между КР и «Камеко». Структура финансирования проекта  Кумтор для его промышленного  запуска (ТЭО, постройка фабрики  и др.) была организована так,  что средства «Камеко», вложенные  в разработку проекта, фактически  составили 3,4% от общего объема  затрат, при этом привлечением  финансирования занималась «Камеко»  под залог самого месторождения.  КОК/КГК получали управленческое  вознаграждение в размере 4% до  постройки фабрики и 4,5% после  от расходов по проекту;

3) В мае 2002 года после  завершения срока налоговых каникул  правительством КР было принято  изменение в соглашение по  проекту Кумтор по возмещению  части некоторых налогов —  1/3 КГК и 100% КОК, что составило  обязательств со стороны КР  на 31 декабря 2002 года $2,4 млн и на 31 декабря 2003 года $2,5 млн, всего  на $4,9 млн. Это было сделано  для снижения риска невыплаты  инвестиционных кредитов и процентов  по ним, включая акционерный  заем от «Камеко» в размере  $107,5 млн с процентной ставкой  Либор+6%.

По условиям всех 3-х соглашений по Кумтору (от 1992, 2003 и 2009 годов) наиболее выгодным было соглашение от 1992 года. Так, по суммам налогов, обязательных платежей и дивидендов финансовые потери КР от последующей реструктуризации (2003 и 2009 годов) могут оцениваться приблизительно до $174 млн. Это кроме того, что  «Кыргызалтын» потерял контрольный  пакет акций в Кумторе, и вместо 66,7% прямого контроля на сегодняшний  день имеет лишь 32,75% доли косвенного участия.

Также анализ исполнения финансовых показателей ТЭО от 1995 года показал  неэффективность управления проектом Кумтор. Так, фактический чистый приток денежных средств КГК (в виде чистой балансовой прибыли) в период с 1994 по 2008 годы составил около $183 млн, что ниже, чем ожидалось по ТЭО за этот период (прогнозировалось $480 млн при цене золота в $375 за унцию), хотя цена золота поднялась выше этой отметки уже  в 2004 году. То есть «КумторГолд Компани» в период 1994-2008 годов получил в 2,6 раза меньше, чем ожидалось по ТЭО, и потери прибыли от неэффективного управления составили порядка $397 млн.

Информация о работе Совершенствования государственной инвестиционной политики Кыргызской Республики в современных условиях