Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:25, магистерская работа
Актуальность темы исследования обусловлена с тем, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Кыргызстана с зарубежными странами.
Иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований - и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные, последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Кыргызстана, его народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятия и сущность инвестиционной политики государства как важнейшего элемента экономического развития страны 5
1.2 Международный опыт государственной политики по привлечения инвестиции 12
1.3. Правовые основы государственной политики по привлечению инвестиции 16
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В КЫРГЫЗСКУЮ РЕСПУБЛИКУ 28
2.1. Исторический экскурс в развитие инвестиционной политики государства КР 28
2.2. Анализ деятельности государственных органов управления по привлечению инвестиций (на примере месторождения Кумтор) 34
2.3. Пути совершенствования государственной инвестиционной политики в КР 56
Заключение 71
Список литературы 73
Правовая защита инвестора
Правовая защита деятельности инвесторов осуществляется законами Кыргызской Республики. Важнейшим из законодательных актов, регулирующих в Кыргызской Республике собственно инвестиционную деятельность, служит Закон «Об инвестициях в Кыргызской Республике», который установил, что инвестиции на территории Кыргызской Республики пользуются полной и безусловной правовой защитой.
Закон определяет основные
гарантии прав инвесторов на инвестиции
и получаемые от них доходы и прибыль,
условия предпринимательской
В Законе «Об инвестициях в Кыргызской Республике» подтверждается инвестиционный режим и стабильные условия для инвесторов и устанавливается, что в случае внесения изменений или дополнений в инвестиционное законодательство Кыргызской Республики, за исключением в Конституцию Кыргызской Республики, налоговое законодательство и в законодательство Кыргызской Республики, связанное с вопросами национальной безопасности, здравоохранения и защиты окружающей среды, инвесторы в течение десяти лет от даты принятия таких изменений или дополнений имеют право выбора на наиболее благоприятные для них условия.
Также инвестиции не подлежат
экспроприации (национализации, реквизиции
или иным эквивалентным мерам, в
том числе включающим действие или
бездействие со стороны уполномоченных
государственных органов
Нормативно-правовые акты, обеспечивающие защиту инвесторов:
Отсутствие логики и четкой
программы трансформации
Перед экономикой Кыргызской Республики задачи, от выполнения которых зависит наше будущее. Одной из важнейших задач является рациональное размещение производства.
Кыргызская Республика расположена на северо-востоке Средней Азии и занимает площадь 199,9 тыс.кв.м., в своем составе она имеет 7 областей, 20 городов, 40 районов. Каждая область республики по сути дела составляет обособленный, а порой изолированный регион. Довольно усложнена транспортная схема. Географическое положение и рельеф нашей республики не позволяет провести железную дорогу ко всем областям, и поэтому автомобильные дороги являются основной схемой транспортного сообщения. Они в основном горные с многочисленными перевалами высотой до 4000 м и более.
После 1991 года экономика Киргизии вступила на путь рыночных преобразований. При советской власти Киргизия в основном служила источником сырья, которое отправлялось на переработку в другие регионы СССР. До конца 1991 республика не могла самостоятельно экспортировать и импортировать товары и вступать в экономические отношения с зарубежными странами. В середине 1990-х годов правительство стало активно вести переговоры о заключении торговых соглашений с другими странами и о создании совместных компаний в таких областях, как пищевая промышленность, станкостроение, разведка и эксплуатация энергетических ресурсов.
После приобретения независимости
в 1991г. Кыргызская Республика приступила
к параллельному переходу к демократической
системе государственного управления
и рыночной экономике. Настроение было
оптимистичным. Кыргызстан описывался
как «островок демократии»
Тем не менее, переход оказался нелегким, результаты варьировались. Можно определить три фазы.
С 1991 по 1995 гг. - острое сокращение производства и доходов совпало с резким ростом числа людей, достигших черты бедности (около 50% населения), неравенство гиперинфляцией, за которыми последовала первоначальная макроэкономическая стабилизация.
С 1996 по 1999 гг. наблюдалась
экономическая стабилизация, рост происходил
в ограниченных секторах (сельское
хозяйство, золотодобыча и энергетика).
Тем не менее, высокий бюджет и
покрытие бюджетного дефицита сделали
экономику чрезвычайно
С 2000 по 2002 гг. наблюдается продолжающийся рост, замедление инфляции, сокращение дефицита бюджета, стабилизация курса обмена валют, но при этом нарастает проблема внешнего долга. Анализ роста, проведенный МВФ, показал, что за семь лет с момента начала роста ВВП с 1996 г. кыргызская экономика росла в среднем на 4.7% в год в реальном измерении.
В настоящее время экономика переживает некоторые фундаментальные трудности. Диверсификация источников роста. Экономический рост в Кыргызстане может стать устойчивым, только если он будет происходить сразу во многих, а не в нескольких, как сейчас, секторах экономики. Это должно сделать экономику куда менее уязвимой к внешним потрясениям, которых слишком много для такой небольшой и очень открытой экономики. Это также убережет от повторения ситуации 2002 года, когда несчастный случай в золотодобывающей компании «Кумтор» в купе с дождливым годом (неблагоприятным для экспорта электроэнергии и развития сельского хозяйства) привели к отрицательному росту ВВП.
Увеличение инвестиций. Инвестиции в основной капитал в 2002 г. составили только 17% ВВП, что очень мало для развивающейся страны, нацеленной на 5-6% ежегодный рост ВВП. До сих пор страна полагалась на капитал, аккумулированный в предыдущий период, который в настоящее время очень быстро амортизируется. Это особенно очевидно в таких областях, как сельское хозяйство, ирригация, дороги, сети энергоснабжения, социальная инфраструктура и т.д. Важно заметить, что увеличение инвестиций может происходить только в результате общего совершенствования инвестиционного климата в стране. Это задача намного сложнее, чем реализация нескольких крупных инвестиционных проектов (в стране не так много подобных возможностей), хотя это и создаст устойчивую основу для экономического развития. Подобного совершенствования инвестиционного климата невозможно достичь только при помощи чисто экономических мер, здесь необходимо осуществление комплексных действий в сферах государственного управления, безопасности и социального развития.
Расширение экспорта. Узкий внутренний рынок заставляет искать пути выхода кыргызских продуктов на рынки других стран. Для этих целей особую важность приобретает установление соответствующего регионального сотрудничества в Центральной Азии. В настоящее время нерешенные вопросы границ и неопределенности во взаимоотношениях с соседями ограничивают доступ к новым потенциальным рынкам и сдерживают устойчивую добычу и использование природных ресурсов. Отсутствие надлежащего регионального сотрудничества в Центральной Азии различными способами влияет на возможности решения острых проблем региона, связанных с обеспечением водой, энергией, развитием инфраструктуры дорог. Это влияет на экономику Кыргызской Республики и других стран, а также пагубно сказывается на окружающей среде, обеспечении безопасности и свободы передвижения людей.
Развитие мелкого и среднего бизнеса и сельского хозяйства. Эти сектора являются наиболее важными с точки зрения сокращения бедности, так как большинство возможностей занятости и получения дохода сконцентрированы именно в этой экономической сфере.
Реформы государственного сектора играют значимую роль через содействие развитию частного сектора, обеспечивая при этом целевое размещение имеющихся государственных ресурсов на нужды наиболее уязвимых групп населения.
Рост экономики Кыргызской Республики в первом квартале 2004 г. достиг 5,7 процента, демонстрируя устойчивый рост, начавшийся в прошлом году. Самый существенный вклад в экономический рост внес наиболее динамично развивающийся сектор услуг. Помимо добычи золота на месторождении «Кумтор», на долю которой приходится 1,1 процента прироста ВВП, промышленное производство, не относящееся к золоту, также демонстрировало продолжающийся рост. Несмотря на это, общий уровень капиталовложений оставался низким, с единственным ощутимым увеличением в области государственных инвестиций в энерго-вырабатывающий сектор. Сохранялся низкий уровень инфляции, при этом потребительские цены (с марта по декабрь) возросли лишь на 1,3 процента, после повышения на 5,6 процента в четвертом квартале 2003 г., связанного с перебоями в импорте нефтепродуктов и пшеницы. Реальный эффективный обменный курс и реальный обменный курс сома к доллару оставались относительно стабильными, с признаками незначительного снижения в конце марта. Сальдо внешнего счета текущих операций, отражая значительный рост импорта, было отрицательным, в отличие от положительного сальдо в первом квартале 2003 г. Позитивной характеристикой развития экспорта в первом квартале явилось увеличение экспорта, кроме золота и нефтепродуктов для военной базы. Объем импорта возрос на 57 процентов, хотя и в сравнении с его низким уровнем в первом квартале 2003 г. Наиболее значительным было увеличение объема импорта нефтепродуктов и потребительских товаров. Дефицит консолидированного бюджета сократился до 0,9 процента ВВП в сравнении с 1,3 процента в первом квартале 2003 г. Средняя месячная заработная плата, характеризуемая сезонными колебаниями, увеличилась на 6,1 процента в реальном выражении, по сравнению с первым кварталом 2003 г., и составила в среднем 44 доллара США.
Сельское хозяйство. Основу сельского хозяйства Киргизии составляет животноводство (овцеводство, молочно-мясное скотоводство, коневодство). Под него отведено 85% всех сельскохозяйственных угодий.
Поголовье сельскохозяйственных животных по сравнению с 1991 существенно снизилось. Переход к рыночной экономике сказался на производительности сельского хозяйства в основном из-за выросших цен на удобрения и оборудование. Наметившиеся в последние годы положительные тенденции связаны с приватизацией колхозной собственности.
В целом после 1991 произошло значительное снижение производства продукции растениеводства.
Энергетика. Основным источником электроэнергии в Киргизии являются гидроэлектростанции. Производимой в стране энергии достаточно для удовлетворения нужд собственной тяжелой промышленности и экспортных поставок.
Горнодобывающая промышленность.Киргизия располагает крупными месторождениями каменного угля, сурьмы, ртути, урана, цинка, олова, вольфрама, свинца, редкоземельных металлов, волластонита, нефелиновых сиенитов. Месторождения сурьмы славятся высоким качеством сырья. В 1992 было открыто крупное месторождение золота в Кумторе (центральная Киргизия). Запасы металла оцениваются в 5,5 тыс. т, что ставит Киргизию на седьмое место в мире по запасам золота. Правительством подписан контракт о разработке этого месторождения с канадской горнодобывающей компанией «Комеко».
Тяжелая промышленность. Наиболее быстро развиваются различные отрасли станкостроения, включая производство автоматизированных станков, которые, наряду с оборудованием и запасными частями, представляют собой наиболее ценные статьи экспорта. Производятся также оборудование для металлообрабатывающей промышленности, прессовое оборудование, железные и стальные трубы, сельскохозяйственное оборудование (преимущественно трактора и пропашное оборудование). Киргизия является также крупным производителем стройматериалов (железобетон и асбоцементные кровельные материалы).
Переход к рыночной экономике повлек значительные трудности в тяжелой промышленность, так как прекратились поставки из других бывших союзных республик. Подписаны соглашения об экономическом сотрудничестве с большинством стран СНГ, которые должны привести к длительной стабилизации экономики республики.
Транспорт. Из-за горного рельефа развитие железнодорожного и трубопроводного транспорта ограничено. Протяженность железных дорог ок. 370 км. Они являются продолжением железных дорог соседних государств и на севере следуют из Казахстана до Бишкека и далее до Балыкчы (быв.Рыбачье) на северо-западном побережье Иссык-Куля, а тажке из Узбекистана – к Ошу и Джалал-Абаду на востоке Ферганской долины.