Совершенствования государственной инвестиционной политики Кыргызской Республики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:25, магистерская работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена с тем, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Кыргызстана с зарубежными странами.
Иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований - и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные, последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Кыргызстана, его народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятия и сущность инвестиционной политики государства как важнейшего элемента экономического развития страны 5
1.2 Международный опыт государственной политики по привлечения инвестиции 12
1.3. Правовые основы государственной политики по привлечению инвестиции 16
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В КЫРГЫЗСКУЮ РЕСПУБЛИКУ 28
2.1. Исторический экскурс в развитие инвестиционной политики государства КР 28
2.2. Анализ деятельности государственных органов управления по привлечению инвестиций (на примере месторождения Кумтор) 34
2.3. Пути совершенствования государственной инвестиционной политики в КР 56
Заключение 71
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Магист. раб. Борубеков от 03.03.2013г..docx

— 148.24 Кб (Скачать файл)

Из вышеуказанного следует, что привлекательность инвестиций во многом зависит от политических и экономических факторов.

Они включают политическую стабильность, законодательство, участие  в двух - и многосторонних межгосударственных соглашениях, общее состояние экономики, положение в налоговой, валютной и кредитной системах принимающей  страны, таможенный режим, стоимость  рабочей силы, условия для репатриации  прибыли, наличие гарантий против национализации, характер процедуры регистрации  и т.д.

Инвестиционное законодательство является ключевым фактором, определяющим инвестиционный климат в государстве. Одной из его целей является исключение всех сомнений в надежности защиты интересов инвесторов. Государство  может на долгий срок потерять доверие  потенциальных инвесторов, если будет  допускать ошибки при разработке инвестиционного законодательства.

Итак, инвестиционный климат и инвестиционный риск тесно взаимосвязаны. Чем благоприятнее инвестиционный климат, тем ниже инвестиционный риск. И наоборот, чем хуже инвестиционный климат, тем больше инвестиционный риск.

В Кыргызстане главным  документом, регулирующим отношения, связанные  с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, как уже отмечалось, является Закон Кыргызской Республики "Об иностранных инвестициях в  Кыргызской Республики".

На сегодняшний день законодательством  КР иностранным инвесторам предоставлены  следующие права:

  • научастие в приватизации;
  • на приобретение недвижимости и право пользования землей, природными ресурсами на основании договора аренды;
  • право на производство расчетов в иностранной валюте и реинвестирование валюты в КР;
  • на привлечение финансовых средств в виде кредитов, выпуск ценных бумаг, займов;
  • на репатриацию капитала и беспрепятственный вывоз прибыли;
  • на приобретение акций и других ценных бумаг;
  • на обращение при разрешении споров, связанных с инвестиционной деятельностью, в соответствии с действующим в КР законодательством в суды любого уровня или по договоренности сторон.

Потенциально Кыргызстан может стать одной из ведущих  стран приложения прямых инвестиций. Его природные ресурсы предоставляют  возможности для эксплуатации минеральных  богатств, особенно месторождений золота, развитие гидроэнергетики и экспорта электроэнергии, разведки и эксплуатации месторождений нефти и газа, развития туризма и далее увеличения объема продукции, и диверсификации аграрного  комплекса. Высокий уровень образованности населения и сравнительно развитая инфраструктура создают условия  для использования возможности  увеличения объемов производства в  отраслях обрабатывающей промышленности и сферы услуг.

Использование этих возможностей роста потребует существенных инвестиций в модернизацию промышленности инфраструктуры Кыргызстана.

Объектами инвестирования (вложения средств) могут быть строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания и сооружения, другие основные фонды, ориентированные на решение определенной задачи (например, на производство новых товаров или услуг, увеличение их объема или улучшение качества и т.д.). Они различаются по объемам производства (масштабам проекта, производству продукции, работ, услуг), направленности (производственные, социальные и др.), характеру и содержанию периода (этапов) осуществления проектов (на весь период или только отдельные этапы), формам собственности (государственные или частные), характеру и степени участия государства (кредиты, пакет акций, налоговые льготы, гарантии и др.), окупаемости средств, эффективности конечных результатов и другим признакам.

Все инвестиции подразделяют на две основные группы: реальные (капиталообразующие) и портфельные.

Реальные инвестиции — это в основном долгосрочные вложения средств (капитала) непосредственно в средства производства и предметы потребления. Они представляют собой финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связаны с приобретением реальных активов. При этом может быть использован и заемный капитал, в том числе и банковский кредит. В таком случае банк также становится инвестором, осуществляющим реальное инвестирование.

Портфельные инвестиции — это вложение капитала в проекты, связанные, например, с формированием портфеля и приобретением ценных бумаг и других активов. В данном случае основной задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, осуществляемое, как правило, посредством операции покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке. Портфель — это совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей.

Инвестиции составляют важную часть доходов, затрачиваемых на производство валового национального  продукта и представляют собой расходы  на расширение и обновление производства, которые связаны с введением  новых технологий, материалов и др. предметов и средств труда, т.е. связаны с капиталообразованием, расширением физического капитала, в отличие от капитала денежного

В. В. Бочаров в книге "Финансово-кредитные  методы регулирования рынка инвестиций"3 пишет: "Инвестиции целесообразно рассматривать не в статике, а в динамике, т.е. в процессе смены форм собственности и превращения их в конечный продукт инвестиционной деятельности данного периода. Другими словами, - это часть дохода за данный период, которая не может быть использована на потребление". В таком понимании инвестиции представляют цепочку превращений от вложений до получения дохода, без получения которых стимулы к инвестированию будут отсутствовать.

Главными этапами инвестирования по В. В. Бочарову становятся:

1. Преобразование ресурсов  в капитальные вложения (затраты), т.е. процесс трансформации инвестиций  в конкретные объекты инвестиционной  деятельности (собственно инвестирование);

       2. Превращение  вложенных средств в прирост  капитальной стоимости, что характеризует  конечное преобразование инвестиций  и получение новой потребительной  стоимости;

3. Прирост капитальных  стоимостей в форме дохода  или социального эффекта,то есть  реализуется конечная цель инвестиционной  деятельности.

Далее начальная и конечная цепочки замыкаются, образуя новую  взаимосвязь: доход-ресурсы и, таким  образом, процесс накопления повторяется.

В экономической теории классификация  источников инвестиций разнится в зависимости  от признаков, положенных в ее основу. Так, если исходить из основного назначения источников, укрупненные инвестиционные расходы можно разделить на амортизационные, направленные на замену изношенного оборудования, здания и сооружений, и чистые инвестиции, расширяющие физический капитал, т.е. способствующие экономическому росту.

Федоров В., Ширшов В., Бойко  С. в книге "Инвестиции и инфляция" разделяют источники по экономическим  и организационно-финансовым признакам.

Экономическими источниками  инвестиций являются амортизационный  фонд, чистые накопления народного  хозяйства (прибыль предприятий, прямые доходы бюджета), сбережения населения, элементы национального богатства (резервные, страховые и другие аналогичные  фонды, выручка от реализации основных средств и товарно-материальных ценностей из запасов), эмиссия кредитных  денег и иностранный капитал.

В организационно-финансовом отношении источники капиталовложений подразделяются на собственные средства предприятий (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего  имущества, мобилизация внутренних активов, нераспределенная прибыль  и другие денежные накопления), заемные  средства (кредиты банков, ссуды  финансово-инвестиционных структур, средства от размещения эмиссии ценных бумаг  предприятий, задолженность кредиторам), централизованные ресурсы (безвозвратные  бюджетные ассигнования и льготные инвестиционные государственные кредиты), иностранные инвестиции (вклады в  уставные фонды и покупка акций  предприятий, кредиты зарубежных банков и международных финансовых организаций) и средства отдельных граждан.

По мнению авторов, только на формирование внутренних источников инвестиций можно целенаправленно  влиять методами государственного экономического регулирования (бюджетно-налоговой  и амортизационной политикой, деятельностью  денежного и фондового рынков, кредитной и эмиссионной политикой  Национального Банка).

Естественно, что источники  финансирования инвестиций имеют производственное или непроизводственное происхождение. В первом случае они формируются  на основе создания валового внутреннего  продукта, во втором - вступают в хозяйственный  оборот страны, не будучи результатом  этого процесса. К инвестиционным ресурсам производственного происхождения  относятся все экономические  источники капиталовложений, кроме  эмиссии кредитных денег и  иностранного капитала. Образование  этой совокупности финансовых средств  связано с перераспределением между  фондом потребления и фондом накопления денежной массы уже имеющейся  в экономике в соответствии с  произведенным ВВП.

По мнению западных экспертов, инвестиционный климат в Кыргызстане  в целом благоприятный, но серьезные  преграды в виде бюрократических  препонов, финансовых рисков, недостатков  в налоговом законодательстве и  администрировании, недостаточно развитой правовой инфраструктуры в сфере  страхования, залогов и т.д. могут  начать сдерживать процесс притока  иностранного капитала и инвестиций. С другой стороны, Кыргызстан считается  для зарубежных инвесторов привлекательным  рынком по самым   базовым параметрам делового климата; республике свойственны  крупный рыночный потенциал, изобилие природных и трудовых ресурсов. Потенциальная  прибыльность инвестиций выступает  существенным фактором для инвесторов, ожидающих получить больше прибыли  от инвестиций в Кыргызстане.

Все это в определенной мере послужило тому, что зарубежный капитал стал сегодня серьезнейшим фактором в экономике. Практически  весь достигнутый незначительный рост в экономике связан с иностранным  капиталом, занявшим серьезную и  долгую нишу в экономическом развитии страны. Закупки товаров, строительство  крупных объектов на средства международных  кредитов, участие зарубежного капитала в прямой форме, при передаче в  управление и покупке контрольных  пакетов акций предприятий, эти  и другие события стали неотъемлемой частью экономической жизни республики.

1.2 Международный  опыт государственной политики  по привлечения инвестиции

 

Инвестиционная сфера  в экономике любой страны является основной и определяет экономический  рост страны, а инвестиционная политика является приоритетной сферой экономической  политики.

Об этом свидетельствует  и мировая практика. Замечено, например, что на каждый процент прироста ВВП  страна, решающая задачи экономического роста, должна выделять на производственные инвестиции не менее 3% ВВП.

Если проанализировать этапы  экономического подъема таких промышленно  развитых стран, как США, ФРГ, Японии, Франция, Великобритания, КНР и др., нетрудно заметить, что в последние  десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах соответствовали (естественно с определенным шагом) периоды самых высоких темпов подъема экономики.

Это ярко проявилось, в частности, в 60-ые годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась особенно значительными темпами  роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовой  национальный продукт. К примеру, в  Японии при удвоении объема инвестиций за 1966-1970гг. ВВП возрос по сравнению  с предыдущим пятилетием более чем  на 70%. В эти же годы в США, ФРГ, Франции достигались приросты ВВП  на 25-30%.

При таких высоких темпах экономического роста многие развитые страны получили возможность создать  уже в 60-ые годы производственный потенциал, обеспечивающий материально-техническую  основу для устойчивого экономического и социального развития в последующий  период, для формирования экономики  постиндустриального общества и  перехода к новому этапу экономического роста. По существу именно этот период создал условия, при которых можно  было не только стабилизировать норму  производственного накопления, но и  допускать снижение ее, обеспечивая  даже при этом быструю замену физически  и морально устаревших средств на основе непрерывно прогрессирующей  техники.

С повышенной инвестиционной активностью связан и известный  экономический феномен последнего периода - появление "новых индустриальных стран" Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. Благодаря инвестициям  в этих странах в короткий срок были созданы стабильные экономические  структуры с крупным динамичным экспортным потенциалом, способным  быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка, осуществлен переход к широко фронтальному развитию современных наукоемких отраслей экономики.

Влияние инвестиций на экономику  обнаруживалось и в периоды существования  СССР. Так, в 19бб-1970г.г. при увеличении объемов капитальных вложений более  чем в 1,4 раза среднегодовой прирост  ВВП в стране достиг довольно значительной величины - 7,6%. В последующие пятилетия  по мере уменьшения приростов объема капитальных вложений в народное хозяйство и снижения качества их использования в условиях экстенсивного  типа экономического развития устойчиво  падали темпы среднегодовых приростов  ВВП. Как известно, в конечном счете  это привело к кризисному состоянию  производственного аппарата, резкому  увеличению незавершенного строительства  и многим другим негативным  экономическим  и социальным последствиям, усугубляющим сегодняшнюю ситуацию в экономике.

К сожалению, инвестиционный фактор не нашел достойного отражения  в программах стабилизации и экономического подъема Кыргызстана и многих других стран СНГ. Это объясняется  скорее недооценкой роли инвестиций в экономике и методологически  ошибочной точкой зрения о том, что  после достижения финансовой стабилизации в экономике, снижения инфляции инвестиционная активность предприятий будет возрождаться самопроизвольно. Так, в республике до сегодняшнего дня не принята программа  стимулирования отечественных и  иностранных инвестиций, в то время  как в России такая программа  принята еще в 1994г. (что в немалой  степени способствовало оживлению  инвестиционной активности, (начиная  с 1995г.)

Информация о работе Совершенствования государственной инвестиционной политики Кыргызской Республики в современных условиях